Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что изучает институциональная теория



Человеческое общество есть определенным образом упорядоченная совместная деятельность людей.

В совместной деятельности люди либо объединяют свои усилия для достижения общей цели, либо координируют свои действия, добиваясь полезных для себя результатов. Примером совместной деятельности первого рода является домашнее хозяйство. Примером совместной деятельности второго рода – рыночная сделка.

Совместная деятельность может быть упорядочена технологически, то есть, нормирована и урегулирована в соответствии с требованиями технологических процессов достижения заданного результата. С этой точки зрения совместная деятельность выступает как комбинация трудовых функций, а отдельный человек – как ресурс. Данный ракурс изучения совместной деятельности – это предмет изучения естественнонаучных дисциплин.

Но совместная деятельность упорядочена не только технологически, но и социально. Социальная упорядоченность, отрегулированность совместной деятельности достигается посредством существования социальных норм поведения.

Социальные нормы можно разделить на три группы: формальные, конвенциальные и этические.

Формальные нормы устанавливаются принудительно, а их соблюдение осуществляется с помощью механизмов административного или уголовного принуждения.

Примерами таких норм являются законодательные нормы или нормы, установленные на предприятии внутренними приказами и распоряжениями.

Этические или моральные нормы выступают как внутренние убеждения человека. Хотя нет сомнения в том, что эти нормы привиты человеку его общественным воспитанием, принуждение к исполнению этих норм осуществляется на основе внутреннего побуждения, невозможности поступить иначе, не потеряв самоидентичности.

Примерами таких норм являются религиозные заповеди для истинно верующих людей. Наши внутренние убеждения, происхождение которых мы сами не до конца осознаем.

Конвенциальная норма – это принятая в данном обществе норма (образец, обычай) поведения, позволяющая членам сообщества понимать поведение друг друга и координировать свои действия.

Примерами конвенциальных норм являются правила приличия, правила этикета, правила сословной чести, культурные традиции, сложившиеся в обществе ритуалы поведения.

Принуждение к исполнению конвенциальных норм обеспечивается желанием индивида быть своим в определенном сообществе (группе) людей, поскольку санкцией за отклоняющееся поведение является исключение из социума или отторжение от коллектива.

Отказ дворянина от дуэли. Человек-бука. Белая ворона.

Конвенциальная норма часто мимикрирует под этическую, поскольку выступает в форме морально одобренного поведения. Но это норма является внешней, поскольку ориентируется не на нравственный долг, а на ожидания других.

Со временем некоторые конвенциальные нормы переходят в разряд формальных.

Юристы даже выделяют такой источник права как обычаи.

Обычное право – это нормы, которые сложились силой бытовых отношений, независимо от верховной власти, и приобрели в сознании общества обязательное значение.

По исторической последовательности обычное право предшествует закону. И первые законы в большинстве случаев представляют собой фиксацию в законодательном акте уже сложившихся норм. Но впоследствии положение изменяется. По мере усиления государственной власти и развития законодательной деятельности закон получает преимущество перед обычным правом. Большинство гражданских кодексов европейских стран признает обычаи, но только в одном случае – если закон не регулирует возникшую коллизию. Действие обычного права начинается там, где молчит закон.

Если мы обратимся к русской истории, то увидим, что памятники истории русского права первоначального периода: Русская Правда, Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота – основаны, главным образом, на обычаях. В московском государстве законы (грамоты, указы, уложения) становятся рядом с обычаем, но занимают еще равное положение. Старина продолжает пользоваться большим уважением, чем воля государей. Последние не решаются еще самостоятельно творить право, а лишь закрепляют обычаи.

В императорский период закон вытесняет обычное право. Уже не повторяет его, а идет наперекор. Носит реформаторский характер. Но, как показывает практика, законы, противоречащие обычаям, если и исполняются, то в достаточно специфической, не предусмотренной законодателем форме. Институциональные барьеры.

Институционализм изучает воздействие социальных норм на экономические отношения, совместную хозяйственную деятельность людей. И наоборот: воздействие экономических отношений на социальные нормы.

Основные различия между неоклассической и институциональной научной школой приведены в таблице 1.

ВОПРОСЫ

1. Понятие исследовательской программы и ее основные компоненты

2. Аксиоматика неоклассической исследовательской программы: твердое ядро

3. Защитный слой неоклассической теории и его изменение

4. Целе- и ценностно-рациональное поведение

5. Методологический индивидуализм и методологический социализм

6. Основные модели капитализма

7. Виды социальных норм





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...