Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рационализм



Представление о том, что в основе действий индивида всегда лежит рациональный выбор лучшей из имеющихся альтернатив не соответствует действительности.

Действия человека определяется не только рациональным выбором. Большинство действий, которые осуществляет человек, носит рутинный характер. Люди следуют:

1) привычкам – приобретенным образцам поведения, выработанным как некие устоявшиеся способы реакции на определенные внешние события (рутины, стереотипы);

2) конвенциальным нормам – принятым их сообществом правилам поведения в определенных обстоятельствах (образцы поведения);

3) ценностным ориентирам – представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо (направлениям поведения).

Привычка. Привычка не нуждается в рациональном объяснении на индивидуальном уровне и не окрашена представлением о том, что хорошо или плохо. Она ориентируется на то, что делают все остальные, или на то, что сам человек привык делать. Так делали его родители, знакомые или он сам когда-то выработал данную модель поведения, она его устроила, и он стал так поступать всегда.

По словам Конфуция, у человека есть три пути поступать разумно: первый, самый благородный – размышление; второй, самый легкий – подражание; третий, самый горький – опыт.

Конвенциальная норма – это принятая в данном обществе норма (образец) поведения, позволяющая членам сообщества понимать поведение друг друга и координировать свои действия. Правила поведения в той или иной ситуации. Внешние нормы, облегчающие взаимодействие между людьми.

Люди далеко не всегда могут поступать так, как им хочется. Участвуя в коллективных действиях, каждый человек вынужден приспосабливаться к требованиям окружающих.

Когда встречаются знакомые люди, они здороваются (приветствуют друг друга). Мужчина пропускает даму вперед. Подчиненный делает вид, что слушает начальника.

Иными словами, люди являются объектами социального контроля. Человек сопоставляет свои поступки с социально заданными требованиями.

Ценностные ориентиры. Здесь уже можно говорить о рациональности. Но не в смысле достижения определенных целей или максимизации собственной функции полезности, а в смысле осознанного выбора альтернативы на основе ценностной оценки поведения.

Макс Вебер различал целе-ориентированное (целе-рациональное) и ценностно-ориентированное (ценностно-рациональное) поведение.

В основе выбора индивида лежит некое представление об ориентирах и границах человеческого поведения. Что хорошо и что плохо. К чему нужно стремиться. Какие границы нельзя преступать.

В основе такого поведения часто лежат религиозные табу. В индийской кастовой культуре, если ты стремишься покинуть свою касту в этой жизни, ты теряешь шансы продвинуться при перерождении.

В течение почти всей истории Европы жажда наживы считалась недостойной благородного человека. В новейшей истории успешный предприниматель стал воплощением «американской», «европейской» и т.п. мечты.

В. Зомбарт следующим образом определяет традиционное поведение:

1. При принятии решения традиционный человек смотрит не вперед, не на цель своего действия, а назад, на примеры прошлого, на опыт.

2. К силе предания присоединяется в дальнейшем сила привычки, которая заставляет человека делать то, что он делал раньше и поэтому умеет делать.

3. Единичная личность как член группы, в стремлении показать себя достойным ее членом, особенно культивирует те культурные ценности, которые характерны для данной группы.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 605 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...