Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Японии



Культура в Японии появилась еще в эпо­ху неолита. Среди неолитических культур выделяют: более ранняя Дзёмон («веревочная») и Яён, относящая­ся к позднему неолиту. Первая получила название по росписи керамики орнаментом в виде веревочных колец; вторая - по мес­ту находок керамики, характерной для этой культуры. С точки зрения технологии из­готовления керамика Дзёмон примитивнее, но более живописна, чем Яён, а каменные орудия труда Дзёмон более совершенны. Ранние культуры относятся к доисторичес­кой Японии. Цивилизационный этап ее раз­вития относят к средним векам.

Японская цивилизация считается од­ной из самых молодых на Дальнем Восто­ке. Она условно делится на четыре основ­ных периода:

1. Эпоха Нара (V-VШ вв.).

2. Эпоха Хэйан (VШ-ХП вв.).

3. Эпоха Минамото (ХШ-ХVI вв.).

4. Эпоха Токугава (ХVП-ХIХ вв.).

Японская культура складывалась под сильным влиянием культуры Китая: в территориальном устройстве, в системе пра­вительственного и чиновничьего аппарата, в законодательстве, в формировании духов­ных традиций, эстетических и нравствен­ных принципов.

Особенностью культуры Япо­нии была традиционность, определяемая ре­лигиозными верованиями. Древнейшей ре­лигией Японии является синтоизм («син» - бог, «то» - путь), верховным божеством ко­торого являлась богиня солнца Аматэрасу. В основе синтоизма лежит культ природы и культ предков. Второй официальной ре­лигией Японии был буддизм, в дзэнском его толковании, который с его принципом естественности оказался наиболее близок японцам.

Философская мысль в существовала в виде буддийских теорий и синтоистских уче­ний, формировавшихся под влиянием буд­дизма и конфуцианства. Японское конфуцианство не углублялось в вопросы познания природы, а развивалось как этическое мировоззрение, теоретически обосновывало религию - почитание неба, поклонение духам и боже­ствам - и нередко соединялось с синтоиз­мом. Философская мысль в Японии, воз­никнув в виде религиозной мысли, длительное время не отделялась от религии.

Литература как самостоятель­ный вид искусства возникла в VIII в., ког­да на основе китайских иероглифов была создана японская азбука. К IX в. появил­ся большой свод «Стародавних повестей», в который вошли рассказы и повести о чу­десных или удивительных происшествиях.

Уникальность японской литературы в том, что создателями выдающихся произ­ведений не только японской, но и мировой литературы были женщины - представи­тельницы придворной аристократии эпо­хи Хэйан. В это время искусство «обслу­живало» людей двора, «имеющих досуг». В этой среде создается культ прекрасного, воспитывается умение ценить красоту во всем: в природе, быту, искусстве. Японцы глубоко верят, что слово обладает силой, что у него есть душа.

Храмовая архитектура отли­чается своеобразием. Основные культо­вые сооружения - синтоистские храмы и буддийские пагоды. Синтоист­ский храм - прямоугольное по форме сооружение с двускатной кры­шей, установленное на столбы-опоры и обнесенное открытой верандой. Декор в синтоистских храмах отсутствовал. Они строились из дерева, которое из-за слож­ных сейсмических условий было основ­ным строительным материалом в Япо­нии. Особенно часто использовали кипа­рис, в котором ценился желтоватый цвет древесины. Дерево не окрашивалось, подчеркивались его фактура и мастер­ство обработки.

Пагоды сооружались под влиянием и при непосредственном участии китай­ских мастеров, однако в отличие от ки­тайских, пагоды в Японии были более изящными и стройными, хорошо впи­сывались в окружающий пейзаж. Паго­ды эпохи Пара не имели декора, отличались чрезвы­чайной декоративностью.

Храмовые ком­плексы имели свободную планиров­ку и включали главный Золотой храм (крыши покрывались листовым золотом), храм для проповедей, библиотеку и со­кровищницу.

Конструктивно японские жилые дома и дворцы сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша. Но в Японии нет китайской усложненности, вычурности силуэта крыш, обилия декора.

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы центры многих искусств - архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиг­рафии, декоративно-прикладного искусства.

Место для храма выби­ралось по законам геомантии:

ü средоточие «благоприятных» сил;

ü защита от «неблагоприятных» потусторонних воздействий.

Состав храмового комплекса:

a) пагоды (тоо);

b) колокольня (сёороо);

c) зал для проповедей (коодоо);

d) библиотека (хранилище рукописей - кёодзоо);

e) зал для медитаций на сутрах (хоккэдо);

f) помещение-жилище монахов (сообоо);

g) трапез­ная (дзикидоо).

Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или города. Пагоды служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни.

В Японии буддийские пагоды трансформирова­лись в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх.

Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием - синтоизма, конфуцианства и буддизма. Важ­нейшие из них - фурюу, моно-но аварэ, ваби-саби и югэн.

Фурюу (возвышенный вкус, образованность и развитость ума) -принцип возвышенности произведений искусства и утонченности духа их создателей, особенно это относится к пей­зажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной цере­монии и аранжировке цветов.

Моно-но аварэ («очарование вещей») - эстетический идеал, чувственное пере­живание красоты природы и человека.

Ваби («быть печальным») - наслаждение спо­койной и неспешной жизнью, свободной от мирских забот. На этом принципе основана чайная церемония. Саби - ча­стично синоним «ваби», ассоциируется со старостью, смирением и покоем.

Югэн – ( «красота одинокой печали») - таинственная, «потусторонняя» красота, наполненная элегантной игрой смыслов, а также загадочностью, многозначностью, сумрачностью, печалью, спокойствием и вдох­новением.

Японские художники, претворяя в жизнь эти принципы, созда­вали произведения, обладающие магической силой эстетического к психологического воздействия.

Своеобразным синтезом основных принципов японского искусства служит садово-парковое искусство. Японцам свойственно преклонение перед красотой родной природы, как божественное творение. Считалось, что самые красивые участки природного ландшафта являются жилищем духов и богов - коми. Первые искусственно созданные японские сады относятся к VI—VII вв.

Стили садов и парков:

ü миниатюрная имитация морского побережья (пруд с островками и скалами);

ü каменные фонтаны и мостики;

ü протоки между строе­ниями, водопады, ручейки, павильончики для рыбной ловли;

ü пейзажные сады (цукияма);

ü сад с различными видами («10 миров»);

ü «сады камней» («сухой поток камней»).

Строго продуманная композиция небольших по площади садов, пре­вращала их ограниченное пространство, в миниатюрную модель Вселенной.

Одним из принципов построения садов - пустота (не просто отсутствие материальных предметов, а строго организованное пространство, насыщенное энергией и гармонией).

Монументальная скульптура развивалась под влиянием буддизма, поэто­му каноничность, сакральность была ее ха­рактерной чертой. Храмовая скульптура - это статуи Будды, бодхисаттв, стражей света, драконов, львов.

Все они величественны, изображены в позе лотоса и выражают главную идею просветления - душевный покой, бесстра­стие и созерцательность.

Живопись развивалась под влиянием китайской. В Япо­нии жанры «горы и воды», «цветы и пти­цы» получили название стиля сумиэ. К на­чалу XVII в. японские художники выра­ботали еще более «импровизационный» стиль, который получил название хайга, «живопись без живописи». Хайга - непринужден­ные, моментальные зарисовки к японским стихотворениям хокку или буддийским сутрам.

Еще одно направление в живописи, воз­никшее в XVII в., получило название укиё-э («образы бренного мира»). Картины этого направления показывали многообразные сцены жизни: быт ремесленников, торгов­цев, актеров, народные празднества.

Декоративно-прикладное искусство - лаковые, фарфоровые и керамические изделия, резьбу по дереву, кости и металлу, художественно украшенные ткани и одежду, произведения оружейного искусства и т. д. Специфика произведений декоратив­но-прикладного искусства: они имеют сугубо практическое, утилитарное применение и играют эстетическую роль.

В XVI в. возникла предельная про­стота чайного ритуала, но простота, про­шедшая через мистический опыт - ваби. В свою очередь чайный ритуал тяною поро­дил такие искусства, как икэбана, стиль ке­рамики в духе ваби, японские сады, оказал влияние на фарфор, живопись, интерьер японского дома.

Для того чтобы утвердиться в своей сопричастности к миру красоты, японцы (прежде всего - элита, аристократия) при­давали огромное значение ритуальным действиям, и особенно их эстетической стороне. Отсюда происходят церемонии любования цветом сакуры, алыми кленами, первым снегом, восходами и зака­тами, а также поэтические состязания, аранжировка цветов (икеба­на), театральные постановки и т. д. Даже таким простым житейским ситуациям, как питие чая или сакэ, встреча гостей или вступление в интимную близость, японцы придавали значение мистического действа. Например, многие чаши для чайной церемонии, на первый взгляд, грубые и неровные, ценились необычайно высоко прежде всего за то, что несли на себе печать «потусторонней» красоты.

В условиях жаркого и влажного климата лаковые покрытия защищали деревянные, кожаные и даже металлические изделия от разрушения. Лаковые изделия в Японии нашли самое широкое применение: посуда, домашняя утварь, оружие, доспехи и т. д. Лаковые изделия служили также украшением интерьеров, особенно в домах знати. Традиционные японские лаки - красный и черный, а также золо­тистый. Лак наносится на деревянную основу очень толстым слоем - до 30 -40 слоев, затем полируется до зер­кального блеска.

Таким образом, культура Японии достигла небывалых высот в развитии тех­нического прогресса и одновременно сохра­нила устойчивую приверженность к духов­ным традициям своего прошлого. В совре­менном мире, возможно, это единственная страна, где цивилизованность, традициона­лизм и духовность слиты воедино. Культура Японии сохраняет свое самобытное значение, ощуще­ние тонкости, гармонии, красоты, чуткого восприятия прекрасного.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 517 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...