Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. всеобщее одушевление - представление всего и вся в качестве живых существ, возникшее из чувства слитности с природой и перенесения на нее собственных свойств и качеств живого организма.
На этой почве возникает явление, характерное для самых ранних стадий развития мифа, - фетишизм - поклонение отдельным предметам и объектам (фетишам). Фетишизм - форма первобытной религии, связанная с почитанием неодушевленных предметов, которые также наделялись сверхъестественными силами и свойствами.
2. всеобщая конкретизация и всеобщая персонификация - представление всего в виде конкретных живых существ. Природные отношения важнее, поэтому человек переносит их на коллектив, представляя его функционирование по аналогии с процессами, происходящими в природе, например перенося на него черты поведения сообщества животных. Это нашло свое выражение в широко известной практике тотемизма. Тотемизм - вера в таинственную кровную связь между определенными группами людей и животными, растениями или явлениями природы. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства, которое проецировалось на внешний объект природы. С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими». Так сформировался ключевой элемент социальной самоидентификации, который во многом определил пути дальнейшего развития человеческой культуры.
3. всеобщая практика воздействия на поведение сил и сторон, воспринимаемых как живые существа. Человек как часть организма, может воздействовать на целое, в чем-то повлиять на него - следствием такого воззрения является магия, какестественная реакция человека на воспринимаемый им мир. Х арактерная особенность магии на этой ранней стадии развития мифа: пассивную роль в ней человека, тоже определяющуюся способом производства, в котором человек не имеет возможности активно изменять мир. М агия - система телесных манипуляций и слов, с помощью которой люди пытаются принудить природу, людей, духов и богов к желательным для них действиям или изменениям.
Широкое распространение получили различные виды магии: производственная, промысловая, охранительная, лечебная, вредоносная и др. Магия стала основой для развития логического мышления (различение и разделение).
Возникает анимизм - одухотворение сил и явлений природы, представление о том, что каждая вещь имеет свою душу (происходит первичное разделение духа и материи). Анимизм - форма первобытной религии, связанная с верой в душу и духов, которыми якобы обладают все живые существа, а также предметы и явления природы.
Первобытное искусство обладало функциональной многоплановостью.
Функции первобытного искусства - мировоззренческая, воспитательная, познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая.
Искусство первобытной эпохи способствовало:
ü развитию первых представлений человека об окружающем мире и о себе самом;
ü закреплению и передаче знаний, умений и навыков людей;
ü общению людей;
ü регуляции социальных процессов в обществе;
ü формированию духовного мира человека.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, орнаменты). В глубокую древность уходят также истоки и других видовтворчества: музыки, пения, танца, театрализованных представлений.
Первые произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Это скульптурные, графические, живописные изображения, геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов природы. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» - изображения, связанные с культом матери-прародительницы.
Пещерная живопись была открыта в конце XIX в. (Альтамирская пещера в Испании).
Развитие пещерного искусства первобытной эпохи свидетельствует об эволюции от простейших изобразительных форм через ясные натуралистические образы к упрощению, стилизации, к легко воспроизводимому и читаемому символу. В эпоху неолита у человека возникла потребность воплотить в искусстве более сложные образы: солнце, землю, небо, огонь, воду и др. Это привело к появлению условно-символических изобразительных форм.
Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п. Орнамент или отдельные знаки-символы покрывали древнюю керамику, деревянную утварь, орудия труда и охоты, оружие, изделия из камня, кости, рога и др. Человек украшал и самого себя раскраской тела, ожерельями, бусами, браслетами, узорчатой одеждой.
Наиболее распространенные памятники искусства неолита петроглифы - изображения, высеченные на скалах и валунах под открытым небом (изображения животных, служивших объектом охоты человека).
К числу загадочных явлений относится группа памятников - мегалитов. Состав группы: менгиры - врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4 - 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены - каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой, служившие погребальными сооружениями; кромлехи - культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты. Наиболее известное и крупное сооружение этого типа - Стоунхендж (Англия), имеет 90 метров в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая.
Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры.
Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также формирования внутреннего мира человека.
Таким образом, культура первобытной эпохи это многогранное, всеобъемлющее и сложное явление, где основная форма общности людей - родовая или племенная община, основанная на кровнородственных связях. Первобытная культура с одной стороны, - примитивная, наивная, ограниченная, с другой, - разнообразная, развивающаяся во времени и в пространстве культура.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 992 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!