Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Одежда в прочих обычаях и обрядах



В обрядовой одежде старожилов Верхнего Приобья выделяется та, которая одева­лась при выполнении различных календарных и некалендарных обрядов, связанных с сельским хозяйством. Указанная одежда хотя и обнаружи­ла сходство с аналогичного назначения костю­мами русских Европейской России, однако, в ряде случаев имела своеобразные детали.

На рождественские посиделки девушки и юноши надевали свои самые красивые наряды. Девушки поверх шуб покрывали плечи несколь­кими, сложенными с угла на угол, платками-шалями разных цветов и размеров. Концы этих шалей затыкали за пояски. Парни же обычно

украшались четырьмя - пятью и более опояска­ми, которые как наматывали по талии, так и накидывали на плечи. Любимым развлечени­ем было "мошкорование", т.е. ряжение: мужчи­ны и женщины надевали звериные и просто ус­трашающие маски, белые рубахи, приделыва­ли искусственные или распускали свои волосы., В таком наряде "шуликаны", а их звали в наро­де так, ходили по домам, пели, плясали. Маски делали из бересты, холста, картона, овчины, ко-сачинных хвостов и пр., использовали также скотские рога, высушенные морды, хвосты, льняные кудели (для бород) (рис. 155). В тех районах, где стояли густые леса (Легостаевская, Николаевская волости), нам случалось слышать о шуликанах с "медвежьей головой". Богобояз­ненные предпочитали принимать антропомор­фный облик - переодеваться в цыган, стариков и старух и пр. Парни и девушки в приобских селах еще и сейчас так развлекаются - бегают под старый Новый год в вывернутых штанах, шубах, шапках, мажутся сажей. Для большей неузнаваемости на голову натягивают чулки, заматываются в шаль [18].

Весенний цикл обрядов начинался с прибли­жением весны, когда пора было готовиться к предстоящим полевым работам. Как и у русских в европейской России, при посеве соблюдалось обязательное требование чистоты надетой сеяль­щиками одежды. В с. Большой Бащелак и неко­торых других женщины-чалдонки обнажались при выполнении полевых работ, набрасывали при этом лишь шали - на плечи или на бедра. При посадке огородных культур также было при­нято обнажение нижней части тела, поэтому женщины работали в одних рубахах. Пользова­лись определенными приемами и для улучше­ния плодородия культур. В с. Врублевское, где жили переселенцы из России, еще в 30 - 40-х гг. крестьянки просили маленьких мальчиков обе­гать на палочке нагишом или в одной рубахе не­сколько раз грядки огурцов, чтобы "появилась завязь". По другим сведениям, для тех же целей,

как уже отмечалось выше, использовались муж­ские штаны.

Весной и летом по праздничным дням моло­дежь развлекалась на "полянках", где происхо­дил своеобразный смотр невест и женихов и куда, естественно, надевалось все лучшее (рис. 156). Во второй половине XIX - начале XX вв. повсемест­но у девушек был распространен обычай носить с сарафанами и юбками 3 - 4 и более отличных по расцветке рубах. При таком многослойном ком­плектовании одежды нижнюю рубаху застегива­ли на все пуговицы, средние - на 1 - 2 пуговицы, а верхнюю совсем не застегивали - так что было видно все рубахи. Это делалось с целью показать свое мастерство в шитье, а также, в известной сте­пени, состоятельность.

Когда летом долго стояла жара, грозящая погубить урожай, старожилки Алтая совершали обряд "вызывания дождя". Для этого пожилые и молодые женщины надевали чистые ("как к обедне") сарафаны и рубахи, набрасывали по­верх основного убора накидки и шли в таких нарядах с иконами, заходя в каждый дом. Ана­логичные требования предъявлялись и к одеж­де, используемой при процессиях к местным родникам, где участники молились, смотрели в воду с целью "увидеть" там икону и т.д.

Уборка выращенного урожая - не только праздничное, но и очень ответственное событие в жизни крестьян. На уборочные работы надева­ли традиционные виды одежды, уже исчезнув­шие в костюмах другого назначения. В горных районах Алтая у сибирячек и старообрядок еще до начала XX в. сохранялся обычай работать в поле в одних, без сарафана или юбки, рубахах с кокошником на голове. Некоторые информато­ры из "полячек", правда, утверждали, что в ста­рину кокошники снимали и оставались жать в одних кичках. "Едут на работу на пашни", - пи­сал Г.Д. Гребенщиков в 1912 г., - "мужчины в белых рубахах и штанах и в войлочной шляпе лодочкой, а женщины в красных сарафа­нах..." [19].

Литература к главе "Обрядовая одежда".

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.- М., 1971.- С. 95.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...