Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
РУБАХИ
Рубахи, надевавшиеся непосредственно на тело, составляли одну из неотъемлемых частей женского костюма старожилок Верхнего Приобья второй половины XIX - начала XX вв. В зависимости от покроя в области плечевого пояса женские рубахи можно подразделить на следующие типы: туникообразные, полико-вые, со слитными поликами, на кокетке, с плечевыми швами.
Показанные информаторами способы раскладок кроя дают представление об очень рациональных, безостатковых раскроях (рис. 19) см. также нашу работу [I]. При их выполнении руководствовались традициями, а также шириной тканого полотна (35 - 60 см), которая ограничивалась размерами ткацкого станка - "кросен". Если при крое все же получались небольшие остатки (как правило, в более поздних вариантах), то они использовались на обшивку ворота, низа рукавов.
Туникообразные рубахи. Еще в начале - первой трети XX в. в Алтайском округе сохранялись, а кое-где встречаются и сейчас, реликтовые, ту-никообразного покроя женские рубахи, называвшиеся становины, пропускнушки. Основу стана в них составляло перегнутое по утку полотно с пришитыми по сторонам 2-мя прямыми или 4-мя кошеными бочками (боковинами). Рукава в таких рубахах вшиты в пройму, образуемую центральным полотном и более короткими боковинами (рис. 19, о). Туникообразные рубахи описанного покроя были известны повсеместно у кержачек и большей части чалдонок в качестве повседневной и погребальной одежды (рис. 20). Туникообразные рубахи входили в погребальный комплекс и у тех групп населения, у которых повседневный и праздничный включали поликовые рубахи (кержачки по рекам Коксе, Чарышу, Бухтарме, Аную) (рис. 23). Исключение составляли лишь "полячки" Южного и Центрального Алтая (Владимирской, Рид-дерской, Ануйской волостей Бийского округа) -у них даже в погребальной одежде туникообраз-ных рубах не зафиксировано.
Становины и пропускнушки повседневного назначения приходилось довольно часто стирать, что и вызвало появление ходячего выражения: "рубаха-перемываха". Женщины носили рубахи в комплексе с перемитниками, дубаса-ми (православные сибирячки, чалдонки), горбачами (кержачки) (рис. 21, 22). У кержачек При-чумышья бытовал комплекс, в котором туникообразные рубахи надевали под такого же покроя рубахоподобную одежду. Одни рубахи носили лишь дети до 10 - 12 лет и, встречалось, одевали престарелые люди, которые не выходили уже из дома. Девушки постарше в становинах работали в поле. В начале века, однако, чаще надевали поверх юбку. В конце XIX - начале XX вв. повседневные рубахи делали "составными", т.е. с отрезной верхней частью (рукавами) (рис. 20 а, б). Нижняя часть (стан) изготавливалась из 2-х, а, если шла льняная ткань, то и 3-х полос, которые сшивали швом встык косыми стежками. Необычным был способ соединения рукавов и стана: их края подрубали рубцами (подшивочная строчка косым стежком) и, укладывая рядом, скрепляли косыми стежками "через край" (рис. 24). Этот шов отличался от остальных, так называемых слепых, которые выполнялись гораздо прочнее, потому что при этом захватывались двумя строчками и скреплялись оба края полотен: втачкю (стачивающая строчка петлеобразными стежками) и подшивочной косыми стежками или двумя втачкю.
Погребальные рубахи изготавливали из белого льна или белых покупных тканей (ситца, миткаля и других). Еще и сейчас в Горном Алтае кое у кого сохранились холщовые пропускнушки "на смерть" с цельным станом и боковыми косинами по сторонам (рис. 20, в). Те же, кто недавно готовил себе погребальные рубахи из покупных тканей, сшили их уже без бочков, чему способствовала достаточная ширина материала (рис. 23, б). В ряде сел Центрального Алтая в туникообразных погребальных рубахах описанной, без косин, конструкции зафиксирован своеобразный способ соединения рукавов со станом: сложенное поперек центральное полотно подрезали и подгибали на уровне пройм на 2 см и более, создавая таким образом, прямоугольные углубления, куда и вшивали рукава [2].
Рис. 19. Схемы раскроя женских рубах: а - туникообразных; б - на кокетке; в - с плечевыми швами. Условные обозначения: С - стан; Р - рукав. Внизу показаны схемы раскладки кроя.
Рис. 21. Пожилая кержачка (поморского согласия) в сарафане и туникообразной рубахе, с. Солонешное Алтайского края, 1988 г. Фото А.М. Фаддеева.
Рис. 20. Рубахи туникообразного покроя, изготовленные в начале XX в.: а - из темного сатина, с. Верх-Уймон Сарасинской управы; б - из темнозеленого сатина, с. Топольное Ануйской волости. Музей ИАЭ 12 Г; в - погребальная ситцевая "пропускнушка", с. Ногино Боровлянской волости.
Рис. 22. Костюм молодой кержачки в туникообраз-ной рубахе и перемитнике, с. Пеньково Николаевс-кой волости, конец XIX - начало XX вв. Фото А.М. Фаддеева.
Рис. 23. Современные туникообразные рубахи: а - повседневная из цветастого ситца, с. Солонешное Солонешенского района; б - погребальная из белого ситца, с. Большой Бащелак Чарышского района; в - повседневная из ситца и пестряди, с. Елиновая Солонешенского района.
Рис. 24. Технологические приемы шитья в рубахах: а,б - швы соединения верха со станом; в - швы соединения полотен стана; г,д - обработка низа стана.
В отличие от повседневных, погребальные рубахи всегда старались делать цельными, пропускными. Это было связано с представлением о нежелательности поперечных швов в такого рода одежде. Инновации наших дней - укладываемые поперек плеча складки-защипы, свидетельствуют о живучести таких поверий.
Если в погребальных рубахах ворот мог быть как с воротником, так и "голошейкой", то, в повседневных горловина всегда обшивалась неширокой, сложенной вдвое полоской ткани - ошейником. Для отдельных групп старообрядцев были характерны рубахи с относительно высокими стоячими воротниками, так как держать шею открытой считалось грешно (в Сростинской, Ануйской, Чарышской волостях Бийского округа, Николаевской волости Барнаульского округа).
Рукава в туникообразных рубахах встречались чаще кошеные, чем прямые. Кошеные рукава бытовали в нескольких вариантах: из одного кошеного полотна: из полотна и 2-х клиньев. срезанных с этого полотна: из полотна и клина, срезанного с этого полотна. В первом, по
кроя при разрезании наискось сложенного вдвое по нити основы полотна одновременно получались кошеные рукава и бочки (рис. 19, а). На Бух-тарме из сложенного вчетверо полотна раскраивали ®a.J^^шeныx_Eyкaвa^I^eтыEe_б^к^выxJcOl сины. Описанная взаимозависимость раскроя рукавов и стана объясняет закономерность: прямые рукава, как правило, присутствуют в рубахах с прямым станом, кошеные - в стане с кошеными бочками. При остальных, втором и третьем, способах кроя клинья, срезанные с полотна, пришивали уже не к стану, а к рукавам, вследствие чего отсутствовала отмеченная выше взаимозависимость между частями рубахи.
Поликовые рубахи. Женские рубахи с поли-ками во второй половине XIX - начале XX вв. были распространены у российских, которые привезли их с собой из России, у старожилок -"полячек", кержачек Южного, Центрального и Юго-Восточного Алтая (Владимирская, Риддер-ская, Ануйская, Чарышская, Бухтарминская, Верх-Бухтарминская и некоторые другие волости Бийского округа, а также Сарасинская инородческая управа), кое-где у кержачек Николаевской, Бурлинской и др. волостей. Носили их в комплексе с "лямошными" сарафанами, надевавшимися поверх таких рубах.
Поликовые рубахи "полячки" называли по наименованию прямоугольных вставок-поляков -рубахами с поляками. Так как кержачки часто называли плечевые вставки ластовками, то указанные рубахи были известны и как рубахи с ластовками или, из-за сборок - бореными. Такие вставки вставляли в области плечевого пояса между передними и задними полотнами рубах по утку или основе последних. Расставленный таким образом ворот присобирали на одну или несколько нитей, в результате чего он приближался к форме и размерам шеи. Поликовые рубахи готовили составными, их верхние части шили из более качественных материалов и называли специфически: приставками, подставами, рукавами (кержачки), чехликом ("полячки"), кулями ("полячки"). Нижняя часть была известна повсеместно как стан, станушка. Соединение предварительно подшитых частей рубахи, аналогично описанному для туникообраз-ных, давало возможность несколько раз менять верхние части у одной и той же станушки. С одним станом изнашивали двое, а то и трое рукавов, приставок и т.д.
Исследованные рубахи отличались принципом соединения поликов со станом (по основе или утку последнего), а также конструкциями рукавов, каждая из которых характеризовалась конкретными ареалами распространения. Однако эти локальные варианты на протяжении изу-а под воздействием различных факторов (культурные контакты, использование новых материалов, мода и другие) прошли определенную эволюцию, частично сместились и их зоны бытования. Это сделало необходимым отразить в нашей типологии и переходные варианты, характеризующие основные этапы развития локальных в их хронологической последовательности.
"Поляцкие" рубахи с пришитыми по основе стана поликами и рукавами из двух-полутора полотен разной длины:
рубахи с рукавами из двух прямых полотен разной длины. Уголки большего из полотен укладываются "кульком";
рубахи с рукавами из полутора полотен разной длины, у меньшего из которых срезается уголок. Уголок при этом помещали вниз рукава;
рубахи с рукавами из полутора полотен, у большего из которых срезан уголок, надставлявший меньшее полотно;
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 849 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!