Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Знак и деятельность как почва культуры



Важную роль в исходном импульсе культурогенеза выполняют объекты, опосредующие отношение между миром и человеком, их можно назвать объектами-медиаторами, под которыми подразумевается предметы или представления, то есть материальные или идеальные структуры. На ранних этапах становления человечества такими объектами-медиаторами выступали первичные элементы культуры: орудия труда и технологические приспособления, одежда и предметы быта, а в области идеальных структур – табу и нормы, разнообразные ритуальные практики. Именно с момента их появления можно говорить о возникновении культуры, поскольку именно с помощью их человек впервые начал диалог с чужеродными по отношению к себе областями окружающего мира – с непредсказуемостью стихий и дикостью зверей, отдаленностью светил и щедростью обступающего его природного ландшафта. Объекты-медиаторы – это искусственные феномены, основной функцией которых является функция посредника; природа таких объектов, несмотря на их материальный (предметный) или идеальный характер знакова. В период собственного возникновения знаковые структуры были максимально сращены с базовыми мыслеформами, в процессе развития культуры знаковость нарастает и теряет связь с первичными породившими ее мыслеформами[61].

Итак, пребывание в культуре подразумевает обращение человека к миру не непосредственное, а через объект-(знак)-медиатор, который возникает в результате рефлексии взаимодействия человека и природного универсума. На ранних стадиях развития культуры эти структуры носят черты очеловечивания элементов пространства, что способствует нивелированию отчуждения между субъектом и объектом.

Мы показали, что диалог, который человек непрерывно ведет с окружающим миром и который называется культурой, имеет знаковый характер; следует не забывать, что реплики, принадлежащие в этом диалоге человеку, всегда активны по отношению к миру: уже сам их факт означает по отношению к миру некоторое преобразование. Именно поэтому человеческая деятельность, понятая в расширенном значении как активность, трансформирующая окружающую действительность, является необходимым элементом культуры. Деятельность, как специфический способ существования человека, включает в себя сознательную свободную постановку цели, а также создание и совершенствование средств деятельности, орудий труда. Сначала сама человеческая деятельность рождается в процессе антропогенеза как средство сохранения и поддержания жизни, затем она постепенно превращается из средства в цель, что мотивирует выделение самодостаточных, то есть заключающих цель в самих себе, видов деятельности, например, духовной. Так из оборачивания средств в цели постоянно возникают новые виды деятельности, а люди все больше погружаются в искусственный, созданный ими мир, состоящий из продуктов и результатов этой деятельности. В этом смысле культура противостоит природе: «культурное» значит искусственно сделанное, придуманное и созданное людьми.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком называют артефактами (от лат. arte – искусственный, factus – сделанный). Артефакты – феномены культуры, это сделанные человеком вещи, рожденные мысли, найденные средства и способы действий. Культура представляет собой мир человеческой деятельности или мир артефактов. Артефакты имеют кроме объективной определенности, еще и субъективную определенность, поскольку в них воплощено то, что называют «значением» или «смыслом». Таким образом, культура – это не только мир артефактов, совокупность продуктов человеческой деятельности, но и мир смыслов, который человек вкладывает в свои творения и действия. Смыслом проникнуто все, что делает человек и что составляет культурную среду его обитания: предметы и произведения искусства, правила этикета и религиозные обряды, спортивные состязания и т.д. Следует помнить, что поскольку смысл составляет неотъемлемый параметр человеческого существования, без которого бы не смогли сбыться не только «высокие» проявления человека (философия, поэзия, вера и т.д.), но и его повседневные действия, именно смыслогенная активность является фундаментом культуры: благодаря ей формируются такие фундаментальные для культуры регионы как религия, искусство, наука, философия, экономика.

К основным видам смыслов, которые производятся в культуре, относятся знания, ценности и регулятивы. Знание – это идеальное образование, выражающее совокупность всех сторон какого-либо феномена, постольку знание следует определить как всеохватное постижение феномена. Основной функцией знания и познавательной деятельности, в результате которой оно возникает, является доведение до очевидности всех смутно данных или вовсе скрытых сторон схватываемого им феномена. Коль скоро культура носит коллективный характер, иначе говоря, является достоянием определенной общности, по отношению к ней сфера знания (объективированная в таких институтах как наука и философия) разрешает стратегически значимую задачу: она формирует у носителей культуры ту форму сознания, которая самой культурой утверждена как необходимая. Иначе говоря, прививая людям определенность всех окружающих их вещей, знание переводит их из разряда лишь мнимых представителей культуры в подлинных: благодаря адаптации к воспроизводимому культурой ресурсу знания, они получают возможность самостоятельным образом ориентироваться в возникающих на глазах феноменах культуры и развивать культурную традицию.

Ценности – это идеальные установки субъекта на объект, наделяющее его смыслом значимого или нейтрального, эффективного или бесполезного. Ценностью могут обладать как материальные вещи, так и духовные явления (знания, идеи, представления, впечатления, чувства), но сами по себе ценности имеют духовную природу. Это объясняется тем, что ценности, как и знания, является результатом смыслогенной активности человека, но в отличие от знания оценочный акт не имеет в качестве задачи тотальное, то есть всестороннее, постижение феномена. Его назначение составляет «взвешивание» феномена на весах, шкала которых задана полюсами колоссального, значимого – нейтрального, малозначительного. В данном случае во внимание может приниматься лишь определенная сторона феномена и даже какой-либо нюанс, а не совокупность всех его сущностных характеристик, как этого требует знание. Основной функцией оценочного акта является формирование у человека определенной жизненной позиции, позволяющей ему противостоять равнодушному потоку жизни, то есть всему тому, что было, имеет место теперь и будет после его исчезновения; следовательно, именно наличие ценностей позволяет человеку не утратить собственную индивидуальность на фоне полноты всего существующего. Приведем пример. В перспективе разумного постижения действительности, как его раскрывает античный философ Платон, прекрасная женщина и прекрасный горшок находятся на одном уровне бытия, поскольку для этих феноменов одинаково характерна связь с идеей Прекрасного. Но в перспективе обыкновенного мужчины прекрасная женщина куда ценней, чем хорошо слаженная посудина, и, напротив, художника подобный горшок может задевать куда более, чем выразительная женщина. В данном случае именно оценочный акт, выражающий восприятие прекрасного конкретной индивидуальности, не позволяет спутать между собой мужчину-обывателя, чуткого к вещам художника и равнодушного до материальной конкретности философа.

Регулятив – это правило или требование, в соответствии с которым люди выстраивают свое поведение и деятельность. Регулятивы, принятые в культуре определяют нормы поведения и алгоритмы деятельности, то есть допустимые пути и средства достижения целей. В отличие от животных, люди не обладают врожденными, генетически заданными образцами поведения – поведенческие модели привносит культура, содержащая в собственной памяти программы действия, освоенные предшествующими поколениями. Воспитываясь в определенной культурной среде, человек усваивает принятые в ней регулятивы, которые служат ориентиром для его действий и поступков. Таким образом, главной функцией регулятивов выступает трансляция общепринятого в культуре образа человеческой жизни. С помощью воспитательных практик, образовательных и правовых институций, которые обеспечивают трансляцию регулятивов, ребенок, чья человечность дана лишь на уровне морфологии, то есть бессодержательна, постепенно адаптируется к подлинно человеческому способу существования, который подразумевает освоение программ действий, предписываемых культурой в качестве необходимых.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...