Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 5. Святые Русской Православной Церкви второй половины XVIII века



Подвиг русской святости. Несмотря на враждебную государственную политику по отношению к Церкви, последняя сохранила в XVIII столетии преемственность прежних традиций. А со второй половины XVIII в., когда шло наступление и на церковь, и на монастыри, православная жизнь и мысль начинают постепенно возвращать свое законное место в душах и сердцах русских людей.

Важно то, что значительную роль в этом процессе играли не столько официальные церковные власти, сколько сама живая православная жизнь, сохранявшаяся в монастырях и в пределах отдельных митрополичьих кафедр, а главное – православная жизнь самого народа.

Важным событием этого времени стала соборная канонизация святых Киево-Печерской лавры, произошедшая в 1762 г.

Поэтому не случайно в это время являются великие российские подвижники православия. Расскажем о наиболее известных: Иосафе Белгородском, Ксении Петербургской, Тихоне Задонском, Паисии Величковском и митрополите Платоне (Левшине).

2. Святитель Иоасаф Белгородский. Одним из самых почитаемых народом святых является Иоасаф Белгородский (Горленко) (1705 –1754). Он родился в бедной украинской семье. Закончил семинарию. Уже в семинарии он решил всецело посвятить себя служению Богу, а потому принял монашество.

В 1745 году его назначили наместником Троице-Сергиевой лавры. В 1848 году он был назначен управляющим Белгородской епархии. В те годы эта епархия занимала несколько современных областей: Харьковскую, Белгородскую, Курскую.

Будучи управляющим епархии, епископ Иоасаф, несмотря на слабое здоровье, непрестанно трудился. Он ежегодно объезжал всю свою обширную епархию, а под его руководством находилось 1060 храмов. Все заботило владыку: состояние храмов, служба в храмах, служение священников, их положение и повседневная жизнь.

Особенно он прославился своей заботой о бедных, нуждающихся и нищих. Будучи управляющим епархией, он лично раздавал средства нуждающимся и делал это так, что никто не знал об этом. При этом чаще всего нуждающимся он жертвовал доходы с вотчин архиерейского дома. С особым участием и жалостью он относился к тяжелой доле русской крепостной женщины.

Он отличался необыкновенными духовными качествами. Известен такой случай из его жизни. Однажды святитель ночевал в доме священника и не мог заснуть. Он чувствовал что-то тревожное. Святитель стал осматривать дом и обнаружил в бумаге святые дары, что было страшным поруганием великой святыни. Поэтому всю ночь до литургии святитель молился перед этими дарами.

Незадолго до смерти святитель, предчувствуя свою кончину, навестил своих родителей. Возвращаясь после этого в Белгород, по дороге в селе Грайвороне он скончался. Когда об этом сообщили отцу, он ответил: «А я это уже знаю – 10 декабря мне явился святитель и сказал, что он умер».

Усопшего святителя привезли в Белгород. И оказалось, что его не на что похоронить, у него нашли всего 79 копеек медью. Поэтому обратились за помощью в столицу. К тому же из-за непогоды на похороны на два месяца задержался епископ Иоанн. И все это время тело святителя чудесным образом сохранялось. Через три года обрели его нетленные мощи. И до сих пор, несмотря на время и бедствия, они покоятся в Преображенском храме города Белгорода.

3. Святая Ксения Петербургская. Одной из самых почитаемых русских святых является Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (между 1719 и 1730 – ок. 1803). Место и точное время рождения Ксении Григорьевны Петровой неизвестны.

Она была замужем за певчим придворного хора Андреем Федоровичем Петровым. Он умер совсем неожиданно, без покаяния и причащения. Потрясенная тем, что муж предстал перед Богом неготовым, она решила всю свою дальнейшую жизнь посвятить молитве о нем.

Она отказалась от всего – от звания, имущества, даже от собственного имени: одевшись в одежды мужа, она взяла и его имя – Андрей Федорович. Вместе с этим она приняла на себя тяжелейший подвиг юродства. Днем она ходила по городу, а ночью уходила в поле и всю ночь молилась. Ее поведение долгое время вызывало всеобщее неприятие: она подвергалась нападкам и насмешкам. Особенно тяжело страдала она от подростков, которые завидев ее, смеялись над ней, бросали в нее грязь и камни.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что это была Ксения.

Постепенно люди стали замечать в ее поведении что-то необычное: она обладала даром прозорливости, излечивала детей, а творящим ей добро людям вдруг начинала сопутствовать удача в делах. Честным людям она помогала устраивать личную жизнь и счастливые браки.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тем, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики – все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

Всего в подвиге юродства блаженная провела 45 лет. По смерти похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И после смерти великое множество людей идет к своей заступнице. Известно, что по совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое. В 1988 г. Ксения Петербургская была канонизирована. И сегодня к ней идут и идут люди, надеясь на ее заступничество и особое молитвенное предстательство перед Престолом Божиим.

4. Святитель Тихон Задонский. XVIII столетие дало еще одно имя великого святого – святителя епископа Тихона Задонского (в миру Тимофей Савельевич Соколов) (1724–1783). Он родился в селе Короцке Новгородской губернии, в многодетной семье бедного дьячка. Много бедствий пришлось пережить мальчику. Но благодаря своей настойчивости и постоянным трудам он получил хорошее образование в Новгородской семинарии и в 1754 году был оставлен в ней преподавателем. В 1757 г. он перевел на русский язык Псалтирь с древнееврейского языка и Новый Завет с греческого.

В 1763 г., в очень трудное для Церкви время, святитель Тихон возглавил Воронежскую епархию. Фактически началась война против церкви: сокращалось число монастырей, в обителях вводились жесткие штаты для монахов. Особенно потрясла его церемония отречения митрополита Арсения, на которой он присутствовал. Потрясенный увиденным, он надолго заболел и даже написал прошение в Синод о том, чтобы его отправили на покой. Однако Синод это прошение не принял. Поэтому епископ Тихон, несмотря на плохое здоровье, выехал на место своего служения.

Не верилось, что такой больной человек может так много трудиться. Он строил новые храмы и ремонтировал обветшалые, заботился о священстве и верующих. В своей епархии Тихон отменил телесные наказания духовных лиц, что было весьма необычно для того времени. Были открыты духовные училища в Острогожске и Ельце, семинария в Воронеже.

Он прославился как выдающийся проповедник. На его проповеди отовсюду стекался народ. В качестве помощи священнослужителям Тихон составлял сборники своих лучших проповедей, чтобы простые священники могли выбирать подходящие к тому или иному случаю и зачитывать их своей пастве.

Святитель Тихон считал, что каждый истинный христианин должен с верою и любовью следовать за Христом в жизни и тогда Господь удостоит его благополучия в земной жизни и спасения и жизни вечной. Целью проповеди и личного иноческого подвига святителя было «христоподражательное житие». Он писал: «Чтобы тебе исправить себя и стать истинным христианином и Христовым, возьми для примера перед душевными твоими очами святое житие Христово и часто на него смотри и примеру этому подражай».

В основе «христоподражательного жития» лежат принципы страха Божия и евангельской любви. Эти принципы восходят к самым истокам христианской мудрости и русской религиозно-философской мысли. Страх Божий, по вере святителя, рождается от осознания вездесущности Бога и всеведения Его. Страх Божий необходим для того, чтобы остерегать и исправлять человека во всяком деле от всякого зла, а самое главное – для того, чтобы поощрять ко всякому добру. Любовь же дает людям всякое благополучие, ибо зла не творит, так как без любви, по мнению святителя Тихона, в мире творится всякое неблагополучие и рождается зло.

Владыка отличался широкой благотворительностью, раздавал свое имущество неимущим, по-отечески заботился о находящихся в тюрьмах и богадельнях.

В 1767 г. в связи с расстроившимся здоровьем епископ Тихон отказался от Воронежской кафедры и удалился на покой в Задонский Богородецкий монастырь (ныне г. Задонск, Липецкой области). Именно в этом монастыре он провел последние годы жизни, почему и вошел в историю с именем Тихона Задонского.

Внешне в монастыре святитель Тихон вел жизнь обычного монаха: жил в простой келье, работал в монастырском саду. И мало кто догадывался, что он взял на себя тяжелейший монашеский подвиг – старчество. Будучи в монастыре, он фактически возродил традицию старчества, идущую от первых русских монахов, а также от преподобного Сергия Радонежского. В будущем XIX веке эта традиция найдет свое плодотворное продолжение в жизни и деятельности старцев Оптиной пустыни, Серафима Саровского и многих других русских монахов.

Святитель Тихон достиг высочайшего духовного совершенства. По свидетельствам святителя Тихона, ему являлась Божия Матерь. Один раз он видел Божию Матерь на воздухе, окруженную святыми мужами. Святитель молился перед Нею за всех своих близких и получил от Нее просимое, Божия Матерь сказала ему: «Будет по твоей просьбе».

Со временем о высоких духовных качествах владыки стало известно другим людям. Поэтому все большее число людей стекалось в монастырь, чтобы побеседовать с ним и получить от него наставление и благословение.

Будучи в монастыре, святитель написал свои главные произведения: «Об истинном христианстве» (1770–1771 гг., в 6 томах) и «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1777–1779 гг.). Эта книга стала одной из самых читаемых народом в XVIII–XIX вв. Он вел обширную переписку, плодом которой стали изданные им «Письма к приятелям» и «Письма келейные» (1772–1775 гг.).

Образ жизни и философско-литературные произведения святителя Тихона Задонского стали важнейшим этапом в дальнейшем развитии русской религиозно-философской мысли. В XVIII столетии, в век просвещения и деизма, он вновь возродил к жизни принципы истинного православия.

В 1861 г. состоялось официальное прославление Тихона Задонского, епископа Воронежского. Тогда же были обретены его нетленные мощи.

5. Деятельность преподобного Паисия Величковского. Возрождение старчества. Величайшее значение в развитии Русской Православной Церкви имела деятельность преподобного Паисия Величковского (в миру Петр Иванович Величковский) (1722–1794), старца Нямецкой лавры в Молдавии, богослова и церковного писателя, который является возродителем школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды во многих монастырях Русской Церкви.

Он родился в Полтаве, в семье священника. Окончив в 1739 г. Киево-Могилянскую академию, он поселился в Любечском монастыре, а затем жил в молдавских православных монастырях. В 1741 г. он был пострижен в монахи под именем Парфения. В 1748 г. он отправился на Святую Гору Афон, здесь был наречен новым именем – Паисий. Около четырех лет Паисий жил в одиночестве. Затем к нему стала собираться монашеская братия, основалась монашеская община, священником и наставником которой он был избран. Здесь Паисий и его сподвижники тщательно изучали святоотеческое предание, собирали книги и рукописи.

В середине 60-х гг. XVIII в. Паисий и братия покинули Афон, из-за начавшихся притеснений со стороны турецких властей. Паисий поселяется в Молдавии, сначала в Драгомирнском монастыре, затем в Секульском и, наконец, в 1779 г. в Нямецком – главном православном центре Молдавии и Валахии.

В этих монастырях свершились главные подвиги Паисия Величковского. Во-первых, он возрождает в обителях древнюю православную монашескую традицию старчества. общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась. В монастыре были иноки более чем 10 национальностей, и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

После его смерти ученики Паисия распространили старчество во многих российских обителях, прежде всего в Оптиной пустыни, ставшей центром русского старчества в XIX–XX вв. Во-вторых, он осуществляет перевод более сорока святоотеческих книг на славянский и молдавский языки (знаменитый славянский свод «Добротолюбие»).

6. Духовно-просветительская деятельность митрополита Платона (Левшина). Будущий митрополит Платон родился в семье бедного деревенского причетника. Но благодаря неустанным трудам отца и матери семья не бедствовала. Когда дети подросли, отцу удалось определить их в Заиконоспасскую Славяно-греко-латинскую школу. Принимая детей, префект школы Иоанн Козлович сказал: «Учитесь, детки, после протопопове будете». Так и случилось – его брат Александр стал известным московским священником, а Петр – митрополитом.

Жил Петр у старшего брата Пимена, жил очень бедно, так что в училище ходил «босиком, с грошом на обед». Однако он не унывал, и все преодолевал с веселой шуткой. Учился он блестяще, так что переводили его через класс. И когда его перевели в новый класс, минуя предшествующий, то оказалось, что в нем преподавали греческий язык, который он не знал. И здесь Петр не отступил – он решился наверстать знание греческого языка за предыдущий год. Он переписал учебник греческого языка, потому что у него не было денег, чтобы купить учебник и стал по нему учиться. Сначала он просил помочь товарищей, а затем стал ходить в греческий монастырь. Благодаря неустанному труду он изучил древнегреческий язык так, что по окончании семинарии его назначили преподавателем этого языка. И до конца жизни он многое изучал самостоятельно: так, он изучил французский язык и географию.

Вскоре педагогические успехи Петра были замечены и его перевели преподавателем в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Здесь его проповеди привлекли всеобщее внимание, а императрица Екатерина II сделала его преподавателем Закона Божия у наследника престола Павла Петровича. Со временем его назначили настоятелем Троице-Сергиевой лавры, а затем митрополитом Московским.

И везде, куда бы не направляли митрополита Платона, он заботился о возрождении православной жизни, строительстве и устроения храмов, но особенно о просвещении. Так было в Твери. А когда его назначили митрополитом Московским, он преобразовал Московскую духовную академию. И если раньше в ней учились 200 человек, то благодаря его заботам в ней к концу XVIII в. стали учиться более тысячи человек.

Величайшая заслуга митрополита Платона перед Православной Церковью состояла в том, что он начал возрождать подлинный дух монашества в монастырях, призвав для этого учеников Паисия Величковского. Благодаря ему, была возрождена духовная жизнь в монастырях: Пешношском и Оптинском. В XIX веке Оптина пустынь стала одним из центров духовной жизни России. Он многое сделал для развития Сергиево-Троицкой лавры.

С начала нового века митрополит стал болеть, и поэтому попросился на покой. Но его уговорили остаться. Наконец в 1811 году он был освобожден от дел до выздоровления. В 1812 году он скончался.

Значение деятельности Церкви и духовных подвижников в духовном развитии России.Несмотря на все испытания и трудности, которые пришлось вынести Церкви в XVIII в., она продолжила развиваться.Это выражалось в возрождении духовной жизни монастырей со второй половине XVIII в., это при том, что число их стремительно сокращалось, а также в росте числа храмов, причем в этот период началось широкое строительство каменных храмов. Значительно вырос уровень образования священников, расширилась миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. Жизнь многих православных людей свидетельствовала, что православие сохранилось и продолжило оставаться важным духовным фактором в жизни российского народа. А значит, продолжались идеалы Святой Руси, казалось бы, утраченные в век государственной политики, направленной против Русской Православной Церкви.

Подумай: какое значение для духовной жизни России имела деятельность ее великих подвижников второй половины XVIII в.?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 984 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...