Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

С 1730 по 1795 гг



1. Религиозная политика в годы правления Анны Иоанновны. После смерти Петра I государственный престол в течение нескольких лет занимали его жена – Екатерина II и его внук – Петр II. В 1730 году императрицей России стала родная племянница Петра I, Анна Иоанновна (1730–1740), которая 17-летней девушкой вышла замуж за герцога Курляндского и почти стала немкой.

Время царствования Анны Иоанновны – это очень тяжелое время в истории русского народа, потому что страну возглавила женщина, почти забывшая свое русское происхождение. Придя к власти, она стала опираться на близких ей курляндских немцев, к которым фактически перешло правление страны. Реально страной правил Бирон. Известный историк Н.М. Карамзин писал: «Самое легкое подозрение, двусмысленное слово, даже молчание казалось ему достаточною виною для казни и ссылки». Правительство возглавил «честный немец» Остерман.

Чувствуя непрочность своего положения, Анна Иоанновна стремилась удержать трон с помощью репрессий. Страна попала под жесточайшее управление, когда в безопасности не мог себя чувствовать никто: ни крестьянин, ни купец, ни дворянин, а любое несогласие каралось смертью. В этот период погибли десятки тысяч русских людей. Поэтому это время до сих пор называется «бироновщиной».

Особенно тяжелое время наступило для православия. Никогда ни одно русское правительство ни обращалось с «духовенством с таким недоверием и с такой бессмысленной жестокостью», как правительство Анны Иоанновны. Это объяснялось тем, что Остерман, будучи протестантом, фактически вел войну с Православной Церковью. И ему это было тем легче делать, что в «Духовном регламенте» были статьи, прямо направленные против обрядов Православной Церкви. В этот период закрывались монастыри и храмы, жестоко преследовались священники и верующие люди.

Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич, член Святейшего Синода с 1734 года, говорил в своей проповеди 18 ноября 1740 года: «На благочестие и веру нашу православную наступили; но таким образом, будто они не веру, а непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных – а наипаче ученых – истребили, монахов порасстригали и перемучили!.. Коль многие тысячи людей благочестивых… в Тайную похищали… кровь невинную потоками проливали!»

2. Деятельность Феофана Прокоповича. Самымвлиятельным деятелемПравославной Церкви в периодправления императрицы Анныстал Феофан Прокопович (в миру Елеазар Прокопович). Будучи виднейшим сподвижником Петра, он стал олицетворением петровских реформ в Церкви. Его деятельность в церковной сфере даже сравнивают с деятельностью Петра в государственной сфере. Непосредственно с его именем связаны самые главные реформы в Православной Церкви, и прежде всего замена патриаршества Синодом.

Феофан Прокопович родился в 1681 году в Киеве. С 1698 года учился в Киевской коллегии, а затем стал учиться за границей. В 1702 году он вернулся в Киев и стал преподавателем Киевской духовной академии. В 1711 году был назначен ректором академии. В 1716 году был вызван в Санкт-Петербург. С этого времени он фактически стал ближайшим помощником и сподвижником Петра по реформированию Православной Церкви и проводником государственной политики в церкви. В своих взглядах он исходил из того, что в обществе все должны служить государству, и все должны ему подчиняться, в том числе и Церковь. Согласно Феофану, в этом и заключалось предназначение Церкви.

Эту идею он озвучивал многократно. Феофан Прокопович подготовил «Духовный регламент», который затем, после правок Петра I, был утвержден Сенатом и стал официальным документом России. Фактически этот документ определил жизнь Русской Православной Церкви на протяжении всего Синодального периода. Согласно этому документу патриаршее управление было заменено синодальным. В результате этих изменений церковь перешла под полное государственное управление. И на протяжении всего времени степень управления государства Церковью становилась все больше и больше.

После смерти Петра положение архиепископа Феофана оказалось весьма шатким. Однако благодаря своему политическому таланту он сумел сохранить свое положение, а во времена Анны Иоанновны его влияние возросло настолько, что фактически он стал управлять Церковью, подавляя любое несогласие с официальной религиозной государственной политикой. Эта политика даже получила название «феофановщины».

Но были у него и заслуги перед Русской Церковью. Феофан, начиная с Петра I, был главным помощником русских императоров в религиозной политике, и он искренне стремился развивать Церковь. Как один из самых просвещенных людей в России, он внес значительный вклад в развитие просвещения и образования России, он реформировал религиозное образование и официально определил пути его развития. В «Духовном регламенте» он заложил законодательные основы церковной системы образования России.

Будучи известным богословом, он дал сильный импульс развитию богословия в России. Хотя в его трудах и были идеи, близкие протестантизму, которые затем критиковали, но сами его книги служили развитию богословской мысли, на них опирались в написании собственных трудов.

Он дал дорогу многим талантливым людям России. Так, он помогал известному поэту и государственному деятелю Кантемиру. М.В. Ломоносов обязан ему своим поступлением в Санкт-Петербургский университет и своей учебой в Магбургском университете.

По завещанию архиепископа Феофана все его имущество после его смерти отошло на содержание бедных детей, которые учились в его школе, а библиотека, которая насчитывала 30 тысяч экземпляров, передана Александро-Невской семинарии.

3. Православная Церковь при императрице Елизавете. Воцарение Елизаветы русские люди встретили с большими надеждами. И их надежды оправдались. Она многое сделала для развития страны, для развития ее культуры. Елизавета запомнилась как истинно русская добрая императрица. Она отменила смертную казнь. Русских людей не могло не радовать, что она была подлинно русским и глубоко верующим человеком. Елизавета любила православное богослужение, проповеди, духовную литературу. И став императрицей, она не изменилась; верила глубоко и искренне, ходила пешком на богомолье в Троицкую лавру, посещала монастыри и храмы, постоянно жертвовала большие средства на нужды Церкви.

Хотя она, дав слово при вступлении на престол сохранить все так, как было в России при ее отце – Петре Великом, и не восстановила патриаршество, но, будучи верующим человеком, сделала все, чтобы улучшить положение Церкви и верующих людей.

Елизавета вернула из заключения всех священников, которые туда попали при Бироне, передала суд над священством в Синод.

Императрица назначила обер-прокурором Я.П. Шаховского, который многое сделал для наведения порядка в церковном управлении.

В это время шло повсеместное строительство храмов. Продолжалась широкая миссионерская деятельность Православной Церкви в Сибири.

Таким образом, после реформ Петра, и страшных лет правления Анны Иоанновны наступило время спокойной жизни и развития Православной Церкви.

4. Основные направления государственно-церковной политики Екатерины II. В 1762 году началось время царствования императрицы Екатерины II, которая многое сделала для развития России. При ней были возвращены все исконно русские земли. Россия вышла к Черному морю и укрепилась на нем. Время Екатерины – это время развития российской культуры, искусства и литературы.

Однако для православия вновь наступили тяжелые времена. При ней государство вновь вернулось к религиозной политике Петра I. С одной стороны, она представляя себя истинно православным человеком, хотя, в отличие от Петра, была человеком неверующим, официально поддерживала церковь. Это объясняется тем, что, будучи умным политиком, она понимала, что в России церковь пользуется огромным авторитетом в народе, и поэтому рассматривала веру как своего рода «народное умоначертание».

С другой стороны, она вела самую настоящую войну с Церковью, что было связано с ее мировоззрением. И это выразилось в ее указах, особенно именном Указе Императрицы Сенату «О разделении духовных имений» от 26 февраля 1764 г., согласно которому была проведена секуляризация церковных земель, в результате чего Церковь лишилась значительной части своих материальных средств. Во времена Екатерины резко сократилось число монастырей и монашествующих. Так, если к началу XVIII в. в России насчитывался 1201 монастырь (965 мужских и 236 женских). Затем число их сократилось, но незначительно, и на начало управления Екатерины II оставались 1072 монастыря, но после указа в 1764 г. о секуляризации – всего 452 монастыря, а число монашествующих уменьшилось с 12444 человек до 5105.

5. Митрополит Арсений. В период екатерининской «атаки» на Церковь в полный голос против религиозной политики Екатерины и секуляризации выступил только один человек – митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) (1697–1772).

Еще в 1742 г. вместе с архиепископом Амвросием Юшкевичем, владыка Арсений подал императрице Елизавете проект восстановления патриаршества в России, утверждая, что институт СССвятейшего Синода в отсутствии патриарха не имеет канонической основы. Это был первый открытый протест русских иерархов против синодальной системы управления Церковью. Но Елизавета не поддержала предложенный проект, так как уже провозгласила, что у нее все будет как при отце.

Возглавив в том же 1742 г. Ростовскую епархию, владыка Арсений всячески противостоял попыткам Святейшего Синода «переосвидетельствовать» мощи ростовских святых, докладывая на многочисленные запросы из Синода о том, что в его епархии никаких суеверий «не усмотрено, но, слава Богу, все добре». Именно трудам Арсения Мацеевича мы обязаны тому, что в 1757 г. впервые в XVIII столетии произошла канонизация русского святого – был прославлен святитель Димитрий Ростовский.

В 50–60-е гг. XVIII в. Арсений стал неформальным лидером той части духовенства, которая выступала против подчинения Церкви светской власти. С конца 1750-х гг. митрополит Арсений продолжил бороться против правительственных планов секуляризации церковных владений. Однако если при императрице Елизавете ему удалось добиться отклонения подобного правительственного проекта, то при Екатерине II он потерпел поражение.

В феврале 1763 г. митрополит Арсений резко осудил проект секуляризации Екатерины II и предал анафеме его авторов. Это вызвало резкий ответ властей. По указанию императрицы в марте 1763 г. владыка был арестован и доставлен в Москву. В апреле 1763 г. после тайного суда его лишили архиерейства и сослали в дальний Карело-Никольский монастырь простым монахом. В 1767 г., по ложному доносу, его обвинили в политической неблагонадежности. По приговору суда его расстригли и под именем Андрея Враля отправили на вечное содержание в тюрьме г. Ревеля, где он и умер. На стене каземата до начала XX в. сохранялась надпись, выцарапанная рукой митрополита Арсения: «Благо мне, яко смирил мя еси».

Но потомки помнили о духовном подвиге святителя. Уже при жизни его почитали в народе невинным страдальцем и святым. В 1918 г. Поместный собор Русской Православной Церкви восстановил его в сане митрополита. В 2000 г. митрополит Арсений был канонизирован Русской Православной Церковью в чине священномученика.

6. Судьба монастырей. Особенно тяжелый удар в XVIII в. обрушился на монастыри. Ни Петр I, ни многие его приемники не понимали, зачем нужны монастыри. Но и сразу закрыть их они не могли. Поэтому началась долговременная политика по ликвидации монастырей. В результате к концу XVIII в. в России было закрыто две трети монастырей.

И все-таки монастыри выстояли. И по-прежнему оставались центрами духовной жизни России. Расскажем только о двух из них.

Саровская пустынь. Одним из важнейших центров возрождения и распространения русского старчества в XVIII–XIX вв. была Саровская Успенская пустынь близ г. Темникова на месте древнего г. Сараклича (ныне – в Нижегородской области). Пустынь основал в 1706 г. иеромонах Исаакий (в миру И.Ф. Попов) (1670–1737), который вскоре был утвержден строителем новой обители.

В 1711 г. в обители был введен строгий общежительский устав, и в дальнейшем Саровская пустынь прославилась и своим уставом, и своими иноками, строго следившими за исполнением положений этого устава, когда каждый монах неукоснимо исполнял свои обязанности-послушания. К примеру, в Саровском монастыре издавна существовало правило непрерывного чтения «Псалтири». И все насельники обители, начиная с настоятеля и заканчивая послушниками, были обязаны исполнять это послушание, что, конечно же, не освобождало их от своих повседневных обязанностей.

Именно эта строгость монашеской жизни, аскетизм и нестяжательство саровских иноков привлекали в обитель удивительных людей, ставших со временем примерами истинного православного служения Господу. Саровские иноки возродили истинно монашескую жизнь в других обителях России: Назарий – на Валааме, Феодор Ушаков – в Санаксарах. И недаром своими великими подвигами прославил обитель преподобный Серафим Саровский.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Этот монастырьвозле г. Темникова (ныне – в Мордовии) тоже оказался одним из возрожденных центров русского старчества в XVIII в. Эта обитель была основана в 1659 г. и поначалу именовалась Сретенским Санаксарским монастырем. Но в XVII – первой половине XVIII в. обитель постепенно угасала и обезлюдевала, пока в 1759 г. ее не принял монах Саровской пустыни преподобный Феодор Санаксарский (в миру Иоанн Игнатьевич Ушаков) (1718–1791) – дядя знаменитого впоследствии адмирала Ф.Ф. Ушакова. В мирской жизни будущий монах был офицером лейб-гвардии Преображенского полка, но военная карьера не прельщала его. В 1748 г. он оставил службу и принял постриг в Александро-Невской лавре. Причем для этого ему, офицеру гвардии, потребовался именной указ императрицы Елизаветы Петровны.

В 1756 г. монах Феодор был отпущен из Санкт-Петербурга в отдаленную Саровскую пустынь, где вскоре принял сан иеромонаха. Трудами преподобного Феодора в монастыре возродилась строгая монашеская жизнь с особо суровым уставом. Здесь принимали постриг и начинали монашеское служение офицеры гвардии и дворяне. И хотя сам преподобный Феодор Санаксарский неоднократно подвергался преследованиям от властей и даже девять лет находился в ссылке в Соловецком монастыре, в своей обители он уже при жизни почитался как истинный православный подвижник и учитель. Кроме Санаксарского монастыря, преподобный Феодор возобновил Новоезерский, Тихвинский, Симонов и многие другие угасшие к тому времени монастыри. Именно в Санаксарах под руководством старца Феодора положили начало своим подвигам три его преподобных ученика: архимандрит Игнатий Симоновский, схиархимандрит Макарий Пешношский и архимандрит Феофан Новоезерский. Ныне святые мощи преподобного Феодора хранятся в возобновленном Санаксарском монастыре, а сам он канонизирован в чине местночтимых святых.

Подумай: в чем заключались основные направления религиозной политики российского государства в XVIII веке?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 756 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...