Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3. Развитие, воспитание и социализация личности



1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Роль обучения в развитии личности.

3. Воспитание и формирование личности.

4. Социальная среда и формирование человека.

3.1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, общей и социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией, социологией и другими науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Существенное значение для педагогики имеет уяснение понятий развитие и формирование.

Под развитием следует понимать целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня его развитости. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным регулятором развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – важные процессы и результат степени реализации своих возможностей человеком.

В энциклопедической трактовке под формой понимается внешнее очертание, вид, выражение какого-либо содержания. Философская трактовка связана с сопоставлением категорий "содержание" и "форма". Первая – наполнение целого, частей, элементов чем-то определенным, вторая – внутренняя организация содержания. В ходе всякого развития возникает несоответствие содержания и формы, которое на определенной стадии приводит к "сбрасыванию" старой формы и возникновению новой, соответствующей развившемуся содержанию. Формироваться – значит складываться, повышать зрелость, оформляться, приобретать внешне обнаруживающуюся определенность. Формирование – закономерное, необходимое, объективно присущее всяким внутренним изменениям, развитию, росту явление.

Категория "формирование" применительно к личности озна­чает сегодня признание объективно существующего и обозначае­мого ею феномена внутренне происходящих у человека и внешне проявляющихся изменений, которые не в наших силах запретить или отменить. Присвоение индивидом человеческого опыта — это процесс единства изменений содержания и формы, это обяза­тельно процесс его формирования. Формирование — содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака "финальности", конца, доведения до некоторого совершенного состояния, на котором про­исходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в жизни чело­века. В этом процессе можно выделить стадии первичного формирования, становления личности (от рождения до взрослости) и ее дальнейшего формирования (совершенствования или, напротив, ухудшения, деградации, распада).

Другой вопрос — о движущих силах формирования, их внеш­них и внутренних источниках. Педагогику интересует, прежде всего, целенаправленное использование движущих сил. С этих позиций педагогическое формирование личности — это организация и реализация педагогической системы совместной работы с нею, содействие ее самоформированию и создание благоприятных условий для этого.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Личность, по определению Л.С.Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Из вышесказанного следует, что в развитии личности биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные (объективные) факторы.

Однако среди них отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии личности. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же – это целенаправленный процесс.

К внутренним (субъективным) факторам развития личности относят наряду с природными склонностями, влечениями активность самой личности: ее чувства, волю, интересы деятельность. Формируемые под воздействием внешних (объективных) факторов, они сами становятся источником развития.

3.2. Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является не толь­ко методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый — уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характе­ризуется тем, какие задания он может выполнить вполне само­стоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшею развития, обозначает то, что ребенок не мо­жет выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с неболь­шой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрос­лого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоя­тельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики чело­века, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к позна­вательным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т.д.).

В учебной деятельности объединяются не только по­знавательные функции деятельности (восприятие, внима­ние, память, мышление, воображение), но и потребности, мо­тивы, эмоции, воля.

3.3. Воспитание и формирование личности

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в отдельных случаях воспитание традиционно определяется как специально организуемое педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание – целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации деятельности и формирования положительного отно­шения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность сложнейшего процесса.

Следовательно, процесс развития человека и его становления как личности закономерен не только генетически, анатомически, физиологически, психологически, но и педагогически.

Педагогические закономерности формирования личности — это объективно существующие устойчивые, повторяющиеся, необходимые причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и их результатами: ее образованностью, воспитанностью, обученностью и развитостью, качественно соответствующими целям формирования личности в современном обществе. Педагогические закономерности — это закономерности и самоформирования личности, и помощи ей в этом со стороны общества и других людей. Педагогическая практика призвана охватить и максимально оптимизировать проявления всех закономерностей для достижения цели формирования личности.

К общим педагогическим закономерностям формирования личности, сказывающимся на успехе и нуждающимся в педагогическом учете, относятся:

Ø непрерывность формирования личности и процессе жизни;

Ø формирование в интересах самореализации, самоутвержде­ния и успеха человека в жизни;

Ø подчиненность формирования личности ее личным интересам;

Ø подчиненность главной цели педагогической системы формированию гармонично развитой личности, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интерна­ционализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья;

Ø воплощенность педагогических влияний на личность в возникновении и изменении у нее четырех основных педагогических свойств: образованности, воспитанности, обученности и развитости; зависимость совершенства этих свойств от степени соответствия уровню мировой цивилизации; целостность и взаимосвязанность образования, воспитания, обучения и развития личности;

Ø зависимость успешности достижения главной цели формирования личности от обеспечения целеустремленности и регулирования всех педагогических влияний на личность, преодоления стихийности в этом процессе;

Ø безусловная зависимость успеха педагогического формирования личности от ее собственной целеустремленной активности в самоформировании;

Ø зависимость достижения цели в формировании личности от подчинения ей всех подсистем и элементов педагогического процесса, его содержания, организации, форм, методов, условий обеспечения и выбора таких, которые, безусловно, обеспечивают ее достижение;

Ø реализация индивидуального подхода в формировании ка­ждого человека и развитие его индивидуальности.

Общие закономерности и опыт находят отражение в общих педагогических принципах формирования личности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие.

1. Принцип целеустремленного, всестороннего и гармоничного формирования личности в интересах самой личности, ее самоопределения и самореализации в жизни, а также в интересах общества и государства.

2. Принцип научности в формировании личности. Сложность и печальный опыт стихийного, неосмысленного, основанного только на житейских представлениях формирования личности требуют подходить с достоверных, выкристаллизованных в положительном опыте и воплощенных в педагогических и психологических рекомендациях позиций.

3. Принцип максимального приближения целей, содержания, методов, условий формирования личности к уровню достижений мировой цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, созидания, мира, морали, национального достоинства, государственности.

4. Принцип непрерывности и преемственности формирования личности в процессе жизни с повышенным вниманием к детскому, подростковому и юношескому возрасту и максимальным преодолением стихийных, неконтролируемых педагогических воздействии и влияний.

5. Принцип системности, взаимосвязанного формирования четырех основных педагогических свойств личности — образованности, воспитанности, обученности, развитости и соответствующей организации четырех, связанных единой целью и обслуживающих друг друга, педагогических подсистем — образования, воспитания, обучения и развития.

6. Принцип единства педагогических воздействий и самоформирования личности. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть и противодействует этому. Формирование — это субъект-субъектный процесс, взаимодействие субъекта педагогических воздействий и формирующегося — их объекта, являющегося вместе с тем субъектом, личностью со своими взглядами, интересами, желаниями, идеалами, планами. Успех возможен лишь при совпадении их целей и усилий, при тесном сотрудничестве, при обоюдной и слаженной активности, при целенаправленной активности формирующегося по самоформированию.

7. Принцип опережающего формирования личности в духе основных тенденций общественного развития: гуманизма, демократизма, законности, гражданственности.

8. Принцип формирования культуры личности: эстетиче­ской, этической, экологической, семейной, быта и здоровья.

Общие закономерности и принципы относятся ко всей системе формирования личности, организуемой на любом уровне — индивидуальном, групповом, государственном. Существуют и своеобразные закономерности образования, воспитания, обучения и развития, находящие отражение в соответствующих частных принципах, выступающих как подчиненные общим и в сово­купности с ними обеспечивающие формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Таким образом, воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию), его воспитанность.

Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержа­нием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность — это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Для воспитанного человека самосознание, ответственность являются определяющими мотивами поведения. В воспитанности проявляются, с одной стороны, нравственные требования общества, которые отражаются в его моральном сознании, в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоенные каждым отдельным человеком принципы, направляющие, регулирующие и контролирующие его действия и поступки. В процессе самоконтроля и регулирования поведения и деятельности нормы и принципы закрепляются и становятся качествами личности, характеризующими воспитанность.

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный вы­бор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание, 2) самообладание, 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Таким образом, самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

3.4. Социальная среда и формирование человека

Объемная и мощная группа причин, оказывающих формирующее влияние на человека, находится в окружающей среде. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда — духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально - педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

Ø образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах событий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных областях знания, создают условия для самообразования и др.;

Ø воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, людям, государственным органам, политике, тем или иным государственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национальностям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность общечеловеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступкам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

Ø обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профессиональными навыками и умениями и др.;

Ø развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в личности в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю­дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педагогической безграмотности, с которой обращаются нередко с ни­ми в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невин­ные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпе­тентности звучит еще слабо и тонет в трудностях жизни.

Практика реальной жизни человека в определенной соци­альной среде — это школа жизни ("школа семьи", "школа профессиональной деятельности", "школа досуга" и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педаго­гические учреждения общества, его сфер и нередко конкури­рует с ними. Сила и результаты влияний "школы жизни" и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно прохо­дят "школу семьи", "школу улицы", "школу дискотек", "школу неформальных объединений сверстников", "школу информационных технологий" (Интернет, компьютерные иг­ры), "школу телевидения и видеопродукции" и др. Их образо­ванность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доми­нирующим влиянием одной из них.

Определенное педагогическое воздействие оказывает и при­родная среда. В педагогической литературе справедливо отмеча­ется, что условно можно говорить о "педагогике гор", "педагогике Волги", "педагогике моря", "педагогике степей", ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и разви­вающее влияние на людей.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, однако ее содержание не является стабильным и однозначным.

Социализация происходит: 1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; 2) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; 3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; 4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, можно считать, что развитие – общий процесс становления человека; социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями со­циальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и ре­зультат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индиви­да социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их соче­тания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредовано двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, группы сверстников, воспитательные организа­ции, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отноше­ний в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Од­нако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогене­тического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наи­большее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое ме­сто по значимости выходят сословие, трудовой или профессио­нальный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социали­зации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жиз­ни человека. Это – нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимо­действия с многообразными и многочисленными факторами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на детей, подростков, юношей не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность.

Единой точки зрения на то, что представляет собой социали­зированность человека, не существует. Трактовки социализированности весьма многообразны и в большой мере зависят от того, в русле ка­кого подхода к социализации они рассматриваются.

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как сформированностъ черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю­чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг под­черкивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неиз­бежными.

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделя­ется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляе­мым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на сле­дующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал "заглядывание вперед" (изуче­ние того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрос­лым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии "ситуационное приспособление" - "вступая в новую ситуацию, ин­дивид соединяет новые ожидания других со своим "Я" и таким об­разом приспосабливается к ситуации". Однако такой подход пре­вращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

Существенно иначе трактуют социализированность исследова­тели, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, характеризуя социализированность, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожи­даниями) индивида. Исследователи считают необходимым, что­бы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или пе­рестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный индивид стремится к изменению самоэкспектации и умеет остав­лять предшествующие роли.

Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценно­стных ориентаций; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли (избирательно относясь к своим социальным ролям); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Обобщая данные многих исследований, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости-социализированности личности: уважение к себе (чув­ство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).

Несколько иначе о том же писал американский исследователь Э. Келли, используя термин "полностью функционирующая лич­ность", который с некоторой долей условности можно рассматри­вать как синоним "социализированной личности": "... полностью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возмож­ность создания своего "само" в других; поняв движущуюся природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; пол­ностью функционирующая личность принимает творческую роль".

С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате со­циализации человек овладевает совокупностью ролевых ожида­ний и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных устано­вок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои по­требности и интересы.

От содержательной характеристики всех названных компонен­тов зависит социализированность человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации в целом особ­няком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.

На бытовом уровне воспитанность понимается довольно одно­значно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: "Воспи­танный человек, выросший в обычных правилах светского прили­чия, образованный" (В. И. Даль). "Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность" (Словарь русского языка. - М., 1957). "Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вес­ти себя" (там же).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия "воспитание".

Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с по­мощью эмпирических показателей вызывают те или иные возра­жения. Более или менее корректно это делается по отношению к отдельным аспектам воспитанности (например, образованности, профессиональной подготовке, установкам и ценностным ориентациям в различных сферах жизнедеятельности и пр.). Однако выявленный уровень образованности человека или его социаль­ные установки, например, в сфере межэтнического взаимодейст­вия и др. далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

Исходя из понимания социального воспитания как планомерного создания условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека, А.В. Мудрик считает, что воспитанность можно лишь условно выделить из социализированности, поэтому с точки зрения социальной педагогики вполне приемлемо понимание воспитанности, разработанное в исследовательском цен­тре SOS-kinderdorf-international в Австрии. Г. Гмайнер и его со­трудники выделили следующие критерии готовности воспитанни­ков детских домов семейного типа к социальной интеграции:

Ø законченное школьное или профессиональное образование;

Ø работа по специальности;

Ø основание собственной семьи;

Ø реалистические жизненные цели;

Ø социальная зрелость, при которой взаимоотношения с со­гражданами отличаются уважением, готовностью помочь и терпимостью;

Ø собственный взнос в дело дальнейшего развития общества.

Социализированность имеет "мобильный характер", т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффек­тивной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой также может сделать неэффективной сформировав­шуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Охарактеризуйте сущность некоторых концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.

2. Наследственность, среда и воспитание – это три фактора, воздействующие на развитие человека. Вспомните четвертый фактор развития личности.

3. Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности?

4. Какова роль обучения в развитии личности?

5. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?

6. Раскройте соотношение социализированности и воспитанности.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие//Избр.труды. – М., 1990.

4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

5. Концепция воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь//Праблемы выхавання. – 2000. -- №2.

6. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 1991.

7. Иванов С. П. Мир личности: контуры и реальности. – М., 1999.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000.

9. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. – М., 1991.

10. Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.

11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

13. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2001.

14. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-на-Дону, 2000.

15. Фридман Л.М. Психология воспитания. – М., 2000.

16. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1999.

17. Якиманская Л.Н. Личностно-ориентированное обучение. – М., 1997.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 5959 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...