Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Использование охраняемых объектов в личных целях



Законодательство об авторском праве и смежных правах стран СНГ разрешает воспроизводить произведения в личных целях при некоторых условиях. Как уже отмечалось, под воспроизведением понимается изготовление одного или более экземпляров объекта авторского права или смежных прав в любой материальной форме, включая постоянное

1 Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам. Же
нева: ВОИС, № 827(EFR), I981. С.114.

2 Там же. С.113.

3 Hughes J. Recording Intellectual Property and Overlooked Audience
Interests. Texas Law Review. Vol. 77, No. 4, March 1999.


404___________________________________________ Глава 13

или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Другими словами, воспроизведение — это изготовление копии объекта авторского права или смежных прав. Изготовление копии для личных целей предполагает, что такая копия будет использоваться индивидуально, в крайнем случае, в обычном кругу семьи либо близких знакомых семьи, т.е. не публично и не с целью извлечения прибыли.

Любое физическое лицо вправе делать единичные копии правомерно опубликованных объектов авторского права или смежных прав исключительно для личных целей и не обязано:

• испрашивать разрешение на такое воспроизведение;

• выплачивать вознаграждение.

Сделав рациональное ограничение на право воспроизведения, т.е. разрешив копирование для личных целей, законодательство об авторском праве и смежных правах стран СНГ вводит ограничения, исключения, дополнения на уже разрешенное копирование.

1. Запрещается копировать в единичных экземплярах для личных целей:

• произведения архитектуры в форме зданий или других
сооружений;

• базы данных или существенные части из них;

• компьютерные программы;

• нотные тексты и книги (полностью) посредством реп
родуцирования.

Ограничения на копирование вышеперечисленных произведений во многих случаях оказываются декларативными и трудно реализуемыми.

Копирование произведений архитектуры в форме зданий или других сооружений невозможно без чертежей и иной документации. Любое использование идей, решений, заложенных в произведении архитектуры, может рассматриваться как самостоятельное, а не производное произведение.


Ограничения имущественных прав 405

Запрещение копирования баз данных или существенных частей из них будет сдерживать развитие науки, техники, образования и культуры. Данная норма помимо иррациональности является еще и нереальной в выполнении. Более того, как будет рассмотрено в последующих разделах, Закон допускает цитирование отрывков из любых правомерно опубликованных произведений в научных, исследовательских, учебных, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования. Однако такое цитирование возможно только при копировании существенных частей из баз данных.

В отношении компьютерных программ разрешается любому лицу, правомерно владеющему экземпляром компьютерной программы, изготовить копию компьютерной программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей. Причем архивная копия может быть использована в качестве дистрибутива компьютерной программы, если он оказался утерянным, уничтоженным или непригодным для использования. При этом копия компьютерной программы не может быть использована для иных целей. К сожалению, это в целом рациональное ограничение не реализуется даже в странах, которые считаются благополучными с точки зрения пиратства интеллектуальной собственности. Даже в США — основном производителе программного обеспечения — копирование компьютерных программ не для личных целей приняло такой размах, что президент США был вынужден предписать всем государственным организациям обязательный переход до 2000 года на использование только лицензионного программного обеспечения, а не копий1.

Запрещение копирования книг и нотных текстов известно давно, однако при таком копировании библиотеками по запросам основное ограничение налагается финансовыми возможностями, а н.е запретительными нормами Закона.

' См. The White House. Executive Order. Computer Software Piracy. September 30, 1998.


406__________________________________________ Глава 13

2. Несмотря на то что разрешается сделать копию охраняемого произведения в личных целях без разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения, однако в случае воспроизведения самых массовых произведений — аудиовизуальных и воплощенных в фонограммах произведений— правообладатели могут получать вознаграждение посредством системы коллективного управления имущественными правами. При этом все расходы ложатся не только на тех лиц, которые копируют произведения (что естественно), но и на тех, кто копированием не занимаются (что несправедливо).

Система сбора такого вознаграждения может функционировать (а во многих странах и функционирует) следующим образом. Прежде всего, законодательство устанавливает, что вознаграждение выплачивается двумя категориями лиц, например:

• изготовителями оборудования (магнитофонов и иных
устройств)и материальных носителей(чистые магнит
ные пленки, кассеты, записываемые лазерные диски,
диски DVD и иные материальные носители), которые
обычно используются для воспроизведения произведе
ний в личных целях, за исключением оборудования и
материальных носителей, экспортируемых за рубеж, и

• импортерами указанного оборудования и материаль
ных носителей, за исключением случаев, когда импорт
осуществляется частным лицом в его личных целях.

Хотя данные положения в целом соответствуют мировой практике, они страдают неточностью и в реальных условиях оказываются трудно выполнимыми. Возможно, именно поэтому сбор подобного вознаграждения осуществляется в немногих странах СНГ, например в Республике Молдова, где вознаграждение выплачивают не изготовители оборудования и материальных носителей, а предприятия, осуществляющие торговлю оборудованием и материальными носителями1. Размер такого вознаграждения исчисляется исходя

1 Закон о внесении изменений и дополнений в Закон «Об авторском праве и смежных правах». Monitorul Oficial Al Republic!! Moldova. № 62-65, 9 июля 1998 года.


Ограничения имущественных прав 407

из трех процентов от продажной цены оборудования и носителей.

Как показывает практика многих стран, введение «авторского налога» на магнитофоны, оборудование и носители приводит к повышению цен на данные категории товаров. «Авторский налог» на копировальное оборудование и материалы ведет к повышению цен и ложится бременем на всех покупателей, несмотря на то, что большинство из них не занимается перезаписью охраняемых произведений. Кроме того, если оборудование, носители и материалы ввезены из стран, где «авторский налог» собирается, то ни

0 каком дополнительном налоге в другой стране не может
быть и речи. Дело в том, что при приобретении оборудова
ния и материальных носителей за границей физические лица
оплачивают соответствующую надбавку к цене, поэтому
«авторский налог» не должен вводиться при импорте обо
рудования и материальных носителей физическими лицами
исключительно в личных целях1. Другими словами, «автор
ский налог» может вводиться только на оборудование и
материалы отечественного производства.

Сформулированные выше положения сложно реализовать даже в ближайшее время, однако они являются основой для создания и деятельности соответствующей организации по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей и производителей аудиовизуальных произведений и фонограмм.

Следует подчеркнуть, что собранное вознаграждение (через соответствующую организацию по коллективному управлению имущественными правами) за воспроизведение аудиовизуальных и воплощенных в фонограммах произведений, предназначается автору (иному правообладателю), а также исполнителям и производителям фонограмм (их правопреемникам). Аналогичное положение содержат законы об авторском праве и смежных правах стран СНГ.

См.: Сергеев А.П. Проект Федерального закона «О внесении изме нений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». СПб.: Кафедра гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета. 16 марта 1999 года.


408__________________________________________ Глава 13

Удивительным в этом положении является то, что за воспроизведение аудиовизуальных произведений вознаграждение должны получать производители фонограмм. Следует признать, что эти нормы заимствованы из Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Такая же норма закреплена в Указе Президента Российской Федерации1, в соответствии с которым с 1 февраля 1999 года выпуск для свободного обращения ввозимых на территорию Российской Федерации оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения в личных целях аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений, осуществляется при условии выплаты участниками внешнеторговой деятельности — импортерами этих товаров — вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения.

Указ подтвердил, что авторы, исполнители, производители фонограмм вправе получать вознаграждение за воспроизведение аудиовизуальных произведений. Авторы и исполнители аудиовизуальных произведений по закону передали имущественные права производителям аудиовизуальных произведений. Другими словами, производители аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение за воспроизведение аудиовизуальных произведений. Однако по Указу Президента Российской Федерации получать такое вознаграждение будут производители фонограмм, которые не имеют прав на аудиовизуальные произведения!

Законодательство об авторском праве и смежных правах стран СНГ возлагает сбор «авторского налога» на организацию по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей и производителей фонограмм. В настоящее время подобные организации в боль-

1 Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи про-изведения»//Экономика и жизнь. 1998. № 51.


Ограничения имущественных прав 409

шинстве стран СНГ отсутствуют. Законодательство регламентирует размер вознаграждения и условия его выплаты для организации по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей и производителей аудиовизуальных произведений и фонограмм. Подразумевается, что размер вознаграждения и условия его выплаты устанавливаются соглашением между организацией, с одной стороны, и представителями изготовителей и импортеров копировального оборудования и материалов, с другой. Понимая, что такое соглашение достигнуть затруднительно, законодательство предлагает обычную форму решения проблемы, в соответствии с которой размер вознаграждения и условия его выплаты определяются правительством.

Организации по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей и производителей аудиовизуальных произведений и фонограмм наделяются законодательством правом на распределение собранного вознаграждения между авторами аудиовизуальных и воплощенных в фонограммах произведений, с одной стороны, и исполнителями и производителями фонограмм, с другой стороны, если существуют основания предполагать, что указанные выше произведения воспроизводились в личных целях. При отсутствии соглашения между различными группами авторов и (или) исполнителей и производителей фонограмм относительно пропорции распределения причитающегося им вознаграждения такая пропорция определяется правительством.

§ 13.3. Использование охраняемых

объектов без вознаграждения

Законодательство об авторском праве и смежных правах стран СНГ унифицировано разрешает некоторые формы свободного использования произведений и объектов Смежных прав. При этом не требуется согласия автора и выплаты вознаграждения автору или иному правооблада-


410___________________________________________ Глава 13

телю. Однако пользователь обязан указать автора произведения и источник заимствования, т.е. сведения о произведении и его авторе. Только в таком случае разрешены некоторые виды свободного использования произведений, в противном случае пользователь становится нарушителем Закона.

Требование указания автора произведения и источника заимствования легко решается в отношении опубликованного произведения, тогда как в случае иного обнародования произведения или его размещения в Интернет указание источника заимствования может представлять значительные трудности. Указания доменного имени узла Интернет, на котором размещено цитируемое произведение, не всегда оказывается достаточным. Данная проблема уже затронула средства массовой информации, в которых часто приводятся сведения с конкретного узла Интернет, без указания автора и источника заимствования, в лучшем случае представляется изображение страницы соответствующего узла.

Ограничение объема отрывков из используемых произведений, которое сформулировано в законодательстве в таком неконкретном виде, как «в объеме, оправданном целью цитирования», «в объеме, оправданном поставленной целью» и «в объеме, оправданном информационной целью». Следует признать, что в ранее действовавшем законодательстве объем использования был определен конкретнее. Например, с 1928 года допускались заимствования из произведений в прозе в объеме 10 тыс. символов, а из научных трудов — до 40 тыс. символов1. Гражданский кодекс БССР допускал воспроизведение в виде цитат «в пределах, обусловленных целью издания, а воспроизведение в ином виде, в том числе в сборниках, допускается в объеме, не превышающем в общей сложности одного авторского листа из произведений одного автора»2. К сожалению, в законах об авторском праве и смежных правах стран СНГ количественные критерии исчезли. Не были введены такие крите-

1 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г.

2 Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу БССР/
Под общ. ред. В.Ф. Чигира. Мн.: Беларусь, 1991. С. 455.


Ограничения имущественных прав______________________ 411

рии и в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Следует особо подчеркнуть, что допускается использование правомерно опубликованных произведений. Несмотря на то что в законодательстве отсутствует точное определение неправомерно опубликованного произведения, однако нетрудно прийти к заключению, что речь идет об опубликовании, выполненном с нарушением Закона. В частности, произведение могло быть опубликовано под другим названием и под именем другого лица, произведение могло представлять неразрешенную переработку или перевод иного произведения и т.д. Другими словами, неправомерно опубликованное произведение — это, несомненно, контрафактный объект, который подлежит конфискации и уничтожению, а не использованию.

Приведем список разрешенных к свободному использованию объектов авторского права и смежных прав, которые в той или иной мере представлены в законодательстве стран СНГ.

1. Цитирование отрывков из произведений в объеме, оп
равданном целью цитирования, в научных, исследова
тельских, учебных, полемических, критических и
информационных целях.

Цитирование представляет собой одну из самых распространенных форм свободного использования отрывков из правомерно опубликованных произведений.

2. Использование.от рывков произведений в объеме, оправ
данном поставленной целью, в качестве иллюстраций в
изданиях, передачах радио и телевидения, звука- и ви
деозаписях учебного характера.

Такое использование охраняемых произведений во многом аналогично цитированию с увеличением объема используемых отрывков.

3. Воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего
сведения опубликованных в газетах и журналах статей
по текущим экономическим, политическим, социальным


412___________________________________________ Глава 13

и другим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение, сообщение для всеобщего сведения не были специально запрещены автором.

Разрешается использование правомерно опубликованных в газетах и журналах статей практически любого содержания при условии, что такое использование не было запрещено автором. Сделанная оговорка не более чем декларация, поскольку при опубликовании статьи в газете или журнале автор крайне редко запрещает перепечатку его статьи в других изданиях, полагая, что никто не имеет права повторно обнародовать его произведение без его согласия. Конечно, можно обосновать необходимость такой нормы, однако она все-таки остается анахронизмом и сохранена в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года только для гармонизации с аналогичным законодательством стран СНГ.

Несколько странным выглядит на первый взгляд и право на сообщение для всеобщего сведения правомерно опубликованных газетных и журнальных статей, поскольку объектом сообщения для всеобщего сведения, как правило, являются исполнения произведений. Действительное сообщение для всеобщего сведения реализуется в Интернет, поскольку таким сообщением считается и доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к произведению из любого места и в любое время по их собственному выбору. Следовательно, Закон разрешает размещение в Интернет правомерно опубликованных в газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и другим вопросам при условии, что такое сообщение для всеобщего сведения не было специально запрещено автором, и при обязательном указании имени автора и источника заимствования.

4. Воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения публично произнесенных речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.


Ограничения имущественных прав______________________ 413

Разрешается воспроизводить в газетах содержание публично произнесенных речей, обращений, докладов, причем объем воспроизводимого материала практически не лимитирован, поскольку любой объем может быть оправдан информационной целью. Однако в любом случае такое воспроизведение в газетах должно включать имя лица, публично произносившего речь или выступавшего с докладом.

Подобно предыдущему случаю разрешается размещение в Интернет записей публично произнесенных речей, обращений, докладов, при этом указание имени автора-исполнителя и источника заимствования является обязательным.

5. Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

Несмотря на некоторую замысловатость формулировки, речь идет о разрешении записывать и передавать по радио или телевидению исполнения произведения со всевозможных фестивалей, концертов, спектаклей. Причем сообщения для всеобщего сведения предназначены для иллюстрации «бурной культурной жизни» в том или ином регионе, настолько важной, что об этом должны знать все радиослушатели или телезрители соответствующего региона.и даже страны. Поскольку обзоры текущих событий ограничены во времени, то совершенно очевидно, что Закон разрешает воспроизводить или сообщать для всеобщего сведения только ограниченные отрывки из произведений в полном соответствии с оправданной информационной целью.

Таким образом, во время любого фестиваля, концерта, спектакля администрация обязана разрешать запись небольшой части концерта, спектакля при условии, что имя автора произведения и место исполнения произведения будет указано при передаче записи по радио или телевидению. Такие предупреждения важны потому, что часто в обзорах текущих событий упоминают лишь название произведения.

Несмотря на то что вещание через Интернет не стало массовым и обзоры текущих событий не стали обычными,


414__________________________________________ Глава 13

данные нормы предоставляют возможность доведения отрывков из произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.

6. Воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

Законодательство любой страны предоставляет особые льготы людям, которые от рождения или в результате болезни либо несчастного случая имеют ограниченные возможности для полноценного восприятия и участия в окружающем мире. В особо сложном положении оказываются слепые люди, которые не только не могут существовать без поддержки и помощи окружающих и общества, но и которым намного сложнее воспринимать окружающий мир.. Для таких людей давно разработаны специальные способы изготовления книг, в частности с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля. Закон предоставляет право воспроизведения любых правомерно обнародованных произведений любыми специальными способами для слепых. Другими словами, для обнародования любого охраняемого произведения для слепых не требуется разрешения автора или правообладателя, однако имя автора и источник заимствования произведения должны быть указаны.

Естественно, что запрещается воспроизведение произведений, которые уже были специально созданы и распространены для слепых. Это требование ни в коей мере нельзя считать ограничением поддержки слепых людей, поскольку оно вводится для защиты материальных интересов лиц, которые уже выпустили и будут выпускать произведения для слепых.

Важно, что законодательство разрешает использовать любые способы воспроизведения произведений, например, в форме записи чтения или инсценировки произведения.


Ограничения имущественных прав 415

7. Воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий, которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или когда оно используется в коммерческих целях.

Данная норма вытекает из Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 21), в котором изначально отсутствовала логика. В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года также не удалось исключить все противоречия, однако интерпретация соответствующей нормы может быть представлена следующим образом:

во-первых, представляется, что в самом начале фразы вместо союза «или» необходимо использовать союз «и»',

во-вторых, вместо термина «доведение» следовало бы использовать термин «сообщение», поскольку в Законе термин «доведение до всеобщего сведения» относится в основном к размещению объекта авторского права или смежных прав в Интернет, тогда как при создании прототипа данной нормы Интернет был известен ограниченному числу лиц и не представлял опасности нормальному использованию произведений;

в-третьих, под воспроизведением рационально понимать запись изображения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий.

Таким образом, разрешаются записи изображений произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий, если эти объекты постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения. Полученное изображение вышеуказанных произведений может быть сообщено для всеобщего сведения посредством, прежде всего, телевидения, а в настоящее время — и Интернет.

Ограничения на данное свободное использование произведений сформулированы в заключении:


416__________________________________________ Глава 13

• изображение произведения не должно быть основным
объектом воспроизведения или сообщения для всеоб
щего сведения;

• изображение произведения используется в коммерчес
ких целях.

В первом ограничении речь должна была бы идти только о сообщении для всеобщего сведения, поскольку для достаточно высокого оптического качества изображение произведения должно быть основным элементом воспроизведения, но при сообщении для всеобщего сведения изображение произведения необходимо «разбавлять» иными сюжетами. Второе ограничение очевидно.

8. Воспроизведение произведения для судебного или адми
нистративного производства.

Разрешается воспроизведение произведений для судебного или административного производства прежде всего в интересах авторов или иных правообладателей. Как правило, такого рода производства осуществляются по искам авторов, имущественные права которых нарушены. Поэтому именно авторы заинтересованы в воспроизведении своих произведений и их согласие на такое воспроизведение очевидно. Поскольку технические возможности судов весьма ограничены, трудно допустить, что судья или иное лицо воспользуется данной нормой. Воспроизведением своего произведения для судебного или административного производства придется заниматься самому автору или иному правообладателю.

9. Исполнение произведений при оказании ритуальных услуг.
Данная норма принята в законодательстве большинства

стран мира, она не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы правообладателя. Естественно, при исполнении правомерно обнародованных произведений во время оказания ритуальных услуг указание автора и источника заимствования необязательно.


Ограничения имущественных прав 417

10. Репродуцирование произведений.

Закон разрешает библиотекам или архивам репродуцирование для замены утраченных, уничтоженных или ставших непригодными для использования экземпляров правомерно опубликованных произведений.

Под репродуцированием обычно понимается факсимильное воспроизведение в любых размере и форме экземпляров письменных и графических произведений путем фотокопирования или с помощью иных технических средств, кроме издания. При этом не считается репродуцированием хранение или воспроизведение указанных копий в электронной, оптической или иной машиночитаемой форме.

Разрешается без согласия автора или иного обладателя авторского права и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования репродуцирование правомерно опубликованного произведения в единичном экземпляре без извлечения прибыли.

Несмотря на кажущуюся простоту этой нормы, некоторые уточнения представляются необходимыми.

Во-первых, когда речь идет об утраченных, уничтоженных или ставших непригодными для использования экземплярах произведений, то понимается, что эти экземпляры были или остались в библиотеке или архиве. Если же в библиотеке или архиве экземпляры произведения отсутствуют, то право сделать копию такого произведения предоставляется другой библиотеке или архиву по просьбе той организации, в которой экземпляр произведения оказался утраченным, уничтоженным или стал непригодным для использования.

Во-вторых, требование указания автора произведения и источника заимствования выполняется автоматически, поскольку делается копия всего произведения, которая только в таком случае может стать заменой утраченного, уничтоженного или ставшего непригодным для использования экземпляра произведения.

В-третьих, не очевидно, почему право восстановления ранее существовавшего экземпляра произведения


418__________________________________________ Глава 13

предоставлено только библиотекам или архивам. Если у любого лица (физического или юридического) имелся экземпляр правомерно опубликованного произведения, то почему он не имеет права на восстановление утраченного, уничтоженного или ставшего непригодным для использования экземпляра произведения? Тем более, что в некоторых случаях приобрести повторно экземпляр произведения невозможно.

Наконец, странно, почему право восстановления экземпляра произведения принадлежит библиотекам или архивам. Союз «или» означает, что если такое право предоставляется библиотекам, то оно не предоставляется архивам, и наоборот.

Таким образом, нормы репродуцировании утраченных, уничтоженных или ставших непригодными для использования экземпляров правомерно опубликованных произведений, несомненно, нуждаются в дальнейшем уточнении.

11. Репродуцирование отдельных малообъемных произведений, статей, отрывков из произведений. Закон разрешает репродуцирование, если статьи, малообъемные произведения, отрывки из письменных произведений правомерно опубликованы, в том числе в сборниках, газетах и других периодических изданиях, в двух случаях:

• Библиотекам или архивам по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях

Для научно-исследовательской и учебной деятельности эта норма очень важна. Однако ее актуальность снижается с расширением доступа к Интернет, где можно найти множество статей, малообъемных произведений, отрывков из произведений, которые можно использовать для исследовательских и учебных целей. Поскольку изготовление копий статей, малообъемных произведений и отрывков из произведений разрешено библиотекам или архивам во многих странах, то такие произведения могут быть правомерно размещены в Интернет и использованы учеными, преподавателями, студентами,аспирантами.


Ограничения имущественных прав______________________ 419

• Образовательным учреждениям для учебных занятий

Данное право предоставляется любым образовательным организациям при условии, что копии произведений будут использованы только для учебных занятий.

Как уже отмечалось, особые проблемы возникают при цифровом копировании. Дело в том, что появление цифровой технологии не только радикально изменило методы работы с документами, сделав их исключительно удобными и эффективными. Цифровое копирование привело к серьезной угрозе правам авторов, поскольку позволяет быстро и просто получать цифровую копию любого письменного или графического произведения. Такая копия может быть легко модифицирована на компьютере и предложена публике в качестве нового произведения. В последние годы в некоторых странах такая форма пиратства книжной продукции (sampling) получила бурное развитие.

Проблема репрографии оказывается актуальной из-за наличия большого количества библиотек, архивов, центров информации, научно-исследовательских институтов, вузов, школ и т.д. Репрография вносит большой вклад в распространение знаний, однако копирование в больших объемах и ассортименте может наносить серьезный ущерб интересам правообладателей. Каждая страна принимает необходимые меры с учетом уровня образования и культуры, своей экономики и социального развития, которые находят отражение и в законах об авторском праве и смежных правах.

Необходимо отметить, что во многих странах созданы организации по коллективному управлению имущественными правами авторов и издателей полиграфической продукции. Такие организации собирают отчисления с копировальных центров и распределяют их между авторами и издателями на основании положений законодательства. Другими словами, вводится налог на чистые кассеты, перезаписываемые диски CD и DVD, чистую бумагу. Несомненно, сразу же возникают, по крайней мере, две проблемы. Во-первых, лишь часть всей бумаги используется для репрографического воспроизведения произведений (или частей из них), во-вторых, не очевидны критерии распреде-


420___________________________________________ Глава 13

ления собранного вознаграждения между правообладателями. До тех пор, пока не будут установлены обоснованные критерии сбора и распределения вознаграждения за репрографическое воспроизведение произведений, до тех пор деятельность организаций, занимающихся сбором и распределением вознаграждения за репрографическое воспроизведение произведений, будет вызывать обоснованные сомнения.

12. Включение отрывков из исполнений, фонограмм, пере
дач организаций вещания в обзор о текущих событиях.

13. Использование исполнений, передач организаций веща
ния и их записей, а также воспроизведение фонограмм
исключительно в целях обучения или научного исследо
вания.

14. Цитирование отрывков из исполнения, фонограммы,
передачи организации вещания в информационных целях.

15. Использование объектов смежных прав во всех случа
ях ограничения имущественных прав авторов произве
дений науки, литературы и искусства.

Законодательство допускает использование объектов смежных прав в тех же случаях, которые рассмотрены в § 13.1, а также пунктах 1—12 данного параграфа.

Данная норма свободного использования объектов смежных прав впервые сформулирована в Римской конвенции, в соответствии с которой любое государство в своем национальном законодательстве «может предусмотривать такие же ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, какие предусмотрены в его внутреннем законодательстве и в нормативных актах в отношении охраны авторского права на литературные и художественные произведения»1 (п. 2 ст. 15).

В соответствии с Соглашением ТРИПС любой член ВТО «может предусматривать условия, ограничения, исключе-

1 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения/Под ред.'С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 208.


Ограничения имущественных прав______________________ 421

ния и оговорки в объеме, допускаемом Римской конвенцией»1 (п. 6 ст. 14). Таким образом, приведенная выше норма Римской конвенции подтверждена в Соглашении ТРИПС.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам сформулировал аналогичную норму для исполнителей и производителей фонограмм, в соответствии с которой страны «могут предусмотреть в своем национальном законодательстве те же виды ограничений или исключений в отношении охраны прав исполнителей и производителей фонограмм, которые они предусматривают в своем национальном законодательстве в отношении авторского права на литературные и художественные произведения»2 (п. 1 ст. 16). Кроме того, Договор подтвердил, что страны «устанавливают какие-либо ограничения или исключения из предусмотренных настоящим Договором прав в определенных особых случаях, которые не наносят ущерба нормальному использованию исполнения или фонограммы и необоснованным образом не ущемляют законные интересы исполнителя или производителя фонограммы»3 (п. 2 ст. 16). Причем понимается, что данная норма не ограничивает и не расширяет сферу применения ограничений и исключений, допускаемых Бернской конвенцией.

Приведенную норму следует понимать так, что помимо ограничений, сформулированных в пунктах 13—15, допустимы такие же ограничения на имущественные права субъектов смежных прав, которые введены для имущественных авторских прав. При этом сформулированные ограничения имущественных авторских прав распространяются на имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций с учетом соответствующих изменений.

Важное согласованное заявление сделано в отношении ст. 10 Договора ВОИС по авторскому праву и ст. 16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. В соот-

1 Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и
соглашения/Под ред. С.А. Сударикова. Мн.: Пейто, 1998. С. 167.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998.
Приложение № 1. Ст. 510.

3 Там же.


422__________________________________________ Глава 1 3

ветствии с этим заявлением страны могут «переносить и соответствующим образом распространять на цифровую среду ограничения и исключения в своих национальных законах, которые считаются приемлемыми по Бернской конвенции. Аналогичным образом эти положения должны пониматься как позволяющие Договаривающимся Сторонам определять новые исключения и ограничения, которые пригодны в среде цифровых компьютерных сетей»1.

Как уже отмечалось, согласованные заявления к Договорам ВОИС представляют собой лишь рекомендации или минимальные нормы охраны, однако в данном случае распространение ограничений и исключений на размещение объектов в Интернет делается почти автоматически, поскольку такое размещение возможно только по разрешению правообладателя. Если же на некоторые права налагаются ограничения, то они распространяются на любую среду, т.е. и на Интернет.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 392 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...