Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Охраняются креативные базы данных, которые по подбору и расположению материалов представляют собой результат творческого труда



В настоящее время базы данных относят к нескольким категориям в зависимости оттого, какой критерий положен в основу такого разделения — творческий или инвестиционный. Следует сказать совершенно определенно, что оба критерия являются субъективными и отнесение базы данных к той или иной категории во многих случаях оказывается произвольным.

В соответствии с творческим критерием базы данных подразделяются на креативные и некреативные. Под креативной базой данных понимается база данных, которая является результатом творческого труда. Причем для отнесения базы данных к креативной используется универсальный признак творческого характера произведения, в соответствии с которым произведение может быть объектом охраны, если оно является результатом творческого труда одного или нескольких авторов (составителей). Творческий характер труда составителя проявляется в подборе и в расположении материалов базы данных. Следует подчеркнуть, что почти всегда любой подбор и любое расположение материалов, соответствующие какой-либо рациональной концепции или принципу, признаются творческими. Признак творческого характера произведения является во многом субъективным в отношении произведений литерату-


Основные формы и виды произведений__________________ 227

ры и искусства. Этот же не вполне однозначный признак разделяет креативные и некреативные базы данных. Другими словами, в любой некреативной базе данных иногда трудно отрицать результат творческого труда, а в креативной — отсутствие результата творческого труда.

В соответствии с инвестиционным критерием базы данных подразделяются на инвестиционные и неинвестиционные. Под инвестиционной базой данных понимается база данных, которая является результатом значительных инвестиций, т.е. «представляет собой значительный вклад в сбор, компоновку, проверку, систематизацию или представление содержания базы данных»1. При этом значительный вклад — это любое существенное в качественном или количественном отношении инвестирование интеллектуальных, финансовых, технических или иных ресурсов. Другими словами, любая база данных, которая для создания и актуализации требует значительных инвестиций, считается инвестиционной. Субъективный характер этого критерия настолько очевиден, что не нуждается в доказательстве. Создание любого объекта авторского права и смежных прав требует инвестиций. Критерий значительных инвестиций ничего не означает, поскольку один и тот же объем инвестиций для физического лица является значительным, а для крупной фирмы — незначительным.

Таким образом, разделение баз данных на креативные и некреативные, с одной стороны, и на инвестиционные и неинвестиционные — с другой, является в значительной мере субъективным и произвольным. Классификации приведены для того, чтобы показать, каким образом производители пытаются добиться специальной охраны баз данных.

Важно отметить, что если следовать приведенной выше терминологии, то законодательство об авторском праве и смежных правах должно охранять в основном креативные базы данных. Однако и некреативные базы данных могут

1 Основные предложения в отношении положений, регулирующих материальные нормы права, договора об интеллектуальной собственности в отношении баз данных, которые должны быть рассмотрены Дипломатической конференцией. Женева: ВОИС, CRNR/DC/6, 30.08.1996. С. 13.


228___________________________________________ Глава 5

быть объектом охраны, поскольку некоторым явно некреативным объектам, например телевизионным передачам нетворческого характера, предоставляется правовая охрана. Например, некреативные базы данных могли бы охраняться нормами смежных прав.

Возвращаясь к охране креативных баз данных, которые по подбору и расположению материалов представляют собой результат творческого труда, необходимо еще раз подчеркнуть, что критерий творческого подбора и критерий творческого расположения материалов также весьма субъективны. Директива Европейского Союза относит охрану базы данных авторским правом на структуру базы данных (п. 15 преамбулы). С этой точки зрения охрана должна распространяться на расположение в определенном порядке определенных материалов. Такой подход имеет смысл только для ограниченных по объему или размеру баз данных, например, для составных произведений, понимаемых в традиционном смысле. Для больших же баз данных, тем более для электронных, охрана структуры баз данных не имеет смысла.

Во-первых, в электронных базах данных критерий творческого характера расположения материалов теряет смысл, поскольку действительное расположение конкретных материалов в базе данных определяется алгоритмами, положенными в основу хранения записей базы данных, например в порядке ввода информации или в хронологическом порядке.

Во-вторых, одна и та же структура базы данных может быть наполнена разным содержанием. Например, в базе данных мог быть принят хронологический принцип расположения материалов. Тогда расположение любых материалов в хронологическом порядке должно соответствовать критерию творческого труда.

В-третьих, принцип независимости охраны от содержания произведения означает распространение охраны на базы данных любого содержания и любой структуры.

В-четвертых, с ростом объема базы данных экспоненциально растет число способов, которыми можно расположить материалы базы данных и выбрать из них те, которые


Основные формы и виды произведений 229

являются результатом творческого труда. Как известно, п объектов можно расположить п! способами. Например, 3 материала базы данных можно расположить 6 способами, 5 материалов — 120 способами, 10 материалов — почти четырьмя миллионами способов. Если база данных содержит более 10 материалов, то число способов расположения материалов фактически перестает быть считанным. Уже при 15 материалах их можно разместить почти триллионом способов, при 100 материалах число способов оказывается равным е158, при 1000 материалах — е2227. Для того чтобы оценить огромное число способов размещения материалов, можно рассмотреть очень простой пример. Если бы была возможность пересчитать все молекулы в стакане с воздухом (5и1021), выбирая их по миллиону в секунду, потребовалось бы 10 миллиардов лет, что соизмеримо с возрастом Вселенной. Другими словами, если даже количество материалов в базе данных несколько десятков, то число возможных структур становится по существу бесконечным. Какая же из них соответствует критерию творческого характера труда, если их нельзя даже перечислить?

Таким образом, критерии творческого характера баз данных, особенно электронных, очень расплывчаты и позволяют фактически любую базу данных считать результатом творческого труда.

2. Охрана базы данных не распространяется на сами данные или материалы, составляющие ее содержание.

Базы данных могут включать два вида объектов — охраняемые и неохраняемые. Использование охраняемых объектов в базах данных, как и в любом ином составном произведении, возможно только при получении разрешения от автора или иного правообладателя. При наличии такого разрешения никакой дополнительной охраны этому объекту не может быть предоставлено, поскольку объект уже является охраняемым. Кроме того, дополнительная охрана означала бы увеличение срока охраны исходного объекта и зависимость от авторского права составителя.

При включении в базу данных неохраняемых объектов охрана этим объектам не может быть предоставлена в соот-


230___________________________________________ Глава 5

ветствии с принципом нераспространения охраны на неохраняемые объекты. Причина заключается в том, что ряд объектов интеллектуальной собственности изначально признается неохраняемым и поэтому никакие иные условия не могут распространить охрану на такие объекты.

Правовая охрана баз данных, которые включают охра няемые объекты авторского права или смежных прав, возникает только в том случае, если разработчик или составитель базы данных получил разрешение от пра вообладателей на включение в базу данных их объек тов или частей из них.

Без такого разрешения охраняемые объекты не могут быть правомерно включены в базу данных.

Более того, современные мультимедийные базы данных и информационные хранилища включают не только объекты авторского права, но и смежных прав. Поскольку никакое использование объектов смежных прав без разрешения правообладателя недопустимо, то в случае включения в базу данных любых охраняемых объектов необходимо получение разрешения от соответствующего правообладателя.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 774 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...