Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Искусство Древней Руси. 32 страница



Всемирную известность приобрело родившееся на берегах заволжских рек искусство хохломской росписи. Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы. Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

С этой техникой хорошо были знакомы еще иконописцы Древней Руси. Суть ее заключается в металлизации поверхности деревянных изделий, которая после покрытия расписанного изделия лаком приобретает цвет золота.

Современное искусство городецкой росписи, старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях вблизи Городца, развивает традиции декорирования прялочных донец. Росписи городецких мастеров, как и хохломских, восходят к традициям древнерусского искусства. Вместе с тем современные работы содержат много живых наблюдений, отражающих жизнь промысла, сюжеты литературных произведений, впечатления, почерпнутые непосредственно из окружающей действительности.

Изделия Полхов-Майдана, а с недавнего времени и Крутца — села, находящегося вблизи известного теперь промысла Горьковской области, привлекают внимание яркостью красок, наивной непосредственностью рисунка. Локальные цвета красок преподносят в очень острой декоративной манере растительные мотивы орнамента, пейзажи: домик на берегу реки, кусты, над которыми расцветает алая заря.

В современных промыслах весьма популярно изготовление матрёшек, которым занимаются мастера Горьковской, Московской, Кировско областей. Оно основано на виртуозном умении токарей вытачивать из дерев кукол, помещающихся до 40—50 штук одна внутри другой.

Матрешки существенно различаются по росписи. Так, семеновским матрешкам свойственна праздничность наряда, создаваемого ярким и пышным узором цветочного букета. Еще наряднее и сочнее по цвету матрешки Полхов-Майдана, загорским матрешкам присуща скромность и строгость «одежды».

В современных промыслах сохраняются многообразные приемы работы с деревом (инкрустация соломкой, плетение из корней и т. д.). Все широко используемы и новые приемы художественной обработки дерева показывают неисчерпаемые возможности данного вида народного декоративно-прикладного искусства.

Керамикой — одним из распространенных видов народного ремесла — в XIX веке в России занималось более 200 гончарных промыслов. Почти в каждом селении трудились мастера «высокого огня», снабжая местных жителей необходимой в быту посудой — горшками и кринками, кувшинами и мисками. Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве которых сконцентрировались талант и мастерство нескольких поколений керамистов и которые поныне сохраняют важное место в современном народном искусстве.

К ним прежде всего относятся Гжель, Скопин, селение Балхар, а также промыслы дымковской, филимоновской и каргопольской керамической игрушки. Часто свойства местных глин диктовали народным мастерам особенности художественного решения керамических изделий. Так, особая пластичность скопинских глин (г. Скопин Рязанской обл.) развила у местных гончаров навыки скульптурного украшения гончарной посуды богатой лепниной — то изящной волнистой оборкой по краю горшка, то лепной косичкой вместо ручки кувшина, то рельефными геометризованными орнаментами по тулову сосуда. С любовью лепили скопинские гончары и керамические игрушки, свистульки. Со второй половины XIX века лучшие мастера-виртуозы в целях саморекламы стали выполнять крупные фигурные сосуды в виде всевозможных зверей и птиц. Основа скопинских сосудов в форме упрощенной фляги вытачивалась на гончарном круге, а лепные детали выполнялись вручную. Так возник промысел фигурной скопинской керамики. Современные скопинские мастера и художники успешно развивают традиционные приемы старых гончаров. Для декорирования сосудов они широко применяют цветные глазури, процарапку, рельефные украшения, используют различные штампики. Как сказочные волшебники, манипулируют они с глиной, превращая ее то в диковинного зверя, то в забавного медвежонка, то в фантастическую птицу-скопу, которая, по преданию, водилась в болотистых местах старого Скопина.

Широкой популярностью наряду с керамикой Скопина пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение деревень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благоприятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII—XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики — майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор. Современными мастерами была взята подглазурная роспись кобальтом на полуфаянсе, а также традиционные формы гжельских сосудов и роспись на фарфоре.

Керамическая игрушка — традиционное искусство народных мастеров. Незамысловатую птичку-свистульку, лошадку, всадника, как правило, лепили везде, где работали с глиной. До сих пор фигурные сосуды и керамическую игрушку делают в Пензенской области — в деревне Абашево.

В ряде мест создание керамической игрушки стало самостоятельным промыслом. К ним относятся промыслы знаменитой дымковской игрушки, филимоновской, каргопольской, липецкой, курской и других. Персонажи каргопольской игрушки — простые крестьяне, занятые полезным трудом: они пилят, шьют, рубят или отдыхают — пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей — оленей, медведей. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона — синий, темно-красный, черный, желтый, розовый. Промысел дымковской игрушки во многом остался традиционным. Пластика форм дымковских (г. Киров) игрушек трактуется условно, но при всей общности мотивов игрушки острохарактерны и выразительны. Тонкая мера условности и конкретности присутствует и в росписи игрушек. Тематика филимоновских игрушек-свистулек (д. Филимоново Тульской обл.) — няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.

Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два-три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, реже синий цвета, которые наносятся узкими полосками, елочками, кружками, волнистыми линиями, местами — сплошным покрытием.

Русские художественные лаки как вид декоративно-прикладного искусства включают в себя изготовление лакированных изделий из папье-маше, украшенных тончайшей миниатюрной живописью, и производство лакированных железных подносов с декоративной, преимущественно цветочной росписью.

Центров этого искусства, имеющих свою исторически сложившуюся традицию, немного. В лаках — это Федоскино, Палех, Мстера, Холуй; в росписи подносов — Жостово и Нижний Тагил. Все они демонстрируют сохранение собственного «стиля» и живую связь с общими тенденциями развития искусства нашей страны.

Миниатюра Федоскина сформировалась как декоративный жанр в русле реалистической живописи. Все ее развитие на протяжении XIX века, ориентированное сначала на русскую литографию и народный лубок, а затем на русскую реалистическую картину, привело к созданию самостоятельной художественной школы, для которой культура вещи и содержательность добротно исполненной живописи стали главными качествами. Однако мастерство федоскинских миниатюристов в дореволюционный период воспитывалось в основном на копиях с популярных картин из народной жизни (лихо скачущие тройки, степенные чаепития за самоваром, веселые пляски крестьян и т. п.).

Миниатюрная живопись на федоскинских изделиях выполняется масляными красками в классической трехслойной технике: «подмалевок», «перемалевок», «бликовка». Наряду с живописью плотными красками применяется и так называемое «письмо по-сквозному», то есть живопись прозрачными слоями красок по металлизированному фону, которым служит сусальное золото по врезанным в папье-маше пластинкам перламутра, придающим краскам необычайную яркость и блеск. Нередко изделия декорируются геометрическим узором «шотландка», наборным узором из металлических элементов («сканью»), гравированным лучевидным узором («цировка» или «сияние»). Федоскинские художники продолжают писать сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты.

В 1924 году в селе Палех (Ивановская обл.) организуется артель древнерусской живописи. Обращаются живописцы Палеха к русским былинам, русским песням, украшая росписью шкатулки, декоративные тарелки, коробочки. Изобразительная система, сложившаяся в Палехе, сохраняет стилистику древнерусской живописи с ее склонностью к монументальности и выразительности силуэта, который прекрасно выделяется на фоне черного лака. Так пишутся красочные фигуры людей, условная архитектура, стилизованные «горки», тонкоствольные березки. На небе часто сияет лучистое солнце, отблески которого ложатся на все предметы, создавая впечатление мерцающего золотыми искрами мира. Роспись, как правило, сопровождается тонким, ажурным золотым орнаментальным обрамлением. Свои художественные особенности имеет и мстерская миниатюра. Для нее характерен светлый фон пейзажа. На поверхности шкатулки миниатюра выглядит как лучезарное панно-вставка. Она отделена от черных плоскостей изделия орнаментальной рамкой, наведенной золотом.

Мир в произведениях художников Холуя выражен, как правило, ярко, материально-предметно.

В пейзаже много динамики — ветер словно раскачивает могучие деревья, гонит по небу клубящиеся тучи, закручивает в спирали струи текучих вод. В таком ключе трактуют художники и темы сельской страды, и темы освоения космоса. Особое место в искусстве Холуя занимают изображения древнерусских городов Владимира, Суздаля, Ростова Великого с их величавой архитектурой, органично соединенной с пейзажем.

Жостовский художественный промысел декоративной росписи подносов в наши дни переживает определенный подъем. Он связан с развитием культуры письма, которое по праву можно назвать живописью. Наряду с яркими многоцветными подносами, которые пишут мастера, все чаще создаются вещи тонко сколорированные в теплой или холодной гамме светлых или уплотненных тонов. Постоянная импровизация — характерная особенность жостовского искусства. Букеты росписи привлекают внимание ясностью и стройностью композиции, гармоничностью цветового решения, удивительной вписанностью в поле подноса. Они как бы выплывают из глубины черного фона, образуя «живописный рельеф». Жостовские мастера с легкостью пишут букеты и по цветным фонам, демонстрируя дар живописцев-импровизаторов.

Рус­ская женщина оставила след в древнерусском искусстве. Имеется в виду не женское изо­бражение, а женское худо­жественное творчество.

В древних списках мы встреча­ем такие образные определения цветов: «маковый», «соломен­ный», «сахарный», «огненный», «жаркий», «рудо-желтый», а красный цвет имел множество подразделений: «алый», «багро­вый», «червчатый», «кармазин­ный», «смородиновый», «брус­ничный» и т. д. «Лишь на основе столь изощренного понимания ко­лорита, — пишет В.Н. Лазарев, — явилась возможность создавать те прекрасные произведения древ­нерусского шитья, которые преж­де всего поражают изысканно­стью красочных сочетаний»[15].

Это шитьё изготовлялось в монастырях, при княжеских дворах, в боярских вышиваль­ных светлицах. Искусство вы­шивания на Руси достигло со­вершенства уже в древнейшие времена, шитые церковные при­надлежности вывозились за гра­ницу, в частности во Францию (где они назывались «русскими шелками»), и пользовались осо­бой популярностью на Афоне, где хранились как особенно цен­ные уже в XII веке.

В XVII веке путешествовав­ший по России Павел Алеппский сравнил с живописью одну из таких работ наших мастериц, виденную им в Троицком монастыре, записав в своем дневнике: «Вышито шёл­ком, точно написано красками».

К сожалению, в пожарах, особенно в страшные годы монголо-татар­ского нашествия, погибли тка­ни, так богато украшавшие хра­мы Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. Из наиболее ранних уцелели лишь отдельные новгородские ткани.

Вышивка — один из самых древних и широко распространенных видов народного творчества в нашей стране. Праздничная и будничная одежда, предметы бытового обихода с незапамятных времен имели сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этому не простому, но увлекательному виду творчества.

На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки.

При наличии общих черт орнамента и приемов выполнения узора не только у каждого народа, а часто в каждой области или районе бытовал свой круг мотивов вышивки, свой композиционный строй орнамента и колорит.

Русские мастерицы издавна славились искусством плетения кружев. Из белых или цветных нитей с помощью маленьких деревянных коклюшек создавали они прозрачные узоры, красоту которых определяло разнообразие орнамента и богатство фактуры. Еще в дореволюционный период сложились промысловые центры кружевоплетения в Вологде, Ельце, в Вятской, Московской, Тульской, Нижегородской губерниях.



[1] См. Приложение к газете «Первое сентября» - «Литература», 2004, № 1, стр. 11 – 14.

[2] Интересный материал по этой теме см. «Православная культура в школе». Сентябрь. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Покров», 2003, стр. 160 – 220.

[3] Е. Трубецкой. Умозрение в красках, стр. 16.

[4] По Настольной книге священнослужителя. Т.4. М., 1982. Формы креста взяты из книги «История развития формы креста» Кузнецова В.П.

[5] Осетров Е. Живая Древняя Русь, стр 63.

[6] Там же, стр. 67.

[7] Там же, стр.75.

[8] Там же, стр. 81.

[9] См. статью «Мощь города. Зеленоградск» в газете «Спас», №8, ноябрь 2004 г., стр. 10.

[10] Осетров Е. Живая древняя Русь, стр.230.

[11] Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963, т. 1, с. 59.

[12] Грабарь И.О древнерусском искусстве. М., 1966, с. 196.

[13] Н.Иванов. Музыковедческая деятельность Н.Д.Успенского. – «Богословские труды», сб. 13. М., 1975, стр. 34.

[14] Там же, стр. 35.

[15] Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: 2004, стр.176.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...