Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разложение рикардианской школы 5 страница



Утверждая, что "за­кон кон­ку­рен­ции по­рож­да­ет тор­го­вые кри­зи­сы", Эн­гельс от­час­ти пов­то­ря­ет ошиб­ку Сис­мон­ди. Он кон­с­та­ти­ру­ет сам кри­зис пе­реп­ро­из­вод­с­т­ва - не­со­от­вет­с­т­вие спро­са и пред­ло­же­ния, не на­зы­вая его при­чи­ны.

Значительное вни­ма­ние в "Анти-Дю­рин­ге" уде­ле­но кри­ти­ке те­ории на­ро­до­на­се­ле­ния Маль­ту­са. По мне­нию Эн­гель­са, Маль­тус не­вер­но объ­яс­ня­ет из­бы­точ­ность на­се­ле­ния дей­с­т­ви­ем ес­тес­т­вен­ных за­ко­нов. Ошиб­ка Маль­ту­са свя­за­на с тем, что уче­ный сме­ши­ва­ет сред­с­т­ва су­щес­т­во­ва­ния со сред­с­т­ва­ми за­ня­тос­ти.

Первая по­ли­тэ­ко­но­ми­чес­кая ра­бо­та К.Мар­к­са - "Эко­но­ми­чес­ко-фи­ло­соф­с­кие ру­ко­пи­си 1844 го­да"2. Она от­ли­ча­ет­ся осо­бой гу­ма­нис­ти­чес­кой нап­рав­лен­нос­тью, ха­рак­тер­ной для ран­них про­из­ве­де­ний Мар­к­са, ког­да в цен­т­ре вни­ма­ния сто­ит от­дель­ный че­ло­век, вклю­чен­ный в сис­те­му об­щес­т­вен­но­го про­из­вод­с­т­ва.

В пер­вых раз­де­лах это­го про­из­ве­де­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся ос­нов­ные сос­тав­ля­ющие до­хо­дов: за­ра­бот­ная пла­та, при­быль на ка­пи­тал, зе­мель­ная рен­та. За­ра­бот­ную пла­ту Маркс на­зы­ва­ет пла­той за труд, хо­тя в дей­с­т­ви­тель­нос­ти по­ни­ма­ет под ней сто­имость со­во­куп­нос­ти благ и ус­луг, не­об­хо­ди­мых для под­дер­жа­ния жиз­ни ра­бо­че­го и его семьи. В этом воп­ро­се Маркс не идет по­ка даль­ше А.Сми­та и Д. Ри­кар­до. При­быль на ка­пи­тал, по его оп­ре­де­ле­нию, есть на­коп­лен­ный чу­жой труд. И хо­тя дан­ным оп­ре­де­ле­ни­ем Маркс про­ти­во­ре­чит соб­с­т­вен­но­му по­ни­ма­нию за­ра­бот­ной пла­ты, здесь он близ­ко под­хо­дит к рас­к­ры­тию су­щес­т­ва при­ба­воч­ной сто­имос­ти. Зе­мель­ную рен­ту Маркс рас­смат­ри­ва­ет как ре­зуль­тат прис­во­ения чу­жо­го не­оп­ла­чен­но­го тру­да в сель­с­ком хо­зяй­с­т­ве. При этом для не­го, так же как и для Ри­кар­до, су­щес­т­ву­ет по­ка толь­ко диф­фе­рен­ци­аль­ная рен­та.

Основная проб­ле­ма, ис­сле­ду­емая в "Эко­но­ми­чес­ко-фи­ло­соф­с­ких ру­ко­пи­сях 1844 го­да", - проб­ле­ма от­чуж­де­ния тру­да. У Мар­к­са она пря­мо свя­за­на, с од­ной сто­ро­ны, с ти­пом соб­с­т­вен­нос­ти на сред­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва, а с дру­гой - с са­мой лич­нос­тью че­ло­ве­ка, с гу­ма­нис­ти­чес­кой нап­рав­лен­нос­тью эко­но­ми­чес­ко­го прог­рес­са. Маркс выс­т­ра­ива­ет сис­те­му от­чуж­де­ния, ос­нов­ны­ми эта­па­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся: 1) от­чуж­де­ние че­ло­ве­ка от средств про­из­вод­с­т­ва (час­т­ная соб­с­т­вен­ность на сред­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва) и как след­с­т­вие от­чуж­де­ние че­ло­ве­ка от са­мо­го про­дук­та сво­его тру­да; 2) от­чуж­де­ние че­ло­ве­ка от са­мо­го про­цес­са тру­да, прев­ра­ще­ние тру­да в при­ну­ди­тель­ный труд для дру­го­го ра­ди под­дер­ж­ки соб­с­т­вен­ной жиз­ни. В ре­зуль­та­те про­ис­хо­дят от­чуж­де­ние че­ло­ве­ка от его ро­до­вой сущ­нос­ти (эко­но­ми­чес­кий эго­изм и ин­ди­ви­ду­ализм) и, на­ко­нец, са­мо­от­чуж­де­ние че­ло­ве­ка. Са­ма жизнь че­ло­ве­ка ста­но­вит­ся лишь сред­с­т­вом к жиз­ни, ее целью - са­мо­под­дер­жа­ние.

Цепь этих ло­ги­чес­ких рас­суж­де­ний Мар­к­са, по-ви­ди­мо­му, от­ра­жа­ет раз­ви­тие ка­пи­та­лис­ти­чес­ких про­из­вод­с­т­вен­ных от­но­ше­ний на на­чаль­ных ста­ди­ях эво­лю­ции ка­пи­та­лиз­ма. Что ка­са­ет­ся сов­ре­мен­но­го ка­пи­та­лиз­ма, то он соз­дал дос­та­точ­но раз­ви­тую сис­те­му со­ци­аль­ных га­ран­тий и для боль­шин­с­т­ва на­се­ле­ния обес­пе­чи­ва­ет удов­лет­во­ре­ние нор­маль­ных в пре­де­лах той или иной стра­ны пот­реб­нос­тей. Воп­рос, пос­тав­лен­ный Мар­к­сом в его пер­вой по­ли­тэ­ко­но­ми­чес­кой ра­бо­те и ак­ту­аль­ный до сих пор, - воп­рос о пре­одо­ле­нии са­мо­от­чуж­де­ния че­ло­ве­ка име­ет мно­го ва­ри­ан­тов, один из ко­то­рых дан в бо­лее поз­д­них ра­бо­тах Мар­к­са и Эн­гель­са.

2. Эволюция экономических взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса

Первая сов­мес­т­ная ра­бо­та Мар­к­са и Эн­гель­са "Свя­тое се­мей­с­т­во, или Кри­ти­ка кри­ти­чес­кой кри­ти­ки (про­тив Бру­но Ба­у­эра и ком­па­нии)"3 бы­ла на­пи­са­на в 1844 г. Это кри­ти­чес­кий раз­бор взгля­дов мла­до­ге­гель­ян­цев, к чис­лу ко­то­рых не­ко­то­рое вре­мя при­над­ле­жа­ли са­ми Маркс и Эн­гельс. Мла­до­ге­гель­ян­цы пос­ле­до­ва­тель­но при­дер­жи­ва­лись по­зи­ции субъ­ек­тив­но­го иде­ализ­ма в фи­ло­со­фии, пре­уве­ли­чи­ва­ли зна­че­ние от­дель­ной лич­нос­ти в ис­то­рии, в осо­бен­нос­ти "кри­ти­чес­кой кри­ти­ки" в соб­с­т­вен­ном ли­це. Кри­ти­куя их взгля­ды, Маркс и Эн­гельс про­ти­во­пос­тав­ля­ют им соб­с­т­вен­ные по­ло­же­ния, ко­то­рые впос­лед­с­т­вии лег­ли в ос­но­ву их те­оре­ти­чес­кой эко­но­ми­чес­кой сис­те­мы.

Главным яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние о том, что в фун­да­мен­те лю­бой эко­но­ми­чес­кой сис­те­мы ле­жат от­но­ше­ния по по­во­ду соб­с­т­вен­нос­ти на сред­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва, со­от­вет­с­т­вен­но глав­ным воп­ро­сом лю­бой эко­но­ми­чес­кой те­ории яв­ля­ет­ся воп­рос соб­с­т­вен­нос­ти. Час­т­ная соб­с­т­вен­ность на сред­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва по­рож­да­ет от­чуж­де­ние че­ло­ве­ка от про­дук­та сво­его тру­да, до­хо­дя­щее до са­мо­от­чуж­де­ния. Про­дукт тру­да выс­ту­па­ет как чу­жой про­дукт, про­ле­та­ри­ат сво­им тру­дом соз­да­ет чу­жое бо­гат­с­т­во. Маркс и Эн­гельс кон­с­та­ти­ру­ют об­рат­ную за­ви­си­мость меж­ду за­ра­бот­ной пла­той и при­былью. Про­ле­та­ри­ат и бо­гат­с­т­во об­ра­зу­ют про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны един­с­т­ва, при этом ка­пи­та­лис­ты за­ин­те­ре­со­ва­ны в его сох­ра­не­нии, а про­ле­та­ри­ат с не­об­хо­ди­мос­тью при­во­дит­ся к та­ко­му сос­то­янию, ког­да он вы­нуж­ден это един­с­т­во унич­то­жить. Унич­то­же­ние един­с­т­ва про­ле­та­ри­ата и бо­гат­с­т­ва, по мне­нию Мар­к­са и Эн­гель­са, оз­на­ча­ет унич­то­же­ние час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти и, вмес­те с тем, унич­то­же­ние са­мо­го про­ле­та­ри­ата.

Значительное мес­то в "Свя­том се­мей­с­т­ве…" за­ни­ма­ет раз­ра­бот­ка те­ории сто­имос­ти. Кри­ти­куя те­орию трех фак­то­ров про­из­вод­с­т­ва, Маркс и Эн­гельс пи­шут о том, что, ес­ли не при­ни­мать во вни­ма­ние вли­яние кон­ку­рен­ции, про­пор­ции об­ме­на оп­ре­де­ля­ют­ся, с од­ной сто­ро­ны, зат­ра­та­ми на про­из­вод­с­т­во ка­ко­го-ли­бо пред­ме­та (издер­ж­ка­ми про­из­вод­с­т­ва), а с дру­гой - его по­лез­нос­тью. В те­ории сто­имос­ти Маркс и Эн­гельс на­хо­дят­ся еще под силь­ным вли­яни­ем Д.Ри­кар­до. Мо­нис­ти­чес­кое объ­яс­не­ние сто­имос­ти, ис­к­лю­ча­ющее оп­ре­де­ле­ние цен це­на­ми, ими еще не най­де­но.

Другая сов­мес­т­ная ра­бо­та Мар­к­са и Эн­гель­са - "Не­мец­кая иде­оло­гия"4, на­пи­сан­ная в 1845-1846 гг., по су­щес­т­ву яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем "Свя­то­го се­мей­с­т­ва…". Этот труд пред­с­тав­ля­ет со­бой кри­ти­чес­кий ана­лиз ос­нов­ных фи­ло­соф­с­ких те­че­ний, су­щес­т­во­вав­ших в то вре­мя в Гер­ма­нии (его под­за­го­ло­вок - "Кри­ти­ка но­вей­шей не­мец­кой фи­ло­со­фии в ли­це ее пред­с­та­ви­те­лей Фе­йер­ба­ха, Б.Ба­у­эра и Штир­не­ра и не­мец­ко­го со­ци­ализ­ма в ли­це его раз­лич­ных про­ро­ков"). Кро­ме то­го, здесь от­ра­же­но сло­жив­ше­еся ма­те­ри­алис­ти­чес­кое по­ни­ма­ние ис­то­рии, яв­ля­ющее со­бой ос­но­ву для даль­ней­ше­го раз­ви­тия по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии мар­к­сиз­ма.

Исходный те­зис "Не­мец­кой иде­оло­гии" зак­лю­ча­ет­ся в том, что ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­с­т­во есть фун­да­мент жиз­ни че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва (так в ран­них ра­бо­тах Мар­к­са и Эн­гель­са на­зы­ва­ет­ся сис­те­ма про­из­вод­с­т­вен­ных от­но­ше­ний) и сос­тав­ля­ет ба­зис вся­кой иде­оло­ги­чес­кой над­с­т­рой­ки. Уро­вень раз­ви­тия про­из­вод­с­т­ва оп­ре­де­ля­ет­ся сис­те­мой раз­де­ле­ния тру­да. Раз­ви­тие пос­лед­ней про­ис­хо­дит в нес­коль­ко эта­пов: сна­ча­ла от­де­ле­ние про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли от зем­ле­де­лия, да­лее от­де­ле­ние тор­гов­ли от про­мыш­лен­нос­ти и, на­ко­нец, от­де­ле­ние ум­с­т­вен­но­го тру­да от фи­зи­чес­ко­го. Сло­жив­ша­яся сис­те­ма раз­де­ле­ния тру­да дол­ж­на ис­чез­нуть при ком­му­низ­ме.

Каждой сту­пе­ни в раз­ви­тии сис­те­мы раз­де­ле­ния тру­да со­от­вет­с­т­ву­ет оп­ре­де­лен­ная фор­ма соб­с­т­вен­нос­ти. В "Не­мец­кой иде­оло­гии" впер­вые вы­де­ле­ны сле­ду­ющие до­ка­пи­та­лис­ти­чес­кие эта­пы раз­ви­тия форм соб­с­т­вен­нос­ти: 1) пле­мен­ная соб­с­т­вен­ность; 2) ан­тич­ная об­щин­ная и го­су­дар­с­т­вен­ная соб­с­т­вен­ность; 3) фе­одаль­ная, или сос­лов­ная, соб­с­т­вен­ность.

Развитие раз­де­ле­ния тру­да при­во­дит к по­яв­ле­нию тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур, ко­то­рые, в свою оче­редь, соз­да­ют круп­ную бур­жу­азию. При этом ма­ну­фак­тур­ной ста­дии раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма со­от­вет­с­т­ву­ет про­тек­ци­онизм в эко­но­ми­чес­кой по­ли­ти­ке. Раз­ви­тие ма­шин­но­го про­из­вод­с­т­ва и ми­ро­во­го рын­ка, а вмес­те с этим и де­неж­ной сис­те­мы ка­пи­та­лиз­ма (по­яв­ле­ние тор­гов­ли день­га­ми, бан­ков, го­су­дар­с­т­вен­ных дол­гов, бу­маж­ных де­нег, спе­ку­ля­ции ак­ци­ями и др.) по­рож­да­ет сво­бод­ную кон­ку­рен­цию уни­вер­саль­но­го ти­па. В про­из­вод­с­т­ве нас­ту­па­ет эпо­ха гос­под­с­т­ва круп­но­го про­мыш­лен­но­го ка­пи­та­ла. Пос­те­пен­но про­из­во­ди­тель­ные си­лы дос­ти­га­ют та­ко­го уров­ня в сво­ем раз­ви­тии, ког­да они всту­па­ют в не­раз­ре­ши­мое в рам­ках су­щес­т­ву­ющей сис­те­мы про­ти­во­ре­чие с фор­мой про­из­вод­с­т­вен­ных от­но­ше­ний. Нас­ту­па­ет эпо­ха ком­му­нис­ти­чес­ких ре­во­лю­ций, при этом ком­му­низм эм­пи­ри­чес­ки воз­мо­жен как дей­с­т­вие гос­под­с­т­ву­ющих на­ро­дов, про­из­ве­ден­ное од­нов­ре­мен­но.

В 1847 г. бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ра­бо­та К.Мар­к­са "Ни­ще­та фи­ло­со­фии", ко­то­рую В.И.Ле­нин наз­вал "пер­вым про­из­ве­де­ни­ем'зре­ло­го мар­к­сиз­ма". Этот труд на­пи­сан как по­ле­ми­чес­кий от­вет на кни­гу П.Пру­до­на "Сис­те­ма эко­но­ми­чес­ких про­ти­во­ре­чий, или Фи­ло­со­фия ни­ще­ты". В нем да­ет­ся кри­ти­чес­кий ана­лиз фи­ло­соф­с­ких и эко­но­ми­чес­ких воз­зре­ний Пру­до­на, а так­же ме­то­ды пос­т­ро­ения его те­оре­ти­чес­кой сис­те­мы, в ко­то­рой пот­ре­би­тель­ная сто­имость то­ва­ра пред­с­тав­ля­ет со­бой изо­би­лие и пред­ло­же­ние, а ме­но­вая сто­имость - ред­кость и спрос. Син­те­зом этих двух про­ти­во­ре­чи­вых сто­рон сто­имос­ти выс­ту­па­ет от­к­ры­тая Пру­до­ном "кон­с­ти­ту­иро­ван­ная сто­имость", ко­то­рая, од­на­ко, ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от ме­но­вой сто­имос­ти Ри­кар­до и яв­ля­ет­ся про­пор­ци­ей об­ме­на од­но­го про­дук­та на дру­гой, оп­ре­де­ля­емой зат­ра­та­ми ра­бо­че­го вре­ме­ни на их про­из­вод­с­т­во. При этом Пру­дон отож­дес­т­в­ля­ет сто­имость про­дук­та и за­ра­бот­ную пла­ту: пос­лед­няя выс­ту­па­ет у не­го как оп­ла­та пол­но­го про­дук­та тру­да ра­бо­та­юще­го.

На те­ории "кон­с­ти­ту­иро­ван­ной сто­имос­ти" Пру­дон выс­т­ра­ива­ет свою "ре­во­лю­ци­он­ную те­орию бу­ду­ще­го", ко­то­рую Маркс наз­вал уто­пи­чес­ким ис­тол­ко­ва­ни­ем те­ории Ри­кар­до. Суть ее сос­то­ит в том, что не­об­хо­ди­мо дос­тичь спра­вед­ли­во­го со­ци­аль­но­го ус­т­рой­с­т­ва об­щес­т­ва че­рез со­вер­шен­с­т­во­ва­ние от­но­ше­ний об­ме­на: каж­дый дол­жен по­лу­чать в об­ме­не ров­но столь­ко, сколь­ко зат­ра­тил сам, т.е. эк­ви­ва­лент пол­но­го про­дук­та сво­его тру­да.

Теория со­ци­аль­но­го пе­ре­ус­т­рой­с­т­ва Пру­до­на и сход­ные те­ории "со­ци­алис­тов-ри­кар­ди­ан­цев" Т.Год­с­ки­на, У.Том­п­со­на, Дж.Ф.Брея по­лу­чи­ли в ис­то­рии эко­но­ми­чес­ких уче­ний наз­ва­ние те­орий тру­до­вых, или ра­бо­чих, де­нег. В ра­бо­тах "Ни­ще­та фи­ло­со­фии" и "К кри­ти­ке по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии" Маркс да­ет ос­но­ва­тель­ную кри­ти­ку этих те­орий. Суть кри­ти­ки зак­лю­ча­ет­ся в сле­ду­ющем. Во-пер­вых, спо­соб об­ме­на про­дук­тов ре­гу­ли­ру­ет­ся спо­со­бом их про­из­вод­с­т­ва и не мо­жет быть из­ме­нен без из­ме­не­ния пос­лед­не­го. Во-вто­рых, ин­ди­ви­ду­аль­ное ра­бо­чее вре­мя, зат­ра­чен­ное на про­из­вод­с­т­во про­дук­та, в дан­ных те­ори­ях при­ни­ма­ет­ся за не­пос­ред­с­т­вен­но об­щес­т­вен­ное. В-треть­их, ав­то­ры те­орий тру­до­вых де­нег до­пус­ка­ют воз­мож­ность пред­ва­ри­тель­но­го сог­ла­ше­ния от­но­си­тель­но ко­ли­чес­т­ва ча­сов, ко­то­рые сле­ду­ет зат­ра­тить на про­из­вод­с­т­во то­го или дру­го­го про­дук­та. Пос­лед­ние два мо­мен­та пред­по­ла­га­ют су­щес­т­во­ва­ние об­щес­т­вен­ной соб­с­т­вен­нос­ти на сред­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва и ис­к­лю­ча­ют как то­вар­ный об­мен, так и то­вар­ное про­из­вод­с­т­во во­об­ще.

В "Ни­ще­те фи­ло­со­фии" Маркс рас­смат­ри­ва­ет и ряд дру­гих важ­ных проб­лем. Од­на из них - проб­ле­ма вы­рав­ни­ва­ния от­рас­ле­вых норм при­бы­ли в ре­зуль­та­те ме­жот­рас­ле­во­го пе­ре­ли­ва ка­пи­та­ла. Дру­гая - проб­ле­ма раз­ви­тия об­щес­т­вен­но­го раз­де­ле­ния тру­да и вмес­те с ним ору­дий тру­да (от прос­тых ору­дий тру­да - к ма­ши­нам и от сис­те­мы ма­шин - к их ор­га­ни­зо­ван­ной фор­ме, т.е. фаб­ри­ке). Под­роб­но­му ана­ли­зу в ра­бо­те под­вер­га­ют­ся диф­фе­рен­ци­аль­ная зе­мель­ная рен­та, це­на зем­ли, арен­д­ная пла­та. Здесь пред­с­тав­лен уже впол­не сло­жив­ший­ся взгляд на арен­д­ные от­но­ше­ния в сель­с­ком хо­зяй­с­т­ве. Диф­фе­рен­ци­аль­ная рен­та, по мне­нию Мар­к­са, рав­на из­лиш­ку в це­не сель­с­ко­хо­зяй­с­т­вен­ных про­дук­тов, ре­гу­ли­ру­емой на­иболь­ши­ми зат­ра­та­ми тру­да, по от­но­ше­нию к из­дер­ж­кам их про­из­вод­с­т­ва. Це­на зем­ли оп­ре­де­ля­ет­ся со­из­ме­ре­ни­ем рен­ты с уров­нем ссуд­но­го про­цен­та. А арен­д­ная пла­та кро­ме рен­ты вклю­ча­ет в се­бя про­цен­ты на вло­жен­ный в зем­лю ка­пи­тал.

3. "Капитал" и "Теории прибавочной стоимости" К.Маркса

"Капитал"5 - ос­нов­ное про­из­ве­де­ние К.Мар­к­са, над ко­то­рым он ра­бо­тал с 1851 г. до кон­ца жиз­ни. До 1856 г. Маркс про­де­лал боль­шую ра­бо­ту по изу­че­нию и сис­те­ма­ти­за­ции ма­те­ри­ала. В 1857- 1858 гг. бы­ла соз­да­на ру­ко­пись "Кри­ти­ка по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии" - пер­вый чер­но­вой наб­ро­сок "Ка­пи­та­ла". Ру­ко­пись сос­то­ит из двух глав: о день­гах и о ка­пи­та­ле - и ох­ва­ты­ва­ет в ос­нов­ном проб­ле­мы, ис­сле­ду­емые за­тем в пер­вом то­ме "Ка­пи­та­ла". В ней впер­вые выд­ви­ну­то по­ло­же­ние о двой­с­т­вен­ном ха­рак­те­ре тру­да, воп­ло­щен­но­го в то­ва­ре, вве­де­ны по­ня­тия пос­то­ян­но­го и пе­ре­мен­но­го ка­пи­та­ла, аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной при­ба­воч­ной сто­имос­ти, рас­смот­ре­но со­от­но­ше­ние ка­те­го­рий "при­ба­воч­ная сто­имость" и "при­быль".

По за­вер­ше­нии ра­бо­ты над ру­ко­писью Маркс прис­ту­пил к под­го­тов­ке на ее ос­но­ве от­дель­ных вы­пус­ков для пе­ча­ти. В 1859 г. по­явил­ся пер­вый и един­с­т­вен­ный вы­пуск - "К кри­ти­ке по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии", пос­ле че­го Маркс вновь за­нял­ся ис­сле­до­ва­тель­с­кой де­ятель­нос­тью и под­го­тов­кой к пе­ча­ти боль­шо­го це­лос­т­но­го про­из­ве­де­ния "Ка­пи­тал". Ра­бо­та "К кри­ти­ке по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии" сос­то­ит из двух глав: "То­вар" и "День­ги, или Прос­тое об­ра­ще­ние". В пер­вой гла­ве ана­ли­зи­ру­ет­ся внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие меж­ду пот­ре­би­тель­ной и ме­но­вой сто­имос­тью то­ва­ра, ос­но­вы­ва­юще­еся на двой­с­т­вен­ном ха­рак­те­ре тру­да, зат­ра­чен­но­го на его про­из­вод­с­т­во. В от­ли­чие от пер­во­го то­ма "Ка­пи­та­ла" здесь не рас­смат­ри­ва­ет­ся под­роб­но эво­лю­ция форм сто­имос­ти. Бо­лее об­шир­ной и де­таль­ной по срав­не­нию с со­от­вет­с­т­ву­ющей гла­вой в "Ка­пи­та­ле" яв­ля­ет­ся гла­ва о день­гах. Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние в ра­бо­те уде­ле­но кри­ти­ке пред­шес­т­ву­ющих те­орий сто­имос­ти и де­нег.

В 1866 г. Маркс прис­ту­пил к под­го­тов­ке к из­да­нию пер­во­го то­ма "Ка­пи­та­ла", ко­то­рый уви­дел свет в 1867 г. Пер­вый том - пер­вый шаг в из­ло­же­нии эко­но­ми­чес­ких взгля­дов Мар­к­са, на­чи­ная с аб­с­т­рак­т­ных ка­те­го­рий и кон­чая це­лос­т­ным пред­с­тав­ле­ни­ем о ре­аль­ной эко­но­ми­ке. Пред­мет ис­сле­до­ва­ния в пер­вом то­ме сос­тав­ля­ет про­цесс про­из­вод­с­т­ва при­ба­воч­ной сто­имос­ти. Ана­лиз на­чи­на­ет­ся с на­ибо­лее аб­с­т­рак­т­ной ка­те­го­рии то­вар­но­го про­из­вод­с­т­ва - ка­те­го­рии то­ва­ра. Маркс рас­смат­ри­ва­ет раз­ви­тие внут­рен­не­го про­ти­во­ре­чия то­ва­ра че­рез раз­ви­тие форм сто­имос­ти: от слу­чай­ной че­рез раз­вер­ну­тую к де­неж­ной. В от­ли­чие от ра­бо­ты "К кри­ти­ке по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии" в пер­вой гла­ве пер­во­го то­ма "Ка­пи­та­ла" уже чет­ко раз­г­ра­ни­чи­ва­ют­ся по­ня­тия "сто­имость" и "ме­но­вая сто­имость". Спе­ци­аль­ный раз­дел этой гла­вы пос­вя­щен ха­рак­те­рис­ти­ке то­вар­но­го фе­ти­шиз­ма.

Во вто­ром от­де­ле пер­во­го то­ма рас­смат­ри­ва­ет­ся про­цесс прев­ра­ще­ния де­нег в ка­пи­тал и по­ка­за­но, как раз­ре­ша­ет­ся про­ти­во­ре­чие все­об­щей фор­му­лы ка­пи­та­ла, свя­зан­ное с куп­лей-про­да­жей спе­ци­фи­чес­ко­го то­ва­ра "ра­бо­чая си­ла". От­к­ры­тие то­ва­ра "ра­бо­чая си­ла" впер­вые поз­во­ли­ло объ­яс­нить су­щес­т­во­ва­ние при­ба­воч­ной сто­имос­ти с точ­ки зре­ния тру­до­вой те­ории сто­имос­ти. Маркс по­ка­зы­ва­ет двой­с­т­вен­ный ха­рак­тер ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го про­цес­са про­из­вод­с­т­ва, вы­яв­ля­ет пос­то­ян­ный и пе­ре­мен­ный ка­пи­тал и две фор­мы при­ба­воч­ной сто­имос­ти - аб­со­лют­ную и от­но­си­тель­ную, опи­сы­ва­ет пос­ле­до­ва­тель­ные эта­пы раз­ви­тия пос­лед­ней в ус­ло­ви­ях прос­той ко­опе­ра­ции, ма­ну­фак­ту­ры и фаб­ри­ки.

В пер­вом то­ме "Ка­пи­та­ла" ис­сле­ду­ют­ся две ос­нов­ные фор­мы за­ра­бот­ной пла­ты, выс­ту­па­ющей как прев­ра­щен­ная фор­ма сто­имос­ти и це­ны ра­бо­чей си­лы, - сдель­ная и пов­ре­мен­ная. Изу­ча­ют­ся фак­то­ры, оп­ре­де­ля­ющие ве­ли­чи­ну и ди­на­ми­ку за­ра­бот­ной пла­ты. Боль­шое вни­ма­ние Маркс уде­лил ана­ли­зу про­цес­са ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го на­коп­ле­ния: струк­ту­ре ка­пи­та­ла, ти­пам на­коп­ле­ния, вли­янию про­цес­са на­коп­ле­ния на по­ло­же­ние ра­бо­че­го клас­са. За­вер­ша­ет­ся пер­вый том "Ка­пи­та­ла" ис­сле­до­ва­ни­ем ис­то­ри­чес­кой тен­ден­ции ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го на­коп­ле­ния.

После опуб­ли­ко­ва­ния пер­во­го то­ма "Ка­пи­та­ла" Маркс ра­бо­тал над ру­ко­писью вто­ро­го то­ма, од­на­ко вне­зап­ная смерть не да­ла ему за­вер­шить это де­ло. Боль­шую ра­бо­ту по ре­дак­ти­ро­ва­нию ма­те­ри­алов вто­ро­го то­ма про­вел Эн­гельс.

Второй том "Ка­пи­та­ла" вы­шел в свет в 1885 г. Он пос­вя­щен ис­сле­до­ва­нию про­цес­са вос­п­ро­из­вод­с­т­ва как един­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва и об­ра­ще­ния сна­ча­ла при­ме­ни­тель­но к ин­ди­ви­ду­аль­но­му, а за­тем - к об­щес­т­вен­но­му ка­пи­та­лу. Маркс ана­ли­зи­ру­ет кру­го­обо­рот трех фун­к­ци­ональ­ных форм ка­пи­та­ла: де­неж­но­го, про­из­во­ди­тель­но­го и то­вар­но­го. В этом то­ме вво­дят­ся ка­те­го­рии ос­нов­но­го и обо­рот­но­го ка­пи­та­ла и из­дер­жек об­ра­ще­ния. Рас­смат­ри­вая двой­с­т­вен­ный ха­рак­тер обо­ро­та аван­си­ро­ван­но­го ка­пи­та­ла, Маркс ука­зы­ва­ет на ре­аль­ный обо­рот как на ос­но­ву пе­ри­оди­чес­ких эко­но­ми­чес­ких цик­лов. Ис­сле­дуя вос­п­ро­из­вод­с­т­во об­щес­т­вен­но­го ка­пи­та­ла и опи­ра­ясь при этом на "эко­но­ми­чес­кую таб­ли­цу" ("зиг­заг") Ф.Ке­нэ, Маркс стро­ит схе­мы прос­то­го и рас­ши­рен­но­го вос­п­ро­из­вод­с­т­ва, по­ка­зы­вая, ка­ким об­ра­зом осу­щес­т­в­ля­ет­ся об­мен меж­ду дву­мя под­раз­де­ле­ни­ями об­щес­т­вен­но­го про­из­вод­с­т­ва: про­из­вод­с­т­вом средств про­из­вод­с­т­ва и про­из­вод­с­т­вом пред­ме­тов пот­реб­ле­ния.

Подготовка к из­да­нию треть­его то­ма "Ка­пи­та­ла" пот­ре­бо­ва­ла от Эн­гель­са зна­чи­тель­но боль­шей ра­бо­ты, чем под­го­тов­ка вто­ро­го то­ма. Ру­ко­пись бы­ла не­од­но­род­на по глу­би­не про­ра­бот­ки ма­те­ри­ала: от­дель­ные час­ти бы­ли лишь наб­рос­ка­ми, за­ме­ча­ни­ями для даль­ней­шей ра­бо­ты. Кро­ме то­го, мно­гие воп­ро­сы тре­бо­ва­ли кор­рек­ти­ров­ки и уточ­не­ния в свя­зи с из­ме­не­ни­ями в са­мой эко­но­ми­ке. Зна­чи­тель­ной до­ра­бот­ке под­вер­г­лись раз­де­лы ру­ко­пи­си, пос­вя­щен­ные ссуд­но­му ка­пи­та­лу и кре­ди­ту. В от­дель­ных гла­вах Эн­гельс ука­зы­ва­ет на бо­лее вы­со­кие фор­мы обоб­щес­т­в­ле­ния про­из­вод­с­т­ва в рам­ках ак­ци­онер­ных ком­па­ний (кар­те­ли, трес­ты), от­ме­чая тем са­мым пе­ре­ход ка­пи­та­лиз­ма на но­вую ста­дию раз­ви­тия. Пол­нос­тью на­пи­са­на Эн­гель­сом чет­вер­тая гла­ва треть­его то­ма, пос­вя­щен­ная ана­ли­зу фак­то­ров, вли­я­ющих на нор­му при­бы­ли. До­пол­не­ни­ем к треть­ему то­му "Ка­пи­та­ла" слу­жат статьи Эн­гель­са "За­кон сто­имос­ти и нор­ма при­бы­ли" (в ко­то­рой дан кри­ти­чес­кий ана­лиз по­ло­же­ний о внеш­нем про­ти­во­ре­чии меж­ду пер­вым и треть­им то­ма­ми "Ка­пи­та­ла" в из­ло­же­нии те­ории сто­имос­ти) и "Бир­жа" (в ко­то­рой Эн­гельс ха­рак­те­ри­зу­ет но­вые яв­ле­ния в эко­но­ми­ке ка­пи­та­лиз­ма). Та­ким об­ра­зом, Эн­гель­са мож­но счи­тать со­ав­то­ром вто­ро­го и в осо­бен­нос­ти треть­его то­мов "Ка­пи­та­ла".

Третий том "Ка­пи­та­ла" был из­дан в 1894 г. В нем ис­сле­ду­ет­ся ка­пи­та­лис­ти­чес­кое про­из­вод­с­т­во в том ви­де, в ка­ком оно пред­с­та­ет в пов­сед­нев­ной эко­но­ми­чес­кой жиз­ни - во всей слож­нос­ти и вза­имо­пе­реп­ле­те­нии по­вер­х­нос­т­ных эко­но­ми­чес­ких форм. Преж­де все­го здесь по­ка­зан про­цесс прев­ра­ще­ния при­ба­воч­ной сто­имос­ти в при­быль, при­бы­ли - в сред­нюю при­быль и сто­имос­ти - в це­ну про­из­вод­с­т­ва. За­тем под­роб­но ана­ли­зи­ру­ют­ся тор­го­вый и ссуд­ный ка­пи­тал, их связь с про­мыш­лен­ным ка­пи­та­лом и со­от­вет­с­т­ву­ющие им до­хо­ды - тор­го­вая при­быль и ссуд­ный про­цент. Су­щес­т­вен­ное вни­ма­ние в треть­ем то­ме "Ка­пи­та­ла" уде­ле­но раз­ви­тию рен­т­ных от­но­ше­ний в сель­с­ком хо­зяй­с­т­ве и до­бы­ва­ющей про­мыш­лен­нос­ти. Ана­ли­зи­руя диф­фе­рен­ци­аль­ную и аб­со­лют­ную рен­ту, Маркс объ­яс­ня­ет су­щес­т­во­ва­ние пос­лед­ней на ба­зе тру­до­вой те­ории сто­имос­ти.

Таким об­ра­зом, в пер­вом, вто­ром и треть­ем то­мах "Ка­пи­та­ла" из­ла­га­ет­ся це­лос­т­ная те­оре­ти­чес­кая эко­но­ми­чес­кая сис­те­ма, пред­с­тав­ля­ющая со­бой ре­зуль­тат дви­же­ния от ана­ли­за на­ибо­лее прос­тых аб­с­т­рак­т­ных ка­те­го­рий и оп­ре­де­ле­ний к ана­ли­зу их про­яв­ле­ний и вза­имос­вя­зей в ре­аль­ной эко­но­ми­чес­кой жиз­ни. В "Ка­пи­та­ле" Мар­к­су уда­лось раз­ре­шить про­ти­во­ре­чия, с ко­то­ры­ми стол­к­ну­лась клас­си­чес­кая шко­ла бур­жу­аз­ной по­ли­тэ­ко­но­мии, и тем са­мым за­вер­шить на­ча­тые в ее рам­ках ис­сле­до­ва­ния. В ис­то­рии эко­но­ми­чес­ких уче­ний "Ка­пи­тал" за­ни­ма­ет ис­к­лю­чи­тель­но важ­ное мес­то не толь­ко как це­лос­т­ная те­ория, вы­ра­жа­ющая эко­но­ми­чес­кие ин­те­ре­сы мно­го­чис­лен­но­го клас­са на­ем­ных ра­бот­ни­ков, но и как об­ра­зец фун­да­мен­таль­но­го ис­сле­до­ва­ния в сфе­ре эко­но­ми­ки.

Четвертый том "Ка­пи­та­ла" ("Те­ория при­ба­воч­ной сто­имос­ти"), хо­тя Маркс и за­вер­шил ра­бо­ту над ним в 1863 г., впер­вые был из­дан на не­мец­ком язы­ке в на­ча­ле XX в. К.Ка­ут­с­ким. В кни­ге дан ис­то­ри­ко-кри­ти­чес­кий очерк эко­но­ми­чес­ких те­орий, на­чи­ная с уче­ний мер­кан­ти­лис­тов и фи­зи­ок­ра­тов и кон­чая взгля­да­ми пред­с­та­ви­те­лей вуль­гар­ной бур­жу­аз­ной по­ли­тэ­ко­но­мии от­но­си­тель­но соз­да­ния при­ба­воч­ной сто­имос­ти и раз­лич­ных форм ее про­яв­ле­ния. Маркс по­ка­зы­ва­ет, как за­рож­да­лась клас­си­чес­кая бур­жу­аз­ная по­ли­тэ­ко­но­мия, как она раз­ви­ва­лась и дос­тиг­ла вер­ши­ны - эко­но­ми­чес­кой те­ории Д.Ри­кар­до, а за­тем рас­смат­ри­ва­ет раз­ло­же­ние ри­кар­ди­ан­с­т­ва и вуль­га­ри­за­цию бур­жу­аз­ных эко­но­ми­чес­ких те­орий. На­ря­ду с кри­ти­кой пред­шес­т­ву­ющих эко­но­ми­чес­ких те­орий он раз­ви­ва­ет соб­с­т­вен­ные взгля­ды, в ос­нов­ном ка­са­ющи­еся ка­те­го­рий про­из­во­ди­тель­но­го и неп­ро­из­во­ди­тель­но­го тру­да для про­цес­са про­из­вод­с­т­ва во­об­ще и ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го в час­т­нос­ти и цик­лов в ка­пи­та­лис­ти­чес­кой эко­но­ми­ке, эко­но­ми­чес­ких кри­зи­сов и ма­те­ри­аль­ной ос­но­вы их пе­ри­одич­нос­ти. Бо­лее под­роб­но, чем это сде­ла­но в треть­ем то­ме, здесь пред­с­тав­ле­ны взгля­ды Мар­к­са по воп­ро­су аб­со­лют­ной рен­ты.

4. Вклад Ф.Энгельса в экономическую науку

Основными эко­но­ми­чес­ки­ми тру­да­ми Ф.Энгель­са на­ря­ду с его пер­вой по­ли­тэ­ко­но­ми­чес­кой ра­бо­той "Наб­рос­ки к кри­ти­ке по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии" яв­ля­ют­ся "По­ло­же­ние ра­бо­че­го клас­са в Ан­г­лии"6 (эта ра­бо­та бы­ла в зна­чи­тель­ной ме­ре ис­поль­зо­ва­на при на­пи­са­нии "Ка­пи­та­ла"), "Анти-Дю­ринг"7 и "Про­ис­хож­де­ние семьи, час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти и го­су­дар­с­тва"8.

Поводом для на­пи­са­ния "Анти-Дю­рин­га" пос­лу­жи­ли пуб­ли­ка­ции не­мец­ко­го фи­ло­со­фа Ев­ге­ния Дю­рин­га, в ко­то­рых тот за­явил о соз­да­нии сис­те­мы зна­ний, пред­с­тав­ля­ющей со­бой пе­ре­во­рот в фи­ло­со­фии, по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии и те­ории со­ци­ализ­ма. Кри­ти­куя взгля­ды Дю­рин­га, Эн­гельс из­ла­гал соб­с­т­вен­ные воз­зре­ния по ши­ро­ко­му кру­гу воп­ро­сов, "по­ле­ми­ка прев­ра­ти­лась в бо­лее или ме­нее связ­ное из­ло­же­ние ди­алек­ти­чес­ко­го ме­то­да и ком­му­нис­ти­чес­ко­го ми­ро­воз­зре­ния"9.

"Анти- Дюринг" по­явил­ся в 1877-1878 гг. сна­ча­ла в ви­де се­рии ста­тей, а за­тем был из­дан от­дель­ной кни­гой. Она сос­то­ит из вве­де­ния и трех круп­ных от­де­лов: "Фи­ло­со­фия", "По­ли­ти­чес­кая эко­но­мия" и "Со­ци­ализм".

Во вве­де­нии Эн­гельс пи­шет о те­оре­ти­чес­ких и ис­то­ри­чес­ких пред­по­сыл­ках мар­к­сиз­ма, а так­же о двух от­к­ры­ти­ях Мар­к­са, ко­то­рые сде­ла­ли со­ци­ализм на­укой, - о ра­зоб­ла­че­нии тай­ны про­из­вод­с­т­ва при­ба­воч­ной сто­имос­ти и ма­те­ри­алис­ти­чес­ком по­ни­ма­нии ис­то­рии.

В от­де­ле "Фи­ло­со­фия" ос­нов­ной объ­ект кри­ти­ки - субъ­ек­тив­ный иде­ализм Дю­рин­га. Здесь же рас­смат­ри­ва­ют­ся и от­дель­ные воп­ро­сы, свя­зан­ные с эко­но­ми­кой. Ис­сле­до­ва­ние об­щес­т­ва Дю­ринг на­чи­на­ет с его прос­тей­шей мо­де­ли - об­щес­т­ва двух аб­со­лют­но рав­ных лю­дей. Эн­гельс пи­шет, что та­ко­го ра­вен­с­т­ва в дей­с­т­ви­тель­нос­ти не су­щес­т­ву­ет ни­ког­да, а са­мо по­ня­тие "ра­вен­с­т­во" - ис­то­ри­чес­кая ка­те­го­рия: так, при ка­пи­та­лиз­ме ра­вен­с­т­во зак­лю­ча­ет­ся в ра­вен­с­т­ве шан­сов для кон­ку­рен­тов.

Отдел вто­рой - "По­ли­ти­чес­кая эко­но­мия" - на­чи­на­ет­ся с фор­му­ли­ров­ки пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния. По­ли­ти­чес­кую эко­но­мию в са­мом ши­ро­ком смыс­ле Эн­гельс оп­ре­де­ля­ет как на­уку о за­ко­нах, уп­рав­ля­ющих про­из­вод­с­т­вом и об­ме­ном ма­те­ри­аль­ных жиз­нен­ных благ в че­ло­ве­чес­ком об­щес­т­ве. Рас­п­ре­де­ле­ние за­ви­сит от про­из­вод­с­т­ва, хо­тя и ока­зы­ва­ет на не­го об­рат­ное вли­яние. В не­ко­то­рый мо­мент сис­те­ма рас­п­ре­де­ле­ния при­хо­дит в про­ти­во­ре­чие со спо­со­бом про­из­вод­с­т­ва, в ре­зуль­та­те че­го про­ис­хо­дит пе­ре­во­рот как в спо­со­бе про­из­вод­с­т­ва, так и в сис­те­ме рас­п­ре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ.

Значительное мес­то в те­оре­ти­чес­кой сис­те­ме Дю­рин­га при­над­ле­жит те­ории на­си­лия, ко­то­рой фи­ло­соф пы­та­ет­ся объ­яс­нить все эко­но­ми­чес­кие яв­ле­ния. Эн­гельс от­с­та­ива­ет в по­ле­ми­ке про­ти­во­по­лож­ную по­зи­цию: при­чи­ны по­ли­ти­чес­ко­го "на­си­лия" сле­ду­ет ис­кать в эко­но­ми­ке со­от­вет­с­т­ву­ющей эпо­хи. На­си­лие всег­да ос­но­ва­но на рас­по­ря­же­нии оп­ре­де­лен­ны­ми сред­с­т­ва­ми про­из­вод­с­т­ва, в том чис­ле сред­с­т­ва­ми унич­то­же­ния, пер­во­на­чаль­но соз­дан­ны­ми тру­дом. Все ка­пи­та­лис­ти­чес­кое эко­но­ми­чес­кое не­ра­вен­с­т­во, весь ход раз­ви­тия ка­пи­та­лис­ти­чес­кой эко­но­ми­ки, с ее подъ­ема­ми и спа­да­ми, мож­но объ­яс­нить, не при­бе­гая к пред­с­тав­ле­нию о на­си­лии, - из фак­та вза­им­но­го об­ме­на сто­имос­тей.

В от­де­ле треть­ем - "Со­ци­ализм" - Эн­гельс да­ет раз­вер­ну­тое из­ло­же­ние ма­те­ри­алис­ти­чес­ко­го по­ни­ма­ния ис­то­рии. Это по­ни­ма­ние ос­но­ва­но на приз­на­нии то­го, что про­из­вод­с­т­во сос­тав­ля­ет фун­да­мент вся­ко­го об­щес­т­вен­но­го строя. Про­из­вод­с­т­во дик­ту­ет спо­соб рас­п­ре­де­ле­ния и обус­лов­ли­ва­ет раз­де­ле­ние об­щес­т­ва на клас­сы. Ка­пи­та­лизм прев­ра­ща­ет сред­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва в об­щес­т­вен­ные, ис­поль­зу­емые мас­сой лю­дей в ус­ло­ви­ях пла­но­мер­ной ор­га­ни­за­ции про­из­вод­с­т­ва в ви­де де­ятель­нос­ти от­дель­ных пред­п­ри­ятий. При этом в сти­хий­ном об­щес­т­вен­ном хо­зяй­с­т­ве про­ти­во­ре­чие меж­ду об­щес­т­вен­ным ха­рак­те­ром про­из­вод­с­т­ва и час­т­но­ка­пи­та­лис­ти­чес­ким прис­во­ени­ем его ре­зуль­та­тов про­яв­ля­ет­ся как пе­ри­оди­чес­кие кри­зи­сы пе­реп­ро­из­вод­с­т­ва, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют, что про­из­во­ди­тель­ные си­лы пе­ре­рос­ли фор­му их ис­поль­зо­ва­ния. Воз­ни­ка­ют но­вые фор­мы ор­га­ни­за­ции про­из­вод­с­т­ва - ак­ци­онер­ные ком­па­нии, го­су­дар­с­т­вен­ная соб­с­т­вен­ность.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...