Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модуль часть II: Основы идеологии Белорусского Государства Республики Беларусь. 49 страница



5. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.

6. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоз­зренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.

7. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477 с.

8. Доклад Президента А. Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании // СБ Беларусь сегодня. - 2006. - 3 марта. - С. 1-3.

Лекция 5 Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.

План

1 Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства

2 Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV—XX вв. в фор­мировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа

3 Проявление социокультурной самобытности белорусов в их националь­ном характере

Новые понятия:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир, на место человека в этом

мире;

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - установление совпадения чего-либо с чем-либо;

ФАТАЛИЗМ - (от лат. ШаНз), роковой, вера в рок, предопределение, неотвратимость судьбы.

5.1 Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства

В переломные моменты человеческой истории, связанные с радикальным пересмотром сложившейся системы ценностей, обостряется философская ре­флексия в различных ее измерениях — от повседневности до науки, политики, искусства, идет трудный поиск новых ориентиров. Если меняются наши цен­ностные ориентации и убеждения, обновляется система исторически сложив­шегося общепризнанного знания и социального действия, значит осуществля­ется изменение мировоззрения. Человек не может жить без мировоззрения, ибо ему надо знать, как строить свое отношение к миру, к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться, ибо понятие «ми­ровоззрение» неотделимо от понятия «человек», это воззрение именно человека на мир. Вопросы об отношении человека к миру, природному и социальному, о месте и позиции человека в мире составляют основу мировоззрения. Без новых идей невозможно появление новых социальных отношений и приоритетных ценностей. Цепочка же мировоззренческого становления человека включает в себя знания — ценности - убеждения - волю к действию, что и обусловливает ориентацию человека в мире и его гражданскую позицию.

Существуют три основных типа мировоззрения - мифологическое, рели­гиозное и философское.

Религиозно-мифологическое мировоззрение связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмо­ционально-образной форме. Не знание или сомнение, а вера - основной элемент религиозной установки.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и об­ществе, философия создает новые категориальные модели мира. На основе ра­ционального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренче­ские ориентиры, осуществляет свою прогностическую функцию. Философское мировоззрение характеризуется духовной установкой на критический анализ старых мировоззренческих смыслов и ценностей и на обоснование перспектив и преимуществ новых ценностно-мировоззренческих ориентиров, которые бу­дут программировать возможные образцы поведения, общения и деятельности личности, социальных групп и общества в целом в новую историческую эпоху.

В зависимости от субъекта мировоззрения выделяют такие его формы, как личностное, социально-групповое мировоззрение и мировоззрение обще­ства в целом. Мировоззрение, выражающее коренные интересы и цели некото­рого социального субъекта или института (например, государства), является идеологией.

Мировоззрение обладает огромной социальной силой. Оно определяет сознательное отношение людей к общественному строю в целом, политическо­му режиму, правопорядку, духовному содержанию жизни.

В мировоззренческую основу белорусской государственной идеологии из национального духовного наследия были включены принципы коллективизма, патриотизма, социальной справедливости, представление о том, что человек должен рассчитывать, прежде всего, на себя: одеть, накормить свою семью и защитить такие ее нравственные и моральные ценности, как отзывчивость, рас­судительность, толерантность и др. Президент А.Г. Лукашенко отметил, что «марксистско-ленинская, консервативная и либеральная идеологии в разной степени, в разных, скажем, количествах своих черт должны быть присущи и нам».

Государство использует мировоззрение как средство разработки и обос­нования своих стратегий развития, объяснения причин соответствующего по­ложения дел, выдвижения конечных целей, определения противников и союз­ников.

Современная Беларусь представляет собой трансформирующееся или транзитивное общество, в котором еще не сформирована аксиологически ориен­тированная государственность, целостная система мировоззренческих ценно­стей. С одной стороны, возникают демократические модели восприятия, но с другой стороны, пока еще сохраняются стереотипы коммунистических идеоло- гем.

Человечество пришло к выводу, что общечеловеческие ценности — это то, что объединяет людей; то, что имеет значение для каждого человека и каж­дого государства.

Общечеловеческие ценности есть в обществе, т.к. «есть вечные, незыбле­мые начала человеческой жизни, вытекающие из самого существа человека и общества. Они порождаются общими для всех эпох формами человеческого общежития» (С. Франк).

Содержание ценностей изменяется в разные эпохи. Ценности могут пре­терпеть динамику и в рамках одной и той же эпохи, хотя в целом они являются наиболее устойчивым и определяющим мировоззрение человека компонентом.

Именно ценности формируют основу взаимопонимания между людьми и народами.

Общечеловеческие ценности вырабатываются веками во всех областях человеческой жизни.

Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа следует назвать любовь к Родине, толерантность, свободу, справедливость, христианские принципы, громада, толока, трудолюбие, терпимость, неприятие угнетения, самоуважение и независимость.

Традиционные ценности белорусского народа, воплощаемые в идеологии белорусского государства, можно представить в виде следующей схемы.


5.2 Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV—XX вв. в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.

Особая психология, менталитет и философская культура белорусов фор­мировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых выступали:

- полиэтнический характер государственных образований, в составе ко­торых находились белорусские земли, формировался и развивался бе­лорусский этнос;

- центральное геополитическое положение на карте Европы;

- поликонфессиональность белорусского региона.

Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находилось в центре белорусской философской мысли. Принятие христианства способствовало распространению образования, разви­тию литературы и письменности, а также становлению самобытной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. На развитие философской мысли Беларуси оказали влияние городская культура и политическая культурная идентификация белорусов.

У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и наци­онального самосознания стояли выдающиеся белорусские мыслители Николай Гусовский (14707-1533?) и основоположник восточнославянского книгопечата­ния, переводчик Библии Франтишек Скорина — мыслитель-гуманист, деятель­ность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Не­которые важные черты белорусской психологии и элементы идеологии госу­дарственности на латинском языке были изложены Николаем Гусовским в «Песне о зубре». После Гусовского зубр стал природным символом нашего Отечества. Скорина был первым белорусским мыслителем, который понял, ка­ким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая самобытности.

Философское наследие Скорины раскрывает сложную мировоззренче­скую картину формирования национального самосознания. В предисловиях к библейским книгам он наиболее полно выразил идеал национальной идеальной жизни белорусов, основным компонентом которого являются Родина и культу­ра народа — его язык, история, традиция и т.п. Священное писание рассматри­валось писателем не только как средоточие божественной мудрости, высокой нравственности, светского знания, идеальной нравственности, подлинной рели­гиозности, законопочитания и человеческого достоинства.

Существенной чертой мировоззрения Скорины является патриотизм.

Национально-патриотические и гражданские идеи Скорины получили развитие в ренессансно-гуманистической и реформационной мысли. Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный и Василий Тяпинский. Первый, исполняя обязанности протестантского пастыря, доказывал необходи­мость усвоения белорусской культуры, созданной на разных языках. Второй обратил внимание на опасность утраты национальной идентификации правяще­го класса, грозящей существованию национальной культуры.

Идея правового общества и государства получила обоснование в произ­ведениях Льва Сапеги. Его социально-политические взгляды были изложены в предисловии к Статуту 1588г., а также в письме к архиепископу Иософату Кун- цевичу. В письме автор утверждает, что церковь и духовенство обязаны слу­жить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в под­держании общественного порядка.

Мелетий Смотрицкий пытался соединить православную веру с филосо­фией Платона и Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, ко­торые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. Среди них особенно вы­делялся Симеон Полоцкий. Он прославился своими стихотворными и философ­скими трудами «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». По мнению С. Полоцкого, именно философия — незаменимая помощница в строительстве сильного государства, наставлении справедливо жить, говорить достойно, не боятся мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя кры­льями этой идеологии должны быть образование и книгопечатание. В полной мере реализовать свои философские идеи Симеон Полоцкий - через организа­цию Славяно-греко-латинской академии.

Гуманистические идеи и ценности европейского ренессанса дали толчок к созданию на отечественной почве оригинальных произведений. Недаром этот период называют "золотым веком" Беларуси. В области художественной куль­туры значительных успехов достигла архитектура регионально самобытных романского и готического стилей, преимущественно в формах замков, кре­постей, укрепленных дворцов и храмов.

Очень насыщенной была литературная жизнь Беларуси. Только во второй половине XVI столетия в Беларуси было издано столько книг, что их общее ко­личество в десять раз превышало количество изданий, которые были выпущены в Московском государстве за весь XVI и начало XVII веков. Белорусская пе­чатная и рукописная литература XVI в. испытала восточное (православное) и западное (католическое и протестантское) влияния. При издании белорусских кириллических книг сохранялись принципы византийской эстетики. Книги, напечатанные латиницей, имели западное оформление.

Положение на границе давало белорусской культуре возможность вести интенсивный диалог между Западом и Востоком. Развитие белорусской куль­туры конца XVIII—XIX вв. характеризуется тем, что первостепенное значение начинают приобретать явления народной культуры. Это было закономерно в условиях, когда высшие слои переходили в русло сначала польской, а затем и русской государственности и культуры. Белорусской культуре для того, чтобы сохранить себя, требовалось "перейти" на иной уровень — народной, фольк­лорной культуры, которая и стала на тот момент единственной белорусской культурой. Начиная с XIX в. она приобретает уникальную особенность. Это культура прямого крестьянского происхождения. Таким образом, в генетиче­ской основе белорусской культуры лежит богатейший фольклор. Продолжи­тельное и широкое его существование формировало устойчивые образно- мифологические и образно-фольклорные представления в крестьянской среде, которые позже будут плодотворно питать письменную национальную литера­туру. Новый белорусский литературный язык возникает в XIX в. на действи­тельно народной основе Своеобразие развития белорусской нации заключается в том, что свой творческий потенциал она реализовала преимущественно через фольклор.

Поиск специфичности, собственного "лица" белорусской культуры харак­терен для белорусских деятелей XIX - начала XX столетия (Ф. Богушевич, Я. Купала, И. Абдиралович-Канчевский, А. Цвикевич и др.). В условиях русифи­кации предпринимались попытки определить свое культурное "Я", очертить границы собственного существования; происходило складывание националь­ной идеи. Во второй половине XIX в. возникает проект построения националь­ной культуры. Начинается интенсивное изучение истории белорусского края, его языка, богатого белорусского фольклора. Романтизм как литературное и в целом общекультурное движение первой половины XIX ст. первым "опознает" народ в качестве ключевого объекта и делает ставку на этническое и нацио­нальное пробуждение и освобождение народов.

В формировании белорусского национального сознания, возрождении духовной культуры огромную роль сыграла литература, которая обозначила ценностные ориентиры белорусской нации — в частности, ценность собствен­ного языка. Расцвет белорусской поэзии способствовал "пробуждению" народа, выявлению его творческого потенциала, возможности стать активным творцом своей собственной судьбы, своей "доли" и своей "воли". Газета "Наша нива" вела неустанную просветительскую работу, ставя своей целью возрождение бе­лорусской народной культуры, обращаясь к народу на его языке побуждая в нем чувство собственного достоинства.

Именно на пространстве общественно-культурных изданий и книг бело­русы сформировались как нация. Начиная с «Мужицкой правды» К. Калинов- ского и виленской «Нашей нивы» начала XX столетия все белорусские издания выполняли роль общественных и социально-политических институтов.

Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности сыг­рал Я. Купала. В его творчестве в наибольшей степени отразились сложные про­цессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и националь­ного самосознания составляют мотив творчества белорусского классика.

Поэма «Безназоунае» стала попыткой осмыслить и выявить идеал нацио­нального государственного строительства. Я. Купала открыл белорусов как народ с его историей.

После Я. Купалы мы с уверенностью на вопрос «А хто там щзе?", — уве­ренно отвечаем: «Беларусы».

В формировании национальной культуры большую роль играет нацио­нальная интеллигенция, элита общества. Она разрабатывает концепцию нацио­нального объединения, дает основные ценностные ориентиры. Именно интел­лигенция выступает носителем белорусской идеи, тем посредником, благодаря которому происходит единение с национальной культурой. Национально- культурный геноцид 30-х гг. XX в. приостановил процесс развития белорусской национальной культуры. Под флагом борьбы с так называемыми нацдемовцами начался процесс физического уничтожения белорусской интеллигенции, в первую очередь творческой. В сталинских лагерях, а затем и в годы войны по­гибло то поколение белорусской интеллигенции, которое позже могло придать силу национальной культуре.

Во времена Советского Союза сложился вариант так называемой совет­ской белорусской культуры. В условиях советского государства белорусская культура формировалась как составная часть общегосударственной, общесоюз­ной культуры, которая также внесла свой вклад в мировую культуру. Развитие белорусской культуры в советский период характеризуется значительными дос­тижениями прежде всего в области литературы и искусства. Например, в начале 1980-х гг. ЮНЕСКО издало "Антологию белорусского рассказа", "Антологию белорусской поэзии", исследования о творчестве Янки Купалы и Якуба Коласа.

Культурная самоидентификация представляет собой соотнесенность че­ловека с определенной культурой, его принадлежность к этой культуре и осо­знание этого факта. Особенности самоидентификации белорусов определяют пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими ци­вилизациями, особое положение белорусских земель, которые находились на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в гео­графическом центре Европы, при наличии воинственных соседей и мощных во­енных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это погра- ничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав ориги­нальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и по­стоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, вы­брать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифици­роваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих государственных традиций наравне с другими нациями. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сфор­мулировал идею белорусского пути И. Абдиралович-Канчевский. В его труде «Адвечным шляхам: Дасьледзшы беларускага светопогляду» он выдвигал идею возрождения подлинно национальных форм жизни. Он подчеркивал, что эти формы не могут прийти извне, каждая из них плод духовного развития народа.

5.3 Проявление социокультурной самобытности белорусов в их наци­ональном характере

Белорусы - самобытный народ с многовековой историей. Находясь между Западом и Востоком, Беларусь постоянно испытывала воздействие различных культур и духовных традиций. Географическое и геополитическое положение нашей страны во многом оказало огромное влияние на формирование белорус­ского народа, его менталитет. Исторические события создали неповторимый белорусский национальный характер, а «пограничье» явилось важнейшим фак­тором становления таких национальных черт, как компромиссность, миролю­бие и толерантность.

Постоянное нахождение Беларуси в сфере влияния и противодействия различных сил и интересов выработало у белорусов стремление разрешать спорные и конфликтные ситуации без применения силы, посредством достиже­ния разумного компромисса на основе уважительного отношения к людям с другим мировоззрением или типом мышления. Подтверждением этому служит тот факт, что с территории Беларуси на протяжении более чем тысячелетней истории не исходила ни одна захватническая война.

Особенности самоидентификации белорусов как соотнесенности челове­ка с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании этого факта, определяет пограничный характер их культуры, постоянный тес­ный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, которые находились на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Европы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это погра­ничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав ориги­нальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и по­стоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, вы­брать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифи­цироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пу­ти развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдзи- ралович (Кончевский).

Белорусы не приемлют крутых ломок сложившегося строя, уклада жизни и выступают за эволюционный путь развития, постепенные преобразования общественных отношении. Поэтому призывы оппозиции к коренным измене­ниям и переустройству общества и государства не получают поддержки у изби­рателей.

Люди различных национальностей и религий на протяжении столетий безбоязненно проживают на белорусских землях, поскольку белорусы характе­ризуются высокой степенью толерантности - национальной, расовой, конфес­сиональной терпимостью. Беларусь - одна из немногих стран мира, где отсут­ствуют конфликты на национальной и религиозной почве. Поистине уникаль­ное свойство белорусов - умение жить в добрососедстве со всеми народами, сохраняя при этом свою национальную самобытность.

Отличительными чертами белорусского народа является:

- "Тутэйшасць", т.е., с одной стороны, глубинное и неискоренимая при­вязанность к своей "малой родине", к своему "родному куту". С другой — в "тутэйшасщ" нашла свое выражение такая ставшая исторической чертой белорусского менталитета 18—19 вв. особенность, как соци­ально-политическая индифферентность, отсутствие в массовом народ­ном сознании стремления к национальной независимости и собствен­ной государственности и — при возрастающей этнической и местной самоидентификации —несформировавшееся национальное самосозна­ние, вплоть до отсутствия психологического ощущения "большой ро­дины"— Беларуси — как некоего национально-культурного целого.

- Фатализм на самых глубоких уровнях отношения к жизни, специфиче­ская «памяркоунасць» народного характера и сознания, нашедшая свое выражение прежде всего в сформировавшемся уже в 18-м и еще более укрепившемся в 19-м ст. долготерпении белорусов. Это долготерпение, с одной стороны, предавало белорусскому народу способность стойко, и не падая духом, выносить самые тяжелые жизненные обстоятельства и исторические невзгоды, но, с другой стороны, формировало и покор­ность этим обстоятельствам и даже определенную «абыякавасць» по отношению к ним и к попыткам что-нибудь радикально изменить в жизни народа, его истории.

- Терпимость и толерантность как одно из отличительных качеств бело­русского народного менталитета. Это качество, возникшее еще во вре­мена Великого княжества Литовского, отличало и отличает белорусов как на личностно-бытовом уровне, в их повседневных взаимоотноше­ниях с людьми, так и в их отношениях к другим народам и культурам, разным религиозным конфессиям и идейно-политическим убеждениям. Это не просто миролюбие и неприязнь к конфликтам. Это именно тер­пимость: стремление жить в согласии и дружбе с людьми и народами, налаживать и крепить добрососедские отношения с ними, никому не навязывая своих привычек и мнений. Но в то же время эта терпимость в белорусском народном характере нередко переходила (да и посейчас нередко переходит) в психологический и общественный конформизм, что нанесло немалый вред белорусскому национальному самосозна­нию.

Стойкость и упорство в достижении намеченных целей, несгибаемость перед шквалами истории и ударами судьбы, героизм в борьбе с врагами. Исто­рически сложилось так, что белорусам на протяжении многих веков приходи­лось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое наци­ональное существование. Мы можем гордиться подвигом славных сынов и до­черей нашего Отечества и должны стремиться к тому, чтобы память об их ве­ликих делах и свершениях жила вечно.

Примеров героизма не счесть - от Грюнвальдской битвы до защиты Брестской крепости. Множество раз возрождалась наша земля, как птица Фе­никс из пепла, оставаясь при этом БЕЛОЙ - незапятнанной невинной кровью. Огромное трудолюбие и безграничное самопожертвование простых людей позволило Беларуси утвердиться в качестве развитого цивилизованного госу­дарства.

Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам нашли свое воплощение в патриотизме. Для белорусов патриотизм - не аб­страктное понятие. Именно патриотизм, ответственность за свою землю позволили защитить нашу Родину в минуты тяжелых испытаний, отстоять ее независимость.

Важно подчеркнуть, что патриотизм в сознании белорусов неразрывно связан с государственностью, с уважением к историческому прошлому своего народа, гордостью за его успехи и достижения. В белорусском обществе глубо­ко убеждение в том, что только сильное государство может быть защитником от внешних угроз, политических и социальных потрясений. Упования, связан­ные с ожиданием от государственной власти социальной справедливости и социальной защиты, традиционны для белорусов.

Переход к рыночным отношениям требует формирования таких качеств, как инициатива, предприимчивость, ответственность и осознанный риск. Однако чрезмерная рационализация культуры, мещанский практицизм и утили­таризм убивают духовность, превращая человека в расчетливого эгоиста. Бело­русский народ должен использовать достижения западной цивилизации, ценности европейской культуры не для того, чтобы стать «истинно евро­пейским народом», а для того, чтобы укрепить свою самобытность. Имен-

но сохранение самобытности не позволит белорусам «раствориться» в со­временном глобализирующемся мире.

В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации белору­сов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменени­ями, которые сейчас происходят в мире: расширением средств массовой ком­муникации и информации, современными глобализационными процессами, особенностями культурной ситуации, изменением геополитического простран­ства, нарушением привычных культурных связей, проблемой интеграции и со­хранения собственной культурной идентичности (самобытности).

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процессу самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формирова­нии современных мировоззренческих приоритетов белорусской государствен­ности.

Контрольные вопросы

1. Какие типы мировоззрения Вы знаете?

2. Перечислите фундаментальные традиционные ценности белорусского народа.

3. Какое влияние на белорусский ренессанс оказали взгляды Ф. Скорины, Н. Гусовского, В. Тяпинского?

4. Определите особенности белорусского менталитета (национального самосознания).

Литература

1. Философия / под общ. ред. Ю. А. Харина. - 8-е изд. - Минск: ТетраСи- стемс, 2006. - 448 с.

2. Шалькев1ч, В. Ф. Псторыя паштычнай ^ прававой думк Беларуш / В. Ф. Шалькев1ч. - Минск: Амалфея, 2002. - 230 с.

3. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего обра­зование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.

4. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.

5. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоз­зренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.

6. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477с.

7. Михеев, В. М. Идеология: размышления и выводы / В. М. Михеев. - Минск: ОДО «Тонпик», 2004. - 295 с.

Лекция 6 Конституционно-правовые основы идеологии

белорусского государства

План

1 Идеология государства и национальная система права

2 Конституция республики Беларусь об основных правах и свободах граждан

3 Государственные институты и идеологические процессы

Новые понятия:

ДИСКРИМИНАЦИЯ - намеренное ограничение или лишение прав, пре­имуществ каких-то лиц, организаций или государств по признакам расы, пола, национальности, политических, религиозных убеждений и др.;

ЛИЧНЫЕ ПРАВА - гражданские права человека, к которым относят пра­во на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободное перемещение, на неприкосновенность жилища и др.;

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО - система общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных компетентными государственны­ми органами, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, реализация которых обеспечивается государством.

6.1 Идеология государства и национальная система права

В новом тысячелетии, когда обострились многие проблемы глобального характера, становится очевидным, что общий для современной цивилизации кризис - экологический, экономический, демографический, общественно- политический - в своей основе имеет один корень, относящийся к человеку, его духовным ценностям, его нравственности.

Уже не секрет, что основным условием мощи и стабильности любого гос­ударства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные цен­ности и вековые традиции. Как отметил президент белорусского государства А.Г. Лукашенко, «общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан».





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 2676 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...