Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модуль часть II: Основы идеологии Белорусского Государства Республики Беларусь. 48 страница



Систематизируя содержание государственной идеологии, можно выде­лить четыре ее составляющих: культурно-историческую, политическую, эко­номическую и социогуманитарную.

- Культурно-историческая составляющая государственной идеологии включает в себя идеи и представления о происхождении и формирова­нии данного народа, особенностях развития его самосознания и ста­новления в качестве особой нации, а также представления о месте и роли данного народа в мировом историческом процессе.

- Политическую составляющую государственной идеологии образует комплекс идей и представлений того или иного народа об условиях становления и особенностях его государственности, о сущности поли­тической системы страны, степени соответствия ее институтов совре­менным требованиям. Данная составляющая государственной идеоло­гии охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельно­сти народа.

- Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс идей относительно формирования и развития наци­ональной экономики. Это разделяемые народом представления об осо­бенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, господ­ствующие в обществе представления о справедливости в сфере распре­деления национального богатства и т.д.

- Социогуманитарная составляющая охватывает комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и челове­ка. Здесь речь прежде всего идет о подходе к человеку как к высшей цели и ценности общества и государства, об ответственности государ­ства за создание условий для свободного и достойного развития лично­сти и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обя­занностей, возлагаемых на них обществом.

Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико- концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования.

Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии обра­зуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие кон­цептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.

Программно-политический уровень государственной идеологии со­ставляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи вутренней и внешней политики государства (Конституция, законода­тельные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.).

Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человече­ской деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание гос­ударственной идеологии - политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, худо­жественная литература самых различных жанров и т.д.

Каждое государство в целях своего самосохранения проявляет заботу об усвоении гражданами национальных идейных ценностей.

В современном обществе производством политических идей и их внедре­нием в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые тра­диционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения.

Совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно- правовым закреплением и распространением среди членов общества, а также материализованных средств ее выражения, составляет механизм функциони­рования государственной идеологии.

Возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизации.

Первый вариант был реализован в СССР через ЦК КПСС.

Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти, производством и распространением политических идей государственной значимости на Западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.

Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социоло­ги, историки, политологи, политики, советники в органах власти, писатели, журналисты, сотрудники секретных служб.

В Республике Беларусь механизм государственной идеологии должен формироваться с учетом как одного, так и второго опыта: его необходимо со­здавать намеренно, но без элементов принудительности и централизованности. Этот механизм должен развиваться как своего рода рынок идей, который имеет общественную значимость, и потребителя в лице органов государственной вла­сти.

Во все времена производство идей было уделом образованной части об­щества и, в частности, интеллигенции. Да, разумеется, само мировоззрение вы­зревает в народе, но, по мысли Ж..Ж. Руссо, «...ускорить его созревание, убе­речь от диких крайностей можно и необходимо. За это в ответе интеллект нации» (Моисеев И.Н. Россия на перепутье. // Соц.-гуманит. знания, 1999 г., № 4, с.173-174).

Производством и постоянным обновлением государственной идеологии призваны заниматься в первую очередь высшие лица государства, депутаты всех уровней, сотрудники аппарата власти, которые должны иметь соответ­ствующую подготовку и обладать профессиональными навыками.

Необходимо развивать сеть специальных исследовательских учреждений и центров, содержанием деятельности которых является производство полити­ческих концепций и доктрин государственной значимости.

В процесс выработки и распространения идеологии белорусского госу­дарства должны включиться преподаватели учебных заведений, работники средств массовой информации, издательств, учреждений культуры, а также различные творческие союзы, научные объединения и т.д.

Особая роль в механизме функционирования государственной идеологии принадлежит законодательству и законотворческой деятельности. Закон - это форма материализации (объективации) идеологии, он придает идейным посту­латам статус общественно одобряемых норм, юридически закрепляет общие цели и задачи общества, а также пути и способы их достижения.

И последняя проблема для рассмотрения в лекции - это соотношение идейно-политического многообразия и государственной идеологии в граждан­ском обществе.

Гражданское общество как целое представляет собой специфическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объеди­нений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Принцип согласования индивидуальных, груповых и общих интере­сов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтере­сованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политиче­ский процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на ос­нове стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных участников сообщества.

Как отметил еще Гегель, общий интерес содержит в себе и частный инте­рес каждого отдельного члена политического сообщества. Значит, это предпо­лагает, что человек добровольно частично откажется от своих узкогрупповых устремлений ради реализации общенациональных интересов.

Государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное выражение интересов большинства членов сообщества, т.е. национальных интересов. Это означает, что государственная идеология не только совместима с мировоззренческим плюрализмом граждан­ского общества, но ее наличие является необходимым условием жизнедеятель­ности такого общества, обеспечения его целостности и стабильности.

Государственная идеология как разновидность политической есть не бо­лее и не менее научная идеология по сравнению с частными политическими идеологиями. В государственной идеологии также синтезируются как объек­тивное научное знание, так и идеи субъективного свойства. Поэтому она в принципе не может претендовать на статус единственно верной научной идео­логии. Вместе с тем, государственная идеология, как ни одна частная идеоло­гия, должна быть выверенной в научном отношении, ибо в противном случае она не сможет выполнить свое общественное предназначение.

Государственная идеология в действительно демократическом обществе существует как одна из множества идеологий, не насаждаемая государством насильственно, а объективно занимающая приоритетное положение в силу об­щезначимости своего содержания. Лежащие в основе деятельности государства идеи, ценности и представления, претендуя на универсальность, вполне толерант- ны в отношении иных существующих в данном обществе ценностных систем.

Контрольные вопросы

1. Что такое государство и каковы условия его возникновения?

2. Что такое национальная идея?

3. Что такое государственная идеология?

4. Назовите основные функции государственной идеологии.

5. Каковы составляющие государственной идеологии?

6. Назовите уровни государственной идеологии.

Литература

1. Божанов, В. А. Политология: мир современной политики: учеб посо­бие / В. А. Божанов. - Минск: Дикта, 2008. - 328 с.

2. Моисеева, И. А. Философия: краткий курс / И. А. Моисеева, В. И. Со- роковакова. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с.

3 Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолю­цией 217А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединбенных наций от 10 декабря 1948г. // Международное публичное право. Сборник докладов. - Москва, 1996. - Т. 1. - С.460-464.

4. Декларация верховного Совета РБ «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июня 1990г // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1991. - № 31. - С. 356.

5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего обра­зования. С. Н. Князев (и др.); под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.

6. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.

7. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоз­зренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.

8. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477 с.

Лекция 4 Белорусская общность, национальная идея и

государственность

План

1 Формирование белорусов как самобытной этнической общности.

2 Становление белорусской национальной государственности.

3 Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в развитии бело­русского народа и его государственности.

Новые понятия:

АНТРОПОТЕРРИТОРИЯ - территория, где последовательно и непрерывно проживали люди.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат. СшН§ - гражданский) - совокупность всех форм и ви­дов материального выражения культурной (преобразующей) деятельности че­ловека и общества: техники, форм и способов организации материального про­изводства, всех видов коммуникаций (включая и язык), социальных институтов и т.д.

4.1 Формирование белорусов как самобытной этнической общности

Идеология белорусской государственности - более широкое духовное образование, чем идеология белорусского государства. Совокупность культурно-исторических предпосылок, ее исторических основ и есть идео­логия белорусской государственности. В этом понятии выражается то, что еще до возникновения современного белорусского государства в духовной памяти белорусского народа, или его менталитете, постепенно складыва­лись важнейшие социокультурные черты и национальные особенности «белорусской идеи», которые на том или ином историческом этапе разви­тия отражали как белорусскую идентичность, так и уровень зрелости идеи белорусской государственности.

Белорусская народность как самостоятельная этническая общность сфор­мировалась сравнительно поздно (в рамках ВКЛ, а затем и Речи Посполитой), а распространение терминов «Беларусь», «белорусы» на всю этническую терри­торию нашей страны произошло только во второй половине XIX века. Однако это не означает, что государственные образования, существовавшие ранее, не оказали никакого влияния. Территорию современной Беларуси можно с уве­ренностью назвать АНТРОПОТЕРРИТОРИЕЙ, т.е. такой территорией, где по­следовательно и непрерывно проживали поколения людей. Вместе с тем, следу­ет иметь в виду, что на формирование белорусского этноса оказали влияние культуры: польская, русская, украинская, прибалтийские культуры, евреи, тата­ры, а также различные верования.

На первом этапе становления идеологии государственности важное влия­ние на этот процесс оказало принятие христианства (Киевская Русь) - культу- рообразующий и консолидирующий фактор.

Истоки становления белорусской государственности - в образовании По­лоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.

В предыстории Беларуси Полоцкая земля занимает особое место. Именно на ее западной окраине зародилось на рубеже XIV - XV веков ядро консолида­ции новой восточнославянской народности - будущих белорусов. Этническое обособление белорусов от остальных потомков древнерусской народности началось также здесь. Киевская Русь не была сильным централизованным госу­дарством, поэтому княжества (Полоцкое, Туровское, Смоленское) были доста­точно самостоятельны. Полоцкое княжество занимало особое положение в формировании белорусской антропотерритории, в 60-70-е годы Х века оно имело собственную княжескую династию (Рогволодовичей), а всюду были Рю­риковичи.

Первое упоминание о Полоцке приходится на 862 год («Повесть времен­ных лет»). Значительную роль в формировании и развитии Полоцкого княже­ства сыграли его правители Рогволод и Брячислав Изяславович. Наиболее ак­тивно расширялось Полоцкое княжество при Всеславе Брячиславовиче («Чаро­дее» - около 1028-1101гг.). К цивилизационно-культурным достижениям По­лоцкого княжества в деле формирования белорусской антропотерритории мож­но отнести Софийский собор, построенный в Полоцке в XI веке, Спасскую цер­ковь (XII век) и крест Ефросиньи Полоцкой мастера Лазаря Богши (1161г.)

Таким образом, Полоцкое и другие княжества на территории Беларуси можно рассматривать как первые политические объединения, или «протобело- русские». Можно также отметить, что уже на данном этапе исторического раз­вития формируются важные составные части идеи белорусской веротерпимо­сти, толерантности, которые со временем разовьются в одну из ключевых идей идеологии белорусской государственности и белорусского государства (празд­нование католического и православного рождества).

На возникновение и формирование идеи веротерпимости и толерантности оказали влияние особенности нашего этногенеза, исторической и социально- политической жизни: 1) славянская ассимиляция осуществлялась мирным пу­тем, 2) христианизация происходила также эволюционным путем. Многовеко­вое сосуществование язычества и христианства породило своеобразную куль­туру «двоеверия», дуализма.

Второй этап в развитии белорусской государственности был связан с раз­витием белорусской антропотерритории в составе ВКЛ (XIII - XV вв.). Термин «Литва» возник примерно в XIII веке в применении к территории между река­ми Неманом и Вилией и затем распространился на другие земли в XIV - XV ве­ках по мере расширения ВКЛ. В широком смысле определение «Литва» явля­лось сокращенным названием государства (политонимом), а в узком - топони­мом, обозначая собственно литовские и западнобелорусские земли (отсюда и «литвины»). В это время в сфере государственной (Ластовский) закрепляется название «Литва», а в сфере культурно-религиозной жизни - этноним «Русь». Православный аспект понятия «русский» доминировал до XVI - XVII веков, однако население дистанцировало себя от жителей Московии, называя их мос­ковитами. Примерно с XIV века восточную часть Беларуси стали называть «Бе­лой Русью» (Полоцко-Витебско-Оршанско-Мстиславско-Могилевские земли). С конца XVI века появляется определение «белорусский язык».

Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической террито­рии белорусов. Первая столица - Новоградок, первый князь - Миндовг (в 1246г. принял православную веру). 1270 год - первые сведения о государственном гербе ВКЛ - «Погоне» (изображение всадника на щите красного цвета).

При князе Казимире в 1468г. принимается Судебник на старобелорус­ском языке - первый сборник государственных законов ВКЛ. Затем были при­няты Статуты ВКЛ в 1529, 1556, 1588гг., которые развивали и формировали правовую культуру Беларуси. Появляются и первые печатные издания (в 1517 - 1519гг. Скорина издал «Псалтырь» и 22 книги Библии в несвижской типогра­фии, Будный - «Катехизис». В 1581г. в Полоцке открывается иезуитский колле­гиум, а также многочисленные братские школы и типографии.

На формирование белорусской антропотерритории оказало влияние то, что она оказалась продуктом своеобразного «цивилизационного разлома». Рус­ское государство, боровшееся с монгольским игом, встало на путь жесткой цен­трализации всех сторон общественной жизни, установился, преимущественно, неправовой характер внутреннего государственного устройства. В ВКЛ, наобо­рот, постепенно утвердился относительно либеральный политический строй.

На формирование идеологии белорусской государственности оказывали определяющее влияние антропотерриториальный и геополитический факторы, т.к. здесь сосуществовали этносы разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестант­ской, иудейской, исламской.

Так сформировалась религиозно-этническая толерантность ВКЛ, что, в свою очередь, способствовало сохранению гражданского мира и согласия, со­зданию богатой культуры, основанной на этно-конфессиональном синтезе. (Ф. Скорина - дух либеральных идей возрождения).

Предпосылкой становления национального самосознания в XIV - XVII веках являлось развитие городов и дарование им магдебургского права.

Существенным этнообразующим аспектом стало формирование старобе­лорусского (русского в то время) языка. Государственный статус старобелорус­ского языка был закреплен в Статутах ВКЛ (Скорина, Будный, Тяпинский).

Особую роль в становлении духовности белорусского народа сыграла Библия, являвшаяся основой мировоззрения человека Средневековья, источни­ком моральных норм, гуманистических ценностей.

Изначально ВКЛ было полиэтническим образованием, что во многом определяло его идеологию. В период становления ВКЛ во внешней политике доминирует идея объединения восточнославянских земель. Это обеспечило возможность успешно противостоять Тевтонскому ордену, монголо-татарам.

Однако затем, в период правления князя Ягайло, прорусская направлен­ность меняется на прокатолическую и пропольскую. Кревская уния 1385г. предоставляет привилегии феодалам-католикам. В этих условиях и зародилась идеология полиэтнической государственности, защищавшей права и привиле­гии подданных, независимо от вероисповедания. Фактически это привело к за­рождению внутри белорусской антропотерритории идеалов гражданского об­щества и формированию гражданской культуры.

Третий этап развития идеологии белорусской государственности был свя­зан с историей Речи Посполитой (1569г.), образованной после подписания Люблинской Унии.

Речь Посполитая - федерация, или даже конфедерация. В ней оконча­тельно сформировалась шляхта, хотя белорусы всегда помнили, что они не со­всем «польская» шляхта. Причина была в монопольном праве местной шляхты (гарантированном Статутом ВКЛ) на занятие всех государственных должно­стей и приобретение земли в княжестве. Именно в новом государстве сформи­ровались взгляды С. Полоцкого на белорусскую государственность. Важным моментом в новом государстве было то, что это была республика. Идеи демо­кратизма довели К. Лыщинского до атеистического радикализма (трактат «О несуществовании Бога»). Широкими правами пользовалась шляхта - «золотые вольности».

Четвертый период формирования идеологии белорусской государствен­ности приходится на время вхождения Беларуси в состав Российской империи после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.).

В начале XIX века в среде преподавателей Виленского университета и просто образованных людей края вызревает идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Среди ее распространителей - М. Бобровский, И. Данилович, Т. Нарбут и др. Наиболее заметно идеология местного патриотизма проявилась в деятель­ности «филоматов» и «филаретов» - А. Мицкевича, Я. Чегота и др. М.К. Огин- ский разработал проект возрождения ВКЛ в виде автономии под протекторатом Российской империи.

Ко второй половине XIX века идея «общего» польского народа и концеп­ция возрождения Польши в границах 1772г. встречала все большее сопротивле­ние со стороны национальных движений Беларуси, Украины и Литвы, хотя и просуществовала до 1918г. (до создания II Речи Посполитой).

Процессы развития идеологии белорусской государственности во второй трети XIX века характеризовались обращением общественности - носительнице идей белорусской антропотерритории - к вопросу о роли народных масс в деле разрешения социальных и национальных проблем, а также обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.

К. Калиновский боролся за национальное и социальное освобождение (помещиков и освобождение крестьян), право на самоопределение Беларуси и Литвы за народом.

После подавления восстания 1863 - 64 гг. ряды демократической интел­лигенции поредели. В 80-е годы XIX века белорусская социалреволюционная народная партия выпустила два номера журнала «Гомон». Белорусские народ­ники оговаривали право белорусского народа на самоопределение, доказали факт существования белорусской нации, которая имеет право на свою террито­рию, язык, быт, культуру и самостоятельное историческое прошлое.

Будущее Беларуси в конце XIX - начале XX веков Дунин - Марцинкевич, Ф. Богушевич и др. связывали с возрождением белорусской письменности, с борьбой за обновление культурно-исторических традиций, пробуждение чув­ства национальной гордости и национального самосознания.

Появившиеся позднее политические партии выработали четкие позиции по «белорусскому вопросу»: автономия, демократические принципы развития общества, национализация земли, рабочее законодательство, бесплатное обра­зование, право на использование родного языка и т.д.

4.2 Становление белорусской национальной государственности

Пятый этап истории идеологии белорусской государственности был связан с борьбой двух идеологий - идеологии национального буржуазного государства (БНР) и большевистской - БССР.

Февральская и Октябрьская революции подтолкнули стремление белору­сов к возрождению собственного государства («О праве наций на самоопреде­ление» - декларация). 15-17 декабря 1917г. в Минске собрался Всебелорусский съезд, который и должен был решить вопрос о будущей государственности. Де­легаты съезда разделились на четыре основных группировки в решении данно­го вопроса:

1) «независимые» добивались создания собственного независимого государства на основе древних белорусских государственных традиций в современной республиканской форме;

2) «областники» выступали за создание белорусской области в составе России;

3) «автономисты» требовали для Беларуси автономии со своей администрацией - «Краевой Радой»;

4) «ассимиляторы» выступали за прежнее положение белорусских земель в со­ставе России и постепенную ассимиляцию белорусского народа русским.

Большевики разогнали съезд, однако провозглашение 25 марта 1918г. БНР за­ставило их пойти на создание советского варианта белорусской государствен­ности.

В этом вопросе обозначились два подхода:

1) руководители Облисполкомзапа (Мясников, Кнорин и др.) считали, что нет такого народа «белорусы», а значит, и нет проблемы;

2) руководство ЦБ белорусских коммунистов и Белорусский национальный комиссариат при Наркомате по делам национальностей (Червяков, Жилуно- вич, Турук и др.) выступали за автономию Беларуси в составе РСФСР в фор­ме БССР.

1 января 1919 г. было провозглашено образование ССРБ. В состав госу­дарства вошли: Витебская, Гродненская, Могилевская губернии и части Вилен- ской, Ковенской и Смоленской губерний. Однако, в связи со сложностями во­енного положения, принимается решение о создании Литбела, а восточные гу­бернии присоединяются к России. Вновь образовалась БССР 31 июля 1920г. в составе шести уездов Минской губернии. В рамках БССР белорусы консолиди­ровались в географическом, экономическом и культурном плане, стали воспри­нимать себя как особый этнос. В БССР белорусская антропотерритория была не только поднята до современного уровня ее экономического и цивилизационно- го развития, но и реально соединена с практикой государственного управления. В этих условиях идеология белорусской государственности по своему содержа­нию стала все больше принимать вид идеологии белорусского государства.

4.3 Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в раз­витии белорусского народа и его государственности

С 90-х годов ХХ века начался новый этап формирования идеологии бело­русского государства. 27 июля 1990г. Верховный Совет БССР принял Деклара­цию о государственном суверенитете БССР. С этого времени в истории идеоло­гии белорусского государства стали складываться две взаимосвязанные воз­можности: 1) строительство независимого самостоятельного государства и формирование собственной идеологии и 2) вхождение Беларуси в состав Союз­ного с Россией государства и новые союзы с бывшими республиками СССР и соответствующее формирование идеологии. Следует, несомненно, вести речь об одной идеологии, но с хорошо развитыми функциями самопознания, воспи­тания и коммуникации. Т.е. такой идеологии, которая не закрывает нашу стра­ну от внешнего мира, но, сохраняя его самобытность и преемственную связь с историческим прошлым белорусской антропотерритории, позволяет быть от­крытым миру, вступать в прочные союзы с другими государствами и быть ак­тивным участником современного глобализирующегося и взаимосвязанного мира.

Стратегическим курсом развития современного белорусского государства является построение союзного государства с Российской Федерацией.

26 мая 1995г. Президент Республики Беларусь и Председатель правитель­ства России у деревни Печки убрали пограничный столб.

2 апреля 1996г. подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а через год - Договор о Союзе Беларуси и России.

23 мая 1997г. принимается Устав Союзного государства.

8 декабря 1999г. - подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений.

Основные моменты идеологии Белорусского государства закреплены в его Конституции (1994г. с изменениями и дополнениями). В ней всесторонне обоснована мысль о том, что ядром идеологии современного белорусского гос­ударства должна стать система ценностей, традиционно сложившаяся в рамках исторического опыта белорусского народа.

Важным моментом в формировании идеологии белорусского государства является необходимость осмысления практики проведения современных ры­ночных преобразований и создание более общей универсальной системы цен­ностей, оправдывающей модернизацию социума.

Еще одним важным моментом в формировании идеологии белорусского государства является необходимость на что-то опереться, чтобы выйти из ду­ховного кризиса.

Шкалой норм нравственности должны остаться те духовные ценности, что заложены в христианстве. Поэтому одной из важнейших сфер националь­ных интересов в современную эпоху глобализации становится защита духовной безопасности. Имеющиеся христианские корни, ценности любви, честности, смирения, жертвенности, добра и другие присутствуют в духовном опыте нашего народа.

Таким образом, формируя идеологию молодого белорусского государ­ства, необходимо исходить из исторического опыта, христианских ценностей и реалий сегодняшнего дня.

Контрольные вопросы

1. Что такое идеология белорусской государственности?

2. Назовите основные этапы возникновения и становления идеологии бе­лоруской государственности.

3. Что было характерно для идеологии государственности на белорусских землях в составе Речи Поспалитой и Российского государства?

4. Назовите особенности советского периода истории белоруской госу­дарственности.

5. Каковы задачи белорусского государства в формировании союзного государства с Россией?

Литература

1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. - 2003. - 29 марта. - С. 1.

2. Декларация верховного Совета Республики Беларусь «О государствен­ном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июня 1990г // Ведомости Верховного Совета РБ. - 1991. - №31. - С. 356.

3. Лукашенко, А. Г. Послание Президента белорусскому народу и Нацио­нальному собранию. Здоровье государства - это благополучие человека, согла­сие в обществе, целеустремленность нации / А. Г. Лукашенко // Беларусь сего­дня. - 2008. - 30 апреля. - С. 1-4.

4. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего обра­зование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...