Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Щепкин М. С -- 2: 347
3: 92 (цит.), 167. 256, 258, 312, 313, 338, 339
4: 159, 173, 291, 298, 300 (цит.), 411. 414, 431, 432, 435, 493, 537
Модуль часть II: Основы идеологии Белорусского Государства Республики Беларусь.
Лекция 1 Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства
План
1 Предмет и задачи курса
2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства
Новые понятия:
ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. Опо818 - знание и 1о§о§- понятие, учение) - учение о сущности, закономерностях и формах познания.
СОЦИОЛОГИЯ - (лат. 8ос1е1а§ - общество, греч. Ьодо§ - понятие, учение) - наука о законах функционирования и развития общества, о социальных отношениях.
ПСИХОЛОГИЯ - (греч. РзуЬе - душа, 1одо§- понятие, учение) - наука, изучающая психику, отсюда психологический подход - стремление объяснить социальные взаимоотношения и структуры на основе психологических данных.
КОММУНИКАЦИЯ - (лат. Соттишсайо - сообщение, передача) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями.
1.1 Предмет и задачи курса
Особенности современного этапа развития белорусского общества обусловили актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь.
Распад Советского Союза, провозглашение суверенитета белорусского государства, становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества потребовали систематизации и совершенствования социально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства.
Выступая на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г., Президент А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» отметил: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам».
Молодое государство стало вырабатывать внутреннюю и внешнюю политику, выявлять ее приоритеты, а также поставило задачу выработать общую идею, которая бы сплотила все общество.
Предметом курса идеологии является совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации. Курс «Основы идеологии белорусского государства» является специфической частью темы курса политологии «Политическая идеология». Сам курс тесно связан с курсом общей теории государства и права, историей Беларуси, историей политической и правовой мысли Беларуси, истории государства и права Беларуси, философией, культурологией, экономической теорией и другими социально-гуманитарными дисциплинами.
Целью курса является усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.
Задачами курса являются:
1) усвоение студентами комплекса теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и ее роль в жизнедеятельности общества;
2) ознакомление с содержанием базовых идей и положений, основных идейно-политических течений современности;
3) освоение содержания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих в своей совокупности идеологию современного белорусского государства;
4) формирование у студентов социальных качеств, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны.
1.2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства
Теоретической и методологической основой идеологии являются идеи и воззрения, разработанные человечеством, начиная с трудов Платона и Аристотеля, и завершая современными исследованиями ХХ и начала ХХ1 веков. Среди разработанных исследователями подходов - мифологического, религиозного и других, - философский, несомненно, способствовал выработке единой методологической системы.
Важный вклад в методологию изучения идеологии, наряду с Платоном, Аристотелем в древнем мире, в средние века внесли Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский в Византии, а также Августин Блаженный на западе Европы.
Августин одним из первых среди западноевропейских мыслителей приступил к разработке философии истории и ценностей в знаменитой работе «О граде Божьем». Идеология «града Божьего», по его мысли, должна была бы заменить идеологию аморализма и нигилизма в развивающейся Римской империи.
Заметный вклад в разработку философии идеологии внес итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Он - автор идеи возможности политики без идеологии (морали).
В работах Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Н. Макиавелли и других философов были развиты ценные методологические представления об особенностях познания идеологии. Впоследствии они были оформлены в относительно самостоятельные методологические подходы к изучению и применению идеологии.
Так, Н. Макиавелли развил социологический подход к изучению идеологии. Французские идеологи - просветители обратили особое внимание на познавательный, гносеологический подход к ее изучению.
Исследователи Э. Берху и Ш. Де Местр считали, что источником идеологии является человеческая психология, греховная и насовершенная природа человека. Именно она определяет ложный, по его мнению, характер идеологии. С помощью собственных несовершенных идей человек, на его взгляд, принципиально не способен постичь истину, источником которой является только Бог, а средством познания - откровение.
В середине XIX века элементы психологического подхода к идеологии складывались под флагом борьбы с религией и защиты самоценности человека. На этом настаивал Л. Фейербах, подчеркивавший антропологический (человеческий) характер религиозных идей. Его современники Э. Кант и К.Маркс исходили из несовместимости религии и науки. Окончательно оформился психологический метод при изучении идеологии в работах ученого В. Вудта.
Возникновение в ХХ веке междисциплинарной теории коммуникации привело к образованию и формированию еще одного подхода к изучению идеологии - коммуникативного.
Таким образом, исследователи различают четыре подхода, тенденции, аспекта методологии изучения идеологии: гносеологический, социологический, психологический и коммуникативный.
В процессе изучения курса мы с вами познакомимся с основными понятиями и категориями, такими как: этнос, народ, государство, идея, ценность, цивилизация, модернизация, учение, концепция, доктрина и т.д.
Источниками курса «Основы идеологии белорусского государства» являются: нормативно-правовые акты и политические документы Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты, постановления и т.д.); международные политико-правовые документы, подписанные белорусским государством; политические документы прошлых периодов истории; произведения отечественной и мировой философской, политической и правовой мысли, литературно- художественные произведения.
Особую значимость для анализа идеологии белорусского государства имеют новейшие исторические исследования, авторы которых не были связаны какими-либо политическими ограничениями или обязательствами. Среди таких исследований следует назвать, в частности, работы М.Ф. Пилипенко, А.Ф. Ро- гачева, Е.К. Новика и Г.С. Марцуля, Э.М. Загорульского, П.Г. Чигринова, П.И.
Бригадина, У.Ф.Ладысева, С.В. Морозовой и др. Проблему формирования белорусской государственности невозможно анализировать без учета содержания работ В.А. Круталевича, А.Ф. Вишневского, И.Я. Юхо и других авторов работ по истории государства и права Беларуси.
Среди литературы, которой должны пользоваться студенты при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства», следует назвать следующие работы: монографии Е.М. Бабосова «Основы идеологии современного государства», В.А. Мельника «Государственная идеология Республики Беларусь» (Концептуальные основы); учебные пособия: «Основы идеологии белорусского государства: история и теория» под общей редакцией С.Н. Князева, В.И. Чуева, «Основы идеологии белорусского государства» под общей редакцией проф. Г.А. Васелевича и Я.С. Яскевича, Минск, РИВШ, 2004г., «Основы идеологии белорусского государства» - курс лекций в 2-х частях под общей редакцией С.Н. Князева. Минск, 2005г.; «Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты», Минск, 2003г., РИВШ.
Таким образом, в конце лекции можно сказать, что любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности. Особенно возрастает значимость объединяющей идейной силы, способной сплотить граждан, придерживающихся различных взглядов, в условиях системной трансформации общества, которая осуществляется в Беларуси.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом изучения курса «Основы идеологии белорусского государства»?
2. Назовите основные методы и имена тех, кто их разработал, используемые при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства».
3. Каковы теоретические источники курса «Основы идеологии белорусского государства»?
Литература
1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. - 2003. - 29 марта. - С. 1-2.
2. Сташкевич, И. С. Формирование идеологии белорусской государственности / И. С. Сташкевич // Беларуская думка. - 2001. - № 2. - С. 136-147.
3. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государственная идеология) / В.А. Мельник // Беларуская думка. - 2001. - № 10. - С. 104-116.
4. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. - 2003. - № 2. - С. 24.
5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 312 с.
6. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Ба- босов. - Минск: Амалфея, 2004. - 352 с.
7. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 360 с.
8. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства / Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2004. - 477 с.
Лекция 2 Идеология и ее общественное предназначение
План
1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания
2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классификация
3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности
Основные понятия:
ЛИБЕРАЛИЗМ - (от лат. ЫЪегаНз - свободный) - идеология молодой буржуазии, боровшейся против остатков феодализма.
КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат. Сошегуо - охраняю, сохраняю) - идеология крупной земельной аристократии.
СОЦИАЛИЗМ - (от лат. ЗошаЛз - общественный, товарищеский) - идеология рабочего класса.
НАЦИОНАЛИЗМ - принцип идеологии о национальной исключительности, превосходстве одних народов над другими.
ФАШИЗМ - (от итал. Разсю - объединение, пучок) - реакционная идеология, провозгласившая идею «высшей расы», решающая внешнеполитические вопросы агрессивным методом.
ГЛОБАЛИЗМ - идеологическая доктрина всемирного масштаба.
2.1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания
Понятие «идеология» образовано из двух греческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление, т.е. учение об идее.
В Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон, однако уже до них человечество понимало роль и значение общих мыслей и духовных ценностей в жизни человека и общества. Мифы были первыми обобщениями мыслей и духовных ценностей, и это были отнюдь не сказки, т.к. люди искренне верили в них, более того, они были своего рода «руководством к действию». Так, миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы является ценностью, способной возвысить человека над традиционным страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил.
Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была раскрыта в религии и теологии (от греч. «теос» - Бог и «логос» - учение). По сравнению с мифологическим религиозное сознание является более организованным, структурированным и исторически зрелым. Правда, многие религиозные идеи излагались в форме мифов - повествований. Например, повествование о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе; идеи о святой Земле стали мощными мобилизующими факторами паломничества в «землю обетованную» и в Палестину у христиан, в Мекку у мусульман.
Религиозно-философские идеи сформировались и в Древнем Востоке (Китай, Индия). Так, Конфуций проповедовал, что в основе общественной жизни лежит Воля Неба (культ предков), главной идеей в его учении была идея гуманности, т.е. любви младших к старшим, детей к родителям, подчиненных к начальству. Чтобы эта идея воплотилась в жизнь государства, все должны неукоснительно соблюдать заранее установленные правила поведения.
Идеи конфуцианства и легизма, т.е. идеологии управления и принуждения, были нацелены на решение главной задачи - обеспечение стабильности общественной жизни.
В буддизме обращается больше внимания на практический характер идей в жизни отдельного человека, т.е. поиск собственного «я» и системы ценностных координат. Будда учил, что миром управляют страдания, избавиться от которых можно, только взяв на вооружение четыре идеи: 1)жизнь, связанная со стремлением к наслаждению, является страданием, которое проявляется в болезнях, разлуке, смерти; 2) источником страданий является сама жизнь; 3) от страданий можно избавиться; 4) избавление от страданий - это вера в Будду.
Древние европейские философы, начиная с Фалеса и заканчивая Платоном и Аристотелем, обосновали всеобщий (универсальный) характер науки, отсутствие в ней национальных, государственных границ.
По Платону, идеи являются не столько структурными элементами сознания человека и общества, сколько надындивидуальными и надгосударственны- ми, т.е. божественными моделями вещей.
Идея - это универсальный образец человеческого познания и практики, свойством идеи являются универсальность и всеобщность. Платоновское учение об идеях было частью его учения об идеальном государстве. Хотя идеи Платона пользовались уважением среди мыслителей - теоретиков, однако практики его всерьез не воспринимали.
Господствовавшие вплоть до Нового времени религиозные системы выполняли в общественном сознании функции предыдеологий. Возникновение же исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума». (Ф. Бэкон. Новый органон // Антология мировой философии: в 4-х т., Т.2, М., 1970 г. - с.196). Известный исследователь идеологий, немецкий философ и социолог К. Манхейм утверждает: «... учение Ф. Бэкона об идолах может в известной степени рассматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии». Дальнейшее развитие и конкретизацию учение об идеях получило в трудах французских просветителей XVIII века Э. Кондильяка, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция. Они писали о чувственных и интеллектуальных, истинных и ложных идеях.
Сам термин «идеология» был впервые введен в употребление французским философом А. Дестютом де Трасси в работе «Элементы идеологии» (1804г.). Систематизируя и обобщая взгляды Бэкона, Кондильяка, Гельвеция и других философов, он обосновал целесообразность формирования специфической теории об идеях - идеологии. Идеология, по его убеждению, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, служить средством улучшения общественного устройства страны.
Однако, в то время политики прохладно отнеслись к учению де Трасси. Так, Наполеон утверждал (в силу того, что группа «идеологов» занимала оппозиционное положение по отношению к его режиму), что «учение идеологов - это туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX - XX веков критики идеологии как ложной, извращающей действительность формы сознания.
С переходом человечества к эпохе промышленных революций и выступлением на ведущее место в обществе промышленного и торгово- промышленного капитала изменяется и идеология, которая воплощает интересы новых социальных групп. Идеологические воззрения, совершенно различные у представителей различных классов, порождали и различные, порой прямо противоположные, позиции в отношении к идеологии и ее оценкам.
Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике современную им идеологию буржуазии, главным образом в ее немецком варианте, как искаженное, превратное сознание, извращенно оценивающее реальную действительность. В. И. Ленин считал, что идеология представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социально-экономическое и политическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса - буржуазии или пролетариата, в силу чего она носит классовый характер.
Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, сознательно или неосознанно искажающего реальные факты действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Пар- сонс
К. Манхейм в работе «Идеология и утопия. Диагноз нашего времени» (М., 1994г., с.85) утверждает, что «.понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что, помимо обычных источников заблуждений, существуют ложные структуры сознания. одни из них опережают «современное» им бытие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие».
Широкое распространение различных концепций постиндустриального общества, воплощенных в трудах Р. Арона, Д. Белла, З. Бжезинского, Д. Рисме- на, А. Турена и др., в которых резко снижается значение и влияние идеологии, приводит в 70-х годах ХХ века к появлению в США, Франции и других западных странах теорий «конца идеологий».
Д.Белл, в частности, утверждает, что «.все идеологии исчерпали себя», а З.Бжезинский подчеркивает, что в условиях бурного развития науки и наступления «технотронной эры» идеологическое всесилие сменяется «концом идеологии». (Бабосов Е.М. Идеология в современном мире. Мн., 1984г., с.64-65).
Как бы ни были масштабны и влиятельны негативные оценки идеологии, ее оценки как ложного, иллюзорного, извращенного сознания, наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т.е. к восстановлению идеологии в ее правах. Так, Д.Белл, С.Липсет, выступавшие за деидеологизацию, стали пропагандировать впоследствии необходимость «реидеологизации».
Возникает вопрос - почему же так происходит? Да просто потому, что любое общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его идее, ориентирующей на определенные цели и ценности. Ф. Достоевский хорошо сказал о роли объединяющей идеи: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России.. Это самый насущный вопрос, который только есть.» (Достоевский Ф.М. Подросток. ПСС, т.13, М., 1975г., с.54).
В начале XIX века идеология стала не только формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов.
Понятие «идеология» может быть использовано в разных смыслах. Можно выделить пять определений данного понятия:
1) идеологией называют совокупность идей, выражающих интересы своего носителя (отдельные люди, социальные группы, государства);
- идеологией называют совокупность политических убеждений и установок (либерализм, консерватизм и т.д.);
- идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей, экономического развития и стагнации и т.д.);
- специальное научное изучение позволяет различать идеологию как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса. Маркс и Энгельс «Немецкая идеология» (1846г.) - идеология является ложным классовым сознанием, которое навязывается другим классам;
- идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности (французские философы Барт, Деррида, Фуко).
Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности идей, раскрывающих интересы своего носителя. Поэтому можно сделать вывод, что идеология - это совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.
2.2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классификация
Одной из важнейших разновидностей идеологии является идеология политическая. Она представляет собой совокупность взглядов и идей, в которых различные субъекты политических отношений (отдельные люди, классы, социальные слои и группы) осознают свое положение в обществе, оценивают существующую социально-политическую действительность и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.
В политической идеологии, как и в идеологии вообще, можно выделить три уровня ее проявления: высший, средний и низший. Высший называют политико-концептуальным. Его образуют научные сочинения - монографии, статьи, доклады, диссертации и т.д. В них концептуально, т.е. в виде системы взглядов, излагаются оценки существующей социально-политической действительности, формируются общие принципы политической деятельности социальных общностей, а также обосновываются их политические устремления.
На среднем, или программно-политическом, уровне общие идейные принципы и политические установки, сформированные на высшем уровне, преобразуются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.
Их содержание закрепляется в форме различного рода политических документов, прежде всего, программ политических партий, манифестов, резолюций, воззваний и т.п. В этих документах особо выделяются те или иные проблемы общественной жизни, более обстоятельно и конкретно выражаются интересы граждан, указываются пути реализации этих интересов. На данном уровне идеология становится предметом политической пропаганды. Она
проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные и радиопередачи, в учебники, в рекламу и произведения искусства.
На низшем, или обыденно-актуализированном уровне, политическая идеология проявляет себя в различных формах политической активности людей. Данный уровень отражает степень освоения принципов и целей даной политической идеологии индивидами и социальными общностями, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики. Это иллюзорные, фантастические представления людей об окружающей их социальной действительности, а также вера в возможность того или иного лучшего будущего. Например, вера в «светлое» коммунистическое общество или, наоборот, вера либералов в то, что рынок сам отрегулирует и приведет к «прекрасному» обществу всеобщего процветания.
Мифы довольно широко культивируются в политике, зачастую они настойчиво прививаются и эксплуатируются в качестве сильного аргумента для оправдания существующей власти и проводимого политического курса («враги народа» в сталинском режиме).
Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Без политической идеологии, по существу, не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, преобразуясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление такой формы общественного устройства, которую он признает как наилучшую.
2.3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности
Формирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. Оно опирается на опыт развития и функционирования давно уже сложившихся мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др. Все эти идеологии зародились, развивались и утверждались в условиях западноевропейской цивилизации.
Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов ориентации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация.
Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные и политические. По направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным.
1 Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии. Основоположниками либерализма являлись: Дж. Локк, Л. Монтескье, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Миль. Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы (от латинского «НЪегаШз» - свободный). Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав.
В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джеф- ферсон, - которое меньше всего управляет».
Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета гражданского общества перед государством. Как утверждал один из основоположников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него». Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонниками разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею.
Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к минимуму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности.
В экономической сфере главными принципами либерализма являются: частная собственность, личная предпринимательская инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренция.
В социальной сфере либералы - сторонники индивидуализма и противники социального равенства.
В духовной сфере - сторонники свободы взглядов, слова, совести.
Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь.
Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Стихийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразивший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели.
Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.). Он дал возможность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших капитализм и открывших новые перспективы его развития.
Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. С точки зрения неолибералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. По существу, неолибералами была разработана новая модель государства, которое они назвали «государством всеобщего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, действуя ради общего блага.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!