Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Д. С. Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого



Новое движение в живописи ярче всего представлено в России творчеством византийского мастера Феофана Грека.

До прибытия в Россию Феофан «своею рукою» распи­сал ряд церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате (предместье Константинополя) и Каффе (ныне Феодосия в Крыму); из Каффы, очевидно, Феофан и был приглашен в Новгород. Летописи неоднократно упоминают работу Феофана. В 1378 г. он «подписывает» Спаса на Ильине в Новгороде, в 1395 г. вместе с Семеном Черным и своими учениками расписывает церковь Рождества с приделом Ла­заря в Москве, в 1399 г. с учениками – Архангельский со­бор в Кремле и, наконец, в 1405 г. вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором – московский Благовещенский собор. Этим не исчерпывается объем работ Феофана. Он работал в Нижнем, в Коломне и, по-видимому, в других местах. По словам Епифания Премудрого, оставившего нам восторженный панегирик Феофану, всего им было рас­писано до 40 каменных церквей.

Более 30 лет прожил Феофан в России, не только уча, но и учась. Как и многие из приезжавших впоследствии в Россию художников, Феофан подпал под мощное воздей­ствие русской художественной традиции и вместе с тем как нельзя более вовремя сумел привить ей много нового и жизненно необходимого. Епифаний Премудрый называет в своем письме Феофана Грека «изографом» и отмечает его дар сочинять и рисовать от себя, без помощи образцов и «переводов». Характерная особенность искусства Фео­фана состоит в необыкновенной уверенности его мазка, ши­роте и твердости письма. Живописный опыт, умение рас­считывать расстояние, с которого будет обозреваться его работа, реалистическая трактовка голов и чутье колориста отличают Феофана. Епифаний отмечает, что, когда Фео­фан работал, он «ногами же без покоя стояше». В этом на­блюдении Епифания мы узнаем характерную привычку ху­дожника-монументалиста, которому приходилось все время отступать от своей работы, чтобы обозреть ее со стороны. Фреска требовала умения быстро работать по сырой штукатурке, пока она еще не высохла, и заранее твердо жать в голове точный план всей росписи, так как изменять что-либо в письме было бы уже поздно.

Замечательно, что в том же кругу новой предвозрожденческой образован­ности вырос величайший художник древней Руси – Анд­рей Рублев. Его деятельность началась в центре русского предвозрожденческого движения – Троице-Сергйевом мо­настыре. Оттуда Андрей Рублев перешел ближе к Москве, в Андроников монастырь, который был так же, как и Троице-Сергиев, близок к Дмитрию Донскому и к его непо­средственным преемникам. Он работал в Звенигороде у вто­рого сына Дмитрия Донского – Юрия Дмитриевича Звенигородского. Сергий Радонежский, его окружение, не­посредственные участники и сыновья участников Куликовской битвы – вот те люди, в общении с которыми вырабо­талось мировоззрение Рублева. Он родился около 1360 или 1370 г. и умер между 1427 и 1430 гг.

Живописных произведений Андрея Рублева сохрани­лось немного, но то, что известно о его деятельности, сви­детельствует, что все его творчество было неразрывно свя­зано с Москвой и ближайшими к ней городами и монасты­рями. В 1405 г. Андрей Рублев вместе со старцем Прохо­ром из Городца и Феофаном Греком расписывал Благове­щенский собор Московского кремля. В 1408 г., по прика­занию московского великого князя Василия Дмитриевича, Андрей Рублев совместно со своим неразлучным другом Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Вла­димире. В 1424–1426 гг. троицкий игумен Никон пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного для росписи фре­сками и украшения иконами Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Именно к этому времени относят, по-видимому, и самое совершенное из известных произве­дений Андрея Рублева – его знаменитая «Троица», ныне хранящаяся в Третьяковской галерее в Москве.

Творчество Андрея Рублева поднялось на той же волне Предвозрождения, которая несла и искусство Новгорода Пскова второй половины XIV в. В нем отражен тот же ин­терес к человеку, к его индивидуальности, к его психоло­гии. В нем сказалось непосредственное наблюдение при­роды, человеческого тела. Складки одежд ложатся легко, естественно, облегают естественные телесные формы. Тво­рения Рублева отличает глубина и одухотворенность чело­веческих образов, спокойный ритм линий, изящество и грация движений человеческого тела, совершенство замк­нутых композиций, нередко как бы вписанных в круг, об­щая жизнерадостность живописи, исполненной блаженно ясных и глубоких чувств.

Сравнительно с искусством Феофана Грека живопись Андрея Рублева отличает большее спокойствие; движение сдержаннее, краски ярче; в тематике Рублева усилены мо­тивы прощения, заступничества за грешников; его творче­ство лиричнее, мягче, душевнее феофановского. От произ­ведений Андрея Рублева веет сдержанным и тихим опти­мизмом, внутренней радостью.

Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой сказались нацио­нальные черты. Высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства – черты не лично авторские: они взяты им из окружающей действительности.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1798 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...