Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU 224 страница



ДЮРЕР (Durer) Альбрехт (1471

Нюрнберг - 1528, там же), выдающийся немецкий художник и теоретик искусства эпохи Возрождения. Биография Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Обязательные для получения звания мастера "годы странствий" (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и Падуя). В 1505-07 вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Работал в Нюрнберге. Творчество. Дюрер и Италия Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он - единственный мастер северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения. Рисунки Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками - от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов - крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Творческая зрелость. Живопись 1494-1514 Первая значительная работа Дюрера - серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами - первые "чистые" пейзажи в истории европейского искусства. Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 в. - начала 2-го десятилетия 16 в.; таковы небольшой алтарь "Рождество" ("Алтарь Паумгартнеров", ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), "Поклонение волхвов" (ок. 1504, Уффици), где Дюрер объединяет группу, состоящую из Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом, плавностью силуэтов, подчеркнутой мотивом арки, многократно повторяющимся в архитектурной декорации. Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди "Адам и Ева" (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. 1507, Прадо). К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции - выполненный для одной из венецианских церквей "Праздник четок" (1506, Национальная галерея, Прага) и "Поклонение св. Троице" (1511, Музей истории искусств, Вена). "Праздник четок" (точнее - "Праздник венков из роз") - одна из самых больших (161,5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера; она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. В небольшой алтарной картине "Поклонение св. Троице" сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в "Диспуте" Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря. Портреты и автопортреты Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен) Дюрер предстает как сложившийся мастер, блестяще передающий своеобразие характера, внутреннюю энергию модели. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика ("Автопортрет", 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас, и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. Гравюры Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия - 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). В своих гравюрах Дюрер в гораздо большей мере, чем в живописных работах, опирается на чисто немецкие традиции, проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием "Немезида" (начало 1500-х гг.). Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей, интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера "Жизнь Марии" (ок. 1502-05, ксилографии). Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. "Большие страсти" (ксилографии, ок. 1498-1510) и две серии "Малых страстей" (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11); они получили наибольшую известность у современников. Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры "Рыцарь, Смерть и Дьявол" (1513), "Св. Иероним в келье" (1514), "Меланхолия"(1514), образующие своеобразный триптих. Выполненные с виртуозной тонкостью в технике резцовой гравюры на меди, отличающиеся лаконизмом и редкой образной сосредоточенностью, они, видимо, не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет сложный морально-философский подтекст, истолкованию которого посвящена обширная литература. Образ сурового немолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского "Руководство христианского воина". Св. Иероним, углубившийся в ученые занятия, предстает как олицетворение духовной самоуглубленности и созерцательной жизни. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, "божественной одержимости" гения). Поздние работы Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии "Арка Максимилиана I" (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). Начало нового творческого подъема связано с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов ("Эразм Роттердамский", уголь, 1520, Лувр; "Лука Лейденский", серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль; "Агнес Дюрер", металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин, и др.). В 1520-е гг. портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени - Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526), и в живописи ("Портрет молодого человека", 1521, Картинная галерея, Дрезден; "Мужской портрет", 1524, Прадо; "Иероним Хольцшуэр", 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем, и др.). Эти небольшие подгрудные портреты отличаются классической завершенностью, безупречной композицией, чеканностью силуэтов, эффектно усложненных очертаниями широкополых шляп или огромных бархатных беретов. Композиционным центром в них является данное крупным планом лицо, вылепленное тонкими переходами света и теней. В легкой, едва заметной мимике, очертаниях полуоткрытых или чуть изогнутых в улыбке губ, взгляде широко раскрытых глаз, движении нахмуренных бровей, энергичном рисунке скул проступает отблеск напряженной духовной жизни. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе - большом диптихе "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Наставление к укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях человека" (1528). Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины 16 в. В Италии гравюры Дюрера пользовались таким успехом, что даже выпускались их подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянские художники, в том числе Понтормо и Порденоне.

ДЮРИНГ (Duhring) Евгений (1833-1921)

немецкий философ; занимался политэкономией и правом. Считал насилие важнейшим фактором истории. Выступал против марксизма. Идеи Дюринга получили распространение в среде немецкой социал-демократии; они были подвергнуты резкой критике Ф. Энгельсом в "Анти-Дюринге".

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917)

французский социолог, основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе "коллективному сознанию". Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: "О разделении общественного труда" (1893), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).

ДЮРРЕНМАТТ (Durrenmatt) Фридрих (1921-90)

швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В трагикомедии "Визит старой дамы" (1956), детективных романах "Судья и его палач" (1952), "Обещание" (1958), "Правосудие" (1985) - гротескно-сатирическое изображение современной морали. В пьесах "Физики" (1962), "Соучастник" (1972), "Ахтерлоо" (1983) - социально-пессимистическая концепция всемирной истории. В повести "Поручение..." (1986) - призыв к сохранению жизни на земле.

ДЮРТЮЛИ

город (1989) в Российской Федерации, Башкирия, пристань на левом берегу р. Белая, в 124 км к северо-западу от Уфы. 27 тыс. жителей (1992). Пищевая промышленность. Близ Дюртюли - добыча нефти.

Д ЮРФЕ О.

см. Юрфе О. д.

ДЮСЕРСО (Du Cerceau)

семья французских архитекторов 16-17 вв.: 1) Жак I Андруэ (1510 или 1512 - ок. 1585), представитель Возрождения. Циклы архитектурных офортов, замки-дворцы знати. 2) Жак II Андруэ (ок. 1550-1614), участник строительства Большой галереи Лувра.

ДЮССЕЛЬДОРФ (Dusseldorf)

город в Германии, административный центр земли Сев. Рейн-Вестфалия. 578 тыс. жителей (1992). Порт на Рейне. Международный аэропорт. Экономико-финансовый центр Рура. Черная металлургия, машиностроение, химическая, стекольная, бумажная промышленность. Университет. Академия художеств. Художественный музей, Кунстхалле, Художественные собрания земли Сев. Рейн-Вестфалия и другие музеи. Дюссельдорф известен с 12 в. Готический замок (13 в.) и церковь Санкт-Ламбертускирхе (13-14 вв.), ренессансная ратуша (16 в.), многочисленные церкви 17-18 вв. в стиле барокко. В Дюссельдорфе родился Г. Гейне.

ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

немецкая школа живописи 19 в., сложившаяся в Дюссельдорфе. Некоторые художники Дюссельдорфской школы от романтизма (А. Ретель) в сер. 19 в. перешли к изображению немецкой действительности с социально-критических позиций (И. П. Хазенклевер, К. Хюбнер), другие изображали патриархальные стороны немецкого крестьянского быта (Л. Кнаус, Б. Вотье).

ДЮТРОШЕ (Dutrochet) Анри (1776-1847)

французский биолог. Изучая анатомическое строение растений, развивал идеи, предвосхитившие клеточную теорию. Исследования Дютроше по физиологии растений опровергали основные положения витализма.

ДЮФАИ (Dufay) Гийом (ок. 1400-74)

франко-фламандский композитор. Один из основоположников полифонической нидерландской школы. Работал в Италии и Франции. Культовые и светские хоровые сочинения.

ДЮФЕ (Dufay

Du Fay) Шарль Франсуа (1698-1739), французский физик. Открыл (1733-1734) существование двух родов электричества и установил, что одноименно заряженные тела отталкиваются, а разноименно - притягиваются.

ДЮФИ (Dufy) Рауль (1877-1953)

французский живописец, график, театральный художник. Примыкал к фовизму. Праздничные, чистые и легкие по цвету, беглые по рисунку сцены скачек, регат и т. д. Эскизы для гобеленов, декоративных панно.

ДЮФУРА ЭФФЕКТ

возникновение разности температур при диффузионном перемешивании двух нереагирующих газов, имеющих одинаковую температуру, обратен Соре эффекту; открыт в 1873 швейцарским физиком Л. Дюфуром.

ДЮШАМБЕ

название г. Душанбе до 1929.

ДЮШАН (Duchamp) Марсель (1887-1968)

французский и американский художник и теоретик искусства. Жил и работал во Франции, с 1914 - в США. Через кубизм и футуризм пришел к произведениям, которые стали сенсационными ранними вехами концептуального искусства, представив в 1910-е гг. готовые бытовые объекты, напр., сушилку для бутылок или писсуар. В 1915-23 создал знаменитый ассамбляж "Большое Стекло"(или "Невеста, раздетая догола ее холостяками"), где на первый план выходит сама художественная мысль, концепция, которая доминирует над материалом, предстающая в нарочито вульгарной или абсурдной форме. Со временем Дюшан пришел к отказу от конкретных, осязаемых произведений и занялся в основном игрой в шахматы, иногда создавая отдельные вариации на темы своих ранних концептов.

ДЮШЕС

летне-осенние сорта груши в основном французского происхождения (дюшес Ангулем, дюшес летний и др.). Плоды крупные, с нежной, сочной мякотью. Урожайность 80-150 кг с дерева.

ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872-1929)

российский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение "Мир искусства", соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, "Русских сезонов" (с 1907) за границей. Создал труппу "Русские балеты Дягилева" (1911-29).

ДЯГИЛЬ

род травянистых растений семейства зонтичных. Ок. 12 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В корнях и корневищах содержится кумарин. Дягиль лекарственный используется в кондитерском и ликероводочном производствах; хороший медонос.

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович (1784-1841)

российский врач, философ. Профессор Московского университета (с 1831), в 1836 уволен за пропаганду антирелигиозных и материалистических взглядов на сущность физиологических и патологических процессов. Развивал идеи о ведущей роли нервной системы в норме и патологии.

ДЯКЛО (литов. doklas)

натуральный налог зерном в Великом княжестве Литовском до сер. 16 в. Величина дякло колебалась (в 1510 дякло равнялось 4 бочкам ржи и 4 овса).

ДЯНЬ-МУ

в китайской мифологии богиня - олицетворение молнии. Ее представляли в образе девушки с двумя зеркалами в руках, от которых исходит молния.

ДЯТЛОВО

город (с 1990) в Белоруссии, Гродненская обл., в 11 км от ж.-д. ст. Новоельня. 8,2 тыс. жителей (1991). Маслоделательный завод.

ДЯТЛООБРАЗНЫЕ

отряд птиц. 6 семейств: якамары, ленивки, туканы, медоуказчики, бородатки и дятлы. Ок. 400 видов; особенно разнообразны в тропических лесах.

ДЯТЛЫ (дятловые)

семейство птиц отряда дятлообразных. Длина от 9 до 56 см, ок. 210 видов, распространены широко. В лесной зоне Евразии обычны желна, зеленый дятел, большой пестрый дятел, вертишейка и др. Долотообразный клюв, прочный череп и мощные мышцы шеи позволяют им долбить древесину, извлекая повреждающих ее насекомых длинным тонким языком. Чешуйчатый дятел, обитающий в тугаях Туркмении, охраняется.

ДЯТЬКОВО

город (с 1938) в Российской Федерации, Брянская обл. Железнодорожная станция. 35 тыс. жителей (1992). Завод хрусталя (с 1790); деревообрабатывающая промышленность. Музей хрусталя.

Е

шестая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве E ("есть"), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 5.

Ё

седьмая буква русского алфавита, введенная в 1797 Н. М. Карамзиным. В современном письме не является обязательной, но употребляется в специальных текстах (словарях, учебниках и др.) и в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (напр., всё и все).

Е ШЭНТАО (1894-1988)

китайский писатель. Рассказы, роман "Учитель Ни Хуань-чжи" (1930) о пути в революцию молодого учителя, повесть "Дружба" (1954), сборник сказок "Пугало" (1923).

ЕАСТ

см. Европейская ассоциация свободной торговли.

ЕВА

в Библии жена Адама, сотворенная Богом из ребра Адама; первая женщина и праматерь рода человеческого. Поддавшись искушению змея, Ева, а за ней и Адам вкусили в Эдеме (раю) запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив предписание Бога. За это Ева и Адам лишены бессмертия и изгнаны из рая.

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (346-399)

христианский церковный писатель. Диакон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия - первый опыт осмысления монашеского "духовного делания" - оказали глубокое влияние на всю последующую аскетическую традицию христианства.

ЕВАНГЕЛИЙ Томский (Кюстенджийский) (3-4 вв.)

епископ, священномученик. Память в Православной церкви 7 (20) июля.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ УНИЯ 1608

см. Протестантская уния 1608.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ

общее название ряда протестантских (главным образом лютеранских) церквей.

ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euangelion - благая весть)

раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового Завета) - и апокрифические. Церковь приписывает авторство Евангелий апостолам либо их ученикам. Вероятно, Евангелия складывались в кон. 1 - нач. 2 вв.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ (евангелисты)

протестантская секта, близкая к баптистам. Первоначально, во 2-й пол. 19 в., назывались в России редстокистами, затем пашковцами. В 1944 объединились с баптистами.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ

церковь, возникшая в 1944 путем объединения баптистов с евангельскими христианами, к которым в 1945 присоединилась часть пятидесятников, в 1963 - "братские" меннониты. Возглавляется "Союзом Евангельских христиан-баптистов".

ЕВАНФИЯ Скепсийская (Геллеспонтская) (1 в.)

христианская мученица, пострадавшая от язычников, супруга мученика Димитрия Скепсийского. Память в Православной церкви 1 (14) сентября.

ЕВАРЕСТ Критский (ум. 250)

христианский мученик, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 23 декабря (5 января).

ЕВБУЛ (ок. 405-330 до н. э.)

афинский оратор, противник Демосфена, выступавший за союз Афин с Македонией.

ЕВБУЛЕЙ (Эвбулей) (греч. справедливо судящий)

в эпоху эллинизма прозвище-титул многих правителей.

ЕВВУЛ Манганейский (ум. ок. 309)

христианский мученик, пострадавший в Кесарии Палестинской в гонение императора Максимина. Память в Православной церкви 3 (16) февраля, в Католической 5 марта.

ЕВГЕНИЙ III (Eugenius) (монашеское имя Бернардо из Пизы) (ум. в 1153)

папа Римский с 1145. Ученик святого Бернара Клервоского, аббат цистерцианского монастыря святого Анастасия близ Рима. Избранный папой, был вынужден бежать из Рима, захваченного римским сенатом и управляемого Арнольдом Брешианским, во Францию, где начал подготовку 2-го крестового похода. На соборах в Париже (1147) и Реймсе (1148) осудил учение Жильбера Порретанского; на Кремонском соборе (1148) отлучил от Церкви Арнольда Брешианского. Беатифицирован в 1872, память 8 июля.

ЕВГЕНИЙ IV (Eugenius) (в миру Габриэле Кондульмер

Gabriele Condulmer) (1383-1447), папа Римский с 1431. Распустил Базельский собор (1431-37) и созвал собор в Ферраре (1438), перенесенный затем во Флоренцию (1439), на котором была заключена Флорентийская уния между Западной и Восточной церквами.

ЕВГЕНИЙ (Елевферий) Булгарис (1716-1806)

греческий православный богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем в Германии и России, где в 1775 Екатерина II назначила его архиепископом новооткрытой епархии Словенской и Херсонской.

ЕВГЕНИЙ Мелитинский (ум. 298)

один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.

ЕВГЕНИЙ САВОЙСКИЙ (Eugen von Savoyen) (1663-1736)

принц, австрийский полководец, генералиссимус (1697). В 90-х гг. 17 в. нанес ряд поражений французским войскам в Италии, одержал победы над турками (1697, 1716), над французскими и франко-баварскими войсками во время войны за Испанское наследство (в т. ч. при Мальплаке), но потерпел поражение при Денене. С 1703 председатель военного, затем тайного совета при императоре.

ЕВГЕНИЙ Севастийский (ум. нач. 4 в.)

христианский мученик-воин, пострадавший в Севастии Армянской в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 13 (26) декабря.

ЕВГЕНИЙ Трапезундский (ум. 305)

христианский мученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной и в Католической церкви 21 января.

ЕВГЕНИЙ Херсонесский (ум. 311)

священномученик, епископ, просветитель Крыма. Пострадал в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 7 (20) марта.

ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes - хорошего рода)

теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. Прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовались для оправдания расизма (напр., фашистская расовая теория). В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека, в т. ч. медицинской генетики. Правомерность употребления термина "евгеника" остается спорной.

ЕВГЕНОВ Николай Иванович (1888-1964)

российской гидрограф и океанограф, исследователь Арктики, доктор географических наук (1937). Вел исследования в устье р. Оленек, дельте Лены, бухте Тикси (1920-1925); руководитель экспедиций в Карском м. (1926-1931).

ЕВГРАФ Александрийский (ум. ок. 313)

христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимина, секретарь Мины Александрийского. Память в Православной церкви 10 (23) декабря.

ЕВДЕМ из Родоса (2-я пол. 4 в. до н. э.)

древнегреческий философ-перипатетик. Друг и ученик Аристотеля, комментатор его сочинений. Работал над составлением энциклопедического "свода мнений" по истории науки и теологии.

ЕВДОКИМОВ Николай Семенович (р. 1922)

русский писатель. Нравственная проблематика в повести "Грешница" (1960), "Сказание о Нюрке - городской жительнице" (1970), "Происшествие из жизни Владимира Васильевича Махонина" (1981), "Собиратель снов" (1989); психологические последствия Великой Отечественной войны в романах "У памяти свои законы" (1966), "Была похоронка" (1973). Фантастический роман с морально-этической проблематикой "Трижды Величайший..." (1987).

ЕВДОКИЯ

византийская императрица. См. Афинаида.

ЕВДОКИЯ (Ия) Римляныня (Персидская) (ум. 362 или 364)

христианская мученица, монахиня, пострадавшая в Персии в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 4 (17) августа и 11 (24) сентября.

ЕВДОКС КНИДСКИЙ (ок. 408 - ок. 355 до н. э.)

древнегреческий математик и астроном. Впервые дал общую теорию пропорций. Представил движение планет как комбинацию равномерно вращающихся вокруг Земли 27 концентрических сфер. Сочинения Евдокса Книдского до нас не дошли.

ЕВДОКСИЙ Севастийский (ум. ок. 320)

христианский мученик-воин, пострадавший в Севастии в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 3 (16) ноября, в Католической - 2 ноября.

ЕВДОКСИЙ (Евдокс) Мелитинский (ум. ок. 312)

христианский мученик, военачальник, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.

ЕВКЛИД

древнегреческий математик. Работал в Александрии в 3 в. до н. э. Главный труд "Начала" (15 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Работы по астрономии, оптике, теории музыки.

ЕВКЛИД (умер между 275 и 270 до н. э.)

древнегреческий математик. Сведения о времени и месте его рождения до нас не дошли, однако известно, что Евклид жил в Александрии и расцвет его деятельности приходится на время царствования в Египте Птолемея I Сотера. Известно также, что Евклид был моложе учеников Платона (427-347 до н. э.), но старше Архимеда (ок. 287-212 до н. э.), так как, с одной стороны, был платоником и хорошо знал философию Платона (именно поэтому он закончил "Начала" изложением т. н. платоновых тел, т. е. пяти правильных многогранников), а с другой стороны - его имя упоминается в первом из двух писем Архимеда к Досифею "О шаре и цилиндре". С именем Евклида связывают становление александрийской математики (геометрической алгебры) как науки. Прокл в комментариях к первой книге "Начал" приводит известный анекдот о вопросе, который будто бы задал Птолемей Евклиду: "Нет ли в геометрии более краткого пути, чем (тот, который изложен) в "Началах"? На что Евклид якобы ответил, что "в геометрии не существует царской дороги" (аналогичный анекдот рассказывается также об Александре и ученике Евдокса Менехме, так что он принадлежит, видимо, к числу "бродячих сюжетов"). "Начала" Из дошедших до нас сочинений Евклида наиболее знамениты "Начала", состоящие из 15 книг. В 1-й книге формулируются исходные положения геометрии, а также содержатся основополагающие теоремы планиметрии, среди которых теорема о сумме углов треугольника и теорема Пифагора. Во 2-й книге излагаются основы геометрической алгебры. 3-я книга посвящена свойствам круга, его касательных и хорд. В 4-й книге рассматриваются правильные многоугольники, причем построение правильного пятнадцатиугольника принадлежит, видимо, самому Евклиду. Книга 5-я и 6-я посвящены теории отношений и ее применению к решению алгебраических задач. Книга 7-я, 8-я и 9-я посвящены теории целых и рациональных чисел, разработанной пифагорейцами не позднее 5 в. до н. э. Эти три книги написаны, по-видимому, на основе не дошедших до нас сочинений Архита. В книге 10-й рассматриваются квадратичные иррациональности и излагаются результаты, полученные Теэтетом. В книге 11-й рассматриваются основы стереометрии. В 12-й книге с помощью исчерпывания метода Евдокса доказываются теоремы, относящиеся к площади круга и объему шара, выводятся отношения объемов пирамид, конусов, призм и цилиндров. В основу 13-й книги легли результаты, полученные Теэтетом в области правильных многогранников. Книги 14-я и 15-я не принадлежат Евклиду, они были написаны позднее: 14-я - во 2 в. до н. э., а 15-я - в 6 в. Другие сочинения Вторым после "Начал" сочинением Евклида обычно называют "Данные" - введение в геометрический анализ. Евклиду принадлежат также "Явления", посвященные элементарной сферической астрономии, "Оптика" и "Катоптрика", небольшой трактат "Сечения канона" (содержит десять задач о музыкальных интервалах), сборник задач по делению площадей фигур "О делениях" (дошел до нас в арабском переводе). Изложение во всех этих сочинениях, как и в "Началах", подчинено строгой логике, причем теоремы выводятся из точно сформулированных физических гипотез и математических постулатов. Много произведений Евклида утеряно, об их существовании в прошлом нам известно только по ссылкам в сочинениях других авторов.





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...