Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ 8 страница



Список терминов:
1) развернутая метафора
2) назывное предложение
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) градация
6) приставки с отрицательным значением и отрицательные частицы
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнение
11) суффиксы субъективной оценки
12) глаголы
13) однородные члены
14) неполные предложения
15) конструкции разговорного синтаксиса

Раздел 2

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)

§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку

Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, по предлагаемому тексту. Это задание проверяет:
— коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
— уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.
Формулировки задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку могут быть различными:
1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора.
Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы.
Оцените речевое оформление текста, назовите 2—3 характерных для данного текста средства выразительности, объясните их роль, приведите примеры.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Выразите в нем свое отношение к проблеме, поставленной автором.
Оцените языковое оформление текста: отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности.
3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объем сочинения-рассуждения должен составлять не менее 150 слов.

Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим его многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания, предшествующие части С.

Основными требованиями, предъявляемыми к экзаменационному сочинению-рассуждению, являются следующие:
1. Верное понимание, правильная интерпретация и комментирование основного содержания исходного текста: его темы, основной проблематики, идеи, а также позиции автора, т. е. его отношения к изображаемому.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена при следующих условиях: а) основное содержание и проблематика текста (или — в соответствии с заданием — одна из важных проблем текста) поняты и прокомментированы верно, без фактических ошибок и искажений; б) верно сформулирована позиция автора по поднятым в тексте проблемам (проблеме).
2. Отражение собственной позиции выпускника, т. е. умение выразить собственное отношение к поднятым в тексте проблемам (или к одной из проблем), сформулировать свою позицию, совпадающую или не совпадающую с авторской, обосновать ее и привести аргументы, подтверждающие собственные суждения.
Высокая отметка за сочинение может быть поставлена, если позиция автора сочинения: а) сформулирована четко и этически корректно; б) логично аргументирована с привлечением нескольких аргументов, которые могут быть основаны на жизненном или читательском опыте.
3. Понимание выпускником языковых особенностей исходного текста и роли языковых средств выразительности, используемых автором для передачи своей позиции, а также умение провести языковой анализ исходного текста: отметить средства языковой выразительности и оценить языковое оформление текста (объяснить роль языковых средств выразительности в тексте)1.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если характерные для исходного текста языковые средства отмечены, верно объяснена их роль в тексте, приведены примеры2.
4. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Названное требование предполагает: а) логичность, последовательность, непротиворечивость и законченность текста сочинения; б) наличие в сочинении определенных композиционных частей, соответствующих коммуникативному замыслу автора сочинения и выделяемых с помощью абзацного членения.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если оно характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения и отсутствием нарушений абзацного членения текста.
5. Точность, богатство, выразительность и правильность речевого оформления сочинения, т. е. точность выражения собственных мыслей, богатство словаря, уместность использования выразительных средств языка в соответствии с избранным стилем речи, отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если работа характеризуется точностью выражения мыслей, разнообразием грамматических форм, уместным использованием выразительных средств языка, а также отсутствием орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок, связанных с основными нормами русского литературного словоупотребления.

Внимание! Так как задание части С предназначено для проверки не только умений и знаний по курсу русского языка, но и общей культуры учащихся, итоговая оценка за сочинение-рассуждение во многом зависит от того, насколько глубоко и полно понят смысл исходного текста, насколько убедительно и корректно изложена собственная точка зрения, насколько самостоятельными и оригинальными являются излагаемые выпускником суждения.

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке и созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии специального задания — информации о языковых особенностях исходного текста;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Для решения первой задачи необходим многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка.
Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

1 Данное требование не является обязательным и зависит от характера задания части С ЕГЭ по русскому языку.
2 Названный критерий учитывается при наличии специального задания по оценке речевого оформления исходного текста.

§ 2. Анализ и информационная переработка исходного текста

Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.
Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий:
темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);
идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?);
проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);
позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).

Внимание! Чтобы успешно справиться с содержательно-языковым анализом исходного текста, важно четко представлять содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «позиция автора», а также знать особенности выражения соответствующих содержательных категорий в текстах разных типов.

Запомните!
Тема текста — это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему передает, а нередко и оценивает автор.
Идея текста (идейный смысл текста) — это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). Поэтому правильное определение основной идеи текста (основной мысли автора) является главным условием для верного определения основной проблемы (основной проблематики) текста.
Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.
Например:
Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?)
Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?)
Проблема интеллигентности (Кого можно считать истинным интеллигентом?)
В тексте может быть не одна, а несколько проблем — в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.
Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т. п.). В таких случаях принято говорить о проблемной теме текста (например, тема исторической памяти народа и проблема исторической памяти).
Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости разграничивается основная и дополнительная информация. По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной).
Прямая информация представляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста. Скрытая (подтекстовая) информация содержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно на основе содержащихся в тексте утверждений автора и его оценок изображаемого.
Характер информации и соответственно способ выражения идейного смысла текста и авторской позиции во многом зависят от избранных автором стиля и типа речи.

Внимание! В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в подтексте.

Если исходный текст представляет собой текст-рассуждение, то для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части: исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод — и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею.
Для выяснения идейного смысла и позиции автора в тексте-повествовании также необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте?
При определении идейного смысла текста и позиции автора в тексте-описании следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление.
Учитывая отмеченные обстоятельства, содержательный анализ исходного текста уже на первых этапах работы необходимо сочетать с языковым анализом, который должен быть направлен: 1) на определение типа и стиля речи исходного текста; 2) на выяснение того, как, каким образом (прямо или косвенно, в словах самого автора или как-нибудь иначе), с помощью каких содержательно-композиционных и собственно языковых средств автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста. Поэтому важно не только точно определить те фрагменты текста (абзацы, предложения, слова), в которых наиболее полно выражаются идейный смысл и позиция автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности, отобранные автором из множества возможных (например, вопросо-ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т. д.).

Содержательно-языковой анализ текста требует соблюдения определенной последовательности.
1. Следует еще раз перечитать исходный текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?

Запомните! От качества чтения исходного текста будет зависеть глубина и точность его восприятия, правильность понимания и интерпретации смыслового содержания текста.

2. После предварительного прочтения текста необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, а также выделить и записать наиболее важные положения (мысли автора), которые могут быть выражены автором текста прямо или содержаться в подтексте и следовать из всей логики повествования, описания или рассуждения.
3. На основе анализа и обобщения основных мыслей и положений, выделенных в результате поабзацного изучения исходного текста, следует сформулировать его идейный смысл и основные выводы автора (авторскую позицию) по вопросам, которые рассматриваются в тексте. Соответствующие положения нужно записать в черновик.
4. После того как выяснены основные мысли автора (определено идейное содержание текста), целесообразно переходить к определению общих и частных проблем (проблематики текста) и их формулированию.

Внимание! Формулировка проблемы может даваться как в виде повествовательного, так и в виде вопросительного предложения. В большинстве случаев проблематика текста может быть определена с помощью вопросов, которые ставятся к основным положениям и выводам автора (его позиции по тем или иным проблемам).

Например:

Основные мысли автора Вопрос для определения проблемы Основная проблема (возможны варианты формулировок)
Природа — источник духовных сил человека Чем является природа для человека? Проблема значения природы для человека. Проблема взаимоотношения природы и человека. Чем является природа для человека?
Истинная интеллигентность не тождественна внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством человека, которое проявляется прежде всего в отношении к окружающим Что такое истинная интеллигентность? В чем заключается истинная интеллигентность? Проблема истинной интеллигентности. В чем заключается истинная интеллигентность? Кого можно назвать истинным интеллигентом? Каким должен быть истинно интеллигентный человек?

Внимание! На этапе содержательного анализа текста художественного и художественно-публицистического стилей очень важно не ограничиваться восприятием и интерпретацией прямой информации исходного текста и определением только каких-либо конкретных проблем, связанных непосредственно с предметом изображения. Необходимо стремиться к более глубокому постижению содержания и восприятию его затекстовой информации, которая может быть связана с решением более общих проблем социального или морально-нравственного характера.

Сравните соотношение частных и общих проблем, которые могут быть выделены применительно к одному тексту.

Проблемы частного характера Общие проблемы
Проблема милосердия и сострадания к людям Проблема уважения старших Проблема взаимоотношений людей
Проблема сохранения природных богатств Проблема защиты природы Человек и природа (проблема значимости природы для человека)

5. Завершающим этапом содержательного и языкового анализа текста и его информационной переработки является уточнение и формулирование позиции автора по каждой из выделенных проблем. Позиция автора, как правило, предполагает эмоциональную и морально-нравственную оценку того или иного явления. При этом позиция должна четко соотноситься с формулировкой данной проблемы.
Сравните формулировки позиции автора по разным проблемам одного текста.

Проблема уважения старших (частная проблема) Автор считает, что уважение старших — обязательное качество воспитанного и культурного человека
Проблема взаимоотношения людей (общая проблема) Автор убежден, что характер взаимоотношений между людьми определяется прежде всего их морально-нравственными качествами. Грубость в общении, по мнению автора, свидетельствует о «черствости и черноте души» человека

Результаты содержательно-языкового анализа текста следует зафиксировать в черновике и использовать в качестве рабочих материалов для написания сочинения-рассуждения.

Упр. 77. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

Святые места

I. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — родина?
II. Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — сколько людей прошло!
III. Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
IV. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: „Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...“ У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
V. Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих просто пройти эту площадь. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант смогли выразить в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
VI. И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом отечество. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(По В. М. Пескову)

Задания

1. Проанализируйте содержание каждого абзаца данного текста, подчеркивая ключевые слова и наиболее важные мысли автора.
2. Письменно ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.

Вопросы Справочный материал
  О чем этот текст? Какой вопрос ставит автор в начале текста? Помогает ли этот вопрос понять тему текста? а) О любви к родине; б) о любви к родине и о том, из чего она складывается
  Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? а) Повествование и рассуждение; б) повествование и описание; в) рассуждение с элементами повествования и описания
  Какие мысли выражаются во втором и третьем абзацах? а) О необыкновенной красоте Красной площади, о том, что это величественный памятник русской культуры, который вызывает чувство особой гордости; б) о значимости Красной площади и храма Василия Блаженного как символов России
  Почему описание Красной площади и храма Василия Блаженного предваряет рассуждения автора? С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этого места? а) Чтобы задуматься о том, что есть Родина для каждого человека; б) чтобы усилить выразительность текста и создать наглядные образы, показать эмоциональное отношение автора к теме текста. Риторические вопросы... (назвать). Риторические восклицания... (назвать).
  Какая мысль утверждается и доказывается в 4-м абзаце? Какие доказательства и средства языковой выразительности используются автором? Почему автор включил в свой текст рассказ реставратора? Какие особенности речи рассказчика передают его чувства? Храм Василия Блаженного не должен быть разрушен (уничтожен), так как великие памятники культуры — это святыни для человека, любящего свою Родину. Для доказательства приводится реальный исторический факт:... (назвать). Перед этим автор использует риторический вопрос... (назвать), определяя свою позицию... (назвать). Слова очевидца передают его недоумение и ужас от идеи сноса храма. В речи рассказчика очень емкий фразеологизм... (назвать). Используются неполные предложения... (назвать) как отражение волнения
  Какие мысли утверждаются в 5-м и 6-м абзацах? Какие средства выразительности использует автор для передачи своих мыслей? Сохранение исторических памятников — это сохранение культуры... В заботах «о текущих делах» нельзя забывать об этом. И нельзя медлить. Для подчеркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: сотворивший,..., хлеб насущный.... Для усиления экспрессивности — парцелляцию...
  Какие выводы делает автор в последнем абзаце? Как он формулирует эти выводы? Являются ли данные выводы выражением авторской позиции по основным вопросам, рассматриваемым в тексте? Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо? Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции? Почему заменяет местоимение «я» на «мы» по ходу текста? Какие синонимы используются в начале и в конце текста? Какой смысл вкладывает автор в слово «отечество»? Помогает ли выражению позиции автора выбранный им стиль речи? Человек должен знать свое прошлое, должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к отечеству — это не только память, но и дела, показывающие связь между прошлым и настоящим. Это любовь не одного человека, который сталкивается с отдельными фрагментами, деталями истории в своей жизни (поэтому местоимение «я»), это любовь всего народа к своей Родине, к своей стране (поэтому местоимение «мы»). Любовь к отечеству надо воспитывать. Позиция автора выражается прямо, в предложениях... (назвать). Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует высокий синоним слова «родина» —... (назвать); инверсию... (назвать); предложения со значением долженствования... (назвать). Выражению позиции автора текста способствует выбранный им стиль... (назвать). Этот стиль прямо ориентирован на открытое выражение авторской позиции, повышенную экспрессивность речи, основанную на сочетании разговорных и книжных элементов языка (например, разговорные: получка,...; книжные, высокие: отечество,...), широком использовании изобразительно-выразительных средств (риторические восклицания...)
  Какие проблемы поднимаются в данном тексте? Какова основная проблема текста? Как относится автор к основной проблеме? а) Проблема сохранения памятников истории и культуры; б) проблема воспитания любви к Родине; в) проблема сущности понятия «любовь к Родине» (в чем состоит любовь к Родине? Из чего она складывается?); г) проблема...; д) проблема.... Назвать одну из перечисленных проблем. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в)...; г)...

3. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.
Напишите, о чем этот текст, какова его основная проблема, в чем заключается позиция автора.
Отметьте характерные для этого текста средства выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.

Упр. 78. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

(1) На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. (2) Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль пустевшей улицы. (3) В тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.
(4) Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате. (5) Он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. (6) Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса, — старьевщиков, закупателей пустых бутылок, — нет-нет, — разрыдается искалеченная скрипка. <...>
(7) А теперь там внизу набухала душная мгла, — но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх, — и вдруг — прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени рук, волос, ловили улетающие рамы, звонко и крепко запирали окна. (8) Окна погасли. (9) И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. (10) И стало тихо. <...>
(11) В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею, — и сон мой был полон тобой.
(12) Проснулся я оттого, что ночь рушилась. (13) Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. (14) Грохот за грохотом ломал небо. (15) Широко и шумно шел дождь.
(16) Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. (17) Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.
(18) Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. (19) Светом сумасшествия, пронзительных видений озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. (20) Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: — вороная масть, гривы — фиолетовый пожар. (21) Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. (22) Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено, — а кони, взмахивая пылающими гривами, летели — все буйственнее — вниз по тучам, вниз. (23) Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья, — и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. (24) Пророк был сброшен. (25) Одно колесо отшибло. (26) Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, прыгнул в сумрак. (27) А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот — грозовой огонь исчез в лиловых безднах. <...>
(28) Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. (29) Гроза отлетела, но еще веял дождь. (30) Восток дивно бледнел. <...> (По В. В. Набокову)





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 945 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...