![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Термин «осевое время» ввел Карл Ясперс (немецкий философ конца 19 – начала 20 века, представитель экзистенциализма(философия существования)).
Согласно Ясперсу, осевое время есть вполне конкретная историческая эпоха, начинающаяся в VII в. до н.э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до явления Христа.
Именно в этот период возникают все мировые религии. Появляется такой феномен как философия. Причем все это происходит в разных частях света, независимо друг от друга.
С точки зрения эволюции социально-экономических организмов (систем), Осевое Время стало рубежом, за которым длительный (сотни лет) и глубокий (с утратой большей части исторической памяти и социальной наследственности) социальный регресс стал невозможен.
Но ключевая социальная инновация Осевого Времени – отход на второй план классического, примордиального этногенеза и протоэтноса (состоящипх из родоплеменных социальных общностей) и выход на первые позиции государства.
Государство, как новый, более совершенный, тип социального организма, победил неолитический этнос, не уничтожив его, а используя его как социальный фундамент.
Философско-религиозная доминанта всех учений Осевого времени выражается в идее Царства, Державы, Империи.
<Религии Древнего Востока в 4 тыс. до н.э. (??? Не уверена насчет этого, это кажется доосевое время)
Месопотамия, Хараппа (Индская цивилизация), Египет, Иран
Общие черты:
-в результате перехода к производящей технологии люди объединяются на основе труда. Городские Боги
-Бог имеет свое жилище. Храмовый культ
-календарные ритуалы (битва молодого вождя и старого)
-каждая религия имеет письменную традицию. Впервые появляется возможность развития.
Египет (черты) – Бог Солнца,Бог Нила, культ Фараона, плодородие и единство страны. Ритуал, жертвоприношения.
Религия Древней Греции
-политеизм (многобожество)
-антропоморфизм (человекоподобие Богов)
-гуманизм
Религия Рима
Общая концепция уникальности человека. Все созданы Богом.>
Религии, возникшие во время «осевого времени»:
Иудаизм (возник в Палестине в 7 в.до н.э.):
-пророческое движение
-политическая нестабильность
-острая критика социальной несправедливости
-проповедь единобожия
-два пути (благой и плохой) в жизни человека
-приоритет этических норм
Зороастризм в Средней Азии 5-4 в.до н.э. Основатель Заратуштра
-основа - дуализм
-постоянная борьба Добра и Зла
-понятие о Добре и Зле как вселенских …(??)
-образы Бога и Дьявола, понятие о рае и аде, чистилище
-о свободе воли человека
-критическое отношение к сложившимся традициям
Индия.
Буддизм. (6-5 в.до н.э.)
-в мире господствует зло
-зло берется из жажды желаний
-чтобы спастись, надо избавиться от желаний
-есть путь к избавлению от желаний
Восьмеричный путь
Мудрость
-правильное воззрение
-правильное намерение
Нравственность
-правильная речь
-правильное поведение
-правильный образ жизни
Духовная дисциплина
-правильное усилие
-правильное памятование
-правильное сосредоточение
Буддизм делится на махаяну Большая колесница(отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ. К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ), хинаяну Малая колесница (буддисты, ограниченные только стремлением к индивидуальному просветлению), ваджраяна Алмазная колесница(тантрический буддизм)
Конфуцианство (конфуций,Китай, 6-5 в.до н.э.)
«Символ веры» конфуцианства:
Государь должен быть государем
Сановник – сановником
Отец – отцом, сын- сыном.
Каждый может стать благородным мужем.
Школа легистов (Китай 7в. До н.э.) – есть один общий закон.
4 в.до н.э. необходимо подчинятсья власти
Земледелие и война – главное для государства
Даосизм (Лао-Цзы)
Государство не должно вмешиваться в жизнь людей
Главный принцип – недеяние
Полезно быть неполезным
Моисты (Мо-цзы) 4-5 в.до н.э.
Не преклоняться перед стариной
Призывали к обновлению
4-5 в. До н.э. расцвет философии
Софисты Киники
Право и мораль у сильных Право и мораль у слабых
По Сократу человек стремится к счастью
Начинается понятие совести
Аристотель и Платон понятие «идеального государства»
Доосевое состояние Осевое время
Преобладание магических религий Этические религии
Человек –часть природы человек –царь природы
Человек живет в едином мире, мир Богов и мир людей не разъединен Мир людей и мир Богов разъединен
Принятие мира таким какой он есть Стремление к переустройству мира
Человек покорен судьбе Человек ответственен перед собой за свои поступки. Правитель ответственен за всех перед Богом
Последствия осевого времени:
7. Появление индуизма
Цивилизация в долине Инда
В III-II тысячелетиях до н. э. на берегах Инда существовала одна из древнейших цивилизаций на планете — индская, или хараппская. Хараппа — один из двух больших городов той эпохи. Археологические находки свидетельствуют о связи религии этой цивилизации с индуизмом, что позволяет считать его древнейшей в мире религией.
Ведическая религия
Около 1200 г. до н. э. племена ариев, пришедшие с иранских плато, осели в Пенджабе и в долине Ганга. Они принесли с собой священные тексты — веды, поэтому их цивилизацию называют ведической. Эти племена поклонялись многим богам, приносили им щедрые дары и совершали сложные ритуалы жертвоприношения.
В ведическую эпоху общество разделилось на касты — группы, различающиеся по профессиональным, национальным признакам и социальному положению. Всего было четыре большие касты: священнослужители, или брахманы; гражданские правители, или кшатрии; земледельцы и ремесленники, или вайшьи; слуги, или шудры. Неприкасаемые стояли вне каст.
Почти все люди, живущие в Индии, глубоко религиозны. Религия для индийцев - это образ жизни, каждодневный, особый её уклад.
Основной религиозно-этической системой Индии принято считать индуизм. По числу последователей индуизм занимает ведущее место в Азии. Эта религия, не имеющая какого-то одного основателя и одного основополагающего текста (их много: веды, упанишады, пураны и многие другие), зародилась настолько давно, что невозможно даже определить её возраст, и получила распространение как по всей Индии, так и во многих странах Юго-Восточной Азии, а в настоящее время, благодаря выходцам из Индии, расселившимся повсюду, - и по всему миру.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА
Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.
1)За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман.=.
2)Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. 3)Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.
4)Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.
Ведический период в развитии индуизма
(рубеж II и I тысячелетий до н. э.)
Первый исторический этап развития индуизма получил название ведического (от религиозных текстов, которые возникли в этот период и получили название "Веды"). В то далекое время с севера на территорию современной Индии пришли скотоводческие кочевнические племена ариев - язычников. Эти племена поклонялись многочисленным богам,лицетворявшим стихии природы. Древние арии поклонялись
Центральное место в религии ариев занимали жертвоприношения. Поскольку эти племена были скотоводческими, то и жертвы богам приносились животные, кровавые и обильные (бык, корова). В честь богов зажигались костры, готовился особый легко пьянящий напиток (сома), приносились жертвоприношение, после которого мясо жертвенного животного съедалось, а сома выпивалась. Жертвоприношения сопровождались хвалебными песнями и гимнами в честь богов, ритуальными танцами и заклинаниями. Ритуалом руководили жрецы.
Брахманизм
(Х - VIIвв. до н.э.)
Второй исторический период индуизма связан с особым положением брахманов в древнеиндийском обществе и получил название брахманического (с VIII в. до н. э. и все I тысячелетие). В четырех варнах (брахмана - жрецы, кшатрии - воины, вайшья - земледельцы и ремесленники, шудра - неполноправные и рабы) брахманы занимали господствующее положение. Они служили богам и совершали религиозные обряды, были советниками царей, были грамотны и обладали знаниями. В одной из древних книг - "Шапатхе" - записано: "Есть два вида богов, - те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам - жертвенные дары, а человеческим богам - ученым брахманам - награду". Считалось, что если человек не дает брахманам награду (золото, бык, лошадь, одежда), то и жертвоприношение небесным богам бессмысленно. Сами же брахманы должны были отвечать определенным требованиям: они должны были соблюдать строгий аскетизм, блистать ученостью. Имущество брахманов считалось неприкосновенным, нельзя было противоречить брахману или сомневаться в верности его слов. Авторитет брахманов был непререкаем, они были советниками царей, были учителями и наставниками (гуру) для молодежи.
Брахманы - жрецы действительно были самыми учеными людьми того времени. Они комментировали Веды, много занимались философией, размышляли о сущности мира и человека, о смысле жизни и смерти. Особенно много времени отводили аскеты - отшельники. Им принадлежат ныне известные всему миру философские тексты под названием "Упанишады" (от древнеиндийского " упа - ни - шад", что означает "сидеть возле", т. е. быть у ног учителя, постигать тайный смысл его учения). Разные исследователи называют разное количество "Упанишад", 150 - 235. На базе идей, сформулированных в "Упанишадах" позднее сложились различные философские школы, и ныне популярные в Индии.
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 677 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!