Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нация и национальность



В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 мая 2008.  

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Это не касается других стран, где национальность — это принадлежность к определенной нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, российская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, африканцев, креолов и индейцев-америндов.

В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут «полиэтническая нация». Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира


5. Место религии в жизни и развитии этносов

Э́тнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности

Любое явление возникает и закрепляется в жизни общества только потому, что оно удовлетворяет определенные общественные потребности

Первой функцией следует назвать мировоззренческую - религия формирует у человека определенное, достаточно своеобразное мировоззрение. В этом мировоззрении, как уже говорилось, ведущее место принадлежит удвоению мира на открытый, доступный человеческому естественному восприятию, и скрытый, тайный, но важный и священный. Религиозное мировоззрение предполагает и то, что человек рассматривает себя в качестве полностью самовластной существа, наоборот, человек осознает себя как существо, подчиненное первым и высшим силам бытия. При этом жизненное поведение человека оценивается с позиции того, насколько она отвечает стремлениям этих высших сил, их природе, их наставничеству и др.. В большинстве религий также предусматривается вера в бессмертие души, в то, что загробной жизни возникает важнее посюстороннее, земное. В то же время чувство приобщения человека к первых мировых сил порождает уверенность в значимости человека, в его защищенности от случайных неприятностей жизни.
Второй функцией религии в общественной жизни можно считать регулятивную - религия вводит человеческую жизнь в определенные рамки, придает ему внутреннего благоустройства, целесообразности и смыслового наполнения. В простейшем водовороте жизни человек часто не имеет достаточных сил для того, чтобы стремиться к чему-то исключительно ради себя самой, религия указывает человеку на то, ради чего стоит переживать падение, страдания, жизненные неудачи. Человек в религиозном мировосприятии возникает лишь частью первых бытийных сил, поэтому именно ради этого мирового целого она должна все переживать и преодолевать. Кроме того, религия вводит человеческую жизнь в определенные моральные рамки и направление, даже в определенный сезонный жизненный ритм, оказывая тем самым человеческой жизни большей стабильности и упорядоченности.
Довольно часто на одно из первых мест в функционировании религии выводят ее интегративную функцию - функцию сбора, объединения людей в сообщество, может выходить за пределы отдельных государств, регионов и континентов.

Однако религия одновременно и разъединяет людей, то, соединяя единомышленников, она разделяет и противопоставляет людей разной веры, взаимно считают друг друга неверными, безбожными





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...