Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Католическая церковь до конца 13 века



Неосознанное, мистическое благоговение варваров перед былым величием Рима постепенно превратило его епископов – пап – в главных иерархов западного христианства. Их права были закреплены нуждавшимся в сакральной поддержке своей претензии на франкский трон Пипином Коротким, который в 756 г. даровал папам права на светскую власть в Средней Италии. Так появилось папское государство, современным воплощением которого является Ватикан.

Карл Великий в своей имперской политике использовал папство как идеологическую опору своих притязаний на верховенство в Западной Европе и всячески укреплял его авторитет. Совершив обряд миропомазания сначала над Пипином, затем и над Карлом Великим, папы создали традицию, согласно которой в течение всего средневековья они считались духовными пастырями государей, то есть возвысились над ними. Но им постоянно приходилось бороться с амбициозными монархами. Под знаком этой борьбы, которая проходила с переменным успехом, прошла вся средневековая история западного христианства.

Идея верховенства церкви в обществе привела к конфликту римских пап с константинопольскими патриархами, которые существовали в иной политической обстановке и не могли возвыситься над светской властью. Тем не менее, патриархи продолжали считать себя высшими христианскими иерархами. Папы же в доказательство своих прав вспомнили о так называемом "Константиновом даре", давшем им в управление земли на западе, в том числе и те, которые в раннем средневековье находились под властью Византии. Возник конфликт, в результате которого патриарх предал папу анафеме, папа ответил тем же, и в 1054 г. церкви разделились на западную – католическую (апостольскую) и восточную – православную (ортодоксальную).

Официально разрыв мотивировался догматическими причинами. Одним из поводов стал старый спор об использовании опресноков. На Западе восприняли иудейскую традицию использования их в ритуале евхаристии (причастия). На Востоке это не привилось, и Константинополь упрекал Рим в склонности к иудаизму, а тот, в свою очередь – в пренебрежении Ветхим Заветом. Далее, Рим на основании постановления Аахенского собора 809 г. признавал, что "святой дух исходит не только от одного Бога, но и от сына", что уравнивало Христа с его отцом – Богом. Византийцы же ставили Бога неизмеримо выше, а Христос оказывался как бы ближе к людям. Об этом вспомнили спустя 200 лет и церкви разделились.

Постепенно сложись и иные отличия. Католики крестятся пятью пальцами, православные – тремя. Католическая церковь отпускает грехи за богоугодные дела, к которым относится и покупка индульгенций (грамот об отпущении грехов). Православие отвергает подобный способ искупления грехов. В православии, как и в Писании, нет чистилища. Отсюда в ХIV в. и сформировалось представление о возможности выкупать грехи после смерти родственниками, пока покойник находился еще в чистилище. В православии же душа не предстает перед Высшим судом, а при вознесении должна проявлять свои добродетели и от их числа зависит, попадет ли она в рай.

В условиях автономности церкви на Западе сложилась традиция осуществлять богослужение исключительно на латыни. В православном же мире все службы стали вестись на местных языках. Потребности лишить мирян возможностей влияния на пап породили в католичестве появление института кардиналов. В итоге на Западе сложилась строго централизованная церковная организация с огромной политической властью в руках пап, которые становились непререкаемыми во всем католическом мире. Внутренняя организация церкви носила аристократический характер, ей была присуща корпоративная общность клира, противостоящего мирянам.

Вторая половина IХ-Х в. характерна анекдотичными и трагичными историями о разврате, жадности, заговорах и убийствах, царивших в Риме и Ватикане. В таких условиях авторитет папства, а с ним и всей церковной организации стал падать, что вызвало озабоченность, прежде всего в среде низшего духовенства. Оно включилось в возникшее движение патариев (тряпичников), направленное против так называемой симонии – практики торговли церковными должностями, в результате которой иерархами становились совершенно случайные для церкви, но богатые люди, часто из феодалов, не имевших ни сана, ни необходимых знаний, интересовавшихся лишь правами, даваемыми этими должностями. В 1059 г. патариям удалось возвести на папский престол своего сторонника – Николая II, который повел борьбу с симонией и браками среди духовенства. Энергичным борцом с симонией стал активный церковный реформатор Гильдебранд – будущий папа Григорий VII (1073-1085). При нем доктрина, сформулированная во второй половине IХ в. папой Николаем I, начала, наконец, реализовываться.

Григорий VII был убежден, что папство может быть сильным лишь при наличии прочной материальной базы. Еще будучи казначеем понтификата, он копил деньги не ради них самих, но видел в них единственное могучее средство, при помощи которого можно осуществить намеченные цели. Григорий исходил из того, что никакое церковное имущество не может принадлежать светскому лицу, ибо оно является собственностью Бога. Независимая от светской власти церковь – вот идеал, к которому стремился Григорий VII.

Наиболее опасным противником папы был германский император Генрих IV стремившийся сохранить за собой право назначения на высшие церковные должности, то есть право на инвеституру. Дальновидный политик, Григорий VII внимательно следил за поведением императора. Он знал, что его внутреннее положение было непрочным, и сосредоточил основное внимание на Италии, где расколол местную аристократию и заключил союз с владевшими южной частью полуострова норманнами. После этого он провозгласил отмену светской инвеституры епископов, подтвердил целибат духовенства, а протестовавшего императора отлучил от церкви. И хотя в развернувшейся борьбе он вынужден был бежать из Рима и умер в изгнании, но дело его восторжествовало при преемниках. И Вормский конкордат с императором в 1122 г. закрепил фактическую независимость папства. Начавшееся крестовое движение на Восток еще более закрепило ведущую роль католической церкви в Западной Европе.

В благоприятных для папской курии условиях вступил на престол знаменитый Иннокентий III. Его личные качества и деятельность во многом напоминают Григория VII. Однако ему не пришлось вести столь энергичную борьбу с германским императором, и все внимание Иннокентий III сосредоточил на осуществлении своей теократической доктрины. Она сводилась к следующему:

1. Папская власть – высшая власть во всем мире.

2. Папа, как преемник апостола Петра и наместник Христа, выше всех государей.

3. Император и прочие короли – только лишь его вассалы.

Иннокентий любил сравнивать духовную и светскую власти с солнцем и луной: как луна получает свой блеск от солнца, так и государи получают свою власть от папы. И он последовательно осуществлял свою доктрину. Он активно вмешивался в политическую жизнь народов; ловко использовал восстание баронов против Иоанна Безземельного в Англии и сделал его своим вассалом. Таковыми же стали короли арагонский, португальский, шведский, датский, польский, царь болгарский и даже далекая Армения. Он был инициатором Четвертого крестового похода, организовывал крестовые походы против еретиков-альбигойцев на юге Франции.

Понтификат Иннокентия III – время наибольшего могущества папства. Народы католической Европы были приведены к покорности. Если папа налагал на страну интердикт (запрет на богослужение), это воспринималось как страшное бедствие. Сама же курия начинает вести удобную жизнь. Коммерция со времени Иннокентия III становится в Ватикане массовым явлением – ею занимались все, начиная с папы. Роскошь Ватикана отражала не только стиль, но и самосознание папской власти. Трапезы, высокохудожественные произведения искусства рассматривались как повышающие престиж папской власти.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...