Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наследование права на использование произведения. Наследники



Если автор умирает, то право на использование переходит по наследству. В порядке наследования авторское право переходит по закону (ст. 29 закона) и по завещанию. Наследником по завещанию может быть любой гражданин, как входящий, так и не входящий в круг наследников по закону, а также юридические лица или государство.

Все субъекты авторского права могут передавать свои имущественные права на объекты любым физическим и юридическим лицам по договору. Такие лица являются правопреемниками и обладают правами в пределах, оговоренных договором.

  1. Авторы и соавторы

Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. В РФ-презумпция авторства, т.е автором считается то лицо, подпись которого стоит на оригинале произведения.

Автором мб ф.л, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Произведение созданное на территории РФ б охранятся и признаваться, + если российские граждане за рубежом создают произведение, в РФ их права будут охраняться.

Права автора:

личные неимущественные(право на имя, на авторство, на неприкосновенность произведения)

имущественные. Т е права на использование произведения и стоимостную оценку.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Соавторы – лица, которые совместным творческим трудом создали произведение.

Признаки: совместность, творческий процесс, а не тех помощь.

Соавторство бывает разрывным и не разрывным.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

  1. Авторские права ЮЛ

Особым субъектом авторских прав являются организации, управляющие имущественными правами обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе. В ст. 44 Закона об авторском праве предусмотрено их создание с целью защиты интересов правообладателей в случаях, когда индивидуальное осуществление таких прав затруднительно (при публичном исполнении произведений на радио и телевидении, при их воспроизведении путем механической, магнитной и иной записи, при репродуцировании и т.п.). За последние годы создан целый ряд подобных организаций, например: Российское авторское общество (РАО), Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и др.

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, могут создаваться только непосредственно правообладателями. Они действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Такие организации не имеют права заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно использовать объекты авторского права, управление которыми им поручено. В отношениях с третьими лицами такие организации выступают как представители авторов, действуют от их имени и в их интересах в силу закона. Передача полномочий по управлению имущественными правами таким организациям осуществляется правообладателями на основе письменных договоров. Эти договоры не являются авторскими, и на них не распространяются требования, предъявляемые к авторским договорам (п. 2 ст. 45 Закона об авторском праве). Такие договоры являются публичными; кроме того, это договоры присоединения, так как правообладатель может либо принять установленные для всех условия, либо отказаться от заключения договора.

В то же время организации, управляющие правами на коллективной основе, наделены правом выступать также и от имени тех обладателей авторских прав, которые не заключали с ними договоров о передаче полномочий на управление правами (п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве). Если правообладатель не согласен с такими действиями организации, он может отказаться от ее услуг (п. 2 ст. 47 Закона об авторском праве), но воспользоваться этим правом далеко не всегда возможно из-за отсутствия у правообладателя необходимой информации. В ряде случаев это приводит к злоупотреблениям со стороны недобросовестных организаций.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, выдает пользователям (например, радио- и телестудиям) лицензии, т.е. заключает лицензионные договоры, условия которых должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, причем она не может отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных на то оснований.

Основными задачами организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, являются сбор вознаграждения за использование объектов авторских прав, распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения правообладателям.

  1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты авторского права

Носителем – субъектом авторского права в России признаются не только граждане РФ, но и иностранцы и лица без гражданства. Авторское право распространяется на произведения, обнародованные или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников (п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве). В этом случае правовое положение авторов — граждан России, иностранцев и лиц без гражданства одинаково. Авторское право на произведение, как обнародованное, так и не обнародованное, но находящееся в объективной форме за пределами России, признается за их авторами — гражданами других государств в соответствии с многосторонними и двусторонними международными до говорами. В частности, в России, как участнице Всемирной конвенции об авторском праве, охраняются произведения граждан всех стран — участниц указанной Конвенции, а также любые произведения, впервые опубликованные на их территории после 27 июля 1973 г., т. е. после даты присоединения СССР к этому международному документу.

  1. Наследники и другие правопреемники

Под наследованием понимается переход имущественных и некоторых личных неимущественных прав и обязанностей умершего гражданина (наследодателя) к другим лица (наследникам) в установленном законом порядке.

Смерть прекращает лишь те отношения, которые обусловливались личными качествами умершего. Это касается прежде всего личных неимущественных прав и обязанностей. Их, как правило, нельзя отделить от конкретного лица и передать кому-либо другому. Примером могут служить обязанности гражданина по трудовому договору, автора - по издательскому или сценарному договорам. Не переходят по наследству и всегда тесно связанные с личностью умершего обязанности алиментного характера, по возмещению вреда, а также ряд других.

В случае смерти лица к наследникам переходят не какие-либо отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. Именно поэтому наследование представляет собой общее, или универсальное, правопреемство. Его надо отличать от частного, или сингулярного, правопреемства. Сингулярный правопреемник приобретает только какое-нибудь одно право или группу прав. К нему может перейти также отдельная обязанность.

Универсальное наследственное правопреемство является непосредственным, поскольку права и обязанности переходят от одного лица к другому без участия третьего субъекта. Сингулярный же преемник приобретает свои права или отдельное право не непосредственно от наследодателя, а от наследника (наследодатель может, в частности, обязать наследника совершить в отношении сингулярного правопреемника определенное действие: передать часть завещанной наследнику библиотеки; предоставить кому-либо из наследников право безвозмездного пользования частью дома, завещанного другому наследнику, и т.п.).

Весь комплекс прав и обязанностей умершего переходит к наследникам одновременно. Нельзя принять одни права, а от других отказаться. Именно поэтому наследник, который принял какое-то отдельное право, считается автоматически принявшим и все остальные, известные и неизвестные ему права умершего.

Следует различать право наследования в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле это совокупность норм, регулирующих процесс перехода прав и обязанностей умершего гражданина к другим лицам. Именно в этом качестве наследственное право становится правовым институтом, входящим составной частью в гражданское право. В субъективном смысле под правом наследования принято понимать право лица быть призванным к наследованию, а также его правомочия после принятия наследства.

Наследники автора после его смерти становятся субъектами авторского права. Они обладают производным авторским правом, которое возникает на основании таких юридических фактов, как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, принятие наследства. По наследству передаются только имущественные права авторов. Личные неимущественные права (неотъемлемые от личности автора) по наследству не переходят и подлежат бессрочной охране в интересах общества в целом; наследники могут лишь осуществлять их защиту.

Имущественные права переходят к наследникам на определенный срок. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. В случае смерти наследника автора авторское право переходит к его наследникам на оставшийся срок действия.

Наследники могут осуществлять авторское право только сообща, т.е. любые действия по использованию соответствующего произведения возможны только с общего согласия всех наследников. В случае несогласия одного из наследников на использование произведения (например, на экранизацию романа) спор должен рассматриваться в суде. Наследники могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторского права. Такое соглашение может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство.

Доходы, полученные в результате осуществления авторского права, наследники могут делить, как и любое другое имущество, в равных долях или в другом порядке, который предусмотрен завещанием или соглашением наследников.

  1. Исключительная природа авторского права

В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе и воплотилась в Законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 гг. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин "исключительные права" используется в авторском законодательстве капиталистических стран.

Большинством ученых исключительность авторских прав трактовалась как их неотчуждаемость, неотторжимость от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо. При этом одни ученые полагали, что исключительный характер имеют лишь отдельные личные неимущественные права, в частности право на опубликование произведения или право авторства; другие утверждали, что исключительность свойственна всем авторским правам. Вообще же в литературе было высказано пожелание, чтобы неясный термин "исключительные права" был из законодательства исключен. Это и произошло, когда в начале 60-х годов правила об авторском праве были включены в качестве отдельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в ГК РСФСР.

Иными словами, исключительный характер авторских прав состоит вовсе не в признании их неотторжимости от личности автора, как продолжают считать многие российские юристы, а в признании того, что только сам обладатель авторского права (т. е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения. Конечно, при этом учитывается, что отдельные авторские правомочия, например право авторства и право на имя, неотделимы от личности автора; что закон устанавливает определенные изъятия из сферы действия субъективных авторских прав (случаи свободного использования произведений); что возможность использования так называемых производных произведений может зависеть не только от их создателей, но и от других лиц и т. п. Однако при всем этом именно обладателю авторских прав обеспечиваются особые правомочия, связанные с использованием произведения, с одновременным возложением на всех третьих лиц запрета по использованию произведения без согласия правообладателя. В новом авторском законодательстве вновь указывается, что авторские права носят исключительный характер. Представляется, что только сейчас данный термин приобрел тот реальный смысл, который в него вкладывался авторским законом России 1911 г. Лишь автор, а в установленных законом случаях и пределах — его правопреемники могут распоряжаться произведением, в том числе и путем полного отчуждения тех авторских правомочий, которые способны переходить от одного лица к другому. На первый взгляд, освещение вопроса об исключительной природе авторских прав с кратким экскурсом в историю развития российского авторского законодательства может показаться оторванным от реальной жизни и представляющим лишь исторический или теоретический интерес. Однако это далеко не так. Данный вопрос напрямую связан с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение. В частности, трактовка исключительности субъективных авторских прав как их неотторжимости от личности автора приводит многих специалистов к выводам о недопустимости авторских договоров об уступке авторских прав на будущее произведение автора, невозможности передачи права на неприкосновенность произведения1, отрицанию того, что авторские права вообще могут переходить от авторов к другим лицам2. То или иное толкование исключительной природы авторских прав оказывает существенное влияние на понимание сущности авторского договора, конструирование его основных элементов, установление условий ответственности за его нарушение и т. д. признак исключительности присущ любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому. Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям творческих произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности к наследникам или работодателям. Что касается природы авторских прав, приобретаемых на основании авторского договора, то она определяется видом последнего: если авторские права по договору передаются на исключительной основе, данный признак ими сохраняется; если же заключается договор о передаче неисключительных прав, само название договора свидетельствует о неисключительной природе авторских прав их обладателя по договору.

  1. Виды авторских прав

- исключительное право, являющееся имущественным правом;

- личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ;

- иные права (право следования, право доступа и другие).

Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а также в определенных, предусмотренных ГК РФ, случаях - право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства (за исключением ноу-хау), право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно, после смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Суть исключительного (имущественного права) по новому законодательству состоит, прежде всего, в том, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением предусмотренных законом случаев. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если оно осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.

  1. Личные неимущественные права

перечень прав, которые принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются им и в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

К ним относятся:

1. право авторства

2.право автора на имя

3. право на защиту репутации

4. право на обнародование произведения и его отзыв

Право авторства – право признаваться автором произведения.

Оно характеризуется: неотъемлемо от имени автора, т.е отказаться от него нельзя, является абсолютным правом, действует в течении жизни автора

Право автора на имя – право использовать или разрешать использовать произведение под своим именем или псевдонимом, так же автор имеет права требовать указание своего имени каждый раз при издании, публикации произведения.

Право на защиту репутации – при использовании произведения запрещается без согласия автора вносить к л изменения в само произведение или его название, снабжать его иллюстрациями.

Право на обнародование и отзыв произведения

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1149 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...