Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Литературные особенности



Книга Есфирь — это произведение талантливого художника, который использует свои литературные дарования для передачи глубоких убеждений. Во вступительном эпизоде он красочно изображает царя Ксеркса как правителя мощной империи, не способного, однако, справиться со своей женой. Невольно встает вопрос о смысле ли- дерства и власти. Царь назначает своим заместителем Амана, который всецело погло- щен своими амбициями, — и здесь открывается еще один аспект проблемы лидерства. Такое партнерство не могло быть полезным для страны, потому что царь, передав власть помощнику, совсем не интересовался последствиями своего шага. Во всем этом рассказе нет ни слова осуждения. Но совершенно иная концепция ответственности представлена в лице иудея Мардохея, который размышлял и оценивал людей, нахо- дящихся у власти, спас царя от руки заговорщиков и отказался поклониться тщеслав- ному Аману. На примере этих двух столь непохожих людей ставится вопрос, каким образом может восторжествовать справедливость, если праведные люди не обладают властью.

Контраст между Аманом и Мардохеем вырисовывается все яснее по мере того, как каждый из них следует избранной им стратегии. Мардохей постился и скорбел, пока царь и Аман пировали (3:15; 4:1). Мардохей изъявлял свою веру (4:14), в то время как Аман торжествовал, сооружая для него виселицу (5:14). Так шла борьба не на жизнь, а на смерть. Поворотным пунктом оказалась бессонная ночь царя (6:1), когда он решил вознаградить Мардохея. С этого момента начинается драматическая перемена в судь- бах героев книги. Аман был вынужден отдавать почести Мардохею, а потом был пове- шен на виселице, предназначенной им для ненавистного ему иудея. Мардохей зани- мает место приближенного к царю вельможи, и издается новый указ. Внезапно тор- жествует справедливость. Угроза, нависшая над иудеями и нараставшая на протяже- нии всего повествования первых пяти глав, исчезает, и судьба их совершенно меняет- ся, о чем рассказывается в последних пяти главах; таким образом, композиция книги вполне отвечает ее содержанию.

Художественная одаренность автора проявляется также в мастерском изображе- нии персонажей. И мужские, и женские образы очерчены замечательно, и поступки их соответствуют типу личности. Подданные царя озабочены больше его богатством, чем справедливостью его правления. Царь наслаждается своей властью и издает но- вые законы, не задумываясь о последствиях; он передает свои полномочия своему


приближенному, которому слепо доверяет. Царица Эсфирь во многом была полной противоположностью царю. Вначале она лишь повиновалась Мардохею, но когда опасность приблизилась, именно она предложила иудеям предпринять трехдневный пост. Эсфирь признавала власть более могущественную, чем царская, и нашла в себе силы взять на себя инициативу. Она подошла к царю со своим приглашением, не имея уверенности в благополучном для нее завершении дела. Она думала о своем на- роде и о справедливости. Книга заканчивается сообщением об установлении праздни- ка Пурим и о процветании под управлением Мардохея, а читателю предстоит пораз- мышлять об этом финале. Разве не очевидно участие в этом деле Божественного про- видения?

И Мардохею, и Эсфири пришлось нарушить предписания царя во имя своей веры. Мардохей не мог притвориться и признать лидерство беспринципного Амана, и Эс- фирь рисковала попасть в немилость, предпринимая все возможное для спасения сво- его народа. Гражданское неповиновение оправдывается величием совершаемого де- ла. Автор нередко прибегает к иронии, когда повествует о пирах царя, о его глупости, проявляющейся в опрометчивом издании законов (1:21—22) и в его отказе от своих полномочий (3:8–11). Чтобы привлечь внимание читателя к некоторым темам, автор использует особенно яркие слова и выражения. Празднества имеют ужасные послед- ствия, а посты (4:1—3,16) приносят хороший плод, отчего в конце концов и сами иудеи празднуют. Это пример авторского умения «связать концы с концами».

Факт или вымысел?

Литературный характер книги может подвигнуть читателя к восприятию ее как ху- дожественного произведения. Некоторые исследователи пытались доказать недосто- верность описываемых событий, основываясь на нескольких деталях. В этой связи они ссылаются на 180 дней царского пира (1:4), на отказ царицы присутствовать на нем (1:12), на назначение неперсов, таких, как Эсфирь и Мардохей, на важнейшие по- сты в государстве и на разрешение царя уничтожить весь иудейский народ. Они гово- рят также, что персонажи напоминают скорее узнаваемые литературные типы, неже- ли исторические личности. Эти суждения характерны для современного подхода. Од- нако при отсутствии какой бы то ни было литературы этого периода персидской исто- рии ни уточнение событий, ни оценка их интерпретации в сопоставлении с литера- турным окружением не представляются возможными. Историки доказали точное знание автором придворных обычаев и быта персидских царских дворцов. Кроме то- го, из совершенно независимого источника поступила информация о том, что некий Мардука (Мардохей?) занимал ответственную должность в Сузах в начале царствова- ния царя Ксеркса. Свидетельство о том, что в Персии бросали жребий или «пур», так- же говорит об историчности повествования. Отчасти присутствие в книге авторской иронии и сатиры порождает мнение о «невероятности» некоторых ее моментов.

Когда же была написана эта книга? Поскольку сведения об этом в других источни- ках отсутствуют, то суждение по этому вопросу может быть основано только на вну- тренних свидетельствах. И тема рассказа, и частые вкрапления персидских слов в древнееврейский текст позволяют говорить о периоде, следующем за царствованием Ксеркса, о котором повествуется в прошедшем времени. Автор прежде всего был

.озабочен тем, чтобы сохранить в памяти иудеев их избавление от повсеместного ис- требления, поэтому в его книге говорится, что праздник Пурим как ежегодное торже- ство был учрежден царским указом. Необходимость в этом могла возникнуть после


смерти Ксеркса, в начале царствования Артаксеркса I, около 460—450 гг. до н. э. По–видимому, автор имел доступ к архивам персидских царей (6:1; 10:2) и сам как иу- дей был связан с государственными делами Персидской империи.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...