Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Знамения и чудеса в Египте



В повествовании Исхода значительное место уделено знамениям и чудесам, сотво- ренным в Египте. Их нередко называют «десятью казнями», но это не совсем удачное


определение. Во–первых, в библейском тексте они чаще называются «знамениями» (7:3; 8:23; 10:1–2) или «чудесами» (4:21; 7:3,9; 11:9–10), хотя в некоторых случаях и

уместно слово «казнь» (9:3,14–15; 11:1). Во–вторых, в гл. 7 — 12 фактически описано одиннадцать чудесных знамений. Первое из них — превращение жезла в змея (7:8—13) — обычно не включается в перечень «казней». Оно же было первым знаме- нием, которое Бог дал Моисею, чтобы убедить израильтян в том, что ему действитель- но явился Господь (4:2—5). Второе знамение, которое Моисей продемонстрировал фа- раону, — превращение воды в кровь (7:14—25) — тоже использовалось Моисеем для доказательства израильтянам своего божественного призвания (4:8–9). Но если бла- годаря этим знамениям израильтяне поверили Моисею (4:30—31), то фараон не обра- тил на них никакого внимания; его собственные чародеи были способны творить та- кие же чудеса (7:11,13,22).

Хотя каждый рассказ о чудесном знамении строится по одной и той же модели, но во избежание монотонности допускаются некоторые вариации. Однако все одинна- дцать эпизодов объединяются несколькими примечательными особенностями. Во–первых, рассказ о каждом чудесном знамении начинается словами «и сказал Гос- подь Моисею». Инициатива совершения каждого знамения принадлежит Богу, Кото- рый держит под Своим контролем все этапы противоборства Моисея и фараона. Во–вторых, каждый эпизод, вторя предсказаниям, данным в 4:21 и 7:3—4, заканчива- ется упоминанием об ожесточении сердца фараона. Интересно, что поведение фарао- на постепенно начинает резко отличаться от всего происходящего в этом повествова- нии. Сначала египетским чародеям удавалось воспроизводить чудесные знамения Моисея и Аарона, но вскоре они достигли предела своих возможностей и сказали фа- раону: «Это перст Божий» (8:19). Далее особо отмечается, что не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления; потому что воспаление было на волхвах (9:11). Даже придворные фараона постепенно убеждались в могуществе Бога. Когда Моисей предсказал град весьма сильный, которому подобного не было в Еги- пте (9:18), некоторые их них приняли меры предосторожности (9:20). Когда в следу- ющий раз Моисей предупредил о наказании саранчой, придворные стали уговаривать фараона отпустить израильтян (10:7; ср.: 11:3). Но, несмотря на то что все окружаю- щие постепенно признали могущество Бога, фараон продолжал упрямо сопроти- вляться требованиям Моисея.

Неоднократные упоминания об ожесточении сердца фараона подчеркивают важ- ность этой темы. Любопытно, что это ожесточение представлено здесь по–разному. Если на первом этапе отмечается, что «сердце фараона ожесточилось», то в дальней- шем сердце фараона ожесточает Бог, как предсказано в 4:21 и 7:3. Описывая ожесто- чение сердца фараона таким образом, повествование подчеркивает и вину фараона, и могущество Бога.

Некоторые полагают, что «казни», описанные в Исходе, имеют отношение к при- родным явлением, которые могли иметь место в древнем Египте. Так, например, пре- вращение вод Нила в кровь можно объяснить необычайно высоким подъемом реки в июле и августе. Вода в Ниле становится «кровавой» из–за присутствия в ней красной глины, принесенной в виде суспензии из бассейнов Голубого Нила и Атбары. Но по- добная гипотеза не учитывает, что «кровь» оказалась в деревянных и каменных сосу- дах по всей земле египетской (7:19). Не объясняет она и первое знамение Моисея пе- ред израильтянами (4:30), и деяния египетских чародеев (7:22). Кроме того, в тексте


подчеркивается божественное начало этих событий. На это указывают, например, многочисленные упоминания о том, что Моисей и Аарон простирали руки или жезл, чтобы вызвать знамение. Даже если некоторые из знамений можно соотнести с при- родными явлениями, их возникновение, несомненно, объясняется божественным вмешательством.

Хотя все эпизоды в 7:8 — 11:10 построены по единой схеме, их сопоставление по- зволяет заметить некоторые интересные особенности. Мы уже отмечали это, говоря о чародеях, которые постепенно становятся бессильными перед Моисеем и Аароном. Меняется и поведение придворных фараона, их позиция по отношению к израильтя- нам. Перемена происходит и с самим фараоном. Сначала он соглашается отпустить израильтян при условии, что Моисей помолится и удалит жаб (8:8). Затем его угова- ривают отпустить израильтян недалеко в пустыню, хотя он предпочел бы, чтобы они остались в Египте (8:25–28). После града он заявил, что не будет более удерживать израильтян (9:28), но не выполнил обещания. Когда Моисей пригрозил нашествием саранчи, фараон был готов позволить израильтянам (без женщин и детей) пойти и совершить служение Господу (10:8–11). В конце концов он соглашается, чтобы ушли все: мужчины, женщины и дети, но только без их мелкого и крупного скота (10:24). Несмотря на очевидную готовность уступить Моисею и Аарону в страхе перед даль- нейшими божественными знамениями и чудесами, фараон продолжает отказываться отпустить израильтян.

Наряду с небольшими различиями между эпизодами некоторые аспекты рассказа выделяются многократным повторением. Во–первых, заслуживает упоминания отче- тливое различие, проводимое между израильтянами и египтянами (ср.: 8:22–23; 9:4,26; 10:23; 11:7). Во–вторых, фараон несколько раз умоляет Моисея помолиться за него (ср.: 8:8–12,28–30; 9:28–29,33; 10:17–18). Моисею дано было право ходатайство- вать перед Богом от имени других, и эта тема будет возникать в Исходе снова и снова.

Несмотря на композиционное сходство эпизодов в 7:8 — 11:10, каждый из них при- вносит в повествование что–то особенное.

7:8–13 Жезл превращается в змея. Интересно, что противостояние между Мо- исеем и фараоном начинается с требования египетским царем чуда (9). Очевидно, фа- раон был уверен, что при демонстрации силы у него будет возможность превзойти Моисея с помощью чародеев. Однако, хотя они и были достаточно искусны, чтобы воспроизвести превращение жезла в змея, их сила была меньше: жезл Ааронов по- глотил их жезлы (12).

7:14–25 Вода превращается в кровь. Четырехкратное повторение подробно- стей, связанных с превращением воды в кровь, дает представление о масштабах и опасности чуда, сотворенного Моисеем и Аароном: и была кровь по всей земле Еги- петской (21).

8:1—15 Нашествие жаб. Просьба фараона к Моисею помолиться Господу, чтоб Он удалил жаб от [него] и от народа, открывает в этом разделе тему, которая обна- ружится во многих эпизодах. Фараон признал за Моисеем право ходатайствовать пе- ред Богом за Египет (ср.: 8:28–31; 9:28–29,33; 10:17–18).

8:16—19 Превращение пыли в мошек. Это событие по сравнению с другими эпизодами излагается кратко. Основное внимание обращено на то, как восприняли эту «казнь» египетские чародеи. Будучи не в силах повторить деяние Моисея, они сказали фараону: это перст Божий (19).


8:20—32 Песьи мухи. В этом эпизоде подробно освещаются переговоры фарао- на и Моисея о том месте, где израильтяне смогут принести жертвы своему Богу. Под- черкивается коварство фараона: несмотря на то что Моисей помолился за него, он от- казался отпустить израильтян. Такая же лживость показана в 9:34 и 10:16–17.

9:1—7 Моровая язва. Характерной особенностью этого эпизода является четкое разграничение израильтян и египтян. Язва поразила только тех животных, которые принадлежали египтянам: из скота Израильтян не умерло ничего (7).

9:8–12 Воспаление с нарывами. Этот короткий эпизод имеет большое сход- ство с 8:16–19. Он достигает кульминации в известии о том, что египетские чародеи больше не могут устоять перед Моисеем. Хотя сначала они состязались с Моисеем и Аароном, но перед лицом столь удивительных чудес они почувствовали себя слабыми и беспомощными.

9:13—35 Град. В отличие от предыдущего, этот эпизод описан более обстоятель- но. Частые ссылки на Господа привлекают внимание к Его божественному могуще- ству. Нам напоминают, что Моисей был всего лишь Божьим посланником, а целью разнообразных чудес была демонстрация всемогущества Бога.

10:1—20 Нашествие саранчи. Наиболее примечательная особенность этого эпизода — поведение придворных фараона. Сразу после того, как Моисей объявил о том, что нашлет саранчу, они попытались убедить фараона изменить свою позицию. Теперь они были уверены, что удерживать израильтян от ухода в пустыню для покло- нения Богу безрассудно. Но фараон намеревался отпустить только мужчин; женщины и дети должны были остаться. Если не считать краткого замечания в 9:20—21, это первый признак различного отношения фараона и придворных к израильтянам.

10:21–29 Тьма. Этот эпизод, в отличие от всех предыдущих, имеет заключение. В конце остальных эпизодов говорится об ожесточении сердца фараона. Здесь же доба- влено несколько стихов, которые привлекают внимание к новому повороту в сюжете. Если прежние эпизоды заканчивались, когда Моисея уже не было с фараоном, то здесь — повеление Моисею уйти (28) свидетельствует о том, что он еще оставался у фараона. Кроме того, этот случай, как никакой другой, выявляет ненависть фараона к Моисею; ясно, что если Моисей появится перед ним еще раз, то обязательно погиб- нет. Этот кульминационный момент становится прологом к последнему эпизоду раз- дела, посвященного «казням».

11:1—10 Смерть первенцев. Все еще оставаясь у фараона, Моисей получает но- вое откровение от Бога. Должна совершиться еще одна, последняя казнь, которая вы- нудит фараона отпустить народ Израиля. Моисей немедленно сообщает об этом фара- ону: И умрет всякий первенец в земле Египетской (5). С этими словами Моисей в гневе покидает фараона. Из–за нежелания фараона прислушаться к требованиям из- раильтян Египту предстоит испытать еще одно страшное проявление Божьего могу- щества. После этого израильтяне уйдут. Хотя ст. 10 отмечает конец цикла, начавшего- ся в 7:8, финальный эпизод определяет дальнейшее развитие событий.

Пасха

Как мы уже отметили, предшествующий цикл эпизодов заканчивается драматиче- ской вестью о том, что умрет всякий первенец в земле Египетской (11:5). Теперь вни- мание сосредоточивается на исполнении этого предсказания. Удивительный способ, с помощью которого израильские первенцы были спасены от смерти, запечатлелся в замечательном событии, именуемом Пасхой (ср.: ст. 11,23, 27). Знаменательно, что по-


следующие поколения должны будут всегда о нем помнить. Во–первых, они ежегодно будут праздновать семидневный праздник опресноков (14–20; 13:3–10). Еще несколь- ко раз подчеркивается тесная связь между опресноками и Пасхой (34,39). Поспеш- ность ухода из Египта не позволила израильтянам соблюсти этот праздник, они смо- гли сделать это лишь в первую годовщину исхода (ср.: Чис. 9:1 — 14). Во–вторых, на- ряду с праздником опресноков израильтяне будут отмечать Пасху вкушением одно- летнего агнца или козленка (24—27). Пасха, которая празднуется с вечера 14–го дня первого месяца, знаменует начало праздника опресноков, который продолжается до 21–го дня того же месяца (ср.: ст. 18). В–третьих, в память о спасении своих первенцев израильтяне будут отделять Богу все первородное из скота (13:11—16). Все это станет вечным свидетельством того, что Бог вывел их из Египта рукою крепкою (ср.: 13:3,9,16).

Первый пасхальный ритуал заключался в заклании агнца или козленка, окропле- нии дверной рамы его кровью и вкушении его мяса. Детали этого ритуала имеют большое сходство с основными моментами жертвоприношения, что подтверждается в ст. 27: Это пасхальная жертва Господу. И все же, несмотря на сходство с другими ритуалами жертвоприношений, пасхальная церемония уникальна, ибо отражает исторические условия своего возникновения. Поскольку Аарон еще не был возведен в сан священника (Лев. 8:1 — 9:24), Моисей приказал всем старейшинам Израилевым заколоть пасхальные жертвы (21). Отсутствуют и какие–либо упоминания о главном святилище или жертвеннике, о которых будет сказано лишь на Синае после исхода (20:24–26; 24:4; 27:1–8). Если все другие жертвоприношения обычно совершались днем, то пасхальный агнец приносился в жертву вечером, поскольку это было един- ственно удобное время для израильтян, вынужденных работать допоздна. Наконец, 14–й день месяца, на который приходится Пасха, совпадает с полнолунием — самой подходящей ночью для бегства из Египта.

Особое внимание уделено использованию крови агнца: ею окропляют косяки и пе- рекладину двери каждого дома (7,22). Некоторые ученые утверждают, что это дела- лось для защиты обитателей дома от враждебных внешних сил (ср.: ст. 13,23). Другие полагают, что кровь предназначалась для очищения домов израильтян, что подтвер- ждается ссылкой на употребление иссопа (22), что было связано с ритуальным очи- щением (напр., Лев. 14:4; Чис. 19:6,18). Однако, как мы увидим ниже, кропление кро- вью, вероятно, составляет часть ритуала посвящения в сан.

Не менее важной частью пасхального обряда было вкушение мяса агнца. Все чле- ны израильского общества должны были принимать в этом участие (47), и на каждое жертвенное животное определялось соответствующее число едоков. Были даны осо- бые указания относительно приготовления мяса: оно должно быть испечено, а не сва- рено (9); мясо следовало съедать в доме и не повреждать кости (46). Если сколь- ко–нибудь мяса оставалось до утра, его полагалось сжечь (10).

Описание пасхальной трапезы во многом соответствует некоторым моментам воз- ведения в сан священников Аарона и его сыновей (Исх. 29; Лев. 8). Заклание овна, на- ряду с окроплением его кровью и вкушением его мяса, составляет основную часть ри- туала посвящения. Несмотря на различия в деталях, те же элементы лежат в основе пасхального ритуала. Принимая участие в Пасхе, израильтяне освящались. Принесе- ние животного в жертву искупало грех народа, кровь на дверных рамах домов очища- ла живущих в них, а вкушение жертвенного мяса освящало тех, кто его ел. Участвуя в


Пасхальном ритуале, израильтяне освящали себя как святой народ для Бога (ср.: 19:6).

12:1–28 Повеления о Пасхе. Этот раздел состоит из двух речей, содержащих повеления. Хотя они следуют непосредственно друг за другом, их разделяет несколь- ко дней. Первая речь (1—20) была произнесена Богом для Моисея незадолго до совер- шения израильтянами первой Пасхи; в ст. 3 говорится о выборе пасхального агнца за четыре дня до празднования Пасхи. Со второй речью (21—27) Моисей обращается к старейшинам Израиля в день Пасхи. Таким образом рассказчик освещает события, которые привели к поражению египетских первенцев в полночь с 14–го на 15–е пер- вого месяца (29). Интересно, что обе речи заканчиваются замечанием о будущем праздновании Пасхи (14—20; 24—27). Более того, вторая речь дополняет первую, уточняя информацию о различных аспектах соблюдения Пасхи. Поскольку читатель может представить происходившее из содержания этих речей, автор воздерживается от описания исполнения повелений; он только замечает, что пошли сыны Израилевы и сделали; как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали (28).

Пасха играет первостепенную роль в новозаветном понимании смерти Иисуса Христа. Согласно Матфею, Марку и Луке, Тайная вечеря, которую впоследствии стали совершать как вечерю Господню (1 Кор. 11:23—33), была пасхальной трапезой (Мф. 25:17; Мк. 14:12; Лк. 22:7–8). Подчеркивая, что кости Иисуса «не сокрушились», Ио- анн намекает на сходство смерти Иисуса со смертью пасхальной жертвы (Ин. 19:36). 1 Кор. 5:7 делает эту связь очевидной: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». По всей вероятности, в 1 Пет. 1:18—19 тоже подразумевается пасхальная жертва.

Примечания. 3 Древнееврейское слово seh обозначает либо ягненка, либо коз- ленка. 15 Пресный хлеб — это хлеб без закваски. То обстоятельство, что хлеб был без закваски, указывает на недостаток времени для его надлежащего приготовления (39; ср.: ст. 11). 18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера… до вечера двадцать первого дня — период от Пасхи до праздника опресноков. Чтобы понять это устано- вление, следует иметь в виду, что в Египте началом дня считался восход солнца, а не заход. Иудеи начали считать началом дня заход солнца только в шестом веке до н. э. 23 Исход умалчивает об истинной природе губителя. Согласно Пс. 77:49, это может относиться к «посольству злых ангелов».

12:29–36 Поражение египетских первенцев. В этом фрагменте сбываются предсказания, сделанные в 11:1 —10. В полночь Бог поразил всех египетских первен- цев, так что сделался великий вопль в земле Египетской (29–30; ср.: 11:4—6). Вызвав к себе Моисея и Аарона в последний раз, фараон разрешил израильтянам уйти без всяких оговорок (31–32; ср.: 11:1). Следуя указанию Бога (11:2), израильтяне просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд (35). Благодаря тому, что Господь… дал милость народу Своему в глазах Египтян… они давали ему (36; ср.: 11:3). «Ограбление» Египта рассматривается как воздаяние за жестокое обращение египтян с рабами–израильтянами.

12:37—41 Начало исхода. Получив разрешение от фараона, израильтяне ступи- ли на путь к свободе, отправившись из Раамсеса в Сокхоф. На поспешность их ухода указывает тот факт, что времени у них хватило только на приготовление пресного хлеба. Великие чудеса, сотворенные Богом, наконец–то позволили израильтянам уй- ти из Египта после долгих лет рабства (около 430 лет).


Примечание. 40 В Быт. 15:39 сказано, что потомки Авраама будут в порабоще- нии и угнетении четыреста лет (ср.: Деян. 7:6). Вероятно, лишние тридцать лет отно- сятся к периоду спокойствия, изведанному израильтянами после первого прихода в Египет.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...