Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главные темы



Автор Книги Исход интересуется прежде всего богословием; он пишет для того, чтобы осветить наиболее важные идеи и представления о Боге. Чтобы понять, каким образом каждый раздел книги способствует достижению этой всеобъемлющей цели, необходимо определить главные темы книги; остальные, побочные темы, указаны в комментарии.

Исход — это книга, в основном посвященная постижению Бога на личном опыте. Ее сюжет строится на развитии отношений между Богом и израильтянами с момента


поразительного явления Бога Моисею из горящего куста (3:1—4:17) до того, как слава Господня наполнила скинию (40:34–38). Все это время Моисей выступает как посред- ник, который впервые открывает Господа своему народу и играет важную роль в уста- новлении заветных отношений, позволивших Господу обитать среди израильтян. По- казательно, что именно Бог постоянно берет на Себя инициативу, являя Себя не толь- ко через слова, но и через чудеса и знамения. В Исходе Бог и говорит, и действует; бо- лее того, все, что Он говорит, сбывается.

В первой части книги доминирует тема узнавания Бога. Сначала Бог явился Мои- сею из горящего куста и в последующей беседе поведал ему многое о Своей природе, в том числе и Свое сокровенное имя (3:1 — 4:17). Эта тема снова возникает в 5:2, когда фараон выразил свое незнание Господа: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голо- са Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа, и Израиля не отпущу». По мере по- явления различных знамений египтяне постепенно признали всемогущество Господа. В конце концов, Бог заманил фараона и его войско на гибель в Чермном море, чтобы познали «Египтяне, что [Он] — Господь» (14:4,18). После поражения фараона изра- ильтяне восхваляют Бога ликующей торжественной песнью: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами, творец чу- дес?» (15:11).

Во второй части Исхода продолжается тема узнавания Бога; внимание здесь сосре- доточивается на установлении близких и прочных отношений между Господом и из- раильтянами. С этой целью повествование обращается к двум обширным темам — за- ключению завета и постройке скинии. Завет, подобно контракту или брачной клятве, определяет условия, которые должны соблюдать израильтяне, чтобы иметь непрекра- щающиеся отношения с Богом; эти условия описаны в Десяти заповедях и в книге за- вета. Люди обязаны следовать Божьим установлениям, если хотят постоянно ощу- щать Его благословение и присутствие. Пристальное внимание обращено не только на заключение первоначального соглашения (гл. 19 — 24), но и на события, связан- ные с поклонением золотому тельцу, которые едва не привели заветные отношения к неожиданному и резкому концу (гл. 32 — 34). Постройка скинии — это естественное продолжение заключения священного завета. Устроенная в соответствии с Божьими указаниями, скиния стала средоточием присутствия Господа среди израильтян и на- поминала им своей конструкцией и материалами о высшей, святой природе Бога. Знаменательно, что Исход заканчивается упоминанием о том, как вслед за возведени- ем скинии собрания Господь сделал стан израильтян местом Своего пребывания (40:34—38).

С темой узнавания Господа тесно связана тема повиновения. На всем протяжении Книги Исход подчеркивается необходимость послушания Господу. В начальных гла- вах мы наблюдаем и нежелание Моисея, и упрямый отказ фараона исполнить повеле- ния Бога. Позднее израильтянам пришлось точно следовать Божьим указаниям о Па- схе, чтобы обеспечить себе благополучный выход из Египта. А после окончательного избавления из египетского рабства израильтяне должны были научиться повинове- нию своему новому Господину. Следует отметить, что послушание Богу составляет сущность заветных отношений (ср.: 19:8; 24:3,7). Тем не менее в Исходе подчеркнуто, что главное действующее лицо в завете — Бог, что человеческое повиновение не со- здает эти отношения, а лишь способствует их поддержанию. Когда израильтяне сде- лали золотого тельца и стали ему поклоняться, они были наказаны за непослушание


и отношения завета с Богом были разрушены.

Следующая важная тема книги — святость. С одной стороны, в Исходе показано, что по природе свят только Бог, а люди в силу своей греховности могут вступить с Ним в общение только при определенных обстоятельствах. Когда Моисей встретил Бога в горящем кусте, ему пришлось снять сандалии, потому что земля, на которой он стоял, была святой (3:5); позднее израильтяне получили предупреждение не подни- маться на гору Синай, чтобы не умереть при лицезрении Бога (19:12—13; 21—24; ср.: Евр. 12:14). Несоответствие Божьей святости и человеческой греховности явилось причиной принятия особых мер для того, чтобы Бог мог обитать среди израильтян. Был сооружен предназначенный специально для этого шатер, включающий детали, необходимость которых обусловлена святостью Бога (напр., завеса, образующая за- щитную преграду между Богом и людьми).

С другой стороны, в Исходе подчеркивается, что народ должен приобщиться к свя- той природе Бога; ему предстояло стать «народом святым» (19:6). С этой целью в уста- новлениях Десяти заповедей и книги закона указаны качества, которые ассоциируют- ся со святой природой Бога. Святость связана прежде всего с нравственной чистотой и безупречным поведением. Однако, поскольку подобное совершенство характера для человека недостижимо, Исход настаивает на необходимости жертвоприношений, ко- торые позволяют искупить грех и очиститься. Эта идея отражена в жертвоприноше- ниях, связанных с Пасхой и заключением завета на Синае. Кроме того, жертвоприно- шения составляют неотъемлемую часть ритуала возведения в сан священника (29:1—46). Тот факт, что к Богу можно приблизиться только через принесение угод- ных Ему жертв, символизировался установкой большого бронзового жертвенника ме- жду входом в скинию собрания и святая святых.

Особое внимание уделяется и таким свойствам Господа, как сострадание и спра- ведливость. Мы видим это уже в первой части книги, когда Бог проявляет настоящую заботу об израильтянах и наказывает египтян за жестокое обращение с ними. Эти ка- чества выдвигаются на первый план в законах и нравственных требованиях Синай- ского завета. Израильтяне должны не только соблюдать строгие нормы справедливо- сти, но и с состраданием относиться к незащищенным членам общества. Наконец, эта же тема снова возникает в событиях, связанных с золотым тельцом. Божественная справедливость проявляется в наказании израильтян за их непокорность, но после за- ступничества Моисея за свой народ сострадание Бога приводит к возобновлению за- вета.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...