Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трансграничное загрязнение поверхностных вод



Качество трансграничных поверхностных водных объектов в 2010 г. оценено по результатам режимных наблюдений в 65 пунктах. Пункты наблюдений расположены на 53 водных объектах на границе России с сопредельными государствами. Как и в 2009 г., наиболее распространенными загрязняющими веществами рек в пограничных районах являлись легко- и трудноокисляемые органические вещества соответственно по БПК5 и ХПК, соединения меди, железа, марганца, алюминия. Для отдельных регионов характерен индивидуальный набор загрязняющих веществ в поверхностных водах пограничных районов: с Норвегией – соединения железа, меди, никеля, цинка, марганца, ртути; с Финляндией – соединения железа, меди, ртути, легкоокисляемые органические вещества по БПК5; с Литвой – органические вещества, соединения железа, нитритный и аммонийный азот; с Польшей – органические вещества, соединения железа, нитритный и аммонийный азот; с Белоруссией – органические вещества, соединения железа, меди, марганца; с Украиной – органические вещества, соединения марганца, аммонийный и нитритный азот; с Грузией – соединения меди, аммонийный азот; с Азербайджаном – соединения меди, фенолы, нефтепродукты; с Казахстаном – органические вещества, соединения меди, марганца, фториды, сульфаты; с Монголией – трудноокисляемые органические вещества, соединения железа, меди, марганца, нефтепродукты, фенолы; с Китаем – органические вещества, соединения железа, меди, цинка, марганца, алюминия, с Эстонией – соединения меди, трудноокисляемые органические вещества по ХПК.

Контролируемый створ на р. Хиитола расположен на территории Республики Карелия, в 800 м от границы с Финляндией. В районе створа на территории России нет промышленных предприятий с организованным выпуском сточных вод в водоток. На территории Финляндии в г. Симпеле, в бассейне реки расположены целлюлозно-бумажные предприятия. Для реки характерен хороший кислородный режим. Основным источником загрязнения Сайменского канала является водный транспорт. Качество воды р. Селезневка не изменилось (“очень загрязненная”). В Финляндии источниками загрязнения реки являются предприятия химической и деревообрабатывающей промышленности, сточные воды г. Лаппеенранта и поверхностный сток с водосбора; на территории России – недостаточно очищенные бытовые сточные воды от железнодорожной станции Лужайка.

Основными источниками загрязнения р. Нарва на территории России являются Ивангородское МП ЖКХ, предприятия по добыче и переработке сланца и поверхностный сток с водосбора, на территории Эстонии – канализационные сточные воды г. Нарва, Балтийская Электростанция и поверхностный сток с водосбора. Качество воды во всех створах реки не изменилось (“слабо загрязненная”). Основными источниками загрязнения р. Вуокса, впадающей в Ладожское озеро двумя рукавами (реки Вуокса и Бурная), являются предприятия Финляндии по производству бумаги и картона, а также российские предприятия целлюлозно-бумажной, химической промышленности, ЖКХ в городах Светогорск, Каменногорск, Приозерск, пос. Лесогорский (Ленинградская область) и поверхностный сток с водосбора. Вода оценена как “слабо загрязненная”. В Калининградской области р ук. Матросовка и р. Шешупе – трансграничные водотоки, впадающие в р. Неман, загрязнены легкоокисляемыми органическими веществами (по БПК5), аммонийным и нитритным азотом, соединениями железа в концентрациях выше ПДК.

В Мурманской области трансграничные реки – р. Патсо-Йоки (р. Паз), р. Лотта (бассейн р. Тулома). Негативное влияние на качество вод р. Патсо-Йоки оказывают дымовые выбросы комбината “Печенганикель” ОАО “Кольская ГМК”. Для реки характерно повышенное содержание ионов меди. На качество вод замыкающего створа реки (Борисоглебская ГЭС) оказывает влияние сток р. Колос-Йоки, принимающей основной объем недостаточно очищенных промышленных стоков с отвала шлаков плавильного цеха, шахтных вод комбината и хозяйственно-бытовых сточных вод п.г.т. Никель.

В Белгородской и Ростовской областях, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины “О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов” (1992 г.), по утвержденной программе совместных гидрохимических наблюдений осуществлялся контроль качества воды на реках бассейна р. Дон (реки Северский Донец, Оскол, Волчья, Лопань, Уды, Б. Каменка, Кундрючья); реках Приазовья (Миус и Крынка); бассейна р. Днепр (реки Сейм, Псел, Ворскла, Ворсклица). По сравнению с 2009 г. существенных изменений гидрохимического состояния водных объектов не произошло. С территории Луганской области Украины эпизодически (в марте, апреле 2010 г.) производились сбросы сточных вод из шламонакопителя ОАО “Лисичанская сода” в р. Северский Донец. Случаев аварийного загрязнения водных объектов с повышением концентраций загрязняющих веществ до уровня высокого и экстремально высокого загрязнения с территории Украины не отмечено. Вода рек Десна (граница с Украиной), Ипуть ( граница с Белоруссией), относящимся к бассейну р. Днепр, как и в 2009 г., характеризовалась как “очень загрязненная”. Сохранилась тенденция ухудшения качества воды руч. Знаменка (пос. Белая Березка), пока вода характеризуется как “экстремально грязная”.

Качество трансграничных водных объектов Смоленской области оценено по результатам режимных наблюдений в 7 пунктах, расположенных на 7 водных объектах по границе России с Белоруссией. Наиболее распространенными загрязняющими веществами в пограничных районах являлись органические вещества и соединения металлов (медь, железо, марганец). В бассейне р. Днепр (реки Днепр, Сож, Вихра, Каспля) отмечено превышение ПДК по железу, меди и марганцу, вода рек – “загрязненная”. Вода р. Остер характеризовалась как “загрязненная”, р. Западная Двина – как “очень загрязненная”. В целом в пограничных районах России нарушение норм качества воды чаще всего было в пределах 1–10 ПДК.

Подземные воды

В Российской Федерации (вне зоны развития многолетней мерзлоты и горно-складчатых областей) в 2010 г. весенние максимальные уровни в пределах нормы с отклонениями от нее на величину до ± 10% многолетней амплитуды были отмечены на Европейской территории России (ЕТР), за исключением ее центральной части, Центрального Черноземья, Поволжья и Предуралья. Также в пределах нормы весенние максимальные уровни наблюдались на юге Западной Сибири – в Курганской, отдельных районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края.

Максимально высокое положение весенних максимальных уровней, превышающее среднюю многолетнюю глубину более чем на 30% многолетней амплитуды, фиксировалось на отдельных территориях Ленинградской, Новгородской, Вологодской, Смоленской, Брянской, Московской, Ивановской, Рязанской и Калининградской областей, а также в Поволжье – на отдельных площадях Самарской области и Республики Татарстан, а на юге ЕТР – лишь на отдельных территориях Ростовской области. Уровни грунтовых вод, значительно превышающие среднемноголетние, на юге Западной Сибири зафиксированы только на отдельных площадях Новосибирской и Кемеровской областей.

В 2010 г. на юге ЕТР, в Поволжье и Предуралье по сравнению с 2009 г. наблюдалось понижение положения осенне-зимних минимальных уровней грунтовых вод. Понижение связано с наметившейся в последние годы отрицательной тенденцией в глубинах уровней грунтовых вод, с низким положением весенних максимальных уровней, а также с засушливым летом 2010 г. Осенне-зимние минимальные уровни грунтовых вод, близкие к среднемноголетней глубине, с отклонением не более 10% многолетней амплитуды в 2010 г. наблюдались на большей части ЕТР, а также на юге Западной Сибири. На ЕТР положение уровней грунтовых вод ниже средней многолетней глубины на 10–30% многолетней амплитуды фиксировалось на отдельных площадях Вологодской, Ярославской, Ивановской, Московской, Смоленской, Брянской, Белгородской, Воронежской областей, на территории Саратовской, Самарской, Ульяновской, Кировской областей, республик Татарстан и Марий Эл, в Предуралье – на территории Республики Башкортостан и Пермского края, а также на юге ЕТР в пределах Ростовской, Волгоградской областей и части территории Ставропольского края. На юге Западной Сибири уровни ниже среднемноголетней глубины на 10–30% многолетней амплитуды отмечались на отдельных территориях Свердловской, Курганской, Тюменской, Кемеровской областей и Алтайского края.

Самые низкие глубины осенне-зимних минимальных уровней за весь период наблюдений наблюдались в Оренбургской области, где на протяжении нескольких последних лет отмечается устойчивое снижение меженных уровней грунтовых вод, Однако величина такого снижения значительно меньше мощности грунтового водоносного горизонта, поэтому существенное влияние на использование вод для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд такое снижение не окажет, но в отдельных случаях могут быть осушены мелкие колодцы, вскрывающие только верхнюю часть горизонта на 1–2 м.

В центральной части ЕТР значения осенне-зимних минимальных уровней грунтовых вод выше среднемноголетней глубины более чем на 30% многолетней амплитуды отмечались лишь на отдельных участках Архангельской области, на юге ЕТР – только на отдельных площадях Республики Дагестан; на юге Западной Сибири – на отдельных участках Тюменской, Омской, Томской и Кемеровской областей.

Высокое положение уровней грунтовых вод в весенний период вызвало подтопление некоторых городов и населенных пунктов, расположенных в пониженных частях рельефа. Подтопление отмечалось в республиках Коми (г. Ухта.), Алтай (г. Горно-Алтайск), Хакасия (г. Усть-Абакан, п.г.т. Майна, села Новотроицкое, Подсинее); Ивановской (г. Иваново), Брянской (населенные пункты Шемякино и Тарасовка, пос. Выгоничи), Ростовской, Астраханской (г. Астрахань), Волгоградской (города Волжский, Камышин), Нижегородской (г. Нижний Новгород), Курганской, Свердловской (города Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил и др.), Тюменской (города Тюмень, Ишим), Челябинской (поселки Шахта Северная, Потанино, Горняк), Новосибирской (города Барабинск, Татарск, Бердск, Лебедевск и др.), Кемеровской (города Киселевск, Новокузнецк), Иркутской (города Черемхово, Тулун), Амурской (с. Первомайское) и Сахалинской (г. Южно-Сахалинск) областях, Краснодарском (города Краснодар и Армавир), Забайкальском (пос. Усугли), Красноярском (г. Минусинск, пгт Курагино, д. БелыЙ Яр, Шалоболино и др.), Хабаровском (с. Нелькан) краях, Ханты-Мансийском автономном округе, в Санкт-Петербурге. Подтопление в зоне влияния водохранилищ наблюдалось в Воронежской (Воронежское водохранилище), Смоленской (Десногорское и Вазузское водохранилища), Тверской (Рыбинское, Угличское, Иваньковское и Вазузское водохранилища), Ярославской (Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища), Иркутской (Иркутское и Братское водохранилища) областях, в республиках Адыгея (Краснодарское водохранилище) и Марий Эл (Куйбышевское и Чебоксарское водохранилища), Карачаево-Черкесской Республике (Кубанское водохранилище),

Общая величина запасов подземных вод по состоянию на 1 января 2010 г. составила 95,84 млн. м3/сут, в том числе по сумме категорий А+В+С1 – 83,00 млн. м3/сут (табл. 2.5). Степень освоения запасов на разведанных месторождениях подземных вод остается низкой: из 7656 месторождений полностью или частично введено в эксплуатацию лишь 4243 (55%) месторождения. Ресурсный потенциал подземных вод России не изменился и составил 869,1 млн. м3/сут. Для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых нужд населения и обеспечения водой объектов промышленности из подземных водных источников добыто 22,93 млн. м3/сут. При водоотливе из скважин вертикального дренажа, шахт, карьеров и попутно на нефтепромыслах извлечено 4,63 млн. м3/сут подземных вод, из которых 3,71 млн. м3/сут сброшено в гидросеть без использования. Использовано 21,48 млн. м3/сут, в том числе: на хозяйственно-питьевое водоснабжение – 15,30 млн. м3/сут (71%), производственно-техническое водоснабжение – 5,70 млн. м3/сут (27%), остальное (2%) – на орошение земель и обводнение пастбищ. Потери при транспортировке воды в водопроводно-канализационной сети составили 2,37 млн. м3/сут. На хозяйственно-питьевое водоснабжение в расчете на одного человека в среднем по России использовано 107 л/сут подземных вод. По федеральным округам эта величина изменяется от 42 л/сут (Северо-Западный) до 157 л/сут (Центральный).

Доля подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения, как и в прошлые годы, составила 45%. Более 60% городов и поселков городского типа удовлетворяют потребности в питьевой воде, используя подземные воды, около 20% из них имеют смешанные источники водоснабжения. В сельской местности доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении составляет 80–85%.

В результате добычи и извлечения подземных вод на отдельных территориях сохраняются обширные депрессионные воронки, сформировавшиеся за многолетний предшествующий период. Такие депрессии развиваются в меловых, каменноугольных и девонских водоносных горизонтах Московского и Днепрово-Донецкого артезианских бассейнов (АБ) в пределах г. Москва, Московской, Тверской, Калужской, Владимирской, Тульской, Курской, Белгородской, Орловской и Брянской областей; в кембрийских и вендских водоносных горизонтах Ленинградского АБ (Ленинградская область, г. Санкт-Петербург); в неоген-четвертичных водоносных комплексах Азово-Кубанского (Краснодарский край, Республика Адыгея) и Восточно-Предкавказского АБ (республики Дагестан и Калмыкия, Ставропольский край); в каменноугольных и пермских водоносных горизонтах Волго-Сурского АБ (Республика Мордовия, Пензенская область); в девонско-каменноугольной водоносной зоне Большеуральской гидрогеологической складчатой области (Свердловская область); в палеогеновых и меловых водоносных горизонтах Западно-Сибирского АБ (Тюменская, Томская, Новосибирская области). Понижение уровней в наиболее нагруженных частях воронок составляет 70–90 м и более (в районах разработки месторождений полезных ископаемых – до 550 м), а площадь воронок достигает значительных размеров – до 39 тыс. км2.

На территории России, по данным государственного мониторинга состояния недр, выявлено 6206 участков загрязнения подземных вод (табл. 2.6), при этом более 70% участков загрязнения выявлены в грунтовых водоносных горизонтах, обычно не являющихся источниками питьевого водоснабжения населения. По экспертным оценкам, в целом по Российской Федерации доля загрязненных подземных вод не превышает 5–6% общей величины их использования для питьевого водоснабжения населения. Загрязнение 2260 участков (36% общего количества) связано с деятельностью промышленных предприятий, 975 участков (16%) – с сельскохозяйственной деятельностью, 796 участков (13%) – с коммунальным хозяйством, 444 участков (7%) – в результате подтягивания некондиционных природных вод при нарушении режима их эксплуатации, 677 участков (11%) обусловлено деятельностью промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектов (загрязнение подземных вод “смешанное”), а для 1054 участков (17%) источник загрязнения подземных вод не установлен.

Основными загрязняющими подземные воды веществами являются соединения азота (нитраты, нитриты, аммиак или аммоний –2716 участков), нефтепродукты (1651), сульфаты и хлориды (955), тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, кобальт, никель, ртуть или сурьма – 418), фенолы (362); 104 участка загрязнены другими вредными веществами. Для 4453 участков (72%) интенсивность загрязнения подземных вод не превышает 10 ПДК, на 1255 участках (20%) изменяется в пределах 10–100 ПДК, на 498 участках (8%) превышает 100 ПДК.

Согласно нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 и ГН 2.1.5.2280-07, чрезвычайно опасной степени загрязнения подземных вод (I класс опасности загрязняющих веществ) подвержены 234 участка (4% общего количества загрязненных участков), высокоопасному (II класс) – 1086 участков (17%), опасному (III класс) – 2609 участков (47%) и умеренно опасному (IV класс) – 975 участков (16%). Для 1302 участков (21%) класс опасности загрязняющих веществ не определен или последние отсутствуют в нормативных документах. Наибольшую экологическую опасность представляет загрязнение подземных вод на водозаборах питьевого водоснабжения, которое за период 1985–2009 гг. было отмечено на 3219 водозаборах, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины производительностью менее 1,0 тыс. м3/сут. На крупных водозаборах подземных вод, находящихся в ведении жилищно-коммунального хозяйства городов, как правило, организованы зоны санитарной охраны, в пределах которых в основном соблюдаются требования СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения”. Нарушения, связанные с несоблюдением этих требований, составляют, по данным Росприроднадзора, 30% от всех нарушений лицензионных соглашений. Наибольшую экологическую опасность представляет безлицензионное пользование подземными водами (в 2010 г. выявлено 1058 случаев). На малых водозаборах зоны санитарной охраны либо не созданы, либо хозяйственная деятельность в пределах таких зон не соответствует требованиям нормативного документа. Особенно часто отсутствие зон санитарной охраны наблюдается на водозаборах, сооруженных на участках с неоцененными запасами подземных вод. В результате отсутствия зон санитарной охраны на таких водозаборах нередко происходит загрязнение подземных вод. Кроме того, отмечаются случаи неудовлетворительного технического состояния водозаборных скважин.


Таблица 2.5





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 670 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...