Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Автор: Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани 18 страница



[215] По мнению аль-А’раби, слово «амлях» означает «белый». По мнению аль-Кисаи, оно означает «белый с черными пятнами». Этому суждению отдал предпочтение Ибн аль-Асир. См. «Ан-нихайа фи гъариб аль-хадис». 4/354.

[216] Имеется в виду, что в День воскресения лица тех, кто попадёт в рай побелеют, а лица тех, кому уготован ад, почернеют. В Коране сказано: «… в тот День, когда побелеют лица (одних) и почернеют лица (других)». (“Семейство Имрана”, 106).

[217] Другими словами, люди подумают, что ни о чём большем они не могут и мечтать.

[218] Иначе говоря, то, что не даёт людям увидеть Аллаха Всевышнего.

[219] Здесь имеется ввиду возвращение с поездки. См. «Фатхуль-Бари» 9/391.

[220] Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указывает на то, что по отношению к Аллаху слова “ … если захочешь …” неприменимы, поскольку Аллах Всевышний и так всегда делает лишь то, что пожелает.

[221] Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в своих комментариях к этому хадису сказал: «В другой версии сказано: “…так проявляйте же настойчивость в своем желании. Поистине для Аллаха нет ничего значительного в том, что Он дает”. Ученые сказали: “Настойчивость (решительность) в просьбе – это упорство в требовании, твёрдость, без проявления слабости в прошении, и не должно быть здесь привязки к “желанию” и чему-то подобному”. Говорят так же, что это хорошее мнение об Аллахе Всевышнем в надежде на ответ (от Него). Смысл хадиса: Желательность проявления настойчивости в ду’а и нежелательность привязки к “желанию” (т.е. словами: “Если пожелает Аллах”)». См. «Шарх Сахих Муслим» 17/5-6.

[222] Цель этого высказывания – побуждение женщины к покорности мужу, даже если она находится в подобном положении. См. «Файдуль-Къадир» 1/344.

[223] «Если мужчина позовёт свою жену» – или свою рабыню; «то, в чём он будет нуждаться» – имеется в виду половой акт. См. «Файдуль-Къадир» 1/343.

[224] Под «отсутствующим» здесь имеется в виду как путник, так и тот, кто обращается с мольбой за спиной другого. «… ангел говорит: “И тебе тоже самое!”» – то есть, прошу Аллаха, чтобы он сделал с тобой тоже, что ты просил для своего брата (в Исламе). См. «Файдуль-Къадир» 1/343.

[225] Ан-Навави сказал: «Если пост приглашенного необязателен и стесняет хозяина, устраивающего угощенье, то будет лучше совершить разговение». То же самое утверждал Ибн Таймиййа в «аль-Фатава» (4/143).

[226] Аль-Мунави сказал: «Следует ответить на приглашение если нет оправдания (не приходить), даже если человек соблюдает обязательный пост, а если он соблюдает добровольный пост, то по мнению большинства шафиитов и некоторых ханбалитов, приглашённому является Сунной разговеться, если его пост ставит в неудобное положение пригласившего (его хозяина)». См. «Файдуль-Къадир» 1/346.

[227] «Если кого-то из вас пригласят» – в версии Абу Дауда есть дополнение «на трапезу»; «и он придёт с посланцем» – то есть с посланцем того, кто его пригласил. Здесь имеется в виду его помощник, даже если это мальчик; «это для него (и есть) позволение» – то есть этого достаточно как доказательство приглашения и ему не нужно заново спрашивать об этом. См. «Файдуль-Къадир» 1/347.

[228] Это строгое указание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не обсуждать смуту, которая была между его сподвижниками.

В комментарии к этому хадису имам аль-Мунави говорил, что в нем речь идет о том, что произошло между сподвижниками, и что хадис указывает на запрет обсуждение этого и порочение кого-либо из участвовавших в этом. См. «Файдуль-Къадир» 1/432.

А то, что произошло между ‘Али и Му’авией было предсказано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и таково было установление Всевышнего. Обе эти группы следовали истине, но все же, как говорили ученые ахлю-Сунна, ‘Али и его сторонники были ближе к истине, чем Му’авия и его сторонники, ибо на это есть множество указаний от самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как например хадис: «Появятся в моей умме две группы, которые будут сражаться между собой. И появится между ними вышедшие (хариджиты), с которыми будет воевать та группа, которая будет ближе к истине!» Муслим 1065.

И именно ‘Али, да будет доволен им Аллах, воевал с хариджитами и уничтожил их!
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Эти версии хадисов указывают на то, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, был на истине, и он был правым, а Му’авия и его сторонники были притеснителями, опиравшимися на ошибочное мнение». См. “Шарх Сахих Муслим” 7/168.

То же самое говорили имам Ибн аль-‘Араби, шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, хафиз Ибн Касир и др. См. “аль-‘Авасым” 307, “Маджму’уль-фатава” 4/467, «аль-Бидая ва-н-нихая» 10/563.
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На том, кто ругает моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». аль-Халляль 3/515, аль-Хатыб 14/241. Хадис хороший. См. “Сильсиля ас-сахиха” 446.

[229] «Если вам напомнят об Аллахе» – то есть, если кто-то напомнит вам об обещании Аллаха и Его мучительном наказании за то дело, которое вы хотите сделать; «то прекращайте» – то есть, удержитесь от совершения этого из-за почтения к упоминанию Всевышнего и Его величия. Это подобно словам посланника Аллаха, которые были обращены к Абу Мас’уду, когда тот побивал своего раба: «Знай, о Абу Мас’уд, что Аллах может сделать с тобой больше, чем ты с этим рабом!» См. «Файдуль-Къадир» 1/348.

Сообщается, что Абу Мас’уд аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) избивая своего невольника плетью, я услышал позади себя голос: “Знай, о Абу Мас’уд … ”, – но не понял, кому он принадлежит, так как был охвачен гневом. Когда же (человек, говоривший этим) голосом, приблизился ко мне, оказалось, что это был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил: “Знай, о Абу Мас’уд, что Аллах может сделать с тобой больше, чем ты с этим рабом!”, – и тогда я сказал: “После этого я никогда не ударю раба!”»

В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Мас’уд аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал: «… и плеть выпала у меня из рук от страха …».

В третьей версии этого хадиса сообщается, что Абу Мас’уд аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал: «И тогда я сказал: “О посланник Аллаха, он свободен ради лика Аллаха Всевышнего!”, – (что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то) он воскликнул: “Поистине, не сделай ты этого, тебя обязательно опалил бы огонь! (или: … коснулся бы огонь!)”» Все эти версии приводит Муслим 1659.

[230] Речь идет об имитации сплевывания.

[231] Иначе говоря, до того, как носилки пронесут мимо него и он окажется позади них.

[232] Речь идет об имитации сплевывания.

[233] Благословение (табрик) – это слова: «Аллахумма барик фихи /о Аллах, благослови его в этом/» или «Барака-Ллаху фийк /да благословит тебя Аллах/» и т.д. См. «‘Умдатуль-Къари» 17/404.

[234] Передают со слов Анаса о том, что Умм Сулейм (однажды) спросила посланника Аллаха о женщине, которая видит во сне то, что видит мужчина и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если она увидит это (то есть: возбуждающий сон) и у неё вытечет жидкость, то она обязана искупаться». Умм Сулейм спросила: «О посланник Аллаха, разве такое бывает?!» Он ответил: «Да. Жидкость мужчины густая и беловатая, а жидкость женщины желтоватая и ребенок бывает похож на того (из родителей, чья жидкость) опередит другого (во время полового акта) или превзойдет (по силе)». Этот хадис передал Ибн Маджах 601.

[235] Здесь приводится отрывок из длинного хадиса о том, как Джибриль, мир ему, приходил к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и задавал ему вопросы относительно веры и т.д. В конце этого диалога, когда он спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, кто эти перечисленные люди, он ответил: «Арабы».

[236] Передают со слов Укъбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты увидишь, что Всевышний Аллах даровал рабу (Аллаха) то, что он любит из того, что в этом мире и он (в это время) ослушивается Его, то, поистине, это обольщение от Него», а затем, он прочитал аят: “Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!”» (сура №6 «аль-Ан’ам», 44)

[237] Имеется в виду сперма. Прим. пер.

[238] Сообщается, что ‘Али да будет доволен им Аллах, сказал: «Я был (из числа тех) мужчин, у которых выделялась жидкость, (именуемая) мазйю, и купался столько, что от этого у меня заболела спина. Я рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (или: ему рассказали об этом) и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Не делай так. Если увидишь (следы) мазйи, то …” » и до конца хадиса.

[239] ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о фитне и сказал: «Когда ты увидишь, что люди нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплел кончики пальцев. (‘Абдуллах) сказал: «Тогда я встал и подошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “Что же мне делать в такое время?!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пребывай в своем доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь (из положений религии) и оставь то, что порицаешь. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела!»

Одно из велений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в случае смуты в общине мусульман: «И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела!», которое напрочь противоречит тому, что совершают обсуждающие всеобщие дела, забывая о самих себе и своих семьях, за что в действительности они будут спрошены!

Имам аль-Мунави в комментарии к одной из версий этого хадиса сказал: “Слова: «Когда ты увидишь людей» т.е. когда ты застанешь их. «договора которых придут в расстройство» т.е. будут запутаны и придут в беспорядок, ослабнет их религиозность и надежность (в выполнении своих обязанностей, перед Аллахом и перед людьми). Договор – это клятва, безопасность, долг (ответственность), охрана и забота того, что нельзя нарушать.

«Утратят надежность», верность – противоположность предательству.

«после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплел пальцы», то есть люди смешаются, и придет в замешательство их религия, так, что невозможно будет отличить надежного от предателя, праведного от нечестивца.

«Пребывай в своем доме», т.е. отдались от всех людей и скройся от них, кроме тех случаев, когда в этом есть необходимость.

«придерживай свой язык», т.е. оберегай его и следи за ним, и пусть с него не сходит, ничего кроме того, что принесет тебе пользу. Или же (смысл этих слов): Удерживай свой язык от того, что тебя не касается.

Язык был выделен среди прочих органов, потому что все органы подчиняются ему, если он будет правильным, то и все остальные органы будут в порядке, если же он искривиться, то и все органы искривятся.

«совершай то, что знаешь» из положений религии. То есть, совершай то, относительно чего у тебя есть знание, что это истина, из того, что принесет тебе пользу в мирской и в последней жизни.
«оставь то, что порицаешь» из того, что совершают люди, противоречащее шариату, и посмотри своим сердцем на то, как Аллах управляет ими. Поистине, Он распределил между людьми благие нравственные качества, также как распределил между ними их пропитание (удел), и если бы Он пожелал, то сотворил бы их по одному образу и подобию. И посему будь бдителен к тому, как Всевышний управляет между ними, и если ты увидишь ослушание Аллаху, которое Он отвел от тебя стороной, то воздай хвалу Аллаху. Мягко, с терпением и спокойствием призывай к благому и удерживай от порицаемого, и если от тебя примут наставление, то воздай хвалу Аллаху, а если же ты не делаешь этого, то проси у Него прощения, за это упущение “и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость” (31:17).

«заботься прежде всего о себе», занимайся тем, что касается тебя и держись своей религии, оставь людей и не следуй за ними.

«оставив всеобщие дела», т.е. оставь всех людей. И если наиболее вероятно, что твое порицание не изменит порицаемое из-за того, что оно охватило всех, или же по причине господства совершающего это порицаемое, или ты боишься за себя, то ты из тех, кто может оставить изменение порицаемого, и выражая порицание только сердцем! И в этом облегчение в обязательности изменения порицаемого во времена, когда увеличится число наихудших людей и уменьшится число благочестивых!» См. «Файдуль-Къадир» 626.

[240] ‘Икрима рассказывал: «Однажды Ибн ‘Аббасу сообщили о том, что умерла одна из жен посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (Сафия), и он совершил земной поклон. Когда же его спросили: “Ты совершаешь земной поклон в это время?!” Он сказал: “А разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал: «Если вы увидите знамение, то совершите земной поклон», а какое же знамение может быть сильнее, чем уход из жизни жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!”»
Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил, что слово «знамение» в хадисе обобщенное, к чему относятся и природные явления, наводящие страх, как сильный ветер, землетрясение, пожар и т.д. Он также сказал: «Из этого хадиса также извлекается дозволенность совершения земного поклона при смерти кого-либо из ученых или справедливого правителя мусульман, поскольку смерть таких людей также относится к числу знамений!» См. «Шарх Сунан Абу Дауд» 5/52.

[241] Достоверность этого хадиса: Хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» сказал, что все передатчики этого хадиса являются достойными доверия. Среди имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса – Ибн Хиббан, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1/405, шейх аль-Албани в «Сильсиля ас-сахиха» 269. Также этот хадис считали достоверным шейх Мукъбиль, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.

Этих имен вполне достаточно, чтобы просто не отрицать достоверный хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опираясь на то, что по мнению некоторых людей он не мог такого произнести!

Также на этот хадис опирались многие великие имамы и приводили этот хадис о «национализме», разъясняя его смысл. К примеру, этот хадис приводил в своей работе о запрещении национализма «аль-Ахадис ан-набавия фи заммиль-‘ансария аль-джахилиййа» шейх ‘Абду-с-Салям ибн Барджис, и такъдим на нее делал шейх Салих аль-Фаузан.

Да что говорить об имамах, на этот хадис опирался сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб! Шейх аль-Албани, после упоминания обсуждаемого хадиса, сказал: “На этот хадис опирался праведный халиф ‘Умар, сказавший: «Кто гордится своим племенем, пусть схватит отца за член!» Это сообщение приводит Ибн Абу Шейба (38339), как об этом сообщается в «аль-Джами’ ас-сагъир» 3/235.
Также на этот хадис опирался его передатчик, сподвижник Убайй ибн Ка’б. Однажды один человек стал гордится своим происхождением и Убайй сказал ему: «Схватись за член своего отца!» Тогда люди сказали Убаййю, (возмущаясь его словам): «Ты ведь не был сквернословящим?!» На что он ответил: «Нам было велено так поступать!» Ахмад 21274. Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хорошим.

Понимание этого хадиса: «Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилиййи» - Речь идет о том, кто проявляет гордость и величавость своим племенем (нацией), родом, отцами и предками, как это делали во времена невежества (джахилиййи). См. «Лисан аль-‘араб» 15/53, «Гъарибуль-хадис» 1/301 Абу ‘Убайда.

«Скажите ему, чтобы схватил за член своего отца» - Ибн Фарис сказал: “Слово «аль-‘ад» (схватить), означает схватить что-то зубами. Слово «аль-ханн» означает половой орган мужчины». См. «Му’джам макъаис аль-люгъа» 4/48.

«И не говорите это в переносном смысле!» - Это значит: не следует стесняться употреблять в этом случае слово «член», заменяя его как-либо иначе! См. «ан-Нихая» и «Лисан аль-‘араб» 7/188.
Имам аль-Багъави сказал: «Открытое заявление этого неприличного слова человеку, является его результатом причисления себя к своему племени и гордостью этим!» См. «Шарху-с-Сунна» 13/120.
Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: «Упоминание в хадисе члена отца, является наилучшим назиданием для того, кто проявляет высокомерие призывом джахилиййи! Пусть же схватит то, откуда он вышел, а это член его отца!» См. «Задуль-ма’ад» 2/400.

У этого хадиса, как и у всех прочих слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, великий смысл. Эти жесткие слова, являются воздаянием человеку за это скверное качество – национализм. Следуя завету посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следует сказать каждому националисту: Схватись за член своего отца, который стал причиной твоего причисления к его роду и причиной твоего высокомерия! См. также «Шарх аль-Адабуль-муфрад» 3/107.

Это один из самых жестких хадисов относительно запрета национализма, указывающего на величие этого греха!

Национализм занимает одно из наихудших мест в Исламе. Каждый мусульманин обязан знать, что нет превосходства у какого-либо рода или нации перед другими, кроме как богобоязненностью и иманом!

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб в свое время написал амирам войск: «Если люди начнут призывать друг на друга своими племенами, то бейте их мечом, пока они не начнут призывать друг друга Исламом!» Ибн Абу Шейба 15/33.

В другой версии сказано: “Пока они не начнут говорить: «О мусульмане, о мусульмане!»” Ибн Абу Шейба 15/32.

Также сообщается, что когда один человек в Басре стал призывать к национализму, говоря: «О племя Амира!», это дошло до Абу Мусы, и он наказал его пятидесятью ударами за джахилийский призыв! Абу ‘Убайд в «Гъарибуль-хадис» 1/301.

А что касается тех, кто отрицает достоверные хадисы на основании своих умозаключений, то они находятся в опасном положении, если не покаются за это. Более того, среди имамов были те, кто считал безосновательное отрицание достоверного хадиса куфром, выводящим из религии!

[242] Передают со слов Хаммама бин аль-Хариса, что (как-то раз один) человек принялся восхвалять ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Микъдада, да будет доволен им Аллах, и тогда аль-Микъдад опустился на колени и стал бросать в лицо (восхвалявшему) мелкие камешки. ‘Усман спросил: “Что ты делаешь?”, – на что он ответил: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если увидите восхваляющих, забросайте их лица землёй!” »

[243] Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана.

[244] Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.

[245] То есть по молодому месяцу в начале рамадана. Это значит: если будет облачно, отсчитайте тридцать дней с начала рамадана, после чего можете завершить пост.

[246] Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.

[247] Это значит считайте, что в предыдущем месяце, ша‘бане, было тридцать дней.

[248] Иначе говоря, с началом месяца зу-ль-хиджжа.

[249] Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллах: «(Однажды), когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справлял малую нужду, какой-то человек проходил мимо него и поприветствовал его (т.е. сказал «Ас-Саляму 'аляйкум»). Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Если ты увидишь меня в подобном положении, … ” ».

[250] То есть в последний из трёх каменных столбов, в которые паломники бросают мелкие камешки в день жертвоприношения, а также в три последующих дня.

[251] Палка с железным наконечником на конце или без наконечника, но с заострённым концом. См. «Мухтасар Сахих Муслим», стр. 511. пер. А. Нирша.

[252] Всё, что было забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу. См. «Мухтасар Сахих Муслим», стр. 511. пер. А. Нирша.

[253] «Если кто-нибудь из вас посетит каких-то людей» – то есть из числа своих братьев-мусульман или одного из них.

«пусть не возглавляет их в молитве» – то есть, пусть не становится их имамом в молитве у них дома без их позволения.

«и пусть молитву возглавляет человек из их числа» – так как, хозяин дома больше имеет прав возглавлять молитву. Если же они сами поставят его имамом, то в этом нет ничего неправильного. См. «Файдуль-Къадир» 1/366.

[254] Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов.

[255] То есть не укоряя её и не называя во всеуслышание распутницей.

[256] Иначе говоря, пусть немедленно избавится от неё.

[257] Сообщается, что Малик ибн аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то) я со своим двоюродным братом прибыл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал нам: “Когда будете в пути, произносите азан и икъаму, а старший из вас пусть станет для вас имамом” ».

[258] Добавку к этому хадису: «И проводите ими по своим лицам», шейх аль-Альбани назвал слабой. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6226, «Мишкат аль-масабих» 2243.

[259] Сообщается, что Абу Умама сказал: «Однажды некий мужчина спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О посланник Аллаха, что такое что такое вера?” Он ответил: “Когда твои добрые дела радуют тебя, ….” ».

[260] То есть: вытирать блюдо хлебом начисто.

[261] Большинство ученых считало, что хадис о том, что человека, которого поймали в четвертый раз пьяным, следует убить, является отмененным. Более того, некоторые имамы говорили, что данный хадис отменен по единогласному мнению (иджма’). Однако на отмену этого хадиса нет никакого доказательства, кроме слов некоторых ученых и вымышленного иджма’а. Разве может быть так, что Аллах, обязавший Себя сохранить Свою религию, сделал так, что отмененный текст дошел до нас, а отменяющий его до нас не дошел?!

Шейх Ибн аль-Къаййим сказал: «Что касается заявленного иджма’а, который противоречит словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это не иджма’! ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр говорили: “Придите ко мне с пьяницей в четвертый раз, и я казню его!” И это было мнением некоторых саляфов». См. «Тахзиб ас-Сунан» 6/237.

Шейх аль-Албани сказал: «Было сказано, что данный хадис отменен, однако на это нет доказательства, и это веление имеет силу, как разъяснил это шейх Ахмад Шакир в примечании к “аль-Муснад” (9/49) имама Ахмада. Однако мы считаем, что это касается назидания. Т.е. если правитель мусульман считает, что выпившего в четвертый раз следует казнить, то его казнят, а если не считает, то нет. Но это не касается бичевания, поскольку бичеванию необходимо подвергать за каждое употребление вина! И это мнение выбрал шейх Ибн аль-Къаййим, да смилуется над ним Аллах». См. «Сильсиля ас-сахиха» 3/348.

Имам аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм» (7/363-365)сказал: «Потом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, привели человека, который выпил и его побили палками, потом привели во второй раз и его опять побили, потом привели его в третий раз, и его побили, потом привели в четвертый раз и так же побили его палками. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отменил хукм об убийстве, и это (отменение хукма убийства) стало облегчением».

Суфьян сказал: «Аз-Зухри рассказал этот хадис, когда у него находились Мансур ибн Му’тамир и Мухавваль ибн Рашид и сказал им: «Будьте послами к иракцам с этим хадисом».

Аш-Шафи’и сказал: «Смертная казнь это мансух /отмененное/ этим хадисом (имеется в виду хадис, в котором сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не убил того, кто употребил алкоголь в четвертый раз) и другими хадисами. И в этом вопросе нет никакого разногласия между теми обладателями знаний, которых я знаю».

Хадис, который привел аш-Шафи’и является спорным. Этот хадис также приводят имам Абу Дауд (4485), аль-Баззар (1562) и др. Его иснад прерванный, так как передатчик Къабиса, с чьих слов передается данный хадис, не застал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому имам Ибн ат-Туркумани в «аль-Джаухар ан-накъи» (8/313) сказал, что он мурсаль прерванный (мункъати’), а также шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани назвали этот хадис слабым.

Однако слова имама аш-Шафи’и, что он не знает в этом вопросе разногласий среди ученых, внешне указывает на то, что в этом вопросе есть иджма’.

Но наличие в этом вопросе иджма’а вызывает сомнение, поскольку мнение о казни выпившего в четвертый или в пятый раз передают от некоторых сподвижников.

Это мнение выбрали захириты с Ибн Хазмом, также это мнение выбрали шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа и его ученик шейх Ибн аль-Къаййим, и этому мнению из современников отдали предпочтение шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани. Однако шейхуль-Ислам говорил, что казнь пьяницы пойманного многократно зависит от правителя, который может его просто побить, а может и казнить, чтобы это было уроком для других.

Кстати, у Ахмад Шакира есть отдельный труд, посвященный этому вопросу под названием «Калима аль-фасль фи къатль мудминиль-хамр».

Также доктор Али ибн Хасун – преподаватель в «Джами’а» в ар-Рияде в своей работе «Укъуба шарб аль-хамр байна аль-хадд ва-т-та’зир» выбрал мнение шейхуль-Ислама, приведя мнения всех сторон.
Однако, если сообщения от сподвижников относительно казни выпившего многократно недостоверны, то правильность этого мнения вызывает большие сомнения, ведь множество ранних имамов передают в этом вопросе иджма’ помимо аш-Шафи’и, как ат-Тирмизи, сказавший в «ас-Сунан», что относительно этого нет разногласий среди ученых ни ранних, ни поздних. Также про иджма’ говорили Къады ‘Ийяд, аль-Хаттаби, аль-Мунзири, ан-Навави, Сыддыкъ Хасан Хан и др. А хафиз аль-Мунзири сказал, передавая слова ученых: «Единогласны ученые в том, что наказание является обязательным для выпившего вино. И они также единогласны, что его не убивают, даже если он выпьет многократно, кроме того, что передается от группы отклонившихся, которые сказали: “Его следует убить после четырех наказаний”. И при этом они опираются на хадис, который для всех ученых является отмененным». См. «Мухтасар ас-Сунан» 6/289.

Выше были приведены асары от ‘Абдуллы ибн ‘Умара и ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что выпившего в четвертый или пятый раз следует казнить.

Сообщение от ‘Абдуллы ибн ‘Амра приводит Ахмад 2/191, и оно слабое, так как передатчик аль-Хасан аль-Басри не застал ‘Абдуллу ибн ‘Амра.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Это сообщение прерванное, так как аль-Хасан не застал ‘Абдуллу ибн ‘Амра, как об этом утверждал Ибн аль-Мадини и др., поэтому нет в этом довода. И если это не является достоверным от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, то не остается опоры для тех, кто опровергает иджма’ на оставление казни пьяницы». См. «Фатхуль-Бари» 12/80.

Также этот иснад назвал слабым и шейх Ахмад Шакир.

А что касается сообщения от ‘Абдуллы ибн ‘Умара, то имам аш-Шаукани сказал, что это ошибка в некоторых рукописях, где вместо ‘Абдуллаха ибн ‘Амра упоминается ‘Абдуллах ибн ‘Умар.
И если нет ничего достоверного от сподвижников в этом вопросе, то как сказал Ибн Хаджар не остается того, что можно было бы противопоставить иджма’у саляфов в этом вопросе, и получается первым, кто пошел в противоречие этому иджма’у были захириты и Ибн Хазм. Аллаху а’лям.

[262] Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то) раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли иудеи и сказали: «Ас-самму ‘алейка» /Смерть тебе!/ Я стала проклинать их (за это, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Что с тобой?» Я сказала:«Разве ты не слышал, что они сказали?!» Он сказал: «А разве ты не слышала, что я сказал: “И вам /Ва ‘алейкум/?”» Этот хадис передал аль-Бухари 2935.

[263] В этих хадисах под «приветствием» означает салям, а не именно «пожелание мира».
Ученые разошлись в этом вопросе, поскольку некоторые считали, что смысл ответа им просто «ва ‘алейкум» как раз в этой причине, что среди них есть такие, кто желает не мира, а смерти мусульманам. И поэтому мнение шейха аль-Альбани было в том, что если ты ясно слышал, что кафир поприветствовал тебя миром, то нет проблем ему ответить тем же. И в качестве довода он опирался на слова Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Отвечайте на салям будь это иудей, христианин или огнепоклонник, ведь Аллах говорит: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым” (ан-Нисаъ 4: 86)». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1107.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...