Худжат ул-Ислам (Обоснование Ислама) Имам Абу Хамид Газзали назвал 5 приведённых ниже качеств муршида, которые достойны подражания:
«Учёность, воздержанность, отсутствие у него любви к миру и к славе, известность в своей местности своей праведностью, наличие учёных среди его последователей.
Если встретишь обладателя этих качеств, смело доверь ему воспитание своего «нафса». Он, во имя Аллаха, воспитает твой «нафс» и ты познаешь истину».
Мухаммад Нуруллах Сайдо ал-Джазари в своём трактате «Тайны тасаввуфа» назвал 19 признаков совершенного муршида. Это:
- Осведомлённость во всех необходимых религиозных знаниях;
- Преданность критериям Ислама в убеждениях, практике и в морали;
- Крепкая привязанность к суннатам Пророка (с.а.в.);
- Не смущать свои помыслы миром и мирскими благами;
- Никогда не надеяться на достижение своим «нафсом» степени совершенства (причина: это чувство есть также разновидность любви к миру);
- До определённого времени быть в «сухбате» (общении) одного совершенного муршида и получить воспитание одного арифа, в материальном и моральном отношении быть сытым;
- Быть хорошего мнения о современных ему честных шейхах и учёных;
- Иметь заинтересованную поддержку от многих людей умных и религиозных, имеющих образование;
- Обучая стремящихся к истине, быть милосердным в их воспитании;
- Обладать чуткостью и большой проницательностью для того, чтобы понимать состояние муридов;
- Сидящие в его «сухбате» - беседе должны чувствовать в своём сердце уменьшение любви к мирскому и увеличение любви к Аллаху;
- Не говорить муридам о предписанном, долженствующем и порицаемом (амр, суннат и макрух), не имеющем приложения к их нафсу (в противном случае слова не возимеют воздействия);
- Речи его должны быть свободны от возбуждённости, шуток и пустословия;
- Не требовать излишнего поклонения, не давать окружающим непосильных поручений;
- Не нагружать практиками до степени наскучивания;
- Не быть с муридом в панибратских отношениях, равно как и не слишком отдаляться от него;
- Сидя с муридами, держаться спокойно и с достоинством, не оказывая им чрезмерную благосклонность;
- Если кто-то из муридов пригласит к себе домой, принять приглашение, и, пойдя туда, не утрачивать уважения;
- Если один из муридов долго не показывается, расспросить о его состоянии, если тот заболел, протянуть ему руку помощи, посетить его, если то сильно нуждается, удовлетворить или вместе с сообществом вознести за него молитву-«дуо».
Сообразно «нафсу» мурида ему также вменено выполнять 15 функций - «вазифа»:
- Держаться подальше от плохих людей;
- Не ложиться спать, не совершив омовения после совершения полового акта;
- Всегда быть в состоянии «тахарат» (чистоты после ритуального омовения);
- Обуздывать свой «нафс» (робитаи мавтия);
- Контролировать свои каждодневные действия;
- Не обманываться людским почитанием;
- Прекратить громко в голос смеяться, бросить привычку обижаться;
- Мало спать;
- Мало говорить;
- Мало есть;
- Не есть, не проголодавшись, и, не вставать из-за стола, не насытившись;
- Перед едой произносить «Бисмиллах», а после еды «Альхамдулиллах»;
- За едой вести себя пристойно;
- Не смотреть на «номахрам» - женщин, не являющихся близкими родственницами;
- Удаляться от неуместных шуток-острот и споров.
Кроме этого обязанности мурида:
- Выделить отдельное время для «зикра»;
- Исполнять «зикры» без искажений, сполна;
- Не оставлять чтение молитвы-«намаз» с сообществом;
- Постоянно читать дополнительные молитвы («суннати завоид»).
Мурид обязан правильно воспринимать каждое шариатское наставление учителя. Почувствовав в себе какие-то знамения, необходимо без стеснения и с соблюдением почтения получить ответ от учителя.
Мурид должен стремиться воплотить в себе скромность, приветливость, красивое обращение и другие достоинства муршида. В богослужении, зикрах, уповании, «таваджухе» (духовном предстоянии), а также в «робите» (внутренней связи с муршидом) он должен следовать учителю, безупречно выполнять суннаты Пророка (с.а.в.).