Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Создание сложного компонента



Предположим, в приложении необходимо ввести список фамилий клиентов. В том же самом приложении потребуется и ввод списка телефонов. Ввод списка ‑ довольно распространенная операция, поэтому следует подумать о реализации его в виде компонента.

Для ввода нового элемента в список потребуется редактор – компонент TEdit. Далее пользователь должен иметь возможность просмотреть список – понадобится компонент TListBox. Кроме того, потребуются команды для занесения текущего значения из TEdit в список, редактирование выбранного элемента списка и его удаление. Проще всего эти команды реализовать с помощью кнопок. Для упрощения задачи поместим на форму одну кнопку, при нажатии которой будем добавлять содержимое компонента TEdit в список.

Итак, мы должны создать новый компонент, который включал бы в себя TEdit, TListBox и TButton. Как всегда, начнем его создание с команды Component/New Component. После этого появляется диалог, в котором следует определить класс-предок, имя класса, имя модуля. С именем класса и именем модуля никаких сложностей не возникает, а вот имя класса-предка неясно. У нас имеются три элемента управления. Общим классом-предком для них является TWinControl. Но если в качестве класса-предка выбрать его, нас ожидает очень длительная и утомительная реализация кода TButton, TEdit и TListBox. В таких случаях необходимо в качестве класса-предка выбирать компонент, способный быть «папой» по отношению к другим компонентам. Среди стандартных компонентов, распространяемых вместе с Delphi, таких три: TPanel, TGroupBox, TScrollBox. Выберем в качестве класса-предка панель, но не сам компонент TPanel, а класс TCustomPanel. Преимущества выбора TCustomPanel перед TPanel мы обсудим ниже.

Назовем новый класс именем TListAdd и нажмем кнопку Install. После выбора пакета компонент будет установлен в палитру, откуда его можно поместить на форму вновь созданного приложения. Это удобно, поскольку при компиляции проекта модуль компонента также будет компилироваться и при наличии ошибок компилятор выдаст сообщение.

Было бы удобно поместить наши элементы управления на какую-либо форму и затем создать из них компонент. В стандартной поставке Delphi такой эксперт отсутствует. Поэтому необходимо будет создавать компоненты самим и размещать их на панели. Создание элементов управления – TButton, TEdit и TListBox ‑ разумно выполнить в конструкторе TCustomPanel, для чего, очевидно, необходимо его переписать. Разместим пока элементы управления в квадрате 100х100. Координаты их также необходимо определять в конструкторе. При этом следует иметь в виду, что после отработки конструктора любого элемента управления он еще не имеет родителя, то есть не знает, относительно какого окна ему надо отсчитывать координаты левого верхнего угла. Попытка изменить координаты дочернего окна, у которого отсутствует родитель, немедленно приведет к генерации исключения. Поэтому первым оператором после вызова конструктора элемента управления будет назначение ему родителя, в качестве которого выберем TCustomPanel. Ее же сделаем и их владельцем, в этом случае не понадобится переписывать деструктор.

Итак, в секции uses добавляем модуль StdCtrls, где находятся описания классов TEdit, TButton и TListBox, а в секции private определяем три переменные:

private FEdit:TEdit; FListBox:TListBox; FButton:TButton;

В секции public объявляем заголовок конструктора с обязательной директивой override:

constructor Create(AOwner:TComponent); override;

Реализуем конструктор в секции реализации:

constructor TListAdd.Create(AOwner:TComponent); begin inherited Create(AOwner); FButton:=TButton.Create(Self); FButton.Parent:=Self; FButton.Left:=5; FButton.Top:=5; FButton.Width:=40; FButton.Height:=25; FEdit:=TEdit.Create(Self); FEdit.Parent:=Self; FEdit.Left:=50; FEdit.Top:=5; FEdit.Width:=45; FEdit.Height:=25; FListBox:=TListBox.Create(Self); FListBox.Parent:=Self; FListBox.Left:=5; FListBox.Top:=35; FListBox.Width:=90; FListBox.Height:=60; end;

Еще раз следует подчеркнуть, что деструктор в данном случае переписывать не надо: панель является владельцем всех элементов управления, и при вызове ее деструктора деструкторы элементов управления будут вызваны автоматически.

После перекомпиляции компонента при помощи редактора пакетов изменения в компоненте уже можно увидеть визуально, на этапе разработки.

Первый недостаток, который бросается в глаза, – неадекватное поведение элементов управления при масштабировании компонента. При изменении его размеров размеры и положение элементов не меняются. Кроме того, компонент можно сделать маленьким, так что три элемента управления не уместятся на нем. И наконец, при установке компонента на форму с палитры компонентов простым щелчком мыши его размеры также оставляют желать лучшего.

Для начала исправим размеры компонентов по умолчанию, то есть те, которые ему присваиваются автоматически при щелчке мышью на палитре компонентов с последующим щелчком на форме. Для этого в конструкторе просто следует указать новые размеры панели:

Width:=100; Height:=100;

Затем требуется улучшить поведение компонента при масштабировании. Для этого необходимо получить сообщение о том, что размеры изменились. При изменении размера какого-либо элемента управления система посылает ему сообщение WM_SIZE. Это сообщение необходимо перехватить. Для этого в секции private опишем заголовок перехватчика сообщения:

procedure WMSize(var Message:Tmessage); message WM_SIZE;

и в секции реализации реализуем его обработчик:

procedure TListAdd.WMSize(var Message:TMessage); begin inherited; if Width<100 then Width:=100; if Height<100 then Height:=100; FEdit.Width:=Width-55; FListBox.Width:=Width-10; FListBox.Height:=Height-40; end;

Первый оператор – вызов обработчика WM_SIZE по умолчанию (inherited). После его вызова в свойствах Width и Height будут находиться новая ширина и высота панели. После этого определяются минимальные размеры компонента, в данном случае ‑ 100х100. Если размер по горизонтали или вертикали меньше минимального, то ему присваивается минимальное значение. Затем происходит масштабирование элементов управления так, чтобы они заполняли всю панель с небольшими отступами. Скомпилировав компонент через редактор пакетов, можно уже на этапе разработки отметить корректное поведение элементов управления на панели при масштабировании, а также то, что размер компонента нельзя сделать менее чем 100х100.

Теперь полезно будет запустить весь проект на выполнение, попробовать вводить данные в однострочный редактор текста и нажимать кнопку. При этом ничего в список не добавляется. И не удивительно, что нигде в нашем компоненте не указано, что надо делать при нажатии кнопки. Для того чтобы сделать обработчик события, связанного с нажатием кнопки, можно поступить, как при написании компонента TbuttonBeep, то есть определить новый класс ‑ потомок TButton и переписать метод Click. Однако определение нового класса требует системных ресурсов (размножаются виртуальные методы). Если мы отметим компонент на форме и посмотрим на инспектор объектов, то обнаружим, что компонент TlistAdd экспонирует немного свойств и ни одного события, в том числе ни одного обработчика события кнопки OnClick. Поэтому то, что в прошлой главе мы отвергли как неправильный метод,– переопределение обработчика кнопки OnClick в данном случае применимо, поскольку программист не может в инспекторе объектов назначить новый обработчик. Итак, в секции private описываем заголовок нового метода:

procedure BtClick(Sender:TObject);

В реализации конструктора TListAdd присваиваем этот обработчик обработчику событий FButton.OnClick:

FButton.OnClick:=BtClick;

И наконец, реализуем метод BtClick:

procedure TListAdd.BtClick(Sender:TObject); begin if length(FEdit.Text)>0 then begin FListBox.Items.Add(FEdit.Text); FEdit.Text:=''; FEdit.SetFocus; end; end;

Сначала проверим, не пуст ли однострочный редактор: мы не будем добавлять в список пустые строки. Затем переносим содержимое редактора в список (FListBox.Items.Add(FEdit.Text);) и подготавливаем редактор к вводу следующего значения – а именно, очищаем его от текста (который уже перенесен в список) и переносим на него фокус ввода. Теперь после компиляции и запуска приложения можно убедиться, что оно работает корректно – при нажатии кнопки содержимое редактора переносится в список.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...