Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Акты толкования права



Понятие актов толкования права. Акты толкования права, которые именуют также интерпретационными актами, являются определенной разновидностью правовых актов. Ранее мы уже рассмотрели такие виды правовых актов, как нормативные правовые акты и акты применения права. Теперь поговорим об актах толкования права, тем более что не во всех учебниках им уделяется должное внимание. Акты толкования права, так же как и акты применения права, о которых мы говорили в предыдущей теме, внешне могут быть выражены в форме действий и в форме письменных документов. В форме действий выступают в частности акты устного разъяснения права (например, устное разъяснение адвокатом смысла правовой нормы гражданину). Однако наибольший интерес для науки и практики представляют письменные акты толкования права, особенно акты официального толкования. Акты официального толкования права можно определить как вынесенные в процессе толкования права официальные документы, содержащие предписания, разъясняющие действующие правовые нормы.

Актам официального толкования права присущ ряд признаков, позволяющих получить о них более глубокие представления. К наиболее важным признакам актов официального толкования, как представляется, можно отнести следующие.

Во-первых, это официальные документы, имеющие определенную форму и реквизиты. Нередко акты толкования права имеют такую же форму, что и толкуемые нормативно-правовые акты (закон, указ, постановление и т. д.).

Во-вторых, это документы, которые выносятся (принимаются) уполномоченными на то субъектами. Если толковать нормы права могут любые субъекты, то давать нормам права официальное толкование и выносить соответствующие акты могут только уполномоченные на то субъекты. Такими субъектами являются, прежде всего, сами правотворческие органы, которые, как известно, могут давать принимаемым ими нормативно-правовым актам толкование (аутентическое толкование). Кроме правотворческих органов субъектами официального толкования права, как уже отмечалось, могут быть и другие государственные органы (например, суды), которым делегировано право толковать нормативно-правовые акты (легальное толкование).

В-третьих, это документы, которые выносятся в процессе толкования права в определенной процедурно-процессуальной форме. Если акт толкования права выносится правотворческим органом, то он выносится в соответствии с нормами, регламентирующими процесс правотворчества. Если же акт толкования права выносится неправотворческим органом, то он выносится в соответствии с нормами, регламентирующими соответствующий правоприменительный процесс.

В-четвертых, это документы, которые содержат предписания, разъясняющие действующие правовые нормы. Это могут быть как нормативные предписания, которые обращены к неопределенному кругу субъектов, так и индивидуальные предписания, которые адресуются конкретному лицу (например, конкретному суду первой инстанции).

В-пятых, это документы, которые носят государственно-властный характер. Они обязательны к исполнению и обеспечены различными средствами юридической защиты, включая меры государственного воздействия. Так, например, если суд кассационной или надзорной инстанции дает конкретному суду первой инстанции разъяснения относительно примененных им норм по конкретному делу, эти разъяснения являются обязательными для суда первой инстанции. В случае невыполнения предписаний суда кассационной или надзорной инстанции повторно вынесенное судом первой инстанции решение может быть опротестовано прокурором или обжаловано заинтересованными лицами.

В-шестых, это документы, которые обладают определенной юридической силой. Принято считать, что акты толкования права по своей юридической силе приравниваются к тем нормативно-правовым актам, нормы которых они разъясняют. Например, акты толкования Конституционного Суда РФ, содержащие разъяснения Конституции РФ, по своей юридической силе приравниваются к Конституции РФ.

Официальные акты толкования права, будучи разновидностью правовых актов, имеют много общего с такими, например, правовыми актами, как нормативные правовые акты и акты применения права. Это общее состоит в том, что все они являются официальными документами, принимаются уполномоченными на то субъектами, выносятся в установленном законом порядке, содержат правовые предписания, носят государственно-властный характер, обязательны к исполнению, обладают юридической силой.

Вместе с тем акты официального толкования права необходимо отличать от нормативных правовых актов и актов применения права. От нормативных правовых актов акты официального толкования отличаются тем, что они не устанавливают новых правил поведения, а также не могут изменять или отменять действующие нормы права. Вследствие этого они не являются источниками права[56] и не имеют самостоятельного значения, поскольку действуют только совместно с толкуемыми нормативно-правовыми актами. Особенно это касается нормативных актов толкования права. Нормативные же правовые акты – это акты, которыми устанавливаются новые, а также изменяются или отменяются действующие нормы права. В этой связи нормативные правовые акты всегда являются источниками права. От актов применения права акты толкования права отличаются тем, что они могут быть как нормативными, так и индивидуальными. А это значит, что они могут быть обращены как к неопределенному кругу субъектов, так и к конкретным субъектам, а также рассчитаны как на неопределенное число похожих ситуаций, так и на конкретный случай. Акты же применения права – это акты, которые адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию.

Виды актов толкования права. Акты толкования права, как и другие правовые акты, достаточно разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

По форме внешнего выражения они подразделяются на устные и письменные. В данном случае речь идет не об официальных актах толкования права, т. е. актах-документах, а об актах толкования права вообще. Устные акты толкования права внешне выражены в форме устного совета или устной рекомендации, письменные акты – в форме письменных рекомендаций (например, комментарий к какому-либо нормативному акту) или официальных документов с соответствующими реквизитами.

По субъектам, толкующим нормы права, акты толкования права можно подразделить на акты официального и акты неофициального толкования права. Акты официального толкования права – это различные официальные документы, содержащие разъяснение правовых норм, акты неофициального толкования права – устные или письменные советы и рекомендации, не имеющие официального характера.

Акты официального толкования права в зависимости от их юридической значимости в свою очередь можно подразделить на акты нормативного и актыказуального толкования. Акты нормативного толкования носят общий и общеобязательный характер. Они распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение. Акты казуального толкования носят индивидуальный характер. Они касаются конкретных лиц и относятся к конкретному случаю.

По субъекту, издавшему интерпретационный акт, акты официального толкования права подразделяются на аутентические и легальные. Аутентические акты издаются субъектами, принявшими толкуемые нормы права, легальные – субъектами, которым делегировано право толковать нормы, принятые другими субъектами.

По юридической силе и сфере действия акты толкования права подразделяются с учетом места, которое занимает интерпретационный орган в системе органов государственной власти. По данному основанию выделяют акты законодательных органов (например, постановление Государственной Думы РФ, разъясняющее какой-либо закон РФ), акты исполнительных органов (акты правительства, министерств, иных исполнительных органов власти), акты судебных органов (например, постановление Пленума Верховного Суда РФ, обобщающее судебную практику по какой-то категории юридических дел и разъясняющее соответствующие нормы права), акты органов прокуратуры (указания Генерального прокурора РФ, разъясняющее содержание правовых норм, имеющих значение для органов прокуратуры) и др.

По отраслевому признаку акты толкования права можно подразделить на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. д.

Отдельные исследователи различают акты толкования права в зависимости от их юридической природы. По данному основанию выделяются интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. К интерпретационным актам правотворчества относят нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентического или легального толкования, а к интерпретационным актам правоприменения – специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права. Интерпретационные акты правотворчества рассматриваются как акты, имеющие «двойную» юридическую природу: будучи органической частью системы интерпретационных актов, они в то же время являются результатом правотворческой деятельности и представляют собой источники права[57], содержащие конкретизирующие нормы, сохраняя при этом свои интерпретационные качества, в частности зависимый характер от толкуемых норм права. Интерпретационные акты правоприменения (например, постановления Пленума Верховного Суда РФ) не являются результатом правотворческой деятельности, а представляют собой своеобразную форму юридической практики, обобщения опыта применения права[58].

Контрольные вопросы

1. Что обычно понимается под толкованием права, и каковы его элементы? Чем вызвана необходимость в толковании права? Каковы назначение и функции толкования права?

2. Что понимается под способами толкования права? Какие способы толкования права выделяются в отечественной теории государства и права, и каково их содержание?

3. Кто может быть субъектом толкования права? По какому критерию толкование права делится на официальное и неофициальное? Какие виды официального и неофициального толкования принято выделять в отечественной теории государства и права?

4. Какие виды толкования права принято выделять по объему толкования? Чем обусловлена необходимость в распространительном и ограничительном толковании отдельных норм права?

5. Какими бывают акты толкования права, каковы их виды? Что понимается под актами официального толкования, и каковы их признаки? Что общего у нормативных правовых актов, актов применения права и актов толкования права и чем акты толкования права отличаются от нормативных правовых актов и актов применения права?

Литература

Васьковский Е. В. Руководство к толкованию и применению законов. Для начинающих юристов / Е. В. Васьковский. – М.: Юрид. бюро «ГОРОДЕЦ», 1997. – 128 с.

Вопленко Н. Н. Официальное толкование норм права / Н. Н. Вопленко. – М.: Юрид. лит., 1976. – 119 с.

Закон: создание и толкование / под ред. А. С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с.

Насырова Т. Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона: теория и практика / Т. Я. Насырова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 144 с.

Петрушев В. А. Толкование права: моногр. / В. А. Петрушев. – М.; Иркутск: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2008. – 260 с.

Пиголкин А. С. Толкование нормативных актов в СССР / А. С. Пиголкин. – М.: Госюриздат, 1962. – 167 с.

Соцуро Л. В. Различие между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист. – 1999. – № 7. – С. 43–52.

Спасов Б. Закон и его толкование / Б. Спасов. – М.: Юрид. лит, 1986. – 218 с.

Черданцев А. Ф. Толкование советского права / А. Ф. Черданцев. – М.: Юрид. лит., 1979. – 168 с.

ГЛАВА 11

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

§ 1. Понятие, структура и виды правосознания

Понятие правосознания. Вопрос о понятии правосознания в современной отечественной теории государства и права, как представляется, особых разногласий не вызывает. Практически все исследователи сходятся в том, что правосознание – это одна из форм человеческого сознания, которую составляют идеи, взгляды, представления, чувства и эмоции, выражающие субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. В этой связи правосознание можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и эмоций, выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Отталкиваясь от этого определения, можно выделить следующие признаки правосознания.

Во-первых, это одна из форм человеческого сознания. Человек, как существо разумное, обладает способностью осознавать окружающие его явления действительности, познавать их, составлять о них определенные представления. Право и другие правовые явления действительности, хотя и являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей, поскольку создаются в конечном счете людьми, тем не менее, существуют объективно, независимо от воли и сознания как отдельных индивидов, так и общества в целом. В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно сталкиваются и с правом, и с другими правовыми явлениями, ибо право регулирует все основные стороны общественной жизни. Сталкиваясь с правом, другими правовыми явлениями действительности люди, так или иначе, выражают свое субъективное к ним отношение, которое проявляется в чувствах, эмоциях, переживаниях людей по поводу существующих правовых норм и правового регулирования в целом. У людей могут возникать положительные и отрицательные эмоции в связи с принятием какого-либо закона, чувство его одобрения или, наоборот, осуждения, особенно если закон касается прав и интересов самих людей. Отношение к праву может проявляться и на более высоком уровне, когда люди начинают выражать не только собственное мнение, но и мнение тех или иных социальных групп или общества в целом в виде определенных взглядов, представлений, идей и даже теорий. И все это будет ничем иным, как правосознанием, правосознанием отдельных индивидов, групп людей или общества в целом.

Правосознание обычно рассматривают как одну из форм общественного сознания, тесно связанную с другими его формами: политическим, нравственным, религиозным, эстетическим и т. д. Между тем правосознание, равно как и другие формы человеческого сознания, функционирует не только на общественном, но и на индивидуальном уровнях. Поэтому правосознание, политическое сознание, нравственное сознание и др. точнее называть формами не общественного, а человеческого сознания.

Во-вторых, правосознание представляет собой отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Отношение людей к политике, морали, религии и т. д. не является областью правосознания, несмотря на то, что право тесно связано с политикой, моралью и многими другими социальными явлениями, а правосознание зачастую переплетается с политическим, нравственным и прочими формами человеческого сознания. Правосознание касается только правовых явлений, причем как существующих в настоящем, так и существовавших в прошлом и могущих существовать в будущем. В литературе нередко подчеркивается, что в правосознании выражается отношение людей к праву действующему и к праву желаемому. Надо отметить, что в правосознании выражается отношение людей не только к праву и не только к действующему и желаемому праву, а к правовым явлениям в целом, причем и прошлого, и настоящего, и будущего.

В-третьих, правосознание является субъективным отношением людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Каждый человек индивидуально, по-своему воспринимает право, по-своему реагирует на правотворческую и правоприменительную деятельность, по-своему оценивает состояние законности и правопорядка в обществе. Правовые взгляды, оценки, представления людей могут соответствовать действительности, а могут быть и весьма далеки от нее. В то же время эти взгляды, оценки, представления могут совпадать у ряда людей и даже быть господствующими в обществе. Но от этого они не утрачивают своего субъективного характера, поскольку являются субъективным образом явлений правовой действительности.

В-четвертых, правосознание – это явление, содержание которого составляют правовые идеи, теории, взгляды, представления, чувства, эмоции, переживания людей. Именно они и выступают составными частями правосознания. Поэтому правосознание – это не просто субъективное отношение к праву и другим правовым явлениям, а это идеи, взгляды, представления, чувства и эмоции, которые и выражают данное отношение к праву.

В-пятых, правосознание – это источник права. Это источник права, как правило, в идеологическом смысле. Прежде чем та или иная норма права найдет свое закрепление в законе и получит «статус» общеобязательного правила поведения, она будет сформулирована в виде определенной правовой идеи, выражающей представления о том, как должно быть урегулировано то или иное общественное отношение, т. е. она будет вначале правосознанием. И только пройдя через процедуру правотворчества, правосознание превратится в право (позитивное право). В редких случаях правосознание выступает источником права в формально-юридическом смысле. Например, в нашей стране в первые годы советской власти революционное правосознание являлось по сути дела источником права в формально-юридическом смысле.

В-шестых, правосознание выступает в качестве внутреннего регулятора поведения людей. Оно является непосредственным мотивом, побуждающим человека вести себя правомерно или же, наоборот, противоправно.

Структура правосознания. Правосознание, несмотря на свою неоднородность, поскольку состоит из правовых идей, взглядов, представлений и т. д. имеет свою структуру. В структуре правосознания традиционно выделяют два основных элемента – правовую психологию и правовую идеологию, которые можно рассматривать и как определенные уровни правосознания.

Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания, настроения людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на правотворческую и правоприменительную деятельность, принятые нормативно-правовые акты, практику их реализации, сложившийся в обществе правопорядок. Эта реакция может представлять собой чувство удовлетворения или недовольства, положительные или отрицательные эмоции. Как правило, правовая психология характерна для индивидуального правосознания, поскольку чувства, эмоции, переживания, настроения людей относительно действующего права присущи, прежде всего, отдельным индивидам. Вместе с тем в литературе говорится также о групповой и общественной (социальной) правовой психологии. Правовая психология, как представляется, относится к низшему уровню правосознания, поскольку дальше чувств, эмоций, переживаний и настроений эта часть правосознания не идет. В этой связи правовая психология не может радикально повлиять ни на действующее право, ни на практику его реализации, хотя создать предпосылки для этого вполне способна.

Другое дело правовая идеология, которая выражена в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, представлениях людей. Это уже более высокий уровень правосознания, который чаще всего ассоциируется с общественным правосознанием. На этом уровне правосознание способно активно влиять на право и практику его реализации. Правовые идеи, взгляды, представления, будучи оформленными в правовые концепции, теории, способны радикально повлиять как на действующее право, так и на практику его реализации в плане их кардинального изменения. Кроме того, господствующая в обществе правовая идеология, выраженная главным образом в правосознании политиков, самым непосредственным образом влияет на процесс формирования права, действующее законодательство, юридическую практику.

В современной юридической литературе наряду с правовой психологией и правовой идеологией иногда выделяются и некоторые другие структурные элементы правосознания. Отдельные исследователи выделяют, например, такие элементы правосознания, как информационный, оценочный и волевой. По их мнению, информационный элемент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве и других правовых явлениях действительности, поскольку без информации о праве не может быть и соответствующего отношения к нему. Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения людей к праву. Получив определенную информацию о праве, человек каким-то образом относится к нему, оценивает его, сопоставляет с собственными ценностями. Это приводит к формированию соответствующих мотивов поведения в правовой сфере. На основе информационного и оценочного элементов формируется волевой элемент правосознания, который характеризует психологическую направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере[59].

Функции правосознания. Правосознание играет весьма важную роль в общественной жизни. Прежде всего, оно направляет правотворческую деятельность. Устанавливая нормы права, принимая нормативные правовые акты, правотворческие органы, так или иначе, воплощают в них господствующие в обществе правовые идеи. Не менее значима роль правосознания и на других стадиях процесса правового регулирования, особенно на стадиях реализации и применения права[60]. Так, например, в процессе применения норм права, правоприменительные органы руководствуются не только законом, но и собственным правосознанием. Особенно важную роль играет правосознание при вынесении целесообразных и справедливых решений.

Наиболее отчетливо роль правосознания в общественной жизни проявляется в его функциях. Чаще всего к ним относят познавательную, оценочную и регулятивную функции.

Познавательная (информационная) функция состоит в том, что правосознание способствует приобретению определенных знаний, информации о праве и правовых явлениях действительности. Это, с одной стороны, позволяет людям ориентироваться в сфере действия права, а, с другой – способствовать развитию и совершенствованию права и иных правовых явлений через правовые идеи, концепции, теории.

Оценочная функция выражается в том, что правосознание формирует отношение к праву, другим правовым явлениям в виде определенных предпочтений и оценок. Через правосознание правовые явления получают позитивную или негативную оценку, что позволяет сориентировать собственное поведение в сфере действия права.

Регулятивная функция проявляется в том, что правосознание, основываясь на полученной информации о праве и его оценке, способствует выработке соответствующей ориентации в сфере действия права и тем самым выступает в качестве своеобразного внутреннего регулятора поведения человека.

Кроме названных, некоторыми авторами выделяются и такие функции правосознания, как ценностная, информативная, воспитательная, коммуникативная и прогностическая.

Виды правосознания. Правосознание как субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям имеет несколько разновидностей. Обычно виды правосознания выделяют по двум основаниям: по субъектам и по степени восприятия права и других правовых явлений.

По субъектам (носителям) правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание – это совокупность правовых взглядов, представлений, оценок, чувств, эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Проявляется оно чаще всего при осуществлении юридически значимых действий: реализации прав, свобод и обязанностей, подаче заявлений, ходатайств, жалоб, защите своих прав и интересов и т. д. Групповое (или коллективное) правосознание – это правосознание различных социальных групп, коллективов людей (женщин, молодежи, пенсионеров и др.). Групповое правосознание тесно связано с индивидуальным правосознанием, поскольку на отношение к праву отдельных индивидов нередко налагает отпечаток их принадлежность к той или иной социальной группе. Общественное правосознание – это правосознание всего общества в целом. Его составляют господствующие в обществе правовые идеи, взгляды, представления, теории. Оно, так или иначе, связано с индивидуальным и групповым правосознанием, но по своему содержанию глубже и богаче, чем индивидуальное и групповое правосознание, поскольку отражает правовую жизнь всего общества.

В зависимости от степени восприятия права и других правовых явлений правосознание принято подразделять на обыденное, профессиональное и научное. Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве, законности, правопорядке, своих правах и обязанностях, правовой деятельности государственных органов и т. п. Оно складывается стихийно, основано на личном опыте каждого отдельного человека и связано с самыми общими представлениями о праве. Профессиональное правосознание – это правосознание людей, деятельность которых требует профессиональных познаний в области права. К нему относится правосознание юристов-практиков (судей, прокуроров, следователей и т. д.), а также работников государственного аппарата. Научное (по-другому – теоретическое) правосознание – это правосознание ученых-юристов, которое составляют правовые идеи, концепции, теории, отражающие закономерности развития права и других правовых явлений. Научное правосознание очень тесно связано с правотворческой деятельностью, поскольку одним из принципов правотворчества является принцип научности.

В ряде учебников по теории государства и права выделяется и такой вид правосознания, как массовое правосознание. Единообразного понимания этот вид правосознания не получил. Одни отождествляют его с обыденным правосознанием, другие – с общественным, третьи считают его самостоятельным видом правосознания наряду с индивидуальным, групповым и общественным. Как представляется, массовое правосознание – это обыденное правосознание, поскольку основная масса членов общества имеет самые общие, подчас весьма поверхностные представления о праве и других правовых явлениях. В этом плане термин «массовое правосознание» адекватен по смыслу термину «массовая культура».

§ 2. Правовая культура

Понятие правовой культуры. С правосознанием тесно связана правовая культура, которую можно определить как качественное состояние правовой жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем правового развития общества и личности. Данное определение основывается на общем понимании культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека[61]. Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества. Она характеризуется уровнем развития всех правовых явлений общества, степенью их совершенства. Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается достаточно развитым и совершенным законодательством, эффективным правовым регулированием, высоким уровнем законности, широкими демократическими правами и свободами личности, гарантированными государством, высокой правовой культурой своих граждан, их активной жизненной позицией.

В научных изданиях и учебниках по теории государства и права можно найти и иные определения правовой культуры. Так, одни авторы под правовой культурой понимают деятельность по производству, распределению и потреблению ценностей правового характера. По мнению других, правовая культура – это система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей. Третьи определяют правовую культуру как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Четвертые рассматривают правовую культуру в широком и узком смыслах. При этом под правовой культурой в широком смысле понимаются все правовые явления и институты общества (вся правовая система общества): законодательство, юридические учреждения, юридическая практика, правовое поведение, правовое сознание, а под правовой культурой в узком смысле имеется в виду правовая деятельность, ее уровень, направленность, формы и способы, что обусловливает качество правовой жизни. Встречаются и другие определения.

Правовая культура является частью культуры в целом, в связи с чем в ней, как и в самой культуре, целесообразно различать социальную и индивидуальную культуру. Социальная правовая культура – это правовая культура всего общества. Она, будучи частью социальной культуры, характеризуется определенным уровнем правового развития общества, его правовой цивилизованностью. Индивидуальная правовая культура – это правовая культура личности, каждого отдельно взятого человека. Она является частью социальной правовой культуры и характеризуется уровнем правового развития личности, который может быть обыденным или профессиональным. Обыденный уровень правовой культуры личности характеризуется восприятием и оценкой права с точки зрения здравого смысла и житейского опыта. На формирование обыденной правовой культуры наиболее активное влияние оказывают такие факторы, как среда обитания, общественное мнение, средства массовой информации и т. п. Профессиональная правовая культура характеризуется восприятием и оценкой права с точки зрения полученных в области права познаний и специальной профессиональной подготовки. На формирование профессиональной правовой культуры оказывают влияние такие факторы, как специальная профессиональная подготовка, правовое воспитание, опыт практической работы и т. д. По сравнению с обыденной профессиональная правовая культура отличается более высокой степенью информированности в области права, наличием определенной правовой квалификации, способностью заниматься профессиональной юридической деятельностью.

Уровень правовой культуры в каждом обществе различен и зависит от многих обстоятельств. Прежде всего, он зависит от уровня развития экономики страны. Кроме того, на уровень правовой культуры влияют политический строй страны, ее национальные и иные особенности, общий уровень культуры населения, способность власти охранять правовые институты, пресекать правонарушения и противостоять произволу, степень развития юридической науки и юридического образования и другие обстоятельства.

Структура правовой культуры. Правовая культура представляет собой сложное, системное образование. В этой связи вполне естественно возникает вопрос о ее структуре, т. е. внутреннем строении, и выявлении тех структурных элементов (компонентов), из которых она состоит.

В отечественной теории государства и права изложение вопроса о структуре правовой культуры нередко сводится к простому перечислению различных правовых явлений (права, законодательства, правосознания, законности, правопорядка и др.), которые, так или иначе, характеризуют уровень правового развития общества. Однако более приемлемым является выделение в системе правовой культуры определенных компонентов, подсистем правовой культуры, объединяющих в своем составе соответствующие правовые явления. При этом необходимо различать структуру социальной правовой культуры и структуру индивидуальной правовой культуры, несмотря на то, что индивидуальная правовая культура входит в состав социальной правовой культуры.

В структуре социальной правовой культуры в качестве показателей уровня ее развитости могут быть выделены такие компоненты, как правовая деятельность, правовые акты, правосознание населения и правовая культура отдельных граждан (индивидуальная правовая культура).

Правовая деятельность состоит из теоретической деятельности (деятельность ученых-юристов), образовательной деятельности (деятельность преподавателей, студентов и слушателей юридических учебных заведений), практической деятельности (деятельность правотворческих и правоприменительных органов, правореализующая деятельность граждан), и является важнейшим показателем уровня правовой культуры в обществе. Особенно это относится к правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовые акты включают в свой состав как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. О правовой культуре общества свидетельствует, прежде всего, уровень развитости действующих в стране нормативных правовых актов, т. е. законодательства, основу которого составляют конституция, конституционные и обыкновенные законы. О правовой культуре общества говорят и другие правовые акты: акты толкования права, правоприменительные акты (приговоры и решения судов, акты органов прокуратуры и т. д.), акты реализации прав и обязанностей (например, договоры).

Немаловажное значение для оценки правовой культуры общества имеет уровень правосознания населения, который свидетельствует о том, насколько грамотно в правовом отношении население, как оно относится к действующему в стране праву и законодательству, каково его поведение в сфере действия юридических норм.

Наконец, определенным показателем правовой культуры общества является и правовая культура отдельных граждан, или индивидуальная правовая культура. Индивидуальная правовая культура как структурный компонент социальной культуры тоже имеет свою структуру. В структуре индивидуальной правовой культуры, как представляется, могут быть выделены следующие элементы:

во-первых, информационный элемент, в состав которого входят правовая информированность индивида, его правовая грамотность, знание им законов, осведомленность в правовых вопросах;

во-вторых, ценностно-ориентационный элемент, который составляют уважительное или пренебрежительное отношение индивида к праву и закону, его правовые установки, ценностные правовые ориентации и т. п.;

в-третьих, поведенческий элемент, который характеризуется правомерным или противоправным поведением индивида, его правовой активностью или, наоборот, правовой пассивностью.

В единстве эти элементы являются показателями индивидуальной правовой культуры, которая суммарно характеризует уровень правовой культуры населения страны.

Функции правовой культуры. Правовая культура, как и правосознание, выполняет ряд функций, среди которых наибольшую значимость имеют познавательная, регулятивная, ценностно-нормативная, воспитательная, коммуникативная, прогностическая и трансляционная.

Познавательная функция правовой культуры выражается в формировании у населения страны соответствующих представлений о праве, законности, государстве, гражданском обществе.

Регулятивная функция правовой культуры состоит в обеспечении устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Благодаря этой функции, правовая культура обеспечивает подчинение людей праву и другим правовым ценностям.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в том, что она способствует утверждению в сознании и поступках людей и в обществе в целом определенных правовых ценностей и самого права как ценности.

Воспитательная функция правовой культуры заключается в формировании у людей устойчивых правовых качеств, воспитание их правом и иными правовыми средствами.

Коммуникативная функция проявляется в том, что правовая культура обеспечивает общение граждан в правовой сфере, возможность субъектов правового общения адекватно воспринимать и использовать правовую информацию.

Прогностическая функция правовой культуры выражается в научном предвидении, в определении перспектив развития правовых явлений, возможных путей решения правовых проблем. Она охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Трансляционная функция правовой культуры проявляется в накоплении и передаче от поколения к поколению правовых ценностей. Правовая культура каждой отдельно взятой страны всегда опирается на предшествующий опыт как собственного, так и мирового правового развития, который затем передается будущим поколениям.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 2364 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...