Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественно-политические настроения крестьянства Украины в 1920 годы



Для украинского крестьянина новая обстановка, последовавшая после 1917 года, сочетала в себе как большие надежды и ожидания, так и многие утерянные возможности. Крестьяне, пережившие грандиозные социальные катаклизмы времен революции и войн, приобрели определенный общественный опыт, они во многом существенно изменили стереотипы своего социального поведения, произошли также изменения в их взглядах и действиях на явления общественно-политической жизни страны и конкретно села. Поскольку объективный научный анализ общественно-политических взглядов украинского крестьянства раскрывал возможность реально представить процесс становления советской власти в республике, то исследования, касающиеся этой проблематики 70-80 гг.,1 отмечены печатью жесткой идеологической схемы. В контексте сформировавшегося подхода акцент неизменно делался на мелкобуржуазности, индивидуализме, отсталости, консерватизме "единоличного" крестьянства, позитивные же изменения в общественно-политических взглядах этого класса связывались с "социалистическими преобразованиями сельского хозяйства", "победой колхозного строя". Эти идеологические установки определяли и конкретные оценки крестьянской психологии 20-х гг., которая рассматривалась в ключе "назревания предпосылок коллективизации". Современная же ситуация в общественной, исторической мысли отмечена опытом синтеза исторического и психологического подходов2. В украинской историографии, в контексте изучения закономерностей развития Украины в первом десятилетии советской власти, затрагиваются отдельные аспекты общественно-политических настроений украинского крестьянства3. Демократизация постсоветского общества открывает возможность научной общественности существенно расширить источниковую базу конкретно-исторических исследований, касающихся широкого аспекта явлений общественно-политической жизни. К числу уникального источника относится многолетний труд документального издания "Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939." под редакцией А. Береловича и В. Данилова. Появление столь солидного источниковедческого труда, систематизировавшего деятельность советских спецслужб по выявлению общественно-политических настроений крестьянства, предполагает фундамент для будущей историографии по изучению явлений общественно-политических настроений крестьянства. Наряду с этим изданием в последнее время представляется возможность познакомиться с довольно оригинальным источником крестьянского мнения, а именно - крестьянскими письмами в газеты, партийные и государственные учреждения, откликами на различные мероприятия советской власти4. Актуальность постановки проблемы конкретно-исторического исследования, касающегося общественно-политических настроений украинского крестьянства 1920-х годов, определяется отсутствием специальных исследований этой тематики. Назревшей, таким образом, общественной потребностью является именно конкретно-историческое изучение общественно-политических настроений украинского крестьянства указанного периода с учетом открывшейся источниковой базы. В данной статье делается попытка показать крестьянское общество Украины в разрезе, и, в первую очередь, в проявлениях крестьянского сознания, реакцию крестьян на политику большевиков, на их взаимоотношения с властью, как на местном, так и на высшем уровне, на протяжении 20-х годов. * * *
 

Перед сельским хозяйством в 20-е годы раскрылись два возможных направления в развитии экономики: административно-командное и рыночное5.

На начало 20-х годов политика "военного коммунизма" с еe продразверсткой вызывали у крестьянства острое недовольство существующим порядком вещей. Экономика весны 1921 г. переросла в политику6. Необходимо было существенно изменить экономическую платформу советской власти по отношению к крестьянству. Такие перемены и призван был осуществить НЭП. Конкретные шаги по внедрению НЭПа начались с весны 1921г.

21 марта 1921 г. декрет о замене разверстки налогом был принят Всеукраинским ЦИКом7.

В целом позитивные изменения в налоговой политике советской власти 1921 г. отмечены новыми тенденциями в общественно-политических настроениях крестьянства Украины. Помимо экономических мер этому процессу также способствовал политический фактор.

Пятым Всеукраинским съездом Советов (25.02. - 03.03.1921г.) была принята амнистия для лиц пролетарского происхождения и выходцев из незаможного селянства, принимавших участие в вооруженных формированиях8. Конкретно это выразилось в массовом отказе крестьян от занятия "военным" ремеслом и возвращению в естественно-привычное состояние. В отчете ВУЧК VI Всеукраинскому съезду Советов сообщалось, что на протяжении 1921г. органам советской власти сдалось около 10 тыс. крестьян, "обманутых атаманами - авантюристами"9. Весьма показательной иллюстрацией изменений в психологии крестьянских масс, составлявших костяк повстанческого движения Украины в послереволюционные годы, является свидетельство личного вестового "батьки Махно",который в мае 1921г. явился в политбюро ЦК КП (б) У и сообщил, что "среди махновцев идет сильное брожение, вызванное заменой продразверстки продналогом. Часть махновцев стоит за добровольный переход на сторону советской власти"10.

Однако, в общей картине, объективно наметившихся перемен в диалоге власти и, крестьянства, и, последовавших в законодательном порядке, ряда экономических мер, закономерно возникали противоречия. Они были вызваны объективным тормозом, лежавших в психологии непосредственных исполнителей директивных указаний, да и, в первую очередь, издержек самого социального механизма, вынужденного ремонтировать вращающиеся колеса на ходу.

Примечательным моментом возникших противоречий во взаимоотношениях крестьянства и власти было то, что социально-психологическая чувствительность барометра мощной государственной системы с еe политическими, интеллектуальными, репрессивными и другими действенными институтами оказалась весьма условной в сравнении с крестьянским стремлением восстановить привычный ход социального механизма на основе естественных принципов. И, возможно, самых важных и по-особому привлекательных для крестьянина "земли" и "воли".

Казалось бы, задекларированные идеи НЭПа, призваны восстановить природное, социально-экономическое движение на селе. Однако, в основе наполнения этого процесса оставались принципы, заимствованные, или по инерции переходившие, с военно-коммунистических позиций.

Так, размер налога определялся в пудах ржи, но собирался различными продуктами. Крестьянин вынужден был сдавать налог в натуральном выражении. Всего крестьянин вынужден был оплачивать 13 налогов11. Такое их количество вызывало у крестьянства порой негативное отношение. К тому же, кроме натурального налога необходимо было оплатить различные денежные налоги (гужевой, топливный, подворно-имущественный и т.д.)12. Силовыми структурами (в данном случае спецотделом ВУЧКа) довольно часто отмечались случаи негативного отношения крестьян к факту такого порядка налогообложения. Так, госинфсводка ВУЧКа 30 декабря 1921 г. сообщала о том, что в Харьковской губернии "настроение крестьян скверное в связи с продкампанией". А на Волыни "во многих местах приходится прибегать к помощи вооруженной силы. Всего собрано 34% задания"13. Одесская губерния: "Настроение крестьян в связи с тяжeлым продположением неудовлетворительное. Большинство крестьян покупают продукты для внесения налога"14.

Конечно, кампания сбора продналога, отмечавшаяся, как правило, отлаженными, наезженными, известными своей репрессивностью методами ещe со времeн военного коммунизма, отражала многие негативные явления, имевшие место в советской действительности. Факты сбора продналога репрессивными методами пестрели в сводках чрезвычайных органов, в письмах крестьян и иной информации, поступавшей в Центр с мест.

В январе 1922 г. госинфсводка ВУЧК (26.01.22г.) сообщала, что крестьяне Лохвицкого уезда Полтавской губернии неудовлетворительно относятся к кампании сбора продналога. Поэтому "вследствие нежелания крестьян выполнять гужналог приходится применять репрессивные меры в виде ареста и взятия заложников"15. В Кременчугской губернии "сбор продналога идет по-прежнему. Среди крестьян вызывают недовольство действия продотрядов, со стороны которых имели место случаи избиения, вымогательств и терроризирования населения. Продревтрибуналы в большинстве случаев не отвечают своему назначению". (Из госинфсводки ВУЧК, 10.02.22г.)16. В некоторых уездах Кременчугской губернии арестовывали неплательщиков налога (06.1922г.)17. В Брацлавском и Могилевском уездах Подольской губернии красноармейцы производили самовольно покосы лугов и потравы хлебов18. В некоторых сводках успех продналоговой кампании в Донецкой губернии объяснялся применением энергичных репрессивных мер. К числу так называемых мер по выкачке продналога относились и запреты "крестьянам продавать продукты на рынках до получения удостоверения о сдаче продналога полностью". (Дебальцевский уезд Донецкой губернии)19.

Со времен революции большевистский режим пытался проводить политику устрашения и унижения крестьянства, уповая, прежде всего, на традиционную сторону крестьянской психологии, обусловленную хозяйственной и культурной отсталостью деревни. Однако, крестьянская толерантность, выработанная консервативной и ограниченной стороной его психологии не помешала попыткам отстаивать свои интересы перед лицом репрессивного беспредела. Крестьянство явилось той социальной силой, которая оказала наиболее активное, упорное и длительное сопротивление утверждению в советском обществе в 1920-е годы командно-административной системы. Наибольших масштабов и остроты это сопротивление достигло в начале 1920-х гг., неся в себе мощный заряд, ставший побудительным толчком к введению НЭПа.

Пятой конференцией КП(б)У (1920г., ноябрь) была дана социально-политическая характеристика и идеологическая трактовка украинского повстанческого движения: "В Александровско-Гуляй-Польском районе основной массой восставших являются хуторянские элементы с анархо-махновской идеологией, в Александрийско-Одесском районе основную массу восставших составляет кулацкий элемент с погромно-бандитской идеологией, в Правобережье - бедняцкие и деклассированные элементы с самостийно-шовинистической идеологией"20.

Вождь социалистической революции вынужден был признать: к весне 1921г. война, разорение, блокада, крайне обострили положение крестьянства, результатом которого "явились политические колебания, составляющие, вообще говоря, самое "натуру" мелкого производителя."21

О том, что повстанческие движения и антисоветские крестьянские настроения в 1921г. весьма реально угрожали, советской власти свидетельствуют многочисленные сводки и отчеты местных советских и партийных органов о политическом положении на местах. В телеграммах, оперативных и информационных сводках, посылаемых командующим войсками Украины Р.П.Эйдеманом на имя В.И.Ленина, о действиях повстанческих отрядов, раскрывалась внутриполитическая обстановка в Украине, в январе 1921г.: "В районе Радомышля, Тетерева, Коростышева продолжает оперировать банда Мордалевича, проявившая за последнее время активность."22

Заметно усиление бандитизма в Бердичевском и Брацлавском районах, где появились банды в 100-200 человек. В Новоукраинском районе появилась банда Махно, численностью якобы 3000 человек при 3-х орудиях и 100 пулеметах, пришедшая из Екатеринославской губернии.: В Славянском районе усиливается бандитизм в районе Теплинского леса, Ямполя, Лисичанска..."23

Картину политической обстановки в полтавском селе рисует представитель 7-й стрелковой Владимирской дивизии, прибывшей 13 февраля 1921г. для борьбы с бандитизмом: "Когда мы прибыли на Полтавщину, не было ни одного уезда и почти ни одной волости, где бы ни оперировала та или иная банда. Понятно, что в таких условиях на селе почти не была установлена советская власть и отсутствуют организации незаможных селян. Кулацкие организации, поддерживаемые бандитами различной окраски, были тогда хозяевами села".24

Газета "Вiстi ВУЦВКу" сообщала, что к весне 1921г. в Полтавской губернии оперировали 32 банды, насчитывающие 435 штыков и 3 пулемета"25.

В.Ленин так характеризовал размах мелкобуржуазного антисоветского повстанческого движения в украинском селе периода гражданской войны: "Там было 120 правительств, и зажиточное крестьянство там развращено"26.

В докладе "О Красной армии" на VI Всеукраинском съезде Советов (ноябрь 1921г.) проиллюстрированы масштабы повстанческого движения в сельской местности. Всего в январе 1921г., отмечалось в докладе, "на Украине действовало 43 банды, насчитывающих 2991 штык, 4110 сабель, 82 пулемета. В целом бандитизм имел тенденцию к дальнейшему росту. К 1 Мая сохранялось то же количество банд, но возросло количество штыков и пулеметов, соответственно до 3356 и 88, сабель насчитывалось 4006"27. Сами по себе эти цифры не говорят о сколько-нибудь широкомасштабном повстанческом движении. Однако, в условиях недовольства тяжелым экономическим положением, повстанчество, выступая защитником крестьянских интересов, находило понимание и поддержку на селе, которая делала их "неуловимыми" для советских воинских формирований и позволяла пополнять и даже расширять свои ряды.

Об этом в телеграмме начотдела по борьбе с бандитизмом КВО (Киевский военный округ) 14.04.1921г.: "Крестьяне охотно помогают бандитам. От активных выступлений воздерживаются"28.


 

Социальный состав повстанчества был довольно пeстрым. VI Всеукраинским съездом Советов в этой связи отмечалось: не только кулаки, но и "некоторые части спровоцированного середняка и даже бедняки"29.

Сводка ВЧК за период с 01.08. по 01.09.1920 г. отмечала, что в число повстанцев Подолии входят "крестьянство и дезертиры"30.

Политпартсводка ОО СКВО (Особого отдела Северо-Кавказского военного округа) 23.10.1921 г. утверждала, что в Киевской губернии, "в районах Коростеня, Староконстантиновска, Бердичева, Чуповки и Коробецка крестьяне недовольны высокими нормами продналога31. Эти районы были особо предрасположены к восприятию идей повстанческого движения. Сюда же пытались проникнуть отряды повстанцев в надежде найти активных соратников в лице крестьян, недовольных продовольственной налоговой политикой советской власти: "В районе Коростеня через границу перешeл отряд петлюровцев в 100 человек. 8 октября подошла ещe одна банда петлюровцев в количестве 300 человек"32.

Особенно усугублялся продовольственный кризис на Юге Украины, в связи с голодом. Однако, несмотря на официальные донесения и объективную информацию, исходившую, в первую очередь, от органов ВЧК, о катастрофическом экономическом положении и, отсюда, угнетeнном состоянии населения, сбор продналога не прекращался: "Одесская губерния (Госинфсводка ВУЧК, N 39, 12 февраля 1922г.). "Вследствие голода падеж скота в губернии принял катастрофические размеры. В Дальницкой волости Одесского уезда из 2 тыс. лошадей осталось 45. Сбор продналога продолжается. Губисполком объявил топливный месяц.

Голод в губернии усиливается. В Тираспольском уезде голодают 40% населения"33.

"В Кременчугской губернии, согласно сводке ВУЧК от 14.12.1921г. "продположение населения плохое. В Славянском районе население голодает, крестьяне едят жeлуди. Были случаи голодной смерти"34.

"Голод увеличивается по всей губернии," - утверждалось в госинфсводке ВУЧК, 26.01.1922 г.,- "голодают 52 тыс. человек. Питание суррогатами вызывает тяжелые заболевания. В Мелитопольском уезде умерли от голода 533 человека, заболели - 14643 человека"35.

"В Запорожской губернии в Гуляйпольском уезде умерли от голода 160 человек. Сбор продналогов в голодающих волостях приостановлен"36.

И только после свершения непоправимого, сбор продналога всего лишь приостанавливали, но не прекращали.

Размах засухи существенно снизил урожай 1921 г. Всего в том году было собрано 513,5 млн. пудов зерна. Это значительно меньше, чем в 1920 г. Как отмечалось в докладе члена уполномоченной комиссии ВУЦИК по обследованию голодающих губерний В.С.Мышкина на 3-й сессии ВУЦИК VI созыва (14.10.1922 г.), в неурожайных губерниях Украины собрано лишь 75 % высеянного зерна37.

Количество жертв голода возрастало. В обследовании члена Центральной комиссии помощи голодающим при ВУЦИКе М.Сироты отмечалось о запоздалом решении центральных властей признания факта голода в Украине. А значит, и вероятность жертв голода увеличивалась. "Только после бесконечных бомбардировок "голодными" телеграммами, после того, как голод прошел половину дистанции и с неимоверной быстротой шeл на увеличение, пять губерний Украины, различные по степени голодания, были признаны в один день голодающими (май, 1922 г. - А.К.): Голод по своим размерам захватывал от 30 до 80% всего населения губернии: "Ужасы и размеры голода нисколько не уступали поволжскому голоду. Об этом свидетельствовали даже представители иностранных органов Помгол, побывавшие в Поволжье, а затем на Украине в голодающих губерниях"38.

Демографические потери от голода 1921- 1923 гг. в Украине были огромны. Точное число жертв голода не установлено. По подсчетам Наркомздрава Украины, от голода до осени 1922 г. погибло около 47,5 тыс. человек39.

Однако, даже по официальной оценке эти показатели оказывались куда неполными. Согласно официальным данным комиссии по борьбе с последствиями голода при ВУЦИКе количество голодающих в начале 1922 г. насчитывало около 1,9 млн. человек, в апреле-3,2 млн. человек, в июле- 3,8 млн. человек, что составляло около 40 % всего населения пяти южных губерний Украины, объявленных потерпевшими от голода40. Но к категории голодающих правительство относило лишь те крестьянские хозяйства, которые полностью разорились в результате голода.

История голода 1921-1923 гг. юга Украины отмечена массовыми репрессиями со стороны государственных структур против крестьянства и целых сел. Типичными для неурожайных украинских губерний были факты реквизиции зерна, которое голодающие смогли заработать в урожайных местах: "Есть случаи в Екатеринославской губернии, где продинспекторы требуют продналог, хотя бы таковой совершенно не уродился, заставляют купить, но уплатить или забирают на товарообмен в других губерниях"41.

В продкампании военная сила зачастую использовалась для расправы над теми, кто не в состоянии был уплатить налог. В Валегопульевском районе Балтского уезда Одесской губернии "на психологию и настроение незаможного селянства, - указывалось в информационном Бюллетене Одесской чрезвычайной комиссии, - крайне влияет беспримерно грубое, доходящее до издевательства, отношение продотрядов, злоупотребляющих своими полномочиями, "были случаи избиения и угрозы расстрела (крестьяне для инсценировки ставились к стенке)"42.

Акты насилия и массовых репрессий справедливо вызывали возмущение и сопротивление крестьян. В голодных районах отмечены крестьянские волнения, направленные против политических действий власти.

Первый советский голод 1921-1923 гг. был последним, когда явно отмечались различного рода открытые крестьянские выступления. Еще тогда советская командно - административная система управления страной, становление которой активно происходило в 20-е годы, не смогла установить тотальный контроль над социальным поведением крестьянства. В 20-е годы все еще оставалось место ячейкам свободы в сознании крестьянства, которое, естественно, так ценило еe, и которая присутствовала во всех направлениях крестьянского образа жизни. Среди активных форм крестьянского протеста встречались открытые восстания, хотя и не массового порядка. По данным госинфсводки, 10 августа 1922г., в Ново-Украинке Елизаветградского уезда Одесской губернии произошло восстание, которое было быстро ликвидировано. Причиной восстания послужил голод43.

А "16 февраля в д. Ганской 1-й Николаевской области собралось почти все население. В возбужденном состоянии крестьяне ворвались в ревком, сняли замки семенного пункта, навесив свои замки. Этот эпизод носил характер подготовки к восстанию с целью сорвать продналог указывалось в уездном информационном бюллетене Одесской чрезвычайной губернской комиссии. Однако "принятыми мерами при содействии ответчиков села попытка ликвидирована в самом корне. Выявлены зачинщики"44. Спасаясь от голода, многие крестьяне пытались раздобыть хлеб в урожайных губерниях. Препятствуя крестьянам, таким образом добывающим хлеб, власти использовали заградительные отряды, действия которых уничтожали может быть последнюю надежду на спасение. В Николаевской губернии сообщала госинфсводка ППГПУ, 8 марта 1922 г. "сельское хозяйство разрушается. Среди крестьян вызывают большое недовольство действия заградительных отрядов, конфискующих хлеб, привозимый из других губерний"45. Украинский профессор С.Кульчицкий полагает, что в Украине в 1921 г. впервые был применен террор голодом46. Свои доводы он основывает на том, что в условиях голода политическая активность крестьян практически отсутствовала. Это, с его точки зрения, характерно отразилось на опыте борьбы Н.Махно. Свой последний рейд он пытался провести (в июле 1921г.) в донецких степях и в Поволжье. Однако, кампания не удалась, поскольку местные крестьяне в условиях надвигающегося голода не смогли поддержать Махно и он, лишившись поддержки местного населения, вынужден был эмигрировать47.

В начале лета союза пролетариата с крестьянством не получилось. После подавления активного вооруженного сопротивления (а в украинском селе оно не прекратилось с введением продналога и объявлением амнистии), перед властью большевиков стала задача гораздо сложнее, чем удержать власть в военном противоборстве, а именно: удержать во власти многомиллионные массы крестьянства. Политические, экономические, идеологические институты страны продолжали функционировать, во многом придерживаясь практики, приобретeнной в период военного коммунизма. Главная проблема для большевиков состояла в обеспечении партией фактического руководства всеми процессами села.

Особенности развития общественно-политической жизни украинского села в послереволюционное время были продиктованы рождением в 1920 г. классовой общественно - политической организации крестьянства - комитетов незаможных селян. Учитывая слабость сельских партийных организаций, их малочисленность и неавторитетность в среде сельских жителей, а также расклад политических сил в сельсоветах, не всегда в пользу советской власти - перед большевиками возникает необходимость "политически организовать сельскую бедноту и маломощных середняков в специальные классовые органы для защиты их интересов48.

Законом ВУЦИК от 9 мая 1920 г., учреждавшим КНС, определялись их задачи:

"а) как можно быстрее претворить в жизнь закон о наделении землей и инвентарем безземельных и слабообеспеченных землей крестьян;

б) внедрение закона о хлебной разверстке:;

в) помощь советской власти в борьбе за укрепление на селе (борьба с бандитизмом, неграмотностью, с кулацким засильем)"49.

Постановлением ВУЦИК от 13 апреля 1921 г. КНС объявлялись организациями государственного значения50.

В первые годы функционирования КНС они сосредотачивали в своих руках все нити административной, экономической и политической жизни села.

Экономической основой существования советской власти на селе была, как и по стране в целом, эксплуатация крестьянского труда, и, следовательно, властные структуры весьма заботила проблема, как побудить крестьян поддержать достаточно необходимый объeм запасов продовольствия в стране. Для правящего меньшинства важно было осуществить эту задачу через посредника. Эту роль как раз и пришлось выполнять комнезамам. В первое время своего существования комнезамы выполняли жизненно важную для существования советской власти работу: сбор продразверстки, продналога, раскулачивание, борьбу с бандитизмом."

Июльский 1925 г. пленум ЦК КП(б)У, подводя итоги деятельности КНС в момент перехода к НЭПу, так охарактеризовал их работу: " КНС продолжали энергичную борьбу с кулацкой контрреволюцией как вооруженную (борьба с бандитизмом),так и экономическую (отобрание у кулаков земельных излишков и инвентаря)"51.

О результатах проделанной КНС работы в конкретном регионе делится впечатлениями заведующий отделом управления Полтавского губисполкома (начало 1921 г.): ": борьба с бандитизмом происходит, опираясь на КНС. Постоянно КНС, очищаются от кулацких и петлюровских элементов, группируют вокруг себя деревенскую бедноту и малоземельных крестьян, становясь органами проведения пролетарской диктатуры в селе. Во всей губернии КНС производят отчуждение у кулаков земель и домов для комнезаможей и переселение кулаков в дома незаможников, конфискацию имущества, инвентаря кулаков и раздел его между незаможниками и семьями красноармейцев, аресты кулаков и отсылку их по приговорам комнезаможей в лагерь для принудительных работ"52. Для советской политической системы, что складывалась, весьма важным было найти крепкую социальную опору на селе. Значительным моментом в данной ситуации выступает степень раскола в монолите единства украинского крестьянства, в неприемлемости им принципов советской власти. Это хорошо понимало высшее политическое руководство страны, стремящееся найти верного союзника по укрощению украинского крестьянства. Решение этой задачи оказалось весьма простым: руками самого же крестьянства, организованного в комнезамы.

И хотя отношения собственности определяют и структурируют крестьянское общество, большевистское государство крайне не заинтересовано в его структуризации. Наоборот, оно всячески пыталось помешать этому естественному становлению социального процесса. Умело лавируя конъюнктурой социального поведения бедняцкой толпы с еe неизбежным стремлением равномерно распределить скудость, власти пытались захватить хлебные ресурсы руками крестьян и подавить крестьян-собственников. С целью приобщения сельской бедноты к экспроприации продовольствия и имущества зажиточных хозяйств комнезамам выделялась определенная часть реквизированных поступлений53. Если комнезамы отказывались сотрудничать с налоговыми комиссиями, то тогда их лишали государственной помощи: "В случае, если комнезаможи: не оказывают должного содействия сельналогкомиссиям и уклоняются от выполнения своего революционного долга, лишать таковых в целом права на получение семенной, продовольственной помощи от государства", - грозилось в приказе Вознесенского уездного особого продкомитета о наказании заложников за несдачу продналога от 27.11.1921г.54 Исходом такой кампании были довольны те, кто эту акцию просчитывал - власти и те, кто непосредственно выполнял - комнезамы, потому, что оплата труда комнезамов на этом поприще напрямую зависела от количества выполненного задания. С каждой акции комнезамам перепадал, как видим, лакомый кусочек. Правящая партия возлагала большие надежды на КНС по расслоению украинского села. Октябрьский 1923г. пленум ЦК КП(б)У в принятой резолюции "О комнезамах" констатировал, что в условиях усиливающегося процесса расслоения крестьянства "и в дальнейшем партия должна проводить свое влияние на крестьянство, особенно на его середняцкую часть", через комнезамы55. В основу этой резолюции были положены итоги выборочного обследования КНС: "Результаты обследования комнезамов наглядно показывают, что задачи, поставленные перед незаможным селянством, в связи с переходом к новой экономической политике, почти повсеместно проводятся ими в жизнь. Процент участия КНС в соворганах (50 %), роль их в кооперации (55 %), наконец, активное участие во всех кампаниях, проводимых на селе, ярче всего свидетельствуют, что КНС в настоящее время являются главными проводниками всех начинаний соввласти на селе"56.

КНС отводилась важная роль в укреплении органов власти на местах. Закон ВУЦИК и СНК УССР о комнезамах (09.05.1920г.) так определил их задачи в советском строительстве: ":всесторонне помогать сельской, волостной, уездной, губернской и общегосударственной власти в проведении всех законов и постановлений, имея в виду интересы бедноты;.. являться на собрания Советов в полном составе, а на заседания волисполкомов в составе президиума с соглашательским голосом. Обжаловать все те постановления Советов и волисполкомов, которые нарушают общегосударственные законы и интересы бедноты, контролировать всю деятельность Советов, волисполкомов и их отделений"57. Заполучив, таким образом, поистине диктаторские полномочия комнезамы подменяли собой многие государственные и общеполитические институты на селе: "КНС,- отмечалось на июльском, 1925г. пленуме ЦК КП(б)У,- в этот же период (в первый период НЭПа - А.К.) являются фактической организацией власти в деревне, имея подавляющее большинство в Советах, а во многих случаях и заменяя собой эти последние"58.

Политическое руководство Украины законодательными актами "О фонде КНС", "Положение о съездах, комиссиях и комитетах незаможного селянства УССР", "О льготах, правах и обязанностях незаможного селянства" и др. подпитывало советскую сельскую элиту в лице комнезамов, ставя, таким образом, членов этой организации в положение исключительное по отношению к сельчанам. Вполне понятно интенсивное стремление селян занять место в привилегированной структуре. Обладание статусом члена незаможницкой организации автоматически открывало возможность пользоваться плодами, таким образом, полученной, власти над другими сельскими согражданами. И в первую очередь это достигалось путем перераспределения насильственным образом экспроприированной собственности. В 1923 г. в состав КНС входило 516014 человек, а в 1924г. число членов этой организации выросло до 686304 человек, то есть на 33 %59.

Поэтому так болезненно отразились на настроениях незаможников решения майского 1922г. пленума ЦК КП(б)У об изменениях в функциях деятельности комнезамов: переход от административных методов к хозяйственно-производственным. Такому повороту способствовало нэповское время. Предоставленной возможностью свободного развития индивидуального крестьянского хозяйства прежде всего воспользовался крепкий хозяин, в рядах незаможников же прокатилась волна растерянности и даже возникли опасения ликвидации КНС60. "Большинство из них, - писала "Правда", - никак не может приспособиться к новым условиям"61. "Незаможники не замечают откуда беда идет, - писал селькор из Полтавщины. - Недавно раскулачивали, били зубы, а теперь власть их"62. Или: "КНС подавил кулачье, но оно снова поднимает голову и говорит: "Новая политика наши порядки устанавливает. Придется голытьбе вернуть землицу нам"63.

Через комнезамы советская власть закрепляет свое влияние в других общественно-политических и экономических институтах украинского села, "населяя" их, таким образом, членами КНС, составляющими опору большевиков на селе. Так, к концу 1925г. среди членов правлений КОВ (крестьянские общества взаимопомощи) члены КНС составляли 43,8%,64 среди членов правлений сельскохозяйственной кооперации 43% мест принадлежало комнезаможникам, а среди потребительской - 50%65. В колхозах члены КНС составляли 52% от общего числа колхозников (1924г.)66

Конечно, экономическое положение хозяйств незаможников вынуждало их прибегать к различного рода коллективным формам ведения хозяйства. Об этом стремлении, в частности, отмечалось на совещании заведующих уездными отделами коллективизации сельского хозяйства Киевской губернии (осень 1922г.)67.

Определенное представление о незаможницком коллективе дано в выступлении на II Всеукраинском съезде сельскохозяйственной кооперации в 1922г. члена правления Криворожского укрсельхозсоюза "Селянин", председателя колхоза им. Ленина Снисаренко: "Этот коллектив я сам организовал, пока вошло 27 семейств. Мы занимаем площадь в 161 дес., но фактически земля нам эта не отведена, сколько мы не писали, земли нам все не отводят. Нельзя же, в самом деле, проводить такую линию, тормозить организацию столь необходимых в настоящее время коллективных хозяйств!"68 Подталкивала незаможника организовываться в коллективы и возможность заполучить сельхозкредит, так как банки не рисковали предоставлять ссуду конкретно незаможнику, не получая взамен гарантии еe возврата. На съезде комнезамов Харьковского района в 1922г. общим мнением прозвучала необходимость организовываться в коллективы, которым предоставлялся долгосрочный кредит, денежная ссуда, лесоматериалы, они же снабжались сельскохозяйственными орудими69. Приверженность части незаможников к коллективным формам ведения хозяйства за время советского бытия смогла утвердиться в их ментальности. Этому способствовали политические приоритеты советского строя. Политико-идеологическая заданность руководства страны держать под контролем все секторы экономики и сельскохозяйственный, в первую очередь, нуждалась в структуре, прочно вплетавшейся в общую цепь социалистического строительства на селе. Колхозы оказались наиболее удобным институтом в подчинении крестьянства советскими властями. Поэтому приоритетным направлением аграрной политики советского государства являлась материальная поддержка и поощрение колхозов. В 1924/25 г. в РСФСР и УССР ссуду получили около 6 тыс. колхозов, что составляло примерно 30% от общего их количества. В среднем каждый из них получил 1500 руб. ссуды, т.е. от 16 до 25 руб. на десятину пашни. По данным сельскохозяйственного банка Украины на каждого едока в колхозе припадало 22 руб., а в единичных хозяйствах 9 руб.70 Значимость такой поддержки становиться более наглядной при сравнении удельного веса колхозников в общей массе сельского населения республики - соответственно 1,5% и 98,5%, а землепользование колхозов составляло 1,2% от всего крестьянского землепользования71. Таким образом, властью предпринимались довольно энергичные попытки укрепить политическое влияние в селе при помощи общественных форм собственности.

Попытки экономической либерализации общества методами от "военного коммунизма" к середине 20-х годов похоже зашли в тупик. Решений уйти от патовой ситуации было два: первое - дальнейшее усиление контроля в обществе, приобретающего тотальный оттенок и второе: изжить остатки "военного коммунизма" в селе, решительно покончить с административным произволом и бюрократизмом. На данном этапе чаша весов склонялась в пользу второго.

К концу 1924г. в начале 1925г. был объявлен "новый курс", разработанный октябрьским (1924г.) и апрельским (1925г.) пленумами ЦК РКП(б) и одобренный XIV Всероссийской партийной конференцией в апреле 1925г., а также XIV съездом ВКП(б) в декабре того же года. Емкий лозунг "Лицом к деревне!" выражал сущность "нового курса". Реальностью "нового курса" стало использование экономических стимулов в регулировании развития сельского хозяйства, поощрение кооперации, устранение административных рогаток на путях всестороннего развития сельского хозяйства, повышение его производственных возможностей и роста товарности на основе материальной заинтересованности крестьян-производителей72.

Идеи "нового курса" находили отражение в работе последующих съездов советов. На третьем съезде советов (20 мая 1925г.) обсуждались вопросы, касающиеся повышения и укрепления сельского хозяйства. В качестве действенных мер съезд внес изменение в налоговое законодательство. Было принято решение уменьшить единый сельскохозяйственный налог; запретить все незаконные дополнительные местные налоги, которые взимались с крестьян73.

Партийные и советские руководители Украины рассматривали НЭП как временное явление, которое при благоприятных для большевиков обстоятельствах будет устранено74.

В большевистской среде, помимо группы Н. И. Бухарина, устоялось мнение о возможности развития экономики опираясь на опыт военного коммунизма. К тому же, эта точка зрения находила горячих сторонников в украинском доколхозном селе в лице комнезамов. "НЭП натолкнулся на глубокое сопротивление комнезамов", отмечал секретарь ЦК КП(б)У Мануилльский75.

Государство предоставляло комнезамам большие права и льготы в землеустройстве, кредитовании, аренде на льготных условиях мельниц, крупорушек, садов и т.п. КНС не были заинтересованы в пополнении своих организаций крестьянами из других социальных категорий. Тенденция к замкнутости способствовала превращению комнезамов в узкокастовую организацию, наделенную государственными функциями. По этому поводу в 1925г. наркозем Украины И. Е. Клименко отмечал: "Этот кастовый характер КНС надо устранить. КНС должны охватить всю бедноту на селе. Что же касается политического руководства селом, то оно должно перейти от КНС к партячейке."76

Эти реалии в жизни КНС вызывали среди середняков справедливые нарекания, порождали неприязнь между членами КНС и другими социальными категориями села. В составе КНС в 1925г. середняцкая прослойка занимала 10%77.


Июльский 1925г. пленум ЦК КП(б)У, оценивая деятельность КНС, отмечал, что узкокастовость этой организации создавала барьер между ними и неорганизованной частью крестьянства. Чтобы покончить с таким состоянием в среде КНС пленум предлагал: "реорганизовать КНС из организации государственного значения: в организацию добровольную, общественную."78 Это решение исходило из директив XIII съезда РКП(б):"Комнезамы из боевой политической организации, осуществлявшей в 1920 и 1921 гг. власть бедняков в селе, превращаются в организацию типа производственной."79

Реорганизация КНС вызвала недоумение, а порой и растерянность комнезаможников. Об этом отмечалось в докладе Белоцерковского окружного КНС: "Вообще среди членов КНС ощущается угнетенное настроение, замечаются разногласия, в то время как среди зажиточных слоев села наблюдается приподнятое настроение, слышны разные оскорбительные возгласы в адрес КНС, например: голытьба лишки забрала и вас разогнали..."80. Реорганизация КНС сократила их состав на 56,5%. На 1 октября 1925г. 8778 организаций КНС насчитывали 1,3 млн. человек81.

Кто же мог стать проводником "нового курса" в украинском селе? Позиция комнезамов в этом вопросе очевидна. А сельские коммунисты? В первую очередь обращает на себя внимание их малочисленность. Из 154300 опрошенных в 1928г. крестьянских хозяйств Украины причислили себя к числу хозяйств, состоящих из членов и кандидатов ВКП(б) - 61582. По мере отступа от принципов НЭПа, демократических по своей сути, общество постепенно скатывалось к командно-административной модели. Высшее политическое руководство страны позаботилось о достаточно широкой пропаганде среди населения места и роли большевистской партии в деле строительства социализма в стране. Обыватель вынужден свыкнуться с мыслью об исключительно важной роли партии коммунистов в этом процессе. У самих же членов партии порой утверждалось мнение о вседозволенности своих действий, решений и поступков. По сути закон подменялся волюнтаристскими решениями отдельных членов партии. Разнообразны были проявления партийного волюнтаризма на местах. Мерилом поступков и решений местных партийных вождей был уровень их морали, смысл которой прикрывался исключительной ролью партии в обществе. Одним из основных свойств ментальности местной партийной бюрократии в 20-е годы стало тщательное поглощение плодов процесса становления командно-административной системы. Уверовав в себе самих сгусток вседозволенности, лидеры местных коммунистов вершили самые разнообразные дела, в том числе и распоряжались вопросами жизни и смерти людей. Тому подтверждение - убийство в с. Тарасовка Запорожского округа кандидатом в члены партии, председателем КНС Терещенко Г.И. и членом партии Щербаком Н.И. - бывшего махновца и врангелевца Попова А.Г.. В "Меморандуме" секретного представителя ГПУ УССР Бессараба сообщалось, что 28 июня 1928г. сельские партийные активисты Терещенко и Щербак", купив бутылку водки и пять бутылок пива, во время выпивки разговорились и решили убить Попова. Пригласили его выпить и убили. Труп выбросили в воду." А затем, чтобы "легитимизировать" свой поступок, рассказали об этом председателю сельсовета Ващенко и решили созвать партсобрание, в повестку дня которого вынесли вопрос о признании поступка Щербака и Терещенко целесообразным и своевременным83. Факты, выявленные в ходе разбирательства случившегося, свидетельствуют об узурпации власти на селе местной верхушкой. В крестьянской среде по этому поводу появились слухи: "Попов убит по постановлению партячейки: партячейка по одиночке будет убивать еще многих,: появляется в селе партийная банда."84 Крестьяне этого села не имели права даже высказать свое мнение: "мы не можем ни вопросы задавать, ни выступать, потому, что только выступишь, так спрашивают вашу фамилию."85

Сельским коммунистам было сложно отказаться от командных методов. Сельские партячейки все более тяготели к административной работе. Командовать и управлять - их главное ремесло.

Среди сельских коммунистов старательный хозяин - враг советской власти. "Я бы лучше пораньше вставал бы, лучше работал бы и лошадей бы заимел, да боюсь стать врагом советской власти передавал свое беспокойство "советским министрам" крестьянин через газету "Радянське село"86. В защиту старательного хозяина выступила учительница Зоя Борщeва в письме к М. Калинину через "Крестьянскую газету": "Если бы все государство состояло из таких как я (батрачка-учительница), чем бы оно существовало? Что на них (зажиточных) налог большой это справедливо, а что упрекают в том, что он кулак - несправедливо. Его кулацкое хозяйство нажито его потом"87. В письме ЦК КП(б)У "О росте КП(б)У на селе" указывалось на необходимость усиления партийной организации на селе за счет пролетарской прослойки. Несмотря на то, что прием батраков в партию за 1928г. увеличился почти в 3 раза по сравнению с 1927г. "общие итоги приема батрачества по Украине за 1928г. (1441) являются неудовлетворительными и не обеспечивают заметного усиления пролетарской прослойки в партийной организации на селе."88

К сельским коммунистам, партячейкам, в селе зачастую относились с иронией. Свое отношение по этому поводу крестьяне выражали в письмах в газету "Радянське село". "Скажите, почему в партию не идут пахари и другие, которые хотят честно жить? А пошeл, кто работать не хочет, а лишь собак по селу гоняет. А если соберут партийцы всех крестьян на свое собрание, то придeт несколько непартийных крестьян, то так насмеются, что и бокам больно. Среди них есть такие лежебоки, а все же пытаются указывать понимающему пахарю. И тут же сетуют: "Не смогли объяснить дядькам, не слушаются дядьки". Неужели этот дядько будет слушать неука, если он раз в двадцать больше знает того коммуниста-лежебока, который у себя дома забор ленится поправить"89.

Партийные круги недоверчиво отнеслись к крестьянству, видя в нeм источник потенциального политического протеста. Государственная партия очень тщательно осуществляла контроль над крестьянскими настроениями. На этом поприще трудились различные ведомства. Периодически в ЦК КП(б)У подавались сводки о политических настроениях крестьянства, источником которых были их письма в газету "Радянське село", "Селянська правда", "Вiстi ВУЦВКу", "Крестьянская газета" и др.

Как видим на селе была мощная социальная прослойка, заинтересованная в сохранении командно-административных методов руководства, так как они были гарантией сохранения для них власти и привилегий. Эта же социальная прослойка на местах оставалась мощной опорой военно-коммунистической системы хозяйствования. Для них были чужды естественные механизмы развития сельского хозяйства: свобода хозяйственной инициативы и деятельности, правовой гарантии функционирования крестьянского хозяйства, рационального налогообложения и принцип справедливого соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию90.

Директивные установки, принимаемые социалистическим государством по хозяйственным вопросам в отношении села, прямо влияли на экономическое положение крестьян и соответственно отражались на их общественно-политических настроениях.

Налоги, цены, землеустройство, объявленные хозяйственные различные и политические кампании получали в крестьянском самосознании довольно быструю реакцию. Особенно остро и болезненно отражались попытки сторонников административно-командной системы "командовать" крестьянством. С 1923г. начинается грубое нарушение в системе ценообразования. Волевым решением были завышены цены на промышленные товары, таким образом, искусственно были образованы "ножницы цен". Соотношение между стоимостью сельскохозяйственной и промышленной продукции за время с 1 января по 1 ноября 1923г. изменилось с 1:1,7 до 1:3,1. Так, 1 пуд ржи 1 января 1923г. стоил 1,5 аршина ситца, а 1 сентября всего лишь 0,5 аршина91. До конца 20-х годов так и не удалось установить нормальное соотношение цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства. В сознании крестьянского общества запечатлены модели прошлого поведения, которые-то, откладываясь пластами, создавали социальную память поколения. Такова уж особенность общества, время от времени насыщать свою историческую память, осмысляя прошлое с настоящим. Крестьянство пыталось напомнить власти, демонстрируя тем самым, пределы совпадения памяти власти и общества. В письме, в ЦК КП(б)У от 23 января 1926г., крестьяне -незаможники напоминали властям, затрагивая, конечно, тему "ножниц": "Мы, незаможники, т.е. беднота, решили выразить всю правду, которая должна быть известна всему нашему правительству: За царя сапоги были 3 руб., а если 6 руб. - то это самые лучшие, а теперь вытяжки 12 и 14 руб. Ситец был "гарный" по 15 коп., а если 20коп. - так очень хороший.: Теперь мы полуодеты, полуобуты, во всех нас штаны с заплатками, жeны наши босые, а мы скоро останемся без штанов.: Если бы правительство вникло у бедноту - то могло бы дать распоряжение, снизить цены, доступны для бедноты"92. Крестьянская восприимчивость к эмпирическому лежит в основе его существования и воспроизводства. Крестьянская психология проникнута здравым консерватизмом. Крестьянину, прежде чем принять данность, предстоит построить модель будущего с возможными последствиями. Ему не была безразлична судьба собственная. Он осознавал, что без гармонии в собственной стране невозможно собственное благополучие. Поэтому крестьянское мнение, концентрированным образом сосредоточенное в письмах, адресованных руководителям партии и правительства, четко преследовало цель: донести крестьянскую правду до правящей элиты, наивно полагая, что их глас будет услышан там, наверху. Своеобразную смету расходов середняцкой семьи составил селянин Куценко П.П. из с.Бобрик, Октябрьского района, Сумского округа и направил в ЦК КП(б)У (9 сентября 1928г.). "Селянин нашего района имеет 5 членов семьи (2 трудоспособных), 4 десятины земли, 1 лошадь, 1 корову, 1 свинью. Платит 14 руб. налога. Пошeл он в магазин: подошвы стоят 2руб., передки (носок сапога - А.К.) 3,5 руб., в готовом виде 20 руб. Я и смеюсь! Почему это так, что шкуру из коня сдал у кожсиндикат за 5руб. 75коп., а одни сапоги 20 руб. Думаю, думаю и не придумаю: скольже надо сдать хлеба по 95коп., чтобы обуть семейство?

Так ничего и не купил. Только составил смету:

14 руб. налога;

80 руб. пять пар сапог (3 пары для взрослых, 2 для детей);

50 руб. 2 пиджака;

60 руб. кофта, юбка;

Всего - 204 руб.

Сколько же нужно продать хлеба?

204: 95 коп. = 214,5 пуд.

Сможет ли крестьянин, имея 4 дес. земли содержать своe хозяйство, прокормить 5 человек семьи целый год и выбросить 214,5пудов хлеба?.. В таких условиях живет середняк! А как же живет бедняк? Про его жизнь если писать так и бумаги не хватит.

Так, что обстоятельства не мудрые, - сетует крестьянин, - и трудовые середняцкие хозяйства не довольны политикой партии и советской власти в данный момент на селе. Они присоединяются до вражеского лагеря",.. - А далее: рекомендации партии и правительству, -": необходимо отрегулировать цены на товары крестьянские и промышленные, этим и повернeте середняка на ту дорогу, куда желает коммунистическая партия и диктатура пролетариата. Это мои итоги и моe желание."93

С глубокой иронией откликался крестьянский фольклор на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране: "Руб. пшеничка, сiм п'ятдесят спiдничка i 250 бричка. Оце тобi i змичка"(укр.), - изобрели крестьяне пословицу о смычке города и деревни94. В двадцатые годы украинское крестьянство переживало поочередно периоды надежд и разочарований, возрождения и упадка. В моменты неудобств, чинимых властями крестьянству, особенно активизировалась его социальная память на предмет сравнения прошлого и настоящего, обострялось восприятие ситуации. В 1928/29гг. государство отказалось от проведения хлебозаготовок экономическими методами, при помощи которых осуществлялось регулирование хлебного рынка, и возвратилось к административным "военно-коммунистическим" формам управления крестьянской экономикой. Об этом в стихотворении "Смычка", придуманном крестьянами Настасьевым и Даниленко:

"У мостовському сельхозбанку

Народ молиться iз ранку,

Всяк порожнiй мiшок носить

I в правлiння хлiба просить...

От таке то вам хлiбороби...

I тепер така вам шана

Гiрше як колись у пана,

Був пiд панською рукою-

Та ж ходив за мукою.

А тепер всi землi нашi -

Нема муки, нема кашi...

Бо як був я панський раб

То не був я не сит i не слаб.

Став слободним гражданином

I валяюсь попiд тином."(укр.) 95

В крестьянском сознании советские порядки проигрывали даже помещичьим: "В помещичьи времена работал крестьянин 3 дня на помещика, а 3 дня на себя. А в настоящее время трудился человек годами и за 3 дня отдал все вам:- Он (крестьянин - А.К.) уже и Миколе (царю - А.К.) рад". (Из письма крестьян ст. Межевой, Межевского района, Днепропетровщина, 1928г.)96. И с налогами в те времена было проще: "При царе 15коп. платил за год, а теперь - уплатил налог, плати самооблог, бери облигацию, выполняй хлебозаготовку и т.д." (Крестьянин Романчук в газету "Радянське село", 1928г.)97. Крестьяне со своей практической сметкой сразу провели параллель между помещичьим хозяйством и колхозами. "Снова хотят закрепостить народ, щоб робиты панщину (укр.)" (Из письма в газету "Радянське село" за 1928г., подпись "Л".)98

Рабочая бригада, посланная на "фронт коллективизации" из Москвы по линии Моссельпрома в Украину, в своeм письме в "Правду" сообщала, что "церковники разнесли агитацию о том, что в колхозах председателями будут те, кто раньше были помещиками"99.

Свежи на крестьянской памяти воспоминания периода "военного коммунизма". Всеми нервами своей души крестьяне предчувствовали грозу новой беды, усугубленной социально-экономическими наслоениями пришедшего времени: "В крестьян с.Ганживка Кобеляцкого района на Полтавщине ходят мысли: "Где тот хлеб исчезает? Сколько его не берут, а его всe мало. Уже добрались до того, что и в закрома смотрят и оставляют только на душу.

Ведь было худшее время, как например, в 1922г., то такого то не было. Поэтому население очень возмущено против советской власти. Говорят, что это, наверное, возвратился "военный коммунизм", и эти хлебозаготовки приведут к голоду подобному тому, что был в 1922г....чтобы чего плохого не вышло с советской властью, потому, что крестьянину уже невозможно жить"100.

Эта же мысль занимала и крестьянина Лихоноса Г.С., проживающего в с.Сергеевка, Гришинского района, Артeмовского округа: "Правда ли это, что будут в крестьян забирать хлеб как это было в 1921г. У нас ходят слухи, что будто бы после заeма и самооблога будут брать хлеб в крестьян по 2 пуда с десятины.

Крестьянство бурчит и говорит, что возвращается 1921-й год, когда производили развeрстку, но это ведь в прошлом"101.

Крестьянство особенно тяжело переживало унижение чувства собственного достоинства, искало моральной защиты. И в этом ему, уже в который раз, приходилось обращаться к пророку нации, Тарасу Шевченко. Поэму Тараса Шевченко "Сон" крестьянин Лив Я.О. (с.Кривое -Озеро, Первомайщина) "населил" злободневными проблемами села:

"Душе моя убогая, чого марно плачеш?

Латану свитину з калiки знiмають,

З шкурою знiмають.

А от там вдову за самообкладання розпинають.

А он де пiд тином опухла дитина,

Голодная, мре.

А мати звiльнення iз бупру жде." (Укр.)

Сбылось то, о чeм писал Т.Шевченко,- продолжает крестьянин. - И как он знал, что советская власть будет тянуть подушки, подстилки, тулупы, сермяги, столы, сундуки и всe то, что под руку попало: Я прожил 58 лет и такого за всю свою жизнь не видел. А теперь - зайдите в РИК и увидите полно крестьянского имущества, в сельском совете - то же самое"102.

Как известно, красноармейцы адекватно отражали общественно-политические настроения крестьянской массы. Весьма полезны в этом аспекте письма красноармейцев и письма к красноармейцам, выступающие показательным источников изучения крестьянского мнения.

Живя добрыми ожиданиями от политики "нового курса" красноармеец из Звенигородки (Черкащина) уходит служить в армию. Два года спустя, (1928г.) он, демобилизовавшись, застаeт весьма печальную картину повседневного сельского бытия. Удручeнный увиденным и потерявший лелеянную надежду на материальный подъeм своего хозяйства, он делится своими печальными мыслями в письме к своему бывшему сослуживцу Горохову К. (Одесса, 151-й полк, хозрота): "Живeтся у нас в деревне скверно. Очень крестьянство угнетает Советская власть. Большие налоги накладываются. Налог за налогом оплачивай. Последнюю рубаху снимаешь с себя и платишь налоги. Скажи, братишка, кого мы защищали?" - А далее в раздумья автора вкрадывается осознание в существовании раздвоения советской действительности. С одной стороны пропаганда еe как власти народной и действующей в интересах народа, а с другой - суровая реальность бытия, с которой он столкнулся, возвратясь домой. - "Ты спроси политрука. Он нам говорил, что мы защищаем рабочих и крестьян. А вот же наоборот:" А далее о неприемлемом для самой социально-психологической сути крестьянства, а именно: о военно-коммунистических методах обращения с крестьянством "Ещe мы не залечили тех ран, когда нас грабили с 1917 по 1925г.:, когда ещe стали лучшие и очевиднее грабежи. Установлено, чтобы за 24 часа все обложки были бы выполнены: Я прослужил 2 года. Только приехал домой - начал продналог отдавать. Отец и мать за эти 2 года ничего не приобрели, а только опустошили хозяйство. Было немного хлеба, пришлось отдать за налоги. Скоро придeтся с голоду пропасть. Взяли шить сапоги: и то запретили говорят. "Плати патент за 6 месяцев, т.е. 230 руб. Ну это жизнь!.. Очень далеко осталось то, что нам говорили и то, что нас учили в Красной Армии. Главари говорили неправду, а ты веришь." - Упаднические настроения демобилизованного красноармейца характеризуют тенденцию общего настроя на селе: какой смысл усовершенствовать и поднимать своe хозяйство - всe равно отберут. - "как теперь поступить и чего делать не соображаю. Сеять хлеб не буду, на что его сеять, когда заберут; на каждый двор наложили самообложение и облигации." - И в завершение - общий итог. - "В селе крик и больше ничего"103. В письме автора чeтко прослеживается наступление на НЭП в налоговой политике. Начиная с 1926г. в налоговом законодательстве противники углубления НЭПа начали отход от "нового курса".

В 1926/27гг. в сравнении с предыдущим годом середняки и зажиточные крестьяне вынуждены были увеличить уплату налога соответственно на 10-30% и 80-130%104.

К 10-летию Октября ЦИК СССР принимает Манифест, который дополнительно освобождал от уплаты единого сельхозналога ещe 10% крестьянских хозяйств. ранее такая льгота распространялась на 25% крестьянских хозяйств105.

Весьма заметна тенденция переноса налогового пресса на зажиточные хозяйства. Так, в 1927/28 г. 14% самых зажиточных хозяйств вынуждены были уплатить 30% от общей суммы налога, а в 1928/29 г. эта цифра составляла более 60%106.

Чрезмерный советский налоговый пресс на зажиточные хозяйства в конечном итоге имел пагубные последствия для сельскохозяйственного производства: зажиточные слои села вынуждены были сворачивать свою сельскохозяйственную деятельность, беднели и разорялись. Следующим шагом по сворачиванию производства на селе было Постановление ВУЦИКа и СНК УССР в январе 1928г. "О самообложении населения по удовлетворению его общественных потребностей"107. Помимо единого сельхозналога, крестьянин вынужден платить самооблог, размер которого составлял до 35% от общей суммы сельхозналога108. В этом же месяце ВУЦИКом и СНК Украины, с целью якобы укрепления сельского хозяйства, был объявлен заeм государством на 100 млн. руб.109 Насаждаемая коммунистическая система производства и распределения не выдерживала конкуренции с рынком в обеспечении достаточно возможного функционирования всех систем обобществленного организма. В 1920 г. В.Г.Короленко в письмах к А.В.Луначарскому раскрывает звенья, следующие друг за другом в общей цепи коммунистического штурма. Писатель предупреждал, что после ликвидации капиталиста-собственника неминуемо происходит гибель производства и как результат всего этого --социальные катаклизмы и голод в том числе110. Этим же духом проникнуто письмо бывшего красноармейцы, жителя хутора Каримашева, Днепропетровского округа Степана Икру: "Подобно поросенкам, которые ссут свинью, - так налогами высасывают последние силы с крестьян: я должен сказать, что если трудовиков разграбят, то лентяи погибнут, некому будет рабочих кормит?"111

Документы, запечатлевшие общественно-политические настроения крестьянства Украины конца 20-х годов, хранят в себе огромный пласт информации нарастающего крестьянского стона и крика, жалоб и мольбы к властям с просьбой остановить грабeж села, хозяйства крестьянского.

Зажиточный крестьянин Осадчий из Бердичевщины размышлял по этому поводу: "Может быть я и кулак, т.к. я имею прибыли по подсчетам сельсовета 800руб.. Продналога мне начислили 120руб. 25коп., самооблога 75руб. 22коп. Итого я должен заплатить 195руб. 47коп. Я имею 7 десятин 3 сажна никуда не годного песка, а также имею очень хорошую рамочную пасеку. Когда меня зачисляют в кулаки, т.е. враги государства, значит, весной я ликвидирую пасеку. Буду собирать по 3коп. с десятины, но зато не буду считаться врагом государства. Хотя и не буду приносить пользы, но зато буду числиться незаможником, буду фундаментом государства, хоть и гнилым, но фундаментом:

Я работаю, как каторжник и, в конце концов, потерял уважение своих селян и вынужден продавать корову, оставив детей без молока, чтобы только уплатить налоги, чтобы не подвергнуть себя ешe большим оскорблениям"112.

"Выдумок и инициатив" на местах по поводу выкачки налогов было великое множество. "У нас в Межевском районе, Днепропетровского округа, - писал крестьянин в газету "Радянське село", - преподнесли нахально самооблог по 1000 руб. Спрашивается на кого наложили? На того, кто трудится. Отец не мог заплатить налог, так они пришли и забрали лошадь, коров, овец и продали. Остался отец с 15 душами семейства без ничего"113.

В письме своему дяде ученица группы N 4 Глодоской трудовой школы N 2 Минченко Серафима повествует о нелегких временах, наступивших в связи с выполнением государственных повинностей: "Дорогой дядя! Как живется в это тяжелое время в Глодосах? Время тяжкое, потому, что проходят четыре тяжких кампании: 1)крестьянский заем; 2)самообложение; 3)хлебозаготовки; 4) (в тексте документа пропуск - А.К.).

Все эти кампании требуют много денег, а у нас их нет И всe это нас угнетает.

А у понедельник состоялась демонстрация. Все учащиеся ходили по селу под музыку с плакатами: "Все излишки хлеба государству"114.

В части крестьянских писем, адресованных украинским руководителям Петровскому, Чубарю, Кагановичу и др. наряду с надеждой найти у них понимание в решении крестьянских проблем, всe настойчивее просматривается стихийная форма протеста, исходящая от безвыходного положения.

5 декабря 1928г. в письме Г.И.Петровскому, выходец из крестьян Харьковщины, 36-летний Ф.Маслий, техник-приeмщик из Харькова, спрашивает: "Куда мы идeм? Налоги сельскохозяйственные очень тяжелы. Хлеба крестьянину-производителю хватает до Рождества.

Причины обнищания крестьянина в неправильной политике на селе. Десятки постановлений партсъездов, сессий, конференций по крестьянскому вопросу при теперешней тяжeлой налоговой политике крестьянину ничего не дадут: Мы себя успокаиваем, что крестьянское хозяйство растeт:, но в целом это ошибка: Крестьянство не с нами, оно против нас:

Григорий Иванович! Это же не только в Славянском районе: Крестьяне плачут по всему Союзу, по всей Украине. Разве вы не слышите их стоны?"115

В письме мелитопольского окружного прокурора в наркомюст (28января 1928г.) приводились вопиющие примеры расправы местных властей с крестьянами за неуплату налогов. "Ко мне обратились два крестьянина Закаличный Яков и Слашилин Яков, жители с. Н. Спасивка Мелитопольского округа: Они сбежали из села потому, что их очень избивали представители комиссии по реализации крестьянского займа.: Угрожая револьвером, требовали подписаться на заeм от 400 до 1500 руб.

После пыток отпускали крестьян лишь после того, когда последние давали подписку, что оплатят назначенную комиссией сумму, а также о том, что их не избивали, а были с ними вежливы. Пятеро виновных в издевательствах над крестьянами задержаны, их дело передано следователю Мелитопольского окрсуда"116.

А в с.Зыбково Онуфриевского района комиссия по проведению кампании по самооблогу в составе представителя Онуфриевского РИКа, председателя сельсовета, заведующего сельбудом и крестьянина Хлебутина (все члены партии) стала вызывать зажиточных крестьян в сельсовет и предлагать облигации на значительную сумму. В случае отказа от покупки облигаций, их стоимость переводилась комиссией в самооблог, который в принудительном порядке изымали. В крестьянина Стрельцова комиссией принудительно было продано 145пуд. хлеба, лошадь, а в его хозяйстве оставили 30пуд. хлеба при 7 едоках117.






Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.046 с)...