Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальная культура казахского народа в XIX-начале XX



В период формирования казахского народа как нации возникли специфические музыкальные традиции. В результате определилась своя богатая музыкальная культура. Обряды, связанные с рождением ребенка, свадебные, поминальные, как правило, сопровождались пением. Любимым зрелищем народа стали айтысы акынов. Народные музыкальные произведения были основаны главным образом на семитональных диатонических мажорных и минорных ритмах. Эпические жыры исполнялись речитативом. В соответствии с особенностями исторического формирования казахского народа мелодический характер музыкальных произведений различен, имелись свои особенности и в исполнительных традициях: песни в сопровождении домбры или кобыза, исполнение кюев Всеобщее признание получили народные композиторы Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шугаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Мухит Мералиев и др. Созданные Курмангазы более 60 кюев представляет собой шедевры инструментального творчества,среди них: «Сары Арка» (Золотая степь), «Балбырауын» (Изящный), «Тюрмеден кашкан» (Побег из тбрьмы). Сохранилось около 40 кюев Даулеткерея. Во второй пол. 19в жили выдающиеся каз. композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освобод. борьбы. Курмангазы (1818-1889) – гениальный кюйши-композитор, классик каз. инструментальной музыки. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за соц. справедливость. В его произведениях слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Даулеткерей (1820-1887) – великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38гг в Букеевской Орде. Музыка Д. впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жигер». Есть и глубоко трагические произведения – «Салык олген». Известно около 40 кюев композитора. Татимбет Казангапулы (1815-1862) – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классич. домбровой музыки 19в, автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Многие его кюи являются разработками традиционных жанров инструмент. музыки, он сочинил классич. образцы традиц. кюев: «Косбасар», «Терискаклай», «Алшагыр» и др. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды. Ыкылас Дукенулы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Он возродил богатую муз. традицию кобыза, ведущую начала от музыки Коркута. Ы. сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и этнические сказания. «Камбар», «Казан», «Шынырау». Биржансал (1834-1897) выдающийся композитор, певец и поэт. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865г. Одна из первых его песен «Биржансал» Б. затрагивает соц. проблемы, нравственные понятия, судьбы отдельных лиц, ряд песен посвящены любовной лирике. Б. своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни «Жанбота», «Адаскак» выражали его гнев по поводу действий власти имущих. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Сохранилось ок. 40 песен. Акан серы Корамсаулы (1843-1913). Его произведения: песни «Кулагер», «Манмангер», «Макпал», «Балкадиша», «Сырымбет» и др. – заняли достойное место среди муз. Сокровищ





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 719 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...