![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Широко развивалось в XV-XVI1 вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколение в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр», социально-бытовые поэмы «Козы Корпеш - Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии:• Шалкииз (Шалгез) Тиленшиулы (1465-1562) - выдающейся жырау периода становления Казахского ханства (XVb.). Он происходил из знатного рода (потомков Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе и на Дону. Последние годы жизни провел в Казахском ханстве. Из дошедших до нас 30 произведений Шалкииз, наиболее показательными являются - два «Обращения к Тимуру».• Доспамбет жырау - является одним из ярких поэтов-жырау XVI в., родился в семье знатного военоначальника в г.Азове. Среди его произведений выделяется - толгау, имеющий в некоторой степени биографический характер.• Жиембет жырау Бортогашулы (XVII в.) -яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима в. Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных столкновениях казахов и ойратов в 1620 г., а также в подавлении мятежа ташкентского правителя Турсына в 1627 г. Из наследия Жиембета сохранились три толгау обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. • Актамберды жырау Сарыулы (XVII в) -творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Южном Казахстане, участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе. Известны 26 произведений, которые состовляют 3 тематическую группу: отрочество, годы зрелости и славы и пожилой возраст поэта.• Умбетай Тлеуулы (XVIII в.) - воспевал богатырскиие качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, также известен как один из соратников Абылай хана. Крупные его произведения - «Извещение хана Абылая о смерти Богембая», «На смерть Богембая», «Жаукашарга», «Обращение Бекболат бию» и др. • Бухар Калкаманулы (1693-1787)-выдающийся жырау XVIII в., чье творчество вобрало в себя и обобщило всю предшествовавшую поэтическую традицию. Советник хана Абылая. Творчество Бухар жырау делится на 2 периода: доаблаевский и аблаевский. Произведения первой группы приемущественно философско- назидательного характера. Вторая группа — это высокая поэзия государственного служения, пропогандирует идею сильной государственности и ханской власти и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами.
48. Политическое положение казахского ханства при Тауекель хане.
Тауекел-хан (год рождения неизвестен – умер в 1598 г.) – один из наследников и последователей Хакназар-хана.Путь Тауекел-султана к вершине власти был тернистым. Ему пришлось на протяжении ряда лет утверждать свое право быть ханом в борьбе с сыновьями Хакназара и другими султанами. И, к счастью для казахов, Тауекел вышел победителем из этой длительной борьбы. Само имя «Тауекел», означающее в переводе с арабского языка «уповать, полагаться на кого-либо», дарило казахам надежду, что его правление будет отвечать народным чаяниям. Благодаря уму, предприимчивости и энергии Тауекела, казахи вновь получили независимость, возродили мощь своего государства, сумели не только скинуть ненавистное подчинение иноземцам, но даже покорить, в отместку за причиненные страдания и ущерб, часть чужих владений.В начале 80-х годов XVI века Тауекел-султан со своей личной дружиной состоял при свите бухарского хана Абдуллы и принимал активное участие в борьбе в Баба-султаном. Летом 1582 года ему удалось наконец выйти на Баба-султана, убившего сыновей хана Хакназара, и главного политического противника своего теперешнего покровителя Абдуллы. Произошла стычка. Тауекел одержал верх, убил Баба-султана, прибыл к Абдулле и, бросив голову поверженного им Шейбанида к подножию его трона. Летом 1583 года Тауекел принял участие в походе Абдуллы на Андижан и Фергану. Ему и на этот раз улыбнулась военная удача. Но летом 1583 года Тауекел-султан, покинув Мавераннахр, ушел в Великую Степь. Причины такого шага Тауекела вполне понятны. Будучи энергичным, честолюбивым и предприимчмвым, он не мог надеяться стать независимым правителем своего народа, оставаясь под покровительством Абдуллы. Кроме того, с завершением победоносной войны с Баба-султаном уже не существовало общей цели: близлежащие к казахским кочевьям районы правобережья Сырдарьи окончательно признали власть бухарского хана, и Абдулла перестал поддерживать своих бывших военных союзников казахских султанов. Теперь он видел в них соперников, которые стремятся обладать присырдарьинскими городами и Ташкентом. Таким образом, чувствуя себя при дворе бухарского хана бесправным, Тауекел ишет новых путей к власти и покидает Мавераннахр для того, чтобы собрав силы в Великой Степи, повести борьбу против самого Абдуллы.Неизвестно какие превратности судьбы испытал Тауекел-султан в родных степях, прежде чем он сделался ханом. Только вступил он на ханствование в трудные времена. С одной стороны, казахские султаны вместо сильного союзника Абдуллы имели теперь грозного недруга; с другой – продолжали оставаться напряженными отношения с монголами и джунгарами. Но Тауекел показал, что он не только знаток военных действий, но и умелый политик. Ему удалось не просто упрочить свою власть в степи, но также расширить пределы владений казахов и поднять значение этого ханства в международных делах. В 1585 году Тауекел-хан покорил города Туркестана и едва не захватил Ташкент. Для более успешной борьбы с ханом Абдуллой он наладил хорошие отношения с Русским государством. Направленные в январе 1594 года в Москву послы казахского правителя были приняты благосклонно. В составе этого посольства был сын Тауекел-хана Кусаин. В мае-июне 1595 года русский царь отрядил в казахское государство своих послов во главе с В. Степановым. Они были приняты Тауекел-ханом по всем правилам гостеприимства и со всеми почестями. Русские послы внимательно знакомились с жизнью казахов, вникали в особенности их быта и культуры. Такое знакомство способствовало углублению отношений между двумя странами. Помня о помощи, которую оказали русским казахи в завоевании Сибири, российский государь повелел построить в их владении укрепленный город Тару, который надежным щитом закрыл бы Степь от иноземных захватчиков. Бесспорно, велика заслуга хана Тауекела в дальнейшем развитии казахско-русских связей. Создав новый военный блок, собрав многотысячное войско, Тауекел-хан осенью 1598 году снова пошел походом на среднеазиатские твердыни. В короткий срок он овладел Сайрамом, Ташкентом, Яссой (г. Туркестан), Андижаном, Самаркандом и направился в сторону Бухары. Однако здесь стремительное движение кочевников Великой Степи было приостановлено. Незначительный по численности гарнизон древнего города выдержал одиннадцатидневный натиск неприятеля, а на двенадцатый произвел удачную вылазку и нанес казахам поражение. Тауекел, пользуясь покровом ночи, отступил. Но война продолжалась. В одном из очередных сражений Тауекел-хан был тяжело ранен, отошел к Ташкенту и там через сорок дней умер в том же 1598 году. А через некоторое время был достигнут мир, и отнюдь не на вассальных для казахов условиях: отказавшись от Самарканда, они сохранили за собой Ташкент, Сайрам, Туркестан и некоторые другие крепости.Тауекел-хан ушел из жизни в расцвете сил и в момент своего политического торжества. Он был хорош собой, выделялся своим «красивым станом» и гордой осанкой. Его военный и дипломатический талант был таким же, как и его телесная стать. Одаренный природой и умом, и внешним изяществом, и поэтическим даром, он в то же время «по храбрости, смелости и мужеству являлся единственным во всем мире и славился в Дешт-и Кипчаке». Так писал о Тауекеле Хафиз-и Таныш, современник казахского хана и придворный историй Шейбанида Абдуллы.
Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 697 | Нарушение авторского права страницы