Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Седьмая сутра: пратьякш/ануман/агамах / праманани



(восприятие/умозаключение/авторитетное свидетельство / [таковы] знания источники)

Там есть тройка. В раскрытии описывается тройка средств: восприятие, вывод и традиции

Р. Авторитетное свидетельство

Можно сказать – заверение.

Р. Открывай учебник. Согласовывай с учебником – это источник знания. Я могу сделать логический вывод, решая задачу – это тоже получаю знание. И я могу просто _______

Само это понятие – средство достоверного знания – используется обязательно во всех индийских философских школах. Но оно имеет разное наполнение. В йоге оно имеет атропологическое наполнение.

Почему три? У нас есть три аспекта нашего существования: телесный, словесный и умственный. С телесной соотносится восприятие. С умственным соотносится вывод. А со словесным соотносится авторитетное свидетельство. И кроме того, это еще соотносится с тремя каналами нашей активности, которые нужно и можно регулировать в йоге. У нас есть возможность понимать и производить что-то словесным каналом: говорить речь, слышать речь, понимать речь. Дальше: что-то видеть и воображать. И, наконец, шевелиться. Например, я могу похлопать - и вы понимаете, что я выразил одобрение.

Телесному каналу (кинестетическому) – и соответствует восприятие.

Слуховому каналу - соответствует авторитет.

Зрительному каналу - соответствует вывод.

Р. Здесь может все меняться…основные каналы

Да. Это три канала. Потому что у нас есть еще два канала, которые не являются опорой для знаковости. Мы не можем общаться и быстро производить вкусы и запахи. У муравьев это есть, а у нас этого нет. У нас есть только три канала из пятерых. Почему-то только три являются каналами: кинестетический канал, зрительный канал и слуховой.

Р. А вкусовой?

Нет. Он – не канал. Я не могу что-то сообщить вкусом. Правда?

К. Только рассказать. Опять же словесно получается?

Р. А, понятно.

Я не могу начать пахнуть так, чтобы вам что-то сообщить.

К. А муравьи могут?

Да. Но у них емкость-то маленькая, потому что емкость канала у них ограничена сфера обитания. Они с этим справляются, а нам будет этого мало.

Р. Но тем не менее, если мы где-то побывали, то первое наше впечатление – это вкусовое.

Да. Но, это не сфера викальпы. Понимаете? Это не сфера знаковости. Например, я могу проявлять себя активно, делая жесты, которые могут быть и экспрессивными (например, скоростью____) и чисто информативными (например покрутить у виска). Могу сообщать слова, которые бывают экспрессивными и чисто информативными. Ну и зрительно, я могу нарисовать что-то. А со вкусами и с запахами этого нет. Поэтому три.

Р. Соответственно, управление, которое называется читта-вритти-ниродха – это подавление вот этих состояний, способность их подавлять, и вот эта отстроненность или бесстрастие, оно, допустим, может иметь какие-то синонимы. Например, пратьяхара. Или нет?

Нет. Пратьяхара – это аспект техники. А в первой главе автор (умеет… - мастер композиции текста) говорит о принципиальных вопросах. А пратьяхара – техника. О техники будем говорить позже.

Р., Далее говорится…,

Шестнадцатая сутра: тат/парам пуруша/кхьятер / гуна/вайтришньям

что именно «Такая способность приводит к наивысшему из всех знаний – Пуруше».

Имеется ввиду «Предел такой тренировки бесстрастия (как я в общем-то сказал) – это формальный предел. Когда мне совершенной все равно, какое конкретно содержание...

Ролик 7

Потому что все содержание у меня объективировано. А я нахожусь в точке абсолютного бесстрастного и следовательно бессодержательного наблюдателя. Ибо, по концепции в антологии санкхьи, которая принимается йогой, есть такое представление: все, что угодно конкретное, например, чашка есть некоторое специфическое нарушение абсолютной неразличенности, которое называется в санкхьи первоосновой, первоматериалом, и есть равновесие трех этих гун. Вот они нарушились и получилось, например, чашка.

К. Здесь написано, что это высшее желание, отличное, безразличием ко всем гунам, качествам, вследствие знания гун.

Не ко всем гунам, а к гунам, как к гунам вообще. Например, вы можете стать безразличным к чему-то. Если вы к чему-то, то вы говорите – к тому-то, есть содержание. А у гун никакого содержания нет. Потому что это просто чего-то активное, чего-то темное и чего-то светлое и т.д. Вот вы до этого уровня предела дошли, и дальше просто некуда и поэтому называется, что это бесстрастие высшее

Р. «С нами Пуруша» как это откомментировать? Пуруша – это кто?

Пуруша это есть наблюдатель. Это просто наблюдатель. Зрящий и Пуруша – это совершенно одно и то же. Пуруша в санскрите – это мужчина, но в ригведе – это прасущество, разделением которого получился мир, согласно Пушуша-____?. В санкхье, пуруша - это синоним. Это избранной в данной философии синоним атмана. Выясняется так, почему он мужского рода, а природа женского. Потому что он, как князь сидит, а князь естественного мужчина, а перед ним танцовщица пляшет. Танцовщица – природа. А он ничего не делает, просто удовольствие получает от того, как ему показывают в танце…

Р. Дальше некий подраздел что ли, начиная с семнадцатой сутры …





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...