Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечания. [1] Луначарский о Мейерхольде: Штукарство // Еженедельник академических театров




[1] Луначарский о Мейерхольде: Штукарство // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 8.

[2] Ex impoviso (лат.) — импровизационно (прим. ред.‑сост.).

[3] Partire del terreno (итал.) — «выходить из почвы», принцип координации движений актера с пространством той сценической площадки, где он действует (прим. ред.‑сост.).

[4] Accumuler des trйsors (франц.) — собирать богатства (прим. ред.‑сост.).

[5] Jeux de thйвtre (франц.) — театральные игры (прим. ред.‑сост.).

[6] Данный фрагмент — программа совместного класса Вс. Мейерхольда и Вл. Соловьева (прим. ред.‑сост.).

[7] Все темы собеседований берутся стянутыми к одной задаче: выяснить самодовлеющую ценность театральных элементов в искусстве театра.

[8] Curriculum vitae (лат.) — жизнеописание (прим. ред.‑сост.).

[9] Par exemple (франц.) — например (прим. ред.‑сост.).

[10] Порядок номеров случаен (прим. М. Коренева).

[11] Словоупотребление термина «чувствование» производится в научно-техническом его значении без привнесения в него обывательского и сентиментального понимания. То же надо сказать и о термине «волевых». Такой характер изложения принят в целях отмежевания, с одной стороны, от системы игры «нутром» (без системного наркотизма), а равно, с другой стороны, и от метода «переживаний» (гипнотической тренировки воображения). Оба указанных метода — первый, форсируя волю искусственным возбуждением предварительно расслабленного чувства, второй, форсируя чувство гипнотическим вытяжением предварительно расслабленной воли, — должны быть соответственно отвергнуты за негодностью и опасностью для физического здоровья людей, подвергаемых их воздействию. <…>

[12] «Рефлексов миметических [мимических?]» — этот термин обозначает все движения, возникающие в периферии тела актера, а также и движения самого актера в пространстве.

[13] Ракурс — значит сокращение, зрительное изменение формы предмета, поставленного в непривычное для наблюдателя положение (преимущественно в горизонтальной плоскости зрения).

[14] См.: Эфрос А. М. Введение // Камерный театр и его художники. М., 1934. С. XI.

[15] Евгений Вахтангов. М., 1984. С. 333.

[16] Симов В. А. Фрагменты из воспоминаний // Нехорошев Ю. И. Декоратор Художественного театра Виктор Андреевич Симов. М., 1984. С. 238.

[17] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 18.

[18] Там же. С. 79.

[19] Там же. С. 80. Курсив мой. — Г. Т.

[20] Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 128.

[21] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 136.

[22] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 108.

[23] Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 205.

[24] Аврелий [ Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены // Весы. 1906. № 1. С. 73 – 74.

[25] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 63.

[26] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 111.

[27] Аврелий [ Брюсов В. Я. ]. Искания новой сцены. С. 72.

[28] См.: Таиров А. Я. О театре. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. С. 88.

[29] Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 71.

[30] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 109.

[31] Там же.

[32] См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 186.

[33] Цит. по: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 41.

[34] Ремизов А. Товарищество Новой драмы: Письмо из Херсона // Весы. 1904. № 4. С. 38.

[35] Там же. С. 39.

[36] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 173.

[37] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 131.

[38] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241.

[39] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 241 – 242.

[40] Цит. по: Там же. С. 243.

[41] Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 135.

[42] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 244.

[43] Оголевец В. Лето в Полтаве // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 128.

[44] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 245 – 246.

[45] Там же. С. 246.

[46] Цит. по: Там же.

[47] Цит. по: Там же. С. 247.

[48] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244.

[49] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244.

[50] Цит. по: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 131 – 132. Курсив мой. — Г. Т.

[51] Коленда В. К. Моя работа в театре В. Ф. Комиссаржевской. Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Там же. С. 158.

[52] Малевич К. От Сезанна до супрематизма. [СПб., 1920] С. 4.

[53] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 90.

[54] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 137.

[55] Там же. С. 245.

[56] Там же.

[57] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 250.

[58] Там же. С. 137.

[59] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 278.

[60] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 83.

[61] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 251.

[62] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 192.

[63] Цит. по: Там же.

[64] Письмо не сохранилось. Приводится по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 305.

[65] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 252.

[66] Ч [ улков ] Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской: «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Товарищ. 1907. 8 нояб.

[67] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 229.

[68] Кугель А. Р. Профили театра. М., 1929. С. 84 – 85.

[69] Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 21. М. Ф. — исполнительница роли Гедды М. Ф. Андреева.

[70] Там же. С. 21 – 22.

[71] Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской // Новое время. 1906. 29 нояб.

[72] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 145.

[73] Беляев Ю. Д. О Комиссаржевской.

[74] Ярцев П. М. О старом и новом театре: Бытовая пьеса в «условном» театре: Поучительные трудности // Литературно-художественная неделя. 1907. № 2. С. 5.

[75] Там же.

[76] Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1906. № 47. С. 732 – 733.

[77] Кугель А. Р. Профили театра. С. 85.

[78] Кугель А. Р. Профили театра. С. 96.

[79] Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской. С. 153.

[80] Там же.

[81] Там же. С. 157.

[82] Веригина В. П. Воспоминания. С. 86.

[83] Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 417.

[84] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 287.

[85] Цит. по: Там же. С. 315.

[86] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 316.

[87] Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 325, 326.

[88] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 321.

[89] Цит. по: Там же. С. 320. Курсив мой. — Г. Т.

[90] Там же. Т. 1. С. 322.

[91] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 104.

[92] Эткинд М. [Рецензия на кн.: Онуфриева С. А. Головин. Л., 1977] // Советские художники театра и кино’77/78. М., 1980. С. 272.

[93] Там же. С. 271.

[94] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 158.

[95] Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 272.

[96] Там же. С. 271.

[97] Цит. по: Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983. С. 369.

[98] Эткинд М. Г. [Рецензия…]. С. 271 – 272.

[99] Бассехес А. И. Головин и театр // Бассехес А. И. За сорок лет. М., 1976. С. 51. Курсив мой. — Г. Т.

[100] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 24.

[101] Бассехес А. И. Головин и театр. С. 48. Курсив мой. — Г. Т.

[102] Файко А. Записки старого театральщика. М., 1978. С. 175.

[103] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 225.

[104] Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 398.

[105] Там же. С. 381.

[106] Блок А. А. Собр. соч. Т. 8. С. 399.

[107] См.: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 311.

[108] Театр имени Вс. Мейерхольда: Каталог выставки за 5 лет: 1920 – 1925. М., 1926. С. 5.

[109] См.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970. С. 192.

[110] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 498.

[111] Зноско-Боровский Е. А. Спектакли, посвященные Александру Блоку // Современник. 1914. Кн. 2. С. 121.

[112] Цит. по: Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 299.

[113] Ш. Художник или конструктор: Татлин оформляет Островского // Советское искусство. 1934. 17 сент.

[114] См.: Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. Т. 1. М., 1964. С. 544.

[115] Смирнова-Искандер А. В. В 1917 году // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 243.

[116] Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова: Искусство и манифесты // Художник. Сцена. Экран. М., 1975. С. 154.

[117] Из протокола общего собрания «I рабочей группы конструктивистов» // Эрмитаж. 1922. № 8. С. 12.

[118] Цит. по: Ракитина Е. Любовь Попова. С. 161.

[119] См.: Аксенов И. Происхождение установки «Великодушный рогоносец» // 3 афиша ТИМ. М., 1926.

[120] Мейерхольд В. Э. Письмо в редакцию // Известия. 1922. 9 мая.

[121] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1920 – 1926. Л., 1927. С. 28.

[122] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 261.

[123] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28.

[124] Там же.

[125] Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 56.

[126] Тарабукин Н. Зрительное оформление в ГОСТИМе. — РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 139, л. 5.

[127] Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 56.

[128] Там же.

[129] См.: Березкин В. Типология декорационного искусства // Советские художники театра и кино. М., 1983. С. 319.

[130] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 28 – 30.

[131] Мейерхольд В. Э. Биомеханика: Курс 1921 – 22 гг.: Материалы, собранные М. Кореневым. — РГАЛИ. ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1338, л. 2.

[132] Лекции и беседы В. Э. Мейерхольда со студентами ГВЫТМа: Запись Х. Н. Херсонского, 3 – 8 окт. 1921 г. — РГАЛИ, ф. 2740, оп. 1, ед. хр. 202, с. 9.

[133] Там же.

[134] Там же.

[135] Там же.

[136] Кроммелинк Ф. Великолепный рогоносец: Пер. Р. Линцер // Восемь бельгийских пьес. М., 1975. С. 19. В переводе, сделанном исследовательницей бельгийской драмы И. Д. Шкунаевой, данная ремарка звучит еще определеннее: «Жест словно служит у него трамплином к слову. Если случается так, что он не может высказаться, жест как бы застывает» (см.: Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. М., 1973. С. 248).

[137] Запись неустановленного лица лекций Мейерхольда В. Э. по сценоведению и театроведению в ГЭКТЕМАСе, 1923 – 1924. — РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 774, л. 7.

[138] Там же, л. 6 об.

[139] Цит. по: Гиляровская Н. Театрально-декорационное искусство за 5 лет. Казань, 1923. С. 25.

[140] В. Э. Мейерхольд: Сб. ст. Тверь, 1923. С. 14.

[141] Бескин Э. Театральный ЛЕФ // Советское искусство. 1925. № 6. С. 53.

[142] Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 302.

[143] Марков П. А. О театре…

[144] Мокульский С. Гастроли театра Мейерхольда // Жизнь искусства. 1924. № 23. С. 13.

[145] Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 8.

[146] Цит. по: Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 278.

[147] Там же.

[148] Лекции Мейерхольда в записи С. М. Эйзенштейна в ГВЫРМе и в ГВЫТМе, 1921 – 22 гг. — РГАЛИ. ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 895, л. 49.

[149] Там же.

[150] Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе. С. 10.

[151] Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. С. 41.

[152] Там же. С. 41, 42.

[153] Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987. С. 40.

[154] Там же. С. 43.

[155] Там же.

[156] Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. С. 53.

[157] Тарабукин Н. М. Проблема времени и пространства в театре // Театр. 1974. № 2. С. 53.

[158] Там же.

[159] Там же. С. 28 – 29. Курсив мой. — Г. Т.

[160] Там же. С. 29.

[161] Тарабукин Н. М. Проблема времени.

[162] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 279.

[163] Цит. по: Там же.

[164] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом // Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. № 35. С. 8.

[165] Максимов Г. Свет и тени петербургской драматической труппы за прошедшие 30 лет (1846 – 1876). СПб., 1878. С. 176.

[166] Рудницкий К. Режиссерское искусство // История русского драматического театра: В 7 т. Т. 7. М., 1987. С. 164.

[167] Волков Н. Театр в эпоху крушения монархии // Сто лет: Александринский театр. Театр Госдрамы. Л., 1932. С. 342.

[168] А. П. «Дон Жуан» и «Гамлет»: [Беседа с Ю. Юрьевым] // Биржевые ведомости. 1910. 20 окт. Веч. вып.

[169] См.: Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан») // Новое время. 1910. 11 нояб.

[170] См.: Л. Вас‑ий [ Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера // Речь. 1910. 11 нояб.

[171] Тиме Е. А. Я. Головин: Из воспоминаний // А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960. С. 329.

[172] Головин А. Я. Встречи и впечатления… С. 112.

[173] Варламов о Мейерхольде // Петербургская газета. 1910. 16 окт.

[174] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 3. (Речь идет о романе К. Гамсуна «Дети времени». В тех же выражениях Мейерхольд писал о нем В. Н. Соловьеву. См.: Мейерхольд В. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 163.)

[175] Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 86.

[176] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 8.

[177] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 67, л. 2 об.

[178] А. Я. Головин Встречи и впечатления… С. 159.

[179] Фрейденберг О. Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. 1978. № 2. С. 42.

[180] Мейерхольд В. Переписка. С. 101.

[181] Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 265 – 266.

[182] Беседа с заслуженным режиссером Республики В. Э. Мейерхольдом. С. 9.

[183] Баженов А. Сочинения и переводы: В 3 т. Т. I. М., 1869. С. 109.

[184] См.: Богатырев П. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 148 – 149.

[185] Марков П. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 58 – 59, 75.

[186] Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 197.

[187] См.: Там же. С. 196 – 197.

[188] Напр.: Л. Вас‑ий [ Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера.

[189] «Свадьба Кречинского» // Новое время. 1917. 27 янв.

[190] Юрьев Ю. Записки: В 2 т. Т. 1. Л.; М., 1963. С. 432, 444.

[191] Ласкин А. «Дон Жуан» Ж.‑Б. Мольера — В. Э. Мейерхольда — А. Я. Головина: (К проблеме: Мейерхольд и «Мир искусства») // Русский театр и драматургия, 1907 – 1917 годы. Л., 1988. С. 57.

[192] Левинсон А. Русский балет в Париже: «Весна Священная». «Игры» // Речь. 1913. 3 июня.

[193] См.: Альтшуллер А. Ю. М. Юрьев и В. Э. Мейерхольд // Актерское мастерство Акад. театра драмы им. А. С. Пушкина. Л., 1983. С. 20.

[194] Смирина А. Мольер — Мейерхольд — модерн // Театр. 1993. № 5. С. 47.

[195] Беляев Ю. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан»).

[196] Л. Вас‑ий [ Василевский Л. ]. Александринский театр: «Дон Жуан» Мольера.

[197] Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской // Речь. 1913. 31 июля.

[198] Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 432, 444.

[199] Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже // Московский наблюдатель. 1992. № 3. С. 58.

[200] В‑р. К. А. Варламов о новом искусстве // Раннее утро. 1908. 11 янв.

[201] Юрьев Ю. Записки. Т. 1. С. 450.

[202] Омега [ Трозинер Ф. ]. «Гроза» в Александринском театре 9 января // Петроградская газета. 1916. 10 янв.

[203] Беляев Ю. «Гроза» (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв.

[204] Беляев Ю. Театр и музыка // Новое время. 1901. 4 нояб.

[205] Homo novus [ Кугель А. Р. ]. Театральное эхо: Александринский театр // Петербургская газета. 1901. 3 нояб.

[206] Ярцев П. Театральные очерки: Михайло Семенович Щепкин // Речь. 1913. 11 авг.

[207] Ребров К. Искусство маски // Театральная газета. 1914. 23 нояб. Курсив мой. — А. В.

[208] Театральные негативы // Биржевые ведомости. 1915. 7 мая. Веч. вып.; Письма К. А. Варламова А. И. Шуберт // Театр и драматургия. Л., 1967.

[209] Театр и музыка // Новое время. 1910. 13 нояб.

[210] Дризен Н. Памяти К. А. Варламова // Речь. 1915. 6 авг.

[211] Л. В. [ Василевский Л. ]. Народный дом // Речь. 1913. 23 авг.

[212] Мейерхольд В. Переписка. С. 64.

[213] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 811, л. 5.

[214] Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 8. М., 1955. С. 528. Курсив мой — А. В.

[215] Марков П. О театре. Т. 1. С. 66. Курсив мой. — А. В.

[216] Фукс Г. Революция театра. СПб., 1911. С. 198, 177.

[217] Василевский Л. Малый театр: Спектакль К. Варламова и В. Мироновой // Речь. 1913. 3 мая.

[218] Беляев Ю. Как чествовали Гоголя… // Новое время. 1902. 23 февр.; П. А. [ Аристархов П. ]. Александринский театр // Петербургская газета. 1910. 10 нояб.

[219] Василевский Л. Народный дом: Гастроль Варламова и Стрельской.

[220] Л. В. [ Василевский Л. ] Александринский театр. «Дон Жуан» Мольера.

[221] Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. Пг., 1916. С. 32.

[222] Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 140.

[223] Аничков Е. Традиция и стилизация // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 65.

[224] Старк Э. (Зигфрид). Царь русского смеха. С. 56.

[225] Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66.

[226] Ласкин А. «Дон Жуан» Ж.‑Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989. С. 10.

[227] Л. К. Лаборатория искусства: (Беседа [с А. Я. Головиным]) // Биржевые ведомости. 1910. 7 дек. Веч. вып.

[228] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 458, л. 7.

[229] Молодцова М. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л., 1990. С. 89.

[230] Чернова А. Пластический облик персонажей Мольера: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1975. С. 9.

[231] Семеновский В. Мастер и мы // Экран и сцена. 1990. 8 февр.

[232] Аничков Е. Традиция и стилизация. С. 66.

[233] Мейерхольд В. Статьи… Ч. 1. С. 172.

[234] Соловьев В. «Маскарад» в Александринском театре // Аполлон. 1917. № 2 – 3. С. 74 – 75.

[235] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная» // Речь. 1913. 4 мая.

[236] Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр) // Новое время. 1916. 12 янв.

[237] См.: Кириллов А. Живопись и сцена: Первые опыты стилизации в Александринском театре начала XX века // Взаимосвязи: Театр в контексте культуры. Л., 1991. С. 80.

[238] Юрьев Ю. Записки. Т. 2. Л.; М., 1963. С. 203.

[239] Долгов Н. Александринский театр: «Маскарад», драма Лермонтова // Биржевые ведомости. 1917. 15 марта.

[240] Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета. 1914. 6 апр.

[241] Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой // Речь. 1913. 20 мая.

[242] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша // Там же. 6 мая.

[243] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная».

[244] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1259, л. 161 об. Курсив мой. — А. В.

[245] Василевский Л. Малый театр: Бенефис Рощиной-Инсаровой.

[246] Вивьен Л. Друг актера // А. Я. Головин: Встречи и впечатления… С. 325.

[247] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро // Речь. 1913. 5 мая.

[248] Бескин Э. Вчера и сегодня: (Юбилей М. Г. Савиной) // Театральная газета, 1914. 6 апр.

[249] Беляев Ю. «Гроза»: (Александринский театр).

[250] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная». Курсив мой. — А. В.

[251] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: Анфиса и Псиша.

[252] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «Обнаженная».

[253] См.: Рощина-Инсарова Е. Русские сны в Париже. С. 59.

[254] См.: Юрьев Ю. Записки. Т. 2. С. 199 – 205, 188.

[255] П. Я. Спектакли Рощиной-Инсаровой: «На полпути» А. Пинеро.

[256] Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981. С. 173.

[257] Альмединген Б. А. Из воспоминаний о работе Головина в театре. С. 253.

[258] Беляев М. «Маскарад» и работа над его постановкой А. Я. Головина // «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина. М.; Л., 1941 – 1946. С. 46.

[259] Громов П. П. Ранняя режиссура Вс. Э. Мейерхольда // У истоков режиссуры. Л., 1976. С. 153.

[260] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 721, л. 57.

[261] См., напр.: Там же, ед. хр. 458, л. 1 – 17; ед. хр. 811, л. 1 – 37.

[262] См.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 189, 316.

[263] Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 3. М., 1976. С. 383, 381.

[264] Розанов В. В. Два этюда о Гоголе // Розанов В. В. Сочинения. Л., 1990. С. 13 – 14.

[265] Белый Андрей. Луг зеленый. М., 1910. С. 104 – 105.

[266] Мережковский Д. Гоголь и черт. М., 1906. С. 70.

[267] Там же. С. 77.

[268] Ф. Кафка, к примеру, тоже видел себя в заклятой паре: «Творчество — сладкая, чудесная награда, но за что? … мне стало ясно… что это награда за служение дьяволу» (Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Из дневников. М., 1989. С. 18).

[269] Манн Т. Письма. М., 1975. С. 176.

[270] Гоголь Н. В. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Собр. соч. и писем: В 14 т. Т. 8. М., 1952. С. 292, 294.

[271] Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 4.

[272] Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 447, 383.

[273] В. В. Кандинский определял новый тип сценической композиции: «Внутреннее действие (абстрактное) и внутренняя связь отдельных его частей и всех его средств выражения составит форму сценической композиции». Единство новой сценической композиции «заключается не во внешней стройности хода действия, а в определенно выраженном общем звучании композиции» (см.: Кандинский В. В. О сценической композиции // Из истории советской науки о театре, 1920‑е годы. М., 1988. С. 100 – 101).

[274] См.: Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 157.

[275] См.: Там же. С. 160.

[276] Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». М.; Л., 1927. С. 80.

[277] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. М., 1927. С. 39 – 40.

[278] Белый Андрей. Гоголь и Мейерхольд // Там же. С. 36.

[279] Письмо В. Э. Мейерхольда к Ф. Ф. Комиссаржевскому от 29 – 30 апреля 1907 года // Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М., 1976. С. 89.

[280] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 338.

[281] Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 125.

[282] См.: Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 179 – 192.

[283] Мейерхольд В. Э. Статьи… С. 76.

[284] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. Т. 2. М., 1902. С. 446.

[285] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 77.

[286] Азов Вл. [ Ашкинази В. А. ]. «Победа смерти»: Трагедия Ф. Сологуба // Речь. 1907. 8 нояб.

[287] Сологуб Ф. Победа смерти. СПб., 1908. С. 60.

[288] Иванов Вяч. Морис Метерлинк: «Чудо святого Антония» // Весы. 1904. № 5. С. 49 – 50.

[289] С. П. [ Потресов С. В. (Яблоновский) ]. Гастроли В. Ф. Комиссаржевской // Русское слово. 1907. 31 авг.

[290] Розанов В. В. Два этюда о Гоголе. С. 11.

[291] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 28 – 29.

[292] Дикс Б. [ Леман Б. А. ]. Несколько слов о «Балаганчике» Ал. Блока // Золотое руно. 1907. № 7 – 9. С. 141.

[293] Андрей В. «Балаганчик» // Сегодня. 1907. 2 янв. С. 2 – 3.

[294] Глаголь С. [ Голоушев ]. Да здравствует театр! // В спорах о театре. М., 1913. С. 63.

[295] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. СПб., 1891. С. 261.

[296] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 60.

[297] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 61.

[298] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. 1908 – 1917. М.; Л., 1929. С. 20.

[299] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 173.

[300] Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.; Л., 1963. С. 399.

[301] Ауслендер С. Впечатления сезона: Санкт-Петербург. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. Вып. 7. С. 142 – 147.

[302] Громов П. П. Из бесед 1972 – 1979 гг. // Театр. 1990. № 1. С. 157.

[303] Solus [ Арабажин К. ]. Драматический театр: «Жизнь человека» // Сегодня. 1907. 23 февр. С. 3.

[304] См.: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 473.

[305] Мейерхольд специально оговаривал с актерами проблему «Развязки Ревизора» и прочих приложений Гоголя к комедии: автор, подчеркивал режиссер, не стремился ни к аллегории, ни к символической схеме. Напротив, «всякое “предуведомление”, которое Гоголь делает актерам, совершенствует пьесу. Она делается все серьезнее и серьезнее, ибо Гоголь все больше и налегает на сторону обличительную…» (см.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. М., 1968. С. 140).

[306] См.: Мережковский Д. Гоголь и черт. С. 12 – 17.

[307] См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. Гоголь: творчество, жизнь и религия. СПб., 1911. С. 64.

[308] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 92. Курсив мой. — Е. К.

[309] См.: Бродский Н. Л. Гоголь и «Ревизор» // Бродский Н. Л. Избр. труды. М., 1964. С. 40 – 48; Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора» // Н. В. Гоголь: Материалы и исследования: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1936. С. 151 – 199.

[310] См. об этом: Гиппиус В. В. Проблематика и композиция «Ревизора».

[311] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 131.

[312] Анализ действенной инициативы Хлестакова см.: Костелянец Б. Два лика империи: устрашение и безответственность // Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992. С. 78 – 117.

[313] См.: Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 229.

[314] См.: Костелянец Б. Мир поэзии драматической… С. 99, 101.

[315] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 145.

[316] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 35, л. 10 – 11.

[317] Мысль Андрея Белого о фигуре фикции как центральной у Гоголя, думается, во многом подсказана спектаклем Мейерхольда (см.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя. С. 80 – 104).

[318] См.: Рейх Б. «Ревизор» у Мейерхольда // На литературном посту. 1927. № 1. С. 66.

[319] См.: Программы академических театров. 1926. № 64. С. 8.

[320] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 47.

[321] См.: Левидов Мих. Пропала веревочка! // Веч. Москва. 1926. 13 дек. С. 3.

[322] См.: Шкловский В. Пятнадцать порций городничихи // Красная газета. 1926. 22 дек.

[323] См.: Мейерхольд репетирует: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 44.

[324] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 44.

[325] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118 – 119.

[326] См.: Там же. С. 118.

[327] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45.

[328] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 118.

[329] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 45.

[330] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112 – 113.

[331] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 19, л. 56.

[332] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 362.

[333] См.: Лозовский Л. Гоголь в театре Мейерхольда // Гоголь и Мейерхольд. С. 72.

[334] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112.

[335] Кугель А. Р. В защиту // Жизнь искусства. 1927. № 3. С. 5.

[336] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 112.

[337] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 368 – 369.

[338] См.: Тальников Д. Л. Новая ревизия «Ревизора». С. 50 – 51.

[339] Бердяев Н. А. Духи русской революции. Рига, 1990. С. 10 – 11.

[340] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 11.

[341] Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 64.

[342] См.: Розанов В. В. Гоголь и его значение для театра // Розанов В. В. Среди художников. СПб., 1914. С. 264 – 271.

[343] Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 80.

[344] Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986. С. 552.

[345] Ср. у А. А. Гвоздева: «Индивидуализированные персонажи пятиактной комедии Гоголя Мейерхольд обращает в синтетический, коллективный хор, жуткий хор трагикомедии» (Гвоздев А. Театральная критика. С. 75).

[346] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79.

[347] См.: Белый А. Мастерство Гоголя. С. 80 – 87.

[348] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45.

[349] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 29, л. 79.

[350] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 33, л. 146 – 147.

[351] См.: Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора» // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. Л., 1927. С. 16.

[352] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 42.

[353] См.: РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 34, л. 43 – 49.

[354] См.: Бескин Э. «Ревизор» у Мейерхольда // Веч. Москва. 1926. 11 дек. С. 3.

[355] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 45 – 46.

[356] См.: Левидов Мих. Пропала веревочка!

[357] См.: Мейерхольд репетирует. Т. 1. С. 136.

[358] Там же. С. 121.

[359] См.: РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 505, л. 29 – 30.

[360] Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 12 (сноска).

[361] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 536.

[362] См.: Гвоздев А. А. Театральная критика. С. 76.

[363] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 2. С. 122.

[364] Там же.

[365] См.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 372.

[366] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 29.

[367] Слонимский А. Л. Новое истолкование «Ревизора». С. 16.

[368] См.: Романовский М. «Ревизор» в постановке Мейерхольда // Харьковский пролетарий. 1927. 14 июля.

[369] См.: Гроссман Л. Трагедия-буфф: «Ревизор» у Мейерхольда. С. 43.

[370] См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда // «Ревизор» в театре им. Вс. Мейерхольда. С. 59.

[371] См.: Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра // Театральный Октябрь. Сб. 1. Л.; М., 1926. С. 52 – 54.

[372] Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. С. 159.

[373] См.: Соловьев В. Н. Замечания по поводу «Ревизора» в постановке Мейерхольда. С. 62.

[374] Станкевич Ал. «Ревизор» у Мейерхольда // Вечернее радио. 1927. 15 июля.

[375] Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 2. С. 122.

[376] Гвоздев А. Театральная критика. С. 85.

[377] РГАЛИ. ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 24.

[378] Кугель А. Р. «Ревизор» в студии Акдрамы // Рабочий и театр. 1927. № 12. С. 9.

[379] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67.

[380] «На фоне общего хора слышится ее беспечный голос, поющий романс “Мне минуло шестнадцать лет, но сердце было в воле”», — зафиксировано у А. А. Гвоздева (см.: Гвоздев А. Театральная критика. С. 82).

[381] Зайцев П. «Ревизор» у Мейерхольда. С. 67.

[382] РГАЛИ, ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 38, л. 81.

[383] См.: Мережковский Д. С. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества… С. 65.

[384] Там же. С. 83 – 84.

[385] Андрей Белый — Вс. Мейерхольду, 25 дек. 1927 г. // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 257.

[386] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 16.

[387] Белый А. Гоголь и Мейерхольд. С. 25, 35.

[388] Иванов Вяч. «Ревизор» Гоголя и комедия Аристофана // Театральный Октябрь. Сб. 1. С. 89, 92.

[389] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. В 2 т. Т. 1. 1874 – 1908. М.; Л., 1929. С. 27.

[390] Там же.

[391] Рапорты и докладные записки В. Э. Мейерхольда в Контору Императорских театров о ходе репетиций и спектаклей «Дон Жуан», «Каменный гость», «Маскарад». — РГАЛИ, ф. 998, ед. хр. 2751, л. 8.

[392] Подробнее об этом спектакле см.: Ласкин А. С. «Дон Жуан» Ж.‑Б. Мольера на сцене Александринского театра (1910) и некоторые теоретические вопросы творческой эволюции В. Э. Мейерхольда: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1989.

[393] Бенуа А. «Гроза» в Александринке: Художественные письма // Речь. 1916. 30 сент.

[394] См.: Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца» // Известия. 1922. 14 мая.

[395] Луначарский А. В. Заметки по поводу «Рогоносца».

[396] См.: Беседа В. Э. Мейерхольда с участниками «Ревизора», 15 марта 1926 года. РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 76, л. 25.

[397] Цит. по: Гладкое А. К. См.: Мейерхольд. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 228.

[398] См.: Там же. С. 175 – 176.

[399] См.: Там же. С. 178.

[400] См.: Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. В. Сталина // Октябрь. 1988. № 11. С. 112, 119.

[401] Гладков А. К. Мейерхольд. Т. 2. С. 170.

[402] Мысль о «восточном деспоте», о природе «восточного деспотизма», безусловно, волновала и Пушкина. Не случайно в те самые месяцы, когда он задумал «Бориса Годунова» (ноябрь — декабрь 1824 года), им было создано «Подражание Корану».

[403] См.: Наказ В. Э. Мейерхольда участникам спектакля «Ревизор». — РГАЛИ, ф. 963, ед. хр. 512, л. 3.

[404] Мацкин А. Время ухода: Хроника трагических лет // Театр. 1990. № 1. С. 30.

[405] См.: Мейерхольд В. Трактовка пьесы // Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 т. Т. 2. М., 1968. С. 286.

[406] Азов Вл. [ Ашкинази З. Г. ]. Театр Комиссаржевской. «Победа Смерти» // Речь. 1907. 8 нояб.

[407] Осипов И. [ Абельсон И. О. ]. «Заложники жизни». Премьера в Александринском театре // Обозрение театров. 1912. 8 нояб.

[408] Homo novus [ Кугель А. Р. ]. Заметки // Театр и искусство. 1916. № 3. С. 62.

[409] Гуревич Л. «Гроза» Островского // Речь. 1916. 11 янв.

[410] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1968. С. 279.

[411] См.: Бенуа А. «Гроза» в Александринке // Речь. 1916. 30 сент.

[412] См.: Волконский С. Человек на сцене. СПб., 1912. С. 71 – 85.

[413] См.: Весы. 1906. № 1. С. 72 – 74.

[414] См.: Волошин М. Лики творчества. Л., 1989. С. 349 – 355.

[415] Левинсон А. «Пизанелла, или Душистая Смерть» // Речь. 1913. 8 июля. Курсив мой. — Н. П.

[416] См.: Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1964. С. 31, 36.

[417] Левинсон А. «Мистерия-буфф» Маяковского // Жизнь искусства. 1918. 11 нояб.

[418] См.: Ауслендер С. Впечатления сезона. С.‑Петербург. 1. Александринский театр. «Дон Жуан» // Ежегодник императорских театров. 1910. № 7. С. 142 – 147.

[419] Кузмин М. Скороходы истории // Жизнь искусства. 1920. 27 июня.

[420] Вл. С. [ Соловьев В. Н. ]. Петроградские театры // Аполлон. 1917. № 8 – 10. С. 96 – 97.

[421] См.: Мейерхольд В. Э. Переписка. М., 1976. С. 158, 179, 181, 183, 200, 224.

[422] Там же. С. 152. См. также письма в этом издании: с. 147, 150, 157, 159, 177 и др.

[423] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 160 – 161.

[424] Бескин Эм. Пути и формы нового театра // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 14 – 15.

[425] См.: Фамарин К. Драма в Москве // Вестник Рабис. 1920. № 2 – 3. С. 62.

[426] Цит. по: Рабочий зритель. 1924. № 6. С. 8, 9.

[427] Садко [ Блюм В. И. ]. Мейерхольд — академик // Известия. 1922. 6 мая.

[428] Бескин Э. Под знаком «Рогоносца» // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 5.

[429] Садко [ Блюм В. И. ]. К критике критической критики Луначарского // Театральная Москва. 1922. № 41. С. 8.

[430] Там же.

[431] Загорский М. «Великодушный рогоносец» // Театральная Москва. 1922. № 38. С. 9.

[432] Там же.

[433] См.: Новый зритель. 1924. № 4. С. 3 – 6; № 5. С. 4 – 5.

[434] Авлов Гр. Гениальный агитатор // Рабочий и театр. 1925. № 36. С. 6.

[435] См.: Там же. № 34. С. 7 – 8.

[436] Садко [ Блюм В. И. ]. Следующий этап Мейерхольда // Пролетарская правда (Киев). 1924. 5 авг.

[437] Херсонский Хрис. «Мандат» // Известия. 1925. 25 апр.

[438] Херсонский Х. О левом фронте театра // Известия. 1925. 27 марта.

[439] Там же.

[440] Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда // Кино (М.). 1926. 21 дек.

[441] Загорский М. Письмо из Москвы // Жизнь искусства. 1924. № 10. С. 6, 7.

[442] Момус. К итогам сезона // Новый зритель. 1926. № 24. С. 8 – 9.

[443] Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда.

[444] См.: Блюм В. «Театральный Октябрь». Сборник I // Печать и революция. 1926. № 5. С. 228 – 230.

[445] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 244.

[446] Алперс Б. Блестящая шутка? // Еженедельник академических театров. 1924. № 15. С. 11.

[447] Там же. Эти слова купированы в сборнике Б. Алперса 1977 года «Театральные очерки».

[448] Алперс Б. Блестящая шутка? С. 11.

[449] Алперс Б. Лицо сезона // Рабочий и театр. 1925. № 18. С. 5 – 6.

[450] Алперс Б. Побеждающий смех // Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 129.

[451] Алперс Б. «Командарм‑2» в Театре имени Вс. Мейерхольда // Алперс Б. Театральные очерки. Т. 2. С. 145.

[452] Алперс Б. Театр социальной маски // Там же. Т. 1. М., 1977. С. 117.

[453] Там же С. 114.

[454] Жирмунский В. Поэзия как искусство слова // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб.

[455] Эрберг К. О догматах и ересях в искусстве // Искусство старое и новое: Сб. / Под ред. К. Эрберга. Пг., 1921. С. 1 – 19.

[456] Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 105.

[457] Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М., 1922. С. 14.

[458] Шкловский В. Кинематограф как искусство // Жизнь искусства. 1919. 20 мая.

[459] Положение об актере, выпускаемом ГЭКТЕМАСом — РГАЛИ, ф. 2385, оп. 1, ед. хр. 73, л. 3.

[460] См.: Отрывки из выступлений В. Э. Мейерхольда для Словаря терминологии. — РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 674, л. 137.

[461] См.: Шкловский В. Кинематограф как искусство.

[462] Пяст Вл. Слово о Театре без Слов и о театре Слова // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 нояб.

[463] Шкловский В. 15 порций городничихи // Красная газета. Веч. вып. 1926. 22 дек.

[464] Шкловский В. Особое мнение о «Лесе» // Жизнь искусства. 1924. № 26. С. 11.

[465] Шкловский В. «Ревизор» // Кино. 1926. 21 дек.

[466] Шкловский В. «Ревизор» // Кино. 1926. 21 дек.

[467] Шкловский В. Особое мнение о «Лесе». С. 11. (В газете вместо «изображают быт» — «изобретают».)

[468] Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 324.

[469] См.: Жирмунский В. Задачи поэтики // Задачи и методы изучения истории искусств. Пг., 1924. С. 123 – 168.

[470] См.: Шкловский В. Искусство как прием. С. 101 – 114.

[471] Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра: (Опыт разбора игры) // Театральный Октябрь: Сб. I. М.; Л., 1926. С. 49.

[472] Письмо В. Э. Мейерхольда А. А. Гвоздеву, 17.IX.1924. — Кабинет рукописей Российского института истории искусств, ф. 31, ед. хр. 306.

[473] Пиотровский А. Система Мейерхольда // Рабочий и театр. 1927. № 35. С. 7.

[474] См.: Пиотровский А. Кинофикация театра // Жизнь искусства. 1924. № 22. С. 4.

[475] Соловьев Вл. Тезисы к постановке «Леса» // Там же. С. 7.

[476] Мокульский С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. С. 16 – 17.

[477] Гвоздев А. «Лес» // Зрелища. 1924. № 74. С. 4 – 5.

[478] Там же.

[479] Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 23.

[480] Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987. С. 23.

[481] См.: Соловьев В. Тезисы к постановке «Леса» // Жизнь искусства. 1924. № 22. С. 7.

[482] См.: Слонимский А. «Лес»: (Опыт анализа спектакля) // Театральный Октябрь. С. 62.

[483] См.: Гвоздев А. Театральная критика. С. 38 – 42.

[484] См.: Там же. С. 43.

[485] Соловьев Вл. «Учитель Бубус» у Мейерхольда // Жизнь искусства. 1925. № 38. С. 13 – 14.

[486] Там же.

[487] Слонимский А. «Ревизор» // Жизнь искусства. 1927. № 38. С. 7.

[488] Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 243.

[489] Там же. С. 324.

[490] Сахновский В. Мейерхольд // Временник РТО. Вып. 1. М., 1925. С. 238.

[491] Сахновский В. «Мандат» Н. Эрдмана в постановке Вс. Мейерхольда // Искусство трудящимся. 1925. № 23. С. 4 – 5.

[492] С. «Лес», Мейерхольд и Академия // Художник и зритель. 1924. № 2/3. С. 24 – 25.

[493] Цит. по: Там же. С. 23.

[494] Волков Н. Путь Мейерхольда // Рабочий и театр. 1925. № 27. С. 4.

[495] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма: В 2 т. Т. 2. М., 1979. С. 291.

[496] Соболев Ю. О «Великодушном рогоносце» // Театр (М.). 1922. № 6. 7 нояб. С. 191 – 193.

[497] Там же.

[498] Марков П. А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С. 303.

[499] Там же. Т. 3. М., 1976. С. 143.

[500] Цит. по: Загорский М. Вместо отчета // Зрелища. 1924. № 75. С. 8.

[501] Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 158.

[502] Там же.

[503] Цит. по: Загорский М. Вместо отчета. С. 8.

[504] Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 160 – 161.

[505] Там же. С. 269.

[506] Там же. С. 228. Курсив мой. — Н. П.

[507] Там же.

[508] Там же. С. 227 – 228; 228 – 229.

[509] Там же. С. 291. Курсив мой. — Н. П.

[510] Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 290 – 291.

[511] Там же. С. 383.

[512] Марков П. А. Книга воспоминаний. М., 1983. С. 371 (гл. «“Ревизор” в Театре имени Мейерхольда»).

[513] Марков П. А. Книга воспоминаний. С. 371.

[514] Там же. С. 370.

[515] Марков П. А. О театре. Т. 1. С. 481.

[516] Там же.

[517] Там же.

[518] См.: Там же. С. 297 – 298.

[519] Там же. С. 486.

[520] Марков П. А. О театре. Т. 1. С. 486.

[521] Там же.

[522] Там же. С. 487.

[523] См.: Там же. С. 300.

[524] Там же. С. 480.

[525] Там же С. 482 – 483.

[526] Марков П. А. О театре. Т. 1. С. 487.

[527] Там же.

[528] Там же. С. 140.

[529] Марков П. А. О театре. Т. 1. С. 307.

[530] См.: Там же. Т. 2. С. 133 – 135.

[531] См.: Там же. С. 319 – 330.

[532] Марков П. А. Театральные портреты. М.; Л., 1939. С. 36.

[533] Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. С. 14.

[534] См.: Там же.

[535] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1959. С. 257, 256. Курсив мой — Н. П.

[536] Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. С. 14.

[537] См.: Февральский А. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978. С. 3.

[538] Козлов Л. Гипотеза о невысказанном посвящении // Вопросы киноискусства. Вып. 12. М., 1970. С. 112.

[539] Козлов Л. Гипотеза о невысказанном посвящении. С. 113.

[540] Там же. С. 117 – 119.

[541] Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. Т. 5. М., 1968. С. 60.

[542] Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1973. С. 84, 75, 83.

[543] Там же. С. 85. Курсив мой. — Л. М.

[544] Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1976. С. 76.

[545] Юткевич С. В. Э. Мейерхольд и теория кинорежиссуры // Искусство кино. 1975. № 8. С. 75.

[546] Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. С. 303.

[547] Февральский А. Пути к синтезу. С. 28.

[548] Мейерхольд Вс. «Портрет Дориана Грея» // Из истории кино: Документы и материалы. Вып. 6. М., 1965. С. 16, 22 – 23.

[549] Юткевич С. Мейерхольд и теория кинорежиссуры. С. 76.

[550] Херсонский Х. Страницы юности кино. М., 1965. С. 89 – 90.

[551] Херсонский Х. Страницы юности кино. С. 90.

[552] Цит. по: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 244.

[553] См.: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 228.

[554] Там же. С. 228, 229.

[555] Там же. С. 228.

[556] Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 3. М., 1964. С. 464.

[557] Мейерхольд Вс. Реконструкция Театра «Теакинопечать». М., 1930. С. 10.

[558] Добин Е. Козинцев и Трауберг. Л.; М., 1963. С. 36.

[559] История советского кино. 1917 – 1967: В 4 т. Т. 1. М., 1969. С. 242.

[560] Февральский А. Пути к синтезу. С. 191.

[561] Добин Е. Поэтика киноискусства: (Повествование и метафора). М., 1961. С. 56.

[562] Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 5. С. 305 (сноска).

[563] Афиша ТИМа. 1926. № 3.

[564] Афиша ТИМа. 1926. № 3.

[565] Юткевич С. В. Э. Мейерхольд и теория кинорежиссуры. С. 80.

[566] Афиша ТИМа. 1926. № 3.

[567] Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 4. М., 1966. С. 360.

[568] См.: Юткевич С. Контрапункт режиссера. М., 1960. С. 255.

[569] Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975. С. 115.

[570] Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 4. С. 597.

[571] Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 3. С. 287.

[572] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 203.

[573] Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 63.

[574] Алперс Б. Театр социальной маски. М.; Л., 1931. С. 101, 103.

[575] См.: Гоголь и Мейерхольд: Сб. статей. М., 1927. Об этом подробнее см.: Муратов Л. Культурная традиция и экранизация классики («Ревизор» в кино) // Классическое наследие и современный кинематограф. М., 1988.

[576] Жизнь искусства. 1927. № 2. С. 12.

[577] Там же. № 13. С. 12.

[578] Там же.

[579] Алперс Б. Театр социальной маски. С. 100, 102.

[580] История советского кино. Т. 1. С. 266.

[581] Эйзенштейн С. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 311.

[582] Муратов Л. Андрей Костричкин // Актеры советского кино: Сб. статей. Л., 1972. С. 103. Примечательно, что знаменитый мим Марсель Марсо под влиянием этой «Шинели» создал свою пантомиму.

[583] Цит. по: Февральский А. Пути к синтезу. С. 195 – 194.


[i] Впервые: Любовь к трем апельсинам. 1914. № 1. С. 62 – 63; № 2. С. 60 – 61; № 4 – 5. С. 94 – 98, 92; 1916. № 2 – 3. С. 145 – 146.

Публикуемый текст представляет собой учебную программу, методический план занятий в Студии, работавшей с 1914 по 1917 гг. на Бородинской ул. в Петербурге. Текст был опубликован в нескольких номерах журнала «Любовь к трем апельсинам» как обоснование текущей работы Студии. По существу, это первый мейерхольдовский манифест, специально посвященный актерскому искусству.

Кроме Класса Мейерхольда студийцы занимались в Классе В. Н. Соловьева (техника игры в комедии дель арте), Классе М. Ф. Гнесина (музыкальное построение речи в драме), Классе К. А. Вогака (техника стихотворной и прозаической речи), Классе Е. М. Голубевой (тренировка речевого аппарата).

Фрагменты, напечатанные в разных номерах журнала, разделены «звездочками».

[ii] Гульельмо — итальянский танцмейстер XVI века.

[iii] Fuller Loie, Фуллер Лои (1862 – 1928) — американская танцовщица. Выступала с импровизациями на классическую музыку, оригинально использовала выразительные возможности костюма и света.

[iv] Marinetti, Маринетти Филиппе Томмазо (1876 – 1944) — итальянский поэт, драматург, основатель и идеолог движения футуризма, создатель литературной формы — манифеста, автор «Футуристического манифеста» (1909), «Технического манифеста футуристической литературы» (1912), «Синтетического футуристического театра» (1915) и мн. др.

[v] Жак-Далькроз Эмиль (1865 – 1950) — швейцарский теоретик и педагог в области музыкального ритмического воспитания. Разработанная Жак-Далькрозом система основана на ритмической связи движения с музыкой, на принципах «телесного переживания» музыкального произведения и претворения его в движении. Институты Жак-Далькроза были открыты в 1910‑е гг. в крупнейших городах мира; после посещения Жак-Далькрозом России (1912) кн. С. М. Волконский основал Курсы ритмической гимнастики в Петербурге.

[vi] Рубек — персонаж пьесы Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

[vii] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 758. Публикуемые отрывки взяты из конспектов неустановленных лиц. Датированы в рукописи: 6 – 27 марта 1919 г.

Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок (сокращенно: Курмасцеп) были созданы в июне 1918 г. при театральном отделе Наркомпроса в Петрограде. Мейерхольд был заведующим Курсами и преподавал там режиссуру и сценоведение до весны 1919 г. В 1920 г. Курсы объединились с актерской Студией, руководимой Л. С. Вивьеном, — так образовался Петроградский техникум сценических искусств, затем Ленинградский театральный институт, затем Ленинградский институт {71} театра, музыки и кинематографии (ныне — СПб. Гос. Академия театрального искусства). Среди преподавателей Курмасцепа были живописец К. С. Петров-Водкин, режиссеры С. Э. Радлов и А. Л. Грипич, а среди «курсистов» — художники В. В. Дмитриев, Л. С. Попова, В. М. Ходасевич, театровед К. Н. Державин и др.

[viii] Лекции Вс. Э. Мейерхольда о режиссуре. ГВЫРМ. 1921 г.

Лекции и беседы Вс. Э. Мейерхольда со студентами. ГВЫТМ. 3 – 8 октября 1921 г. Запись Х. Н. Херсонского.

Вс. Э. Мейерхольд. План курса по «Биомеханике». [1922 г.].

Лекции Вс. Э. Мейерхольда. ГВЫРМ и ГВЫТМ. 1921 – 1922 гг. Конспект С. М. Эйзенштейна.

Положение о научно-исследовательском институте Государственных Высших театральных мастерских. 6 марта 1922 г.

Программа Государственных Высших театральных мастерских. 1922 г.

Всев. Мейерхольд. Биомеханика. Курс 1921 – 22 г. Материалы, собранные М. Кореневым.

Все семь материалов: РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 759; 771, 772, 792; ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1338; ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 895; оп. 2, ед. хр. 748; ф. 2740, оп. 1, ед. хр. 202.

В перечисленных документах зафиксирована деятельность Мейерхольда в период между закрытием Театра РСФСР‑1 и открытием Театра им. Вс. Мейерхольда, когда были провозглашены идеи биомеханики и театрального конструктивизма.

Государственные Высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ), переименованные в Государственные Высшие театральные мастерские (ГВЫТМ), открылись 3 октября 1921 г. Мейерхольд был председателем правления Мастерских, вел основной теоретический курс — сценоведение, занятия с режиссерами и ставил спектакли, в которых участвовали студенты («Нора», «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», все — 1922).

В ГВЫРМе — ГВЫТМе учились Э. П. Гарин, В. Ф. Зайчиков, М. И. Бабанова, З. Н. Райх, И. В. Ильинский, Д. Н. Орлов, М. И. Жаров, М. Ф. Суханова, Н. И. Боголюбов, Н. И. Серебрянникова, Л. Н. Свердлин и мн. др. актеры, практически большинство из труппы ТИМа. Здесь же начинался путь режиссеров, среди которых С. М. Эйзенштейн, В. Ф. Федоров, С. И. Юткевич, В. В. Люце, И. В. Мейерхольд, Г. Л. Рошаль и др. Мастерские меняли названия и статус и существовали постоянно при Театре им. Вс. Мейерхольда. Мейерхольд продолжал здесь преподавать.

[ix] Х. Н. Херсонский (1897 – 1968) — студент ГВЫТМа, впоследствии актер, известный театральный критик.

[x] Теория Крэга о возможностях нереалистического актерского искусства изложена, в частности, в его статье «Актер и сверхмарионетка». См., напр., Крэг Г. Э. Актер и сверхмарионетка // Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма. М., 1988.

[xi] Теория Б.‑К. Коклена об актерском искусстве изложена в его трактате «Искусство актера» (1886).

[xii] Ганако — японская актриса, гастролировала в России в 1909 г.

[xiii] {72} Сада Яко (или Якко) — японская актриса, гастролировала в России в 1902 г.

[xiv] М. М. Коренев (1889 – 1980) — студент ГВЫТМа, с 1923 г. — режиссер ГосТИМа.

[xv] Публикуются примечания к таблице амплуа, имеющие теоретическое и методологическое значение. Выпуск брошюры в 1921 г. должен был положить начало публикации методологических документов ГВЫРМа по актерскому воспитанию (объявлены были «Игра актера» и др.). Вышла из печати только эта брошюра.

В. М. Бебутов (1885 – 1961) — один из ведущих режиссеров «левого» театра, ближайший сподвижник Мейерхольда первой половины 1920‑х гг.

И. А. Аксенов (1884 – 1935) — литератор, переводчик, заведовал репертуаром в мейерхольдовском Театре Актера (1922).

[xvi] Термин «миметических» вместо «мимических» употреблен, видимо, ошибочно.

[xvii] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 507. Стенограмма.

[xviii] РГАЛИ, ф. 2385, оп. 1, ед. хр. 73. Датируется по времени существования ГЭКТЕМАСа: 1923 – 1932 гг.

«Положение» составлено Н. А. Басиловым по материалам и под руководством Мейерхольда.

ГЭКТЕМАС — Государственные экспериментальные театральные мастерские при Театре им. Вс. Мейерхольда.

Н. А. Басилов (1907 – 1960) — режиссер и театровед, аспирант А. А. Гвоздева в Институте истории искусств в Ленинграде. Непродолжительное время сотрудничал в Мастерских при Театре им. Вс. Мейерхольда. Автор монографии о режиссуре Мейерхольда, оставшейся незаконченной и хранящейся в РГАЛИ.

[xix] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1341.

[xx] Государственный Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (ГЦТМ), ф. В. Э. Мейерхольда, № 180171/2.

[xxi] РГАЛИ, ф. 1923, оп. 2, ед. хр. 818.

[xxii] ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, ф. Мейерхольда, № 180171/18.

ГЭКТЕТИМ — Государственный экспериментальный техникум при Театре им. Вс. Мейерхольда — название Мастерских в 1930‑е гг.

[xxiii] {73} Джемс (или Джеймс) Уильям (1842 – 1910) — американский философ и психолог. Мейерхольду были интересны его концепции непосредственного чувственного опыта человека (в физической и психической формах), трактовка сознания как производного впечатлений и ощущений, теории «потока сознания», формируемого физиологическими процессами в организме, физиологической природы эмоций.

[xxiv] РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 636.

[xxv] РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 58.

[xxvi] ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, № 180171/14.

[xxvii] В подборку включены отрывки из стенограмм и конспективных записей выступлений и лекций Мейерхольда, в основном относящихся к 1930‑м годам.

Архивные источники публикации:

Отрывки из выступлений, лекций и бесед В. Э. Мейерхольда для Словаря терминологии В. Э. Мейерхольда (1936).

РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 674.

Стенограмма беседы В. Э. Мейерхольда со студентами-выпускниками IV курса ГИТИСа, 15 февраля 1936 г.: РГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 786.

Запись беседы японского режиссера Осакаи с Мейерхольдом на режиссерском факультете ГЭКТЕМАСа. [Без даты]. РГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1344.

Стенограмма беседы Мейерхольда с коллективом самодеятельных кружков завода «Шарикоподшипник», 1936 г.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, № 180171/27.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 555 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.141 с)...