Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Участник маскарада



— Добро пожаловать в реальность без прикрас, — с улыбкой сказал незнакомец. Он говорил негромко, напевно, словно наслаждаясь каждым произнесенным словом. — Добро пожаловать в ад, дорогой Фаэтон.

Фаэтон спустился ступенькой ниже, чтобы увеличить расстояние между собой и этим странным человеком.

— Все прогнозы софотеков утверждали, что вы придете сюда физически, жаль, что мы ошиблись, — продолжил Скарамуш. — Мы наблюдали за перемещениями Радаманта, но никак не могли найти вас — только сейчас. Пойдемте со мной. Мое настоящее тело спрятано в карьере недалеко отсюда. Уверен, у вас множество вопросов к нам, и нам очень хочется на них ответить.

— Еще тогда, в роще сатурнианских деревьев, отключив фильтры, я увидел нептунца, огромного, заключенного в гору льда, больше похожего на какое-то чудище, — ответил Фаэтон.

— Полезно видеть то, что от тебя скрывают! — продолжал ухмыляться незнакомец. Абсолютно противоестественно изогнув шею, он заявил: — Но пока вы тут тянете резину, время уходит. Пойдем же! Быстрее!

— Нептунец, которого я видел тогда, как и вы, говорил, что он мой друг и товарищ по оружию, что я просто не помню его. Однако он сбежал, как только появился маршал Аткинс, улетел, выбросив в воздух какую-то только что сконструированную им фигуру. Если я правильно понимаю, вы и есть эта фигура. Вы с Нептуна?

— Ваша слепота начинает отступать, а ум готов принять правду. Пойдем! В конце концов, разве вам не хочется узнать, что именно вы забыли в Лакшми?

— Конечно да. Но кроме того, я хочу знать, кто вы такой и чего вы хотите. Машины Аткинса сообщили, что ваши технологии произведены не на Земле, вообще не на Золотой Ойкумене. Откуда вы, с другой звезды? Но ведь за пределами Ойкумены нет колоний, нет ничего, кроме отдельных станций, оснащенных роботами. Сдается мне, что это какой-то маскарадный трюк, дурацкая насмешка в мой адрес. Кто вы такой?

— Я то, что вы видите! Ну, вы пойдете или нет?! Скарамуш распахнул перед вами двери из этого фальшивого позолоченного ада, но двери закроются, если вы будете вот так стоять и хлопать глазами!

Фаэтон отключил фильтры, чтобы увидеть реальную картину происходящего. Ничего не изменилось, кроме фигуры на ступенях, которая теперь была не маскарадным персонажем, а серым манекеном из синтетики, без лица, без половых признаков. Кодовая маркировка на груди гласила, что это был один из манекенов, хранившихся в приемной мавзолея. («Тело» самого Фаэтона выглядело так же.)

Фигура вдруг сделала выпад и направила в грудь Фаэтона пустую руку, так, словно в ней был кинжал.

— Сэр, вы хотите пронзить меня воображаемым кинжалом? — удивился Фаэтон.

Манекен выпрямился, но его плечи все еще были напряжены, и вид он имел растерянный. Затем, немного расслабившись, манекен вновь принял уверенную позу, отсалютовал Фаэтону воображаемым кинжалом и как будто убрал его в ножны (хотя для Фаэтона никакого кинжала или ножен не было).

Из наушников его шлема раздался голос.

— Пронзить вас кинжалом? Вовсе нет. Я пытался оказать вам услугу. Этот кинжал представляет собой шкатулку памяти. Если бы, когда я коснулся вас, вы пребывали в средней виртуальности, цепи активировались бы и ваша утраченная память вернулась бы к вам. Но теперь, к сожалению, поздно. Если вы добровольно предпримете действия, чтобы вернуть утраченную память, софотеки, столь тиранически управляющие Золотой Ойкуменой, отправят вас в ссылку. Я хотел застать вас врасплох, чтобы вас не могли обвинить в преднамеренном нарушении условий соглашения, ясно?

Его воспоминания? На минуту у Фаэтона перехватило дыхание от страстного желания получить их. Его жизнь превратилась в лабиринт, полный ложных и истинных воспоминаний. Фаэтон чувствовал, что, как только память вернется к нему, стены лабиринта падут, загадка будет разгадана, а его жизнь вновь обретет смысл.

Тогда он поймет, почему Дафна, его Дафна, покинула его. Ему все станет ясно.

И все же… все же…

Фаэтон отступил еще на шаг.

— Вы знаете, что маршал Аткинс вас разыскивает? Вы можете связаться с ним по любому общественному каналу, вторичные системы соединят вас бесплатно.

Серый манекен спустился еще на ступень.

— Вы можете представить, что человек, которого разыскивают власти, вдруг бросится к переговорному пункту? Вы живете в империи лжи, бедняга Фаэтон. Софотеки Золотой Ойкумены вовсе вам не друзья, как и их слуги и наемники.

— Аткинс работает на Парламент, а не на софотеков.

— Ну да! Я пришел не для того, чтобы обсуждать Аткинса! Он просто анахронизм, несуразица! Он — заржавевший кинжал, он — мушкет, покрытый паутиной, висящий на стене в комнате дедушки, порох в этом мушкете давно превратился в плесень. Мы не боимся Аткинса!

Фаэтон не мог видеть лица собеседника, но жест правой руки, которым он сопроводил свои слова, много мог сказать о силе его чувств.

По слухам, психическая деятельность нептунцев была нестабильной, и у Фаэтона не было никаких оснований думать иначе.

В этой ситуации было еще что-то, что одновременно и насторожило, и заинтересовало Фаэтона. Если это существо его обманывало, это было бы слишком странно, так давно уже никто не поступал. Но если оно не обманывало, выводы из его слов можно было сделать просто ошеломляющие.

С помощью мысленной команды Фаэтон ввел в свой личный информационный канал пакет, чтобы отправить Аткинсу, если сам он потеряет связь с внешним миром. Отправлять этот пакет он не стал, не стал и вызывать Радаманта. Когда в прошлый раз Фаэтон разговаривал с нептунцем (неужели это было только вчера?), тот моментально вычислил его сигнальный трафик и, как только Фаэтон воспользовался связью для передачи простейшей программы, сразу же улетел.

Фаэтон не хотел, чтобы это существо исчезло до того, как Фаэтон хоть что-нибудь от него узнает.

— Вы сказали, что можете незаметно следить за софотеком Радамантом. Разве это возможно, располагая лишь обыкновенным смертным разумом? И почему вы противопоставляете «наш софотек» и «софотек Ойкумены»? Софотеки ведь существуют только внутри Разума Земли в сообществе людей. У нептунцев нет софотехнологий.

— Когда я говорил «наш софотек», я имел в виду софотека, сделанного не на Нептуне. Я имел в виду ваш и мой софотек.

— Ч-то?!

— Софотек Ничто построен уже больше чем наполовину, он уже достаточно умен, чтобы дать нам совет, как обмануть защитные системы Разума Земли. Этот софотек — ваше детище, и он хочет помочь своему единственному родителю.

Фаэтон от удивления потерял дар речи.

Безликая голова удовлетворенно закивала.

— Кажется, вы начинаете понимать. Ваш запрещенный проект, ваше тайное преступление, которое приводит в такой ужас колледж Наставников. Теперь вы можете догадаться, что это? Иначе зачем в вашем скафандре столько цепей и иерархий интерфейсов? Что еще могло бы нарушить равновесие сил? Что еще могло так всколыхнуть всю эту хрупкую структуру вашего коррумпированного общества? Никто не может запретить вам строить софотека. Но вы хотели создать софотека, не обремененного вопросами традиционной морали. Вы пытались создать бесконечно мощный разум, разум, который вспыхнет, как новое солнце. Разум, стоящий выше добра и зла!

Фаэтон слушал его молча. Серый манекен заговорил чуть спокойнее:

— Любой осознающий себя механический разум, начиная с Шестой, эры, строился по одному шаблону, на основе одной и той же базовой архитектуры, а потому все они имеют одни и те же нечеловеческие, неизменные моральные нормы. Вас не тошнит еще от их бесконечного морализаторства? Разве вам не хочется свободы, анархии, человеческих страстей и человеческого безумия? Их законы и правила предназначены не для людей, не для настоящих людей.

Послушайте, Фаэтон, если у настоящего, живого человека украли его жену, он разорвет любые сети обычаев и традиций, которые удерживают ее. Живой человек не позволит унижать себя, не станет извиняться перед машиной за свои естественные порывы. Фаэтон, ваша душа сильна. Несмотря на потерянную память, несмотря на ложь, которой вас оплели, ваше истинное «я» уже готово выйти наружу. В вас есть эти природные импульсы. Ведь вы чувствуете, что я вам говорю правду!

— Возможно. Но зачем строить злобного софотека? Мне не очень-то верится, что я был на это способен.

— Нет. Потому что вы воспринимали его иначе. Вы не нептунец, вы говорите бесстрастно. В ваших устах это звучало более рационально. Вы говорили, что софотеки толкают человеческое общество на безопасные и предсказуемые пути, и чем дальше, тем безопаснее, а все это ведет нас в эволюционный тупик, поскольку пресекает сомнения и риск, способствующие росту и прогрессу. Софотеки поддерживают законы, устанавливающие полный контроль над разумом и телом личности. Вы оспаривали такое направление, утверждая, что подобные законы, доведенные до крайности, на самом деле приводят к своей противоположности. По мере того как становится все легче и легче разрушить свою личность, свобода индивидуума уменьшается.

Может быть, Дафна Изначальная была бы свободнее, если бы не была сейчас взаперти, не умерла бы для мира, не лежала бы в гробу, который сама себе заказала? Но софотеки лишь машины, поэтому они всегда стремятся все доводить до логического конца. Их логика (которую они зовут справедливостью) не предполагает исключений. Но разве в этом заключается справедливость? Разве Дафна Изначальная не достойна исключения?

Фаэтон молчал, его взволновало услышанное.

— Вы хотели изменить общество, — продолжил манекен. — Но ваша социальная система — это западня. Вы еще не успеете начать ее изменять, а софотеки уже будут знать и предупредят Наставников, чтобы силой психологического давления вернуть мятежника к повиновению и подчинению. А если психологического давления не хватает, есть еще Курия и Суд. Если же и закон бессилен, на помощь приходит Аткинс. Для чего, как вы думаете, они все еще держат его?

Однако вы нашли способ вырваться из капкана. Если бы софотек не подчинялся традиционной морали, он сумел бы разработать стратегии, с помощью которых можно обманывать софотеков Разума Земли. Новая мораль, более широко подходящая к понятию свободы, позволяющей, нет, подталкивающей к риску тех, кто готов рисковать, позволит выйти из застоя и вернуть человечество на путь, ведущий к дальнейшему развитию!

— Не очень похоже на меня, — возразил Фаэтон. — С чего бы я так озаботился эволюцией? Цивилизация позволяет людям менять себя целенаправленно и к тому же гораздо быстрее, чем это возможно для обычной эволюции.

Манекен от нетерпения рубанул правой рукой по воздуху.

— Нет! Я говорю о мистической эволюции, о такой, которую невозможно описать словами или определить!

— А это и еще меньше похоже на то, что могло бы быть мне интересно, — с сарказмом возразил Фаэтон.

— Зато было интересно нептунской Тритонской композиции, она и сейчас заинтересована. Эволюция не была вашей целью, вовсе нет. Для вас это было лишь приключением. Вы хотели освободить человечество. Хотели освободить его для великих свершений. Невиданных деяний.

— Невиданных, славных деяний, о которых не будут знать пэры… — задумчиво пробормотал Фаэтон.

— Точно!

Это впечатляло: Фаэтон в образе революционера, переделывающего все общество для высоких и достойных целей. Однако он не мог в это поверить.

— И поэтому все мое мыслительное пространство ничего не содержит, кроме инженерного дела, баллистики и программ созидания земель? Поэтому мои глаза снабжены десятками программ поиска и анализа, которыми пользуются только ученые, работающие в космосе? Ради этого я накупил триллионы тонн биологических наномашин, сделанных по биотехнологическому проекту Колеса Жизни?

— Вовсе нет. У вас возникли проблемы на Земле, и Нептунская композиция предложила вам помощь в строительстве планеты, которая принадлежала бы вам. В план также входила ликвидация колец Сатурна и превращение их в луны, создание на нем атмосферы, как это было когда-то сделано на Юпитере, на котором теперь добывают энергию. Управлять миниатюрной планетарной системой должен был ваш софотек Ничто.

Фаэтон улыбнулся. Одним из его проектов был проект по воспламенению Сатурна. Поскольку аналогичный проект Ганниса на Юпитере был проведен успешно, вполне естественно, что возникла идея разработать с этой же целью второй газовый гигант. Однако у Сатурна была одна особенность, и Фаэтон знал об этом.

— Народ никогда не позволит зажечь Сатурн, поскольку слишком любит эти бесполезные кольца. Люди готовы потратить уйму сил на то, чтобы сохранить их.

— Софотек Ничто придумал способ обойти защитников Сатурна.

— К тому же масса Сатурна слишком мала для поддержания горения…

— Предполагалось, что воспламенение в первую очередь будет поддерживаться массированными бомбардировками антивеществом! Кроме того, мы рассчитывали на помощь Гелия: у поверхности Солнца в Солнечной структуре небольшой процент энергии будет фокусироваться в пучковый мазер и посылаться через всю систему к Сатурну, чтобы поддерживать температуру, необходимую для поддержания нуклеогенезиса!

— Но ведь на пересылку на такое расстояние будет тратиться очень много энергии…

— Технические детали! Вы считали, что эту проблему можно решить! Нептунцы старались помогать вам в этом деле! Вы ведь видите преимущества нептунской Тритонской композиции. Именно Нептун и ледяные облака за ним становятся прибежищем для чудаков и диссидентов и тех, кто мечтает освободиться от диктата софотеков и обрести право на конфиденциальность и свободу. Однако на таком далеком расстоянии от Солнца производство антивещества в нужных количествах слишком дорого. Из-за недостатка энергии нептунцам приходится экономить ее, и они отказались даже от собственных тел и сложных систем связи. У нас нет даже ноуменальной записи, чтобы предотвращать вероятную смерть путешественников. Жизнь нептунцев полна настоящей боли, и в ней есть смерть, но они живут настоящей, деятельной жизнью. Если бы Сатурн можно было сделать третьим солнцем и софотек, построенный на Нептуне, будет без опасений исследовать новые концепции морали, а также производить антивещество, как это делают сейчас на станциях на Меркурии, стоимость доставки энергии в колонии Нептуна снизилась бы вдвое.

Фаэтон открыл было рот для очередного возражения, но передумал.

В этом рассказе, безусловно, был смысл. Если ядро Сатурна искусственно сжать, например, с помощью технологии, которую Гелий использует для уплотнения ядра на Солнце, удастся поддерживать условия для синтеза водорода. А это значит, что высокое давление, при создании которого нельзя обойтись удаленным контролем, было причиной, по которой он создал свой скафандр: только в таком скафандре можно спуститься к ядру и наблюдать за работами.

Это объясняло и те непомерные объемы антивещества, которые он покупал у Вафнира.

Он закупил многие тонны биоматериалов, этот его поступок так же можно было объяснить теперь: он хотел заселить сатурнианские луны и смог бы это сделать, если бы дал им тепло и таким образом создал благоприятную для жизни среду.

Вот об этом он мог мечтать. Стать хозяином собственной миниатюрной Солнечной системы! Он мог создавать крупные и мелкие луны, какие захочет.

Ему всегда неприятно было видеть впустую пропадавшие ресурсы. Ему не нравилось, что в атмосфере газового гиганта не добывают водород, энергия звезд растворяется в пустоте, в то время как ее могла бы улавливать сфера Дайсона. Железо и медь, силикаты плавают в космосе в виде мелких камней или астероидов, «а не плавятся в печах, не преобразуются наносборщиками в нечто полезное. Фаэтон не мог не замечать, что люди живут беднее, чем могли бы, и испытывают недостаток энергии, ресурсов или времени, чтобы создать то, что им бы хотелось создать.

— Давайте в качестве предположения представим, что я вам поверил, — предложил Фаэтон. — Чего же вы от меня хотите?

— Я являюсь представителем Ксенофонта. Вы ведь его помните? Если бы вы ничего не вспомнили о своем прошлом, вы не надели бы свои доспехи.

— Как звучит его полное имя?

— Ксенофонт Ненумерованный Удаленный Амебоидный, Тритонская композиция, Радиально противоречивая структура коллективного разума и потребления, Нестойкая смешанная нейроформа, Школа непоколебимого хаоса (эра не определена).

Удаленная станция как раз была одним из тех мест, которые, согласно записям, Фаэтон не раз посещал за последние десятилетия. Имя тоже было ему знакомо, по крайней мере он встречал его в старых записях новостей. Ксенофонт был одним из трех составляющих коллективного разума Нептуна, управлявшего станцией. Другие два были Ксеркс и Ксанфохоли. Все трое (когда они объединялись) славились тем, что прилагали большие усилия в открытии новых колоний, расположенных все дальше и дальше в астероидном поясе Нептуна. Это были частные станции, на которые не распространялась юрисдикция Парламента.

Вполне возможно, что и Ксенофонт, и его братья-аспекты могли помогать Фаэтону в любом проекте, который произвел бы революцию в обществе. Пока что все сказанное Скарамушем соответствовало фактам, известным Фаэтону.

Безликий манекен снова заговорил:

— Ксенофонт — ваш партнер, он ваш товарищ и подтвердил свою дружбу самыми твердыми клятвами и знаками братской любви. Но вы его забыли. Зато он вас не забыл. Со вчерашнего вечера он успел связаться с Колесом Жизни, вашим самым крупным кредитором после Ганниса с Юпитера, и перекупил у нее ваш долг. Понимаете, что это значит? Оборудование, которое хранилось на орбитальной станции на Меркурии, перейдет в нашу собственность в уплату вашего долга. Мы можем вернуть его вам. Проект может быть продолжен. И ваша жизнь тоже.

«И ваша жизнь тоже», — эхом прозвучало в ушах Фаэтона. Он расправил плечи и удивился, вдруг осознав, что все это время на маскараде в честь наступления нового Тысячелетия он скучал и все ждал чего-то с нетерпением. Теперь он знал, почему ему было скучно. Скарамуш дал этому название. Конечно, он ждал, когда же окончатся празднования, чтобы снова начать жить.

Ему хотелось, чтобы все эти тайны и загадки поскорее были решены, они так мешали ему жить по-настоящему.

— Что я должен сделать?

— Идемте! Заберите свое реальное тело оттуда, где оно хранится (мы почему-то не нашли его в мавзолее Радаманта), возьмите свой замечательный скафандр, и вперед! Мое тело, как я уже говорил, здесь поблизости, я уже выполз из темного карьера, куда меня загнала погоня, и сейчас я бреду сюда на своих толстых ногах. Закодированные импульсы вызовут замаскированный корабль моего хозяина. И мы с вами покинем душную, тяжелую планету с ее огромным Солнцем и улетим к ледяному поясу Нептуна, где Солнце — всего лишь звезда, чуть ярче, чем остальные.

Фаэтон снова насторожился.

— Я не отправлюсь в столь долгое путешествие без серьезных доказательств, подтверждающих, что я и ваш хозяин были друзьями и партнерами.

— Уберите блокировку с мыслительного пространства, и я передам вам вашу потерянную личность. Ваши мысли перестроятся, и все ваши сомнения моментально рассеются. У нас есть копия вашей памяти. Ваша жизнь в наших руках, и мы хотим вернуть ее вам. Все, что нужно вам сделать, это открыть свой разум, открыть глаза и быть готовым принять ее.

Скарамуш хотел, чтобы он включил свой фильтр ощущений. Снова кольнуло подозрение. Он помнил, как настойчиво требовал вчера вечером посланец с Нептуна, чтобы Фаэтон открыл схемы, ведущие в его мыслительное пространство.

Безликий манекен удивился.

— Почему вы колеблетесь? — Он поднял правую руку и показал пустую ладонь. — Вы же видите, у меня больше нет той иконки-кинжала. К тому же ничто не может нанести вред рожденному в поместье, вас-то здесь нет. Разве не в этом главная идея вашей школы жизни?

— Нет, дело не в этом, — возразил Фаэтон. — Вы говорили, что я не могу по собственной воле вернуть свою память, Наставники отправят меня в изгнание.

— Верно. Хотя соблюдение их правил — дело добровольное, они сами так уверяют. Ксенофонт никогда не признает их бойкот, тем более в дальнем космосе. Софотеки сильны там, где в системе есть яркое солнце, но вселенная куда больше, а тьма темнее, чем они могут себе представить.

Даже если вы не хотите вернуть свои воспоминания, не беда! Вы с Ксенофонтом можете начать свою дружбу с самого начала, с чистого листа. Вас ждет проект создания третьего солнца, а софотеку Ничто не терпится поскорее увидеть своего родителя и создателя! Посмотрите вон туда! Мое настоящее тело уже близко. Вам тоже нужно забрать свое. Где оно? Где ваш скафандр?

Фаэтон оглянулся, расширил поле обзора. Вдали, на краю загона для лошадей двигалась ледяная полужидкая субстанция космического скафандра нептунца, внутри были видны узлы и ниточки нейронной системы, биомеханизмы и временные вспомогательные мозги. По мере того как в скафандр вливалась масса вещества, он разрастался. Нептунец распластался по земле и полз на тысяче крошечных ножек, напоминая желатиновую лужицу, которая по непонятным причинам вдруг ожила и начала двигаться.

Фаэтон повернулся к Скарамушу.

— Я думал, нептунский посланец сделал вас похожим на человека.

— Человеческое тело, которое мой хозяин выбросил с корабля, не что иное, как приманка, личность ограниченного использования с фальшивыми воспоминаниями, ее задачей было отвлечь преследователей. Я же вырос из тех капель, что были разлиты в траве, из единственной споры, оброненной Аткинсом. А наша память: нас тысячи, мы специалисты по различным военным хитростям и военной наноинженерии — мы хранились в молекулярных кодах.

— Значит, вам всего лишь один день?

— Совершенно верно, и я посвятил всю свою жизнь поиску вас. Вы полетите с нами? Ваш сир умер, ваше богатство растрачено, ваша жена ушла в виртуальную реальность. Поехали. Здесь, на Земле, у вас ничего не осталось. Ничего.

Много лет назад Фаэтон и Дафна посетили макрокомплекс Батителлурической школы, располагавшийся под тектоническими плитами Тихоокеанского бассейна. Фаэтон любил вспоминать это время, лучшее время в его жизни. Им оказали тогда очень теплый прием, ведь когда-то Фаэтон очень помог обитателям макрокомплекса: изменил благоприятным для них образом характер воздействия приливов на потоки внутри ядра планеты. Он добился этого, изменив орбиту Луны. В честь Фаэтона и Дафны был устроен праздник, ее документальное сновидение о развитии героизма в ходе исторической эволюции получило невиданное признание.

Они с Дафной решили, что батителлурический город — чудо инженерии, прекрасно приспособленное к новым чувственным восприятиям и формам тела, которых требовала жизнь под слоем магмы. С вершин антигор свисали перевернутые башни. По сторонам антиканьона расположились украшенные мозаичными узорами волшебные хранилища, похожие на купола соборов, они берегли в себе тысячи библиотек и мыслительных, садов. Все это было невыразимо прекрасно в переливах света и тени в сочетании с акустическим восприятием, которое для Дафны и Фаэтона было новым. Жители батителлурического города, остроумные, гостеприимные идеалисты, дали Фаэтону и Дафне пароль для входа в город.

Новые тела, которые были здесь созданы для них, получили еще четыре пола и шестнадцать новых аспектов для восприятия удовольствий; и Дафна, и Фаэтон были этим очарованы и наслаждались новыми ощущениями. Новые виды одомашненных животных, гибриды и вирусы создавались по тем же принципам. Знания Дафны по созданию живых организмов позволяли загрузить ей в память аналогичные науки, включавшие новые варианты строения тела, а космическая инженерия, в которой разбирался Фаэтон, также была полезна в этом странном месте под мантией Земли.

Фаэтон и Дафна приняли участие в проекте. Это был первый и единственный раз, когда они работали вместе.

Окруженные дружбой и уважением батиземцев, они как будто провели здесь еще один медовый месяц. К сожалению, тоска по нормальным человеческим телам и Консенсусной эстетике в конце концов заставила их попрощаться с подземными жителями, однако то время, что они провели с батиземцами, было волнующим, наполненным полезными трудами и удивительными наслаждениями.

Это никогда не повторится. На Земле у него ничего не осталось. Скарамуш попал в точку. В его душе заговорили одновременно и надежда, и отчаяние. Надежда на то, что где-то во мраке, на окраине Солнечной системы его ждет, может быть, что-то хорошее. Он сможет зажечь новое Солнце, превратит нагромождения льда и камня в среду существования, приемлемую для людей, создаст памятник человеческому гению. Но здесь, здесь его не ждет ничего, и от этого в его душе рождалось отчаяние.

— Почему я должен верить вам? — поинтересовался Фаэтон.

— Откройте свои воспоминания, и вы вспомните моего хозяина.

— Я имел в виду, как я могу верить вам, не предпринимая столь отчаянного шага?

— Не знаю. Жестокие технологии вашего общества не позволяют вам верить своим глазам, своей памяти, своим мыслям. Вы можете оказаться вовсе не тем, кем вы себя считаете. Все ваши знания могут быть ложными, а все происходящее — просто сном. Единственное, на что вы можете рассчитывать, — ваши инстинкты и ваши чувства. Как еще вы можете сохранить верность самому себе?

Фаэтон кивнул. Разве не то же самое советовала ему Разум Земли?

В конце концов, он не знал, верны ли предположения Аткинса. Сама мысль о существовании внешнего врага Ойкумены была абсурдна. Врагов не бывает, подобные мысли — чистый анахронизм, как и сам Аткинс. Вне Ойкумены нет ничего.

— Неужели вы доверяете этому земному обществу больше, чем моему хозяину? — продолжил Скарамуш. — Они упрятали в коробку вашу память, украли вашу жизнь, а мой хозяин хочет все это вернуть вам.

— По крайней мере, позвольте мне проверить то, что вы сказали. Если это окажется верным, я смогу поверить всему остальному.

— Будьте очень осторожны в контактах. Отправляйте запросы по общественным каналам, не будите подозрений у Радаманта. Мне бы не хотелось привлекать внимание софотеков. Законно либо незаконно они попытаются пресечь вашу попытку сбежать, как только о ней узнают.

— Как можно бояться Радаманта?

— Поверьте мне, Фаэтон, ваше правительство под нажимом софотеков совершило немало вредных и бесчестных поступков, которые позже были изъяты из вашей памяти.

— Они не могут сделать чего бы то ни было без нашего согласия.

— Не могут? Кто вам это сказал? Софотеки? А впрочем, неважно. Звоните куда хотите. Может быть, не все ваши линии заблокированы.

И он снова поднял правую руку, растопырив пальцы, — миролюбивый жест.

Фаэтон оглянулся. Нептунец уже перетек через изгородь выгона и теперь пробирался через рощу кипарисов. Однако он был еще далеко, к тому же Фаэтон не боялся нападения, ведь он не присутствовал здесь физически.

Фаэтон закрыл глаза, отключился от Радаманта и вновь включил фильтр ощущений, чтобы оказаться в своем мыслительном пространстве. Он коснулся одной из окружающих его иконок, желтый диск раскрылся, открывая канал связи с местной библиотекой. Он находился в средней виртуальности, чтобы поисковая программа могла моментально загрузить в его память любую обнаруженную информацию. Проект удаленных исследований действительно выкупил огромный долг, сделанный Фаэтоном у биотехнологического проекта Колеса Жизни в рамках космического проекта.

Фаэтон открыл глаза. На этот раз он увидел не манекен, а одетого в шутовской костюм Скарамуша: на его лице блуждала маниакальная ухмылка, он был бледен как смерть, глаза его блестели. Поскольку Фаэтон отключился от Радаманта, он видел все в свете Красной манориальной школы, поэтому от фигуры перед ним исходила черная аура злобы и почти материальной угрозы, казалось, что он даже чувствует отвратительный запах.

Кинжал никуда не исчез, просто Скарамуш переложил его в другую руку, потому Фаэтон не мог его видеть. Кинжал почти касался острием ладони Фаэтона. Скарамуш ударил и без труда проколол ладонь Фаэтона. От боли пальцы сжались, а система восприняла это невольное движение как согласие.

Находясь в средней виртуальности, Фаэтон почувствовал, как завибрировал его мозг, но вибрация эта была вызвана не поступавшими утраченными воспоминаниями. Его пронзило оцепенение, ужас, холод и боль. Теперь он видел перед собой туннель с черно-красными стенами, а в голове само по себе возникло послание:

«Ксенофонт сразил тебя. Дурак, ты не сможешь избежать смерти, забившись подальше в гроб. Нельзя избежать расплаты за предательство, избавившись от воспоминаний о содеянном. Ты знаешь, в чем твоя вина. Умри!»

В центре его затуманенного сознания Фаэтон видел по-прежнему ухмылявшегося Скарамуша. Фаэтон попытался поднять руку, подключить аварийную систему и вызвать помощь, но не смог.

Скарамуш с улыбкой еще раз размахнулся и сделал выпад. Программа Красной манориальной передала его действия как удар в шею, сопровождаемый непереносимой болью и ужасом. Фаэтон ощутил, как сталь разрубает его сосуды, горло, сведенные судорогой мышцы, царапает позвоночник. Кровь толчками хлынула из раны, теплая и обильная, он услышал свист поврежденной трахеи.

Потом — небытие.

ПАМЯТЬ

Потом боль прошла. Он превратился в пару перчаток, висящих в темноте, вокруг них полукругом расположились кубы и иконки. Чуть дальше виднелась спираль из точек.

Пока Фаэтон пытался вытащить из шеи кинжал, перчатки, как когтистые лапы, молотили по воздуху. Сверху возник красный восьмиугольник и завис в воздухе — система не могла расшифровать его жесты.

Но вот наконец ум его прояснился, вернулась свобода движений, а вместе с ними и тревога. Он поднял левый указательный палец, что означало запрос о состоянии.

Верхний куб раскрылся, стала видна панель. Фаэтон по-прежнему был Фаэтоном Изначальным (Реликтом в отношении закона) из рода Радамант (аварийный парциал).

Хорошо. Обычно, когда он приходил в себя в таком состоянии, это означало, что он только что умер, а в банке ноуменальных копий пробуждается его дублирующая личность. Ну что ж, вопреки всем ожиданиям он не умер.

Боль была достаточно сильна, чтобы подключилась его аварийная подличность. Спокойная, быстро соображавшая подличность Фаэтона активировалась. Фаэтон сам создавал эту личность на случай аварии в космосе, а значит, навряд ли кто-то знает о том, что она существует, тем более враг.

Потом он взглянул на запястье левой перчатки — запрос о времени. Отсчет времени был ускорен до максимального предела, значит, снаружи время почти не просачивалось. Возможно, тело его манекена еще даже не коснулось земли.

Чисто рефлекторно Фаэтон (или, скорее, его аварийный вариант) переключился с мозга с обычными, замедленными биопроцессами на сверхпроводную нервную систему мозга дублирующего. Поэтому мысли его неслись с невиданной скоростью. Когда чрезвычайная ситуация будет разрешена, все мысли и заключения, к которым он придет в этом ускоренном режиме, будут добавлены в его настоящий мозг.

Его аварийная личность перекрыла все эмоциональные центры в гипоталамусе, а также отключила средний мозг, отвечающий за нормальные физические реакции, сопутствующие шоковому состоянию и потере крови, вызванным тяжелым ранением. Это было очень кстати, он обнаружил, что в командную строку Красной школы были включены сенсорные программы, преувеличивающие боль, страх и страдания, а также инструкции записывать временные страхи и «эмоциональные рубцы» в таламус и средний мозг жертвы. Красные манориалы обожали драматизм.

Фаэтон без труда отключил эти команды.

Он больше не чувствовал ни боли, ни страха, ни удивления, у его аварийной персоны не было возможностей их испытывать.

Приложения действующей системы связи показывали, что через схему средней виртуальности прошла группа незарегистрированных сигналов. Первая группа была простой сенсорной симуляцией, целью которой было создать внешние и внутренние ощущения моментальной насильственной смерти. Особый интерес представлял собой псевдосверхразумный вирус, который проник в главные системы, замаскировался, перепрограммировался и выскользнул через один из контролирующих каналов, соединяющих его с медицинскими аппаратами, поддерживающими жизнедеятельность тела Фаэтона.

Перчатка коснулась верхнего правого края окна, открывая медицинские показатели. Сразу распахнулись десятки окон, словно рассыпавшаяся колода карт. Следы вируса просматривались в буферах безопасности. Буферы располагали программами самозащиты, разработанными много веков тому назад, являя собой исторический раритет, но традиции Серебристо-серой требовали отводить часть мыслительного пространства под нее. Они были установлены в тот год, когда он прошел экзамен на зрелость.

Несколько программ одновременно репродуцировали вирус, пытаясь его уничтожить, так что вирусу не удается замести все следы. Это было похоже на сторожевых собак, которым удалось оторвать куски одежды нарушителя.

Другая программа-реконструктор заработала по его команде. Обычно ее применяли в тех случаях, когда метеорит повреждал сервомотор или другой удаленный узел, чтобы восстановить поврежденные программные средства. Так же как можно реконструировать костюм нарушителя по куску одежды, программа помогла Фаэтону вывести рабочую модель вируса, попавшего в его систему. Вирус был самоосознающим, даже чуть умнее человека. Он был существом меланхоличным, понимающим, что жизнь его ограничена несколькими секундами существования, его ставил в тупик тот внешний мир, существование которого он смог вывести. Но философские размышления не отвлекали его от исполнения своего долга. Он отмахнулся от системы безопасности Фаэтона, как от назойливого комара, незначительного, когда речь идет о жизни и смерти.

Вирус воевал. В отчаянной попытке примириться со своей краткой и злобной жизнью вирус моментально создал «вирусную цивилизацию». Отдельные фрагментарные записи показывали, что за долю третьей наносекунды существо воспроизвело тысячи себе подобных, развило некое фантастическое искусство, литературу и что-то еще, названия чего Фаэтон не знал. Вирусная цивилизация выстояла в нескольких схватках с системой безопасности, охраняющей интерфейс общественного пункта связи приюта Благотворительных.

У Благотворительной композиции был длительный опыт борьбы с мыслительными вирусами еще в Пятую эру и даже опыт войны за свое утверждение в самом начале Четвертой. Благотворительные были очень старым коллективным разумом, у них сохранились старые, но эффективные приемы.

Вирусная цивилизация, хотя и изрядно побитая, выиграла войну и сумела разрушить большую часть защитного интерфейса, прикрывающего настоящее тело Фаэтона, находящееся снаружи в бессознательном состоянии. Вирус должен был подменить медицинскую программу, контролирующую тело, и заставить сервомоторы остановить его сердце, нервную деятельность и сделать процесс необратимым. Другая часть вирусной цивилизации, образовавшая нечто вроде особого класса крестоносцев или ордена воинов-поэтов, должна была покинуть мозг Фаэтона, как только поступит информация о его смерти, и отслеживать все сигналы в Ноуменальной ментальности, разрушая и стирая вновь появляющиеся версии его личности. Вирусы будут прятаться, размножаться и снова прятаться, они будут жить считанные наносекунды или целые столетия, столько, сколько понадобится, чтобы уничтожить все копии Фаэтона, с тем чтобы ни одна из них не смогла подсоединиться к Ноуменальной ментальности.

Вирусная цивилизация была достаточно сильна, чтобы справиться с защитными действиями и программами Благотворительных. Это и неудивительно: сама природа коллективного разума не предполагала существования конфиденциальности в высших командных структурах. По всей видимости, создатель первоначального вируса изучил технологии Благотворительных, используя общественные каналы.

Сначала Фаэтон не понял, почему в конечном итоге провалилась атака вируса. В этой ипостаси воображение его работало плохо, ведь, в конце концов, действующая в данный момент копия его личности была предназначена не для анализа хода войны разумов, а для быстрого противодействия аварии в космосе.

Затем он решил посмотреть журнал регистрации. Там-то он и нашел то, что искал. С вирусом покончили не защитные действия Благотворительных. Это сделал его костюм, его золотые доспехи. Связь между медицинским контейнером и его телом с контурами его головного мозга проходила через интерфейсы его костюма. Когда команда вируса попыталась покинуть мозг Фаэтона и пробраться в медицинский контейнер, золотые доспехи захлопнулись, отрезая все связи Фаэтона с контейнером, где лежало его тело. Никакие сообщения не могли проникнуть внутрь или выйти наружу, впрочем, как и энергия. Сквозь защитные системы его доспехов не могла пройти никакая форма энергии, даже концентрированный термоядерный взрыв не смог бы его просто поцарапать. Фаэтон не умер по-настоящему только потому, что подкладка его костюма была запрограммирована на защиту и поддержание его жизни. Костюм сам производил те необходимые медицинские манипуляции, которые обычно оказывали Благотворительные в своих общественных контейнерах.

Так что Фаэтон был в безопасности. Он все еще не очень понимал, что же произошло, но мог ничего не бояться.

Его аварийная личность работала с удивительной тщательностью. Когда Фаэтон еще раз пробежался по регистрациям, он натолкнулся на запись, которая сначала показалась ему не имеющей отношения к происходящему. В ту страшную минуту, когда он, почти ослепший от ранения, начал падать, он попытался вызвать помощь. В журнале было записано, что софотек Радамант отозвался и был на линии. Однако вирус заново переписал себя, вероятно, приняв при этом конфигурацию, более подходящую для нечеловеческого разума, и отправил себя по открывшейся линии. В следующую пикосекунду распознающий сигнал Радаманта был искажен. Линия закрылась раньше, чем костюм отключил все, словно Радамант пострадал от нападения.

Аварийная личность не отличалась эмоциональностью, но зато она знала, что недостаток информации, особенно в кризисный момент, опасен, а то и смертелен. Теперь сомнений не было. Аткинс был абсолютно прав. Это был враг, он пытался совершить убийство, и лишь случайность помешала ему. Радамант, как и все, кто пользовался его системами — отец, компаньоны, руководители и подчиненные, случайные пользователи, даже та милая симпатичная девушка, реликт Дафны, что была в него влюблена, — все были в опасности.

Фаэтон обязан был защитить эту девушку. Несмотря на то что аварийная личность Фаэтона была лишена эмоций, строгие инструкции, которым она следовала, в случае аварии предписывали ей в первую очередь спасать женщин и детей, так что и ей не чуждо было некоторое рыцарство.

Аварийная версия ломала голову над прощальными словами Скарамуша: «Вам не скрыть свою вину».

Кто же этот Ксенофонт?

Вероятно, эту загадку он решить не сможет. Катастрофа не была чисто инженерной. Здесь не произошло декомпрессионного взрыва, не рухнуло поле псевдовещества, не произошла утечка антиматерии или что-либо еще, что было бы просто и понятно, и на этот случай у него не было готовых продуманных решений.

Тогда Фаэтон-парциал открыл свой дневник.

«Когда вернется моя обычная личность, я могу этого не вспомнить. На меня навалятся другие проблемы и переживания. Возможно, тогда ты и не вспомнишь, каким простым и ясным все кажется мне сейчас. Я пишу это послание, чтобы напомнить тебе об этом. Все просто. Положение отчаянное. Могут погибнуть люди. Мои личные проблемы сейчас второстепенны. Я обязан открыть шкатулку с памятью и узнать всю информацию, которая привела к катастрофе. Не зная причины, я буду беспомощен и не смогу предотвратить повторения. Я должен поступить именно так, даже если расплата будет слишком тяжела».

Все еще находясь в состоянии аварийной личности, Фаэтон еще раз посмотрел на панель состояний и журнал регистрации. Непосредственная опасность миновала.

Или нет? Он открыл несколько диапазонов своих доспехов и обследовал окружающую обстановку.

Его тело по-прежнему плавало в медицинской жидкости в контейнере приюта, хотя контейнер был поврежден, когда захлопывался щиток шлема. Проводки и отрезанные трубки свисали с воротника. Все остальные схемы контейнера не были затронуты вирусом. С пульта, расположенного в наплечниках, к телефону и к гнездам телепрезентации на стенке контейнера мог присоединиться луч с высокой степенью сжатия.

Он коснулся золотого диска своей пустой перчаткой.

— Радамант, ты не пострадал?

Знакомый голос, Фаэтон про себя называл его пингвиньим, зазвучал в ухе:

— Конечно нет, мой мальчик. С чего бы вдруг?

У Фаэтона отлегло от сердца. С аварией покончено. Свою аварийную версию он снова отправил спать, вернулся в обычное тело с обычной, довольно медленной, скоростью мысли, и тотчас ярость, страх и тревога навалились на него.

— Кто-то пытался меня убить!

— В наше-то время? Это совершенно невозможно!

— Я еду домой.

Он открыл дополнительные каналы связи, чтобы подготовиться к телепроекции. Потом перешел из средней виртуальности в глубокую и, мысленно распахнув двери поместья Радамант, ступил на плиты вестибюля, испуганно озираясь.

Радамант, принявший вид располневшего дворецкого, смотрел на него изумленно.

— Что произошло?

Отодвинув его, Фаэтон бросился к двери, ведущей наверх. Радамант плелся за ним, тяжело дыша.

— Что? Да что происходит?

Фаэтон приостановился перед дверями зала Воспоминаний, чтобы перевести дух. Здесь было утро. Сквозь окна, все еще влажные от росы, в комнату проникали косые солнечные лучи, желтые, словно золотые. В раскрытые окна лилась утренняя прохлада. Серебряные и медные шкатулки слева и справа от него поблескивали, словно покрытые коркой льда. Фаэтон мог видеть, как пар шел у него изо рта.

Вон там, на нижней полке у окна, залитая солнечным светом, стояла шкатулка.

Даже отсюда на ней можно было прочитать надпись: «Печаль, глубокая печаль и невиданные деяния покоятся во мне — здесь сокрыта правда».

Радамант тронул его за плечо.

— Фаэтон, пожалуйста, скажи, что случилось.

Фаэтон вступил в комнату, но тут же оглянулся через плечо и посмотрел на Радаманта. Слова, которые, будучи парциалом, он написал сам себе, все еще звучали у него в ушах: «Все просто. Я должен поступить именно так, даже если расплата будет слишком тяжела».

— Ты понял, что на тебя нападал нептунский вирус? — спросил Фаэтон Радаманта.

— Предвидя ваши распоряжения, сэр, я обратился в полицию, они создали новый вид софотека на основе исторических записей. Его зовут Гончая. Так вот, Гончая провел несколько исследований на основе имеющейся информации, но не нашел ни одной ниточки. Я загрузил свою копию, чтобы ее проверил Юго-Западный сверхразум, принадлежащий к Эннеадам. Они также не нашли никакого свидетельства того, что мне пытались нанести ущерб. Вы полагаете, что вы подверглись серьезному нападению, так ведь?

— Ты что, думаешь, мне все это просто померещилось?

— Такое объяснение было бы вполне логичным. Иначе нам придется признать, что либо один из софотеков Разума Земли — предатель, либо, кроме нашей, существует еще одна технически развитая цивилизация, которая знает о нас, находится среди нас, знакома с нашими системами, но при этом они скрываются, и скрываются так хорошо, что мы и не подозреваем об их существовании.

— Все остальные предположения так же невероятны, Радамант. Когда в последний раз ты слышал о преступлении, совершенном в нашем обществе? Если предположить, что кто-то вторгся в мою нервную систему без моего на то согласия, это насилие над разумом, чего наш мир не знал со времен Пятой эры. С другой стороны, если это было сделано с моего согласия, значит, я должен был знать, что я открою шкатулку сейчас. Одним словом, я должен пройти через это. Не один я вспомню, что я сделал. Все шкатулки, созданные по соглашению в Лакшми, тоже откроются. Если я не смогу разобраться со всем этим, кто-то же должен это сделать. И не говори мне о наказании, которое меня постигнет! Возможно, вся Золотая Ойкумена в опасности!

Несколько шагов — и он пересек комнату. Шкатулка уже была у него в руках.

— Дафна хочет поговорить с тобой, она просит тебя остановиться. Молодая леди в ярости.

Фаэтон остановился, лицо засветилось надеждой: «Моя Дафна? Может ли это быть?»

— Нет, Дафна Терциус Освобожденная. Жена-кукла.

Одна из тех, чей мозг был подключен к системе Радаманта. Если система взломана…

Лицо Фаэтона вновь стало безразличным.

— Скажи ей, что я собираюсь спасать людей, причем ее тоже.

Он повернул ключ. Тотчас вспыхнули кроваво-красные буквы. «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: здесь хранятся шаблоны памяти…»

— Софотек Гончая также на линии, он хотел бы провести исследования вашего мозга на предмет постороннего вмешательства, но до вашего разума могут добраться только узкополосные схемы приюта. Снимите доспехи.

— Ни за что. Тебя вполне мог захватить вражеский софотек, насколько мне известно.

— Бессмертные не должны принимать поспешных решений. Подумайте век или два, прежде чем принимать подобное решение, молодой хозяин…

Послание Ксенофонта все еще звучало в голове: «Ты знаешь, в чем твоя вина. Умри!» Фаэтон ничего не знал, а потому ничего и не понял: «Все просто. Я должен поступить именно так, даже если расплата будет слишком тяжела».

— Никто не может считать себя бессмертным, если его попытались убить. И времени у нас нет. Нужно действовать, пока не все следы уничтожены. Настоящее тело нептунца не могло уйти далеко от мавзолея Вечерней Звезды.

— Но там нет никаких нептунцев, ничего подобного, нет даже намеков, что кто-то был там.

— Значит, следы уже уничтожены! Как только я вспомню, кто такой Ксенофонт, я пойму, что здесь происходит!

Радамант протянул руку, но замер, не прикоснувшись к напряженной руке Фаэтона, лежавшей на крышке шкатулки.

— Сэр! Дафна просит, чтобы я не исполнял вашего приказания и не открывал память. Она заявляет, что имеет на это право как ваша жена, она считает, что вы не в своем уме. Она настаивает, что, если я остановлю вас силой, вы поймете меня и позднее, когда придете в себя, простите.

Фаэтон посмотрел на него с бесконечным удивлением. Потом решился.

Он не произнес ни слова.

Радамант сделал шаг назад, убрав руку со шкатулки. Он печально улыбался и как будто стал меньше ростом.

— Я просто хотел, чтобы вы знали, сэр.

Фаэтон открыл коробку.

На дне шкатулки лежало нечто загадочное, словно сияющая драгоценность. Оно зашевелилось, потом, как раскрывающийся цветок, огненными лепестками ринулось вперед, увеличилось до размеров вселенной и заполнило собой все вокруг…

Он как будто проснулся.

Реакция его тела была очень болезненной. В животе он почувствовал огонь и тяжесть, он согнулся пополам, во рту появилась горечь.

Лицо заливал пот.

— Что это такое? — спросил Фаэтон, глядя на Радаманта.

— Это внутренние и парасимпатические реакции, сопровождающие ненависть и бессильную злобу.

— Но я не помню… кого я мог ненавидеть так сильно… — Фаэтон посмотрел на свои трясущиеся пальцы. Потом прошептал: — Он был прекрасен. Прекрасен, почти идеален. Они убили его. Кто убил? Почему я не помню?

— Ваш мозг еще не адаптировался, сэр. Это обычные реакции для нейроструктур с многоуровневым сознанием, для таких, как ваша. Ваш мозг пытается восстановить разрушенные ассоциативные связи памяти, сознательные и подсознательные. Поскольку вы принадлежите к Серебристо-серой, ваш мозг пытается перейти к глубокому сну, что является обычным состоянием для традиционных нервных структур в подобных ситуациях.

Фаэтон уперся ладонями в колени и с трудом выпрямился. Он разговаривал сам с собой.

— Инвариантным не приходится переживать шок при адаптации! Чародеи управляются со своими грезами, как возничий с ретивыми конями! Почему только мы должны проходить через такую мучительную боль? Или это плата за право быть человеком?

— Протокол Серебристо-серой запрещает мне ослаблять ваши естественные реакции. Но теперь, когда вы больше не принадлежите к школе, я могу позволить себе…

Фаэтон вытер пот со лба кусочком черной подкладки своего костюма.

— Нет, спасибо, со мной все в порядке. Просто для меня было неожиданностью, что я так их ненавижу… Не очень-то это по-мужски, как думаешь? — Он попытался рассмеяться. — На самом деле, они ведь разорвали мой корабль на кусочки! Изуродовали его! Как каннибалы! Как подонки!

Он ударил кулаком по оконной раме. По всей видимости, симуляция зала памяти посчитала, что у него в суставах встроены двигатели, потому что дубовый наличник разломился, стекла потрескались, со стен посыпалась штукатурка.

— Будьте осторожны, хозяин, не покалечьте себя! Ваши реакции показывают высокий уровень нестабильности. Может, вызвать для вас психиатрический или терапевтический модуль?

Фаэтон почувствовал, как в глубоком сне зашевелилась его аварийная личность, но страдал он не от физической боли.

— Нет, — отказался он. — Покажи его мне. Его останки.

— Если молодой хозяин уверен, что здоровье ему позволяет…

Фаэтон горько усмехнулся.

— В чем дело? Мое здоровье — просто симуляция. Меня здесь нет сейчас, значит, я не упаду в обморок и не умру. Могут погибнуть лишь мои мечты. Если мечты мои погибли, я хочу видеть, что от них осталось!

Разбитое окно стало совершенно пустым. С высоты словно опустилось ночное небо и заполнило комнату. Одним ударом Фаэтон выбил покалеченную раму, хотя этого можно было не делать, поскольку окна как такового уже не было, и теперь ничто не мешало ему.

Он увидел небо, совсем не такое, как на Земле. В абсолютно черной безвоздушной темноте светили мириады звезд. Совсем рядом, словно левиафан, поднявшийся из глубины темных вод, выросло нечто огромное, похожее на наконечник копья, переливавшееся в лучах Солнца. Оно было сделано из золотистого материала, этот материал напоминал металл, но металлом не был.

Вдоль центральной оси, в том месте, где должно присоединяться древко, находился сердечник двигателя. На левом и правом бортах располагались дополнительные двигатели, с полдюжины третичных двигателей и приспособлений для маневра располагались на корме. Все это производило впечатление невероятной силы, мощи, скорости. Сверху и снизу, как клапаны грейфера, были полураскрыты створки кормовой брони. Створки эти могли открывать и закрывать все двигатели одновременно, по одному, по несколько двигателей в любом сочетании. Обтекаемая форма бронированных створок и сужающаяся корма делали корабль похожим на хищную птицу, а изящные линии корпуса создавали впечатление, что корабль уже находится в полете.

Фаэтон потянулся к кораблю. Словно во сне, взгляд его проник внутрь золотистого корпуса. Пространство внутри корабля было свободным, стены представляли собой сетку из четырехгранников, а в центре четырехгранников находилась геодезическая сфера. Каждая сфера располагала защитным полем для удержания антиводорода, которое при температуре, равной абсолютному нулю, переходило в состояние намагниченного металла. Этих сфер было невиданное множество, они были повсюду, куда только доставал взгляд.

Корабль был великолепен. Вдоль центральной оси располагался тор, внутренняя и внешняя ленты его вращались с разной скоростью, производя таким образом стандартную гравитацию. Фаэтон догадался, а может быть, вспомнил, что этот тор — внутренние отсеки корабля — был размером с небольшую космическую колонию. Что это было? Он так быстро все рассчитал? Или вспомнил? Размеры гиганта-корабля ошеломили его.

От носа до кормы корабль был не менее ста километров, а в отсеки главных двигателей вполне могла войти небольшого размера луна. Если все космические корабли, включая транспортные суда, шаттлы и тихоходный околоземной флот, выстроить в одну линию, нос к корме, эта линия была бы короче, чем длина корабля. Воспоминания роились в его голове, словно привидения, полузабытые, полузнакомые. Неужели этот корабль принадлежал ему?

Он вытянул руку и со скоростью мысли оказался с наружной стороны корабля. Теперь он парил непосредственно перед его заостренным носом. На корпусе не было серийного номера, потому что кораблей, подобных этому, еще не существовало. Огромными четырехсотметровыми буквами, похожими на драконов, было выведено имя корабля. Не успев взглянуть на них, Фаэтон уже вспомнил это имя. А буквы расплылись у него перед глазами — в глазах стояли слезами гордости.

«ФЕНИКС ПОБЕЖДАЮЩИЙ».

Корпус был сделан из крисадмантина, из того же материала, что и доспехи Фаэтона. Его понадобилось очень много, тонны, целые мили суперметалла, который создается искусственно, атом за атомом. Неудивительно, что он задолжал Ганнису. Видимо, ему пришлось купить всю производящуюся на Юпитере энергию за несколько десятилетий. Неужели он забыл только события последних двухсот пятидесяти лет? Неужели он истратил одно из десяти самых крупных в истории человечества денежных состояний? Вряд ли этого хватило.

В голосе Фаэтона появилось изумление.

— Обтекаемая форма… аэродинамическая… Зачем я построил корабль обтекаемой формы? Нет смысла строить что-либо обтекаемой формы для полетов в космосе. Так ведь? Пространство пусто, сопротивление отсутствует…

Голос Радаманта раздался сразу со всех сторон.

— Это не космический корабль.

— А что же?

— Космические корабли конструируют для межпланетных полетов.

— Значит, это звездолет, — тихо проговорил Фаэтон. Его звездолет, единственный в своем роде.

— При скорости, близкой к световой, межзвездная пыль и газ бьют по обшивке корабля с огромной силой, этому может противостоять только хорошо экранированный нос. Обтекаемый корпус позволяет свести к минимуму ударную волну. При таких скоростях масса всех предметов во вселенной, по сравнению с корпусом корабля, приближается к бесконечности.

— Я помню. Но почему он единственный?

— Все остальные на Земле боятся. Единственная экспедиция, которая была предпринята с целью основать еще одну Ойкумену, цивилизацию на Лебеде XI, исчезла. Возможно, она разрушила сама себя. Софотеки, несмотря на скорость мышления, не в состоянии поддерживать порядок даже на внешних поселениях Нептуна в кометном поясе, остальные же звезды и системы для нас недоступны. Туда поедут только диссиденты и повстанцы. У них будут наши технологии, но не будет наших законов. Возникнет угроза. Возможно, пройдет не одна тысяча лет, может быть, миллион, но в конце концов она появится. Так утверждает колледж Наставников.

— Чьи это слова: «Бесконечная жизнь рождает бесконечный страх»? Похоже, я — единственный среди бессмертных, кто не боится. Межзвездная война невозможна. Слишком велики расстояния, слишком значительны затраты!

— Эти слова принадлежат Ао Энвиру Мастеру Обмана. Его труд назывался «О независимости машин». Его высказывание часто искажают. На самом деле звучит оно так: «Бесконечная жизнь, если она не сопровождается бесконечной предусмотрительностью, приведет к бесконечному страху смерти». Они боятся не войны, они боятся преступления. Даже один-единственный индивид, вооруженный современными технологиями, может нанести огромный ущерб целой цивилизации, если цивилизация не будет готова к подобному конфликту.

Фаэтон уже не слушал его. Он вглядывался затуманенным взглядом в сторону кормы. Там в основании сопел виднелись пятна. Он оказался чуть ближе и увидел вмятины. Прямоугольные царапины уродовали поверхность корпуса. Пластины золотого крисадамантина были сорваны: корабль начали разбирать. Фаэтон щелкнул каблуками три раза, он хотел вернуться «домой», дефолтом было установлено, что «дом» — это капитанский мостик. Там он и оказался.

Капитанский мостик — кристаллическая конструкция. Она была больше, чем бальный зал. В центре, словно трон, возвышалось кресло капитана, а перед ним амфитеатром открывался космос и ряды аппаратуры. Мрачное помещение было заброшенным, почти все в нем было искалечено, энергетические занавесы отключены, зеркала, отражатели не работали, мыслительные коробки выдернуты из розеток.

Фаэтон вытянул руку в сторону ближайшего командного отражателя. Он хотел не просто изменить ракурс, он пытался активировать цепи настоящего корабля. Однако настоящий корабль был далеко.

Время теперь ползло еле-еле, минута за минутой. Фаэтон парил, словно дух, — бестелесный, нематериальный, ведь манекены, как и удаленные телепроекции, давно здесь не появлялись. Рядом с ним находилось пустое капитанское кресло, в котором он никогда не сидел. Интерфейсы и силовые цепи над спинкой кресла покрылись причудливыми алмазными наростами, а это значило, что все наномеханизмы саморегуляции были отключены. Наросты ползли вниз по спинке, словно коралловый полип, оплетая решетку, которая когда-то была коконом для гашения ускорения.

— Сэр, — сказал Радамант. — Корабль очень далеко от Земли. Сигналу нужно не меньше пятнадцати минут, чтобы долететь туда и обратно. Между командой и исполнением будет проходить четверть часа.

Фаэтон опустил руки, лицо его ничего не выражало, глаза блуждали с предмета на предмет. Что бы он ни чувствовал, внешне это никак не выражалось.

За эти пятнадцать минут он только трижды нарушил тишину.

Сначала он спросил:

— Сколько уйдет времени на полное восстановление памяти? Мне кажется, что вокруг меня только какие-то безымянные облака, какие-то бесформенные предметы.

— Чтобы связи восстановились, вам нужно уснуть. Если же вы захотите обратиться за помощью, вам понадобится специалист по нейроидной хирургии мыслей. Вас подвергли самому значительному за всю историю науки редактированию мыслей. Большинство людей удаляют лишь несколько неприятных часов, может быть, пару дней. Никто не стирает век за веком, удаляя при этом из памяти столь важные воспоминания.

Фаэтон замер опять. Вернулось еще одно воспоминание.

— Я не помню никакого Ксенофонта, — заявил он. — Он мне не брат. Я никогда с ним не встречался. Я общался только с одним нептунцем — аватарой по имени Ксингис из Нериад. После встречи со мной он предпочитал принимать человеческую форму, присоединился к Консенсусной эстетике, принял Основную нейроформу и сменил имя на Диомеда, героя, победившего богов. Я не помню за собой никакой вины, никакого преступления. Я не строил никакого софотека. Да и не пытался переделать Сатурн. Мне просто не позволили что-либо делать с Сатурном. Неудача с Сатурном меня огорчила. Тогда и появился «Феникс Побеждающий». Из-за этой неудачи я построил корабль, мой прекрасный корабль. Я не мог жить больше в звездной пустыне. В моей крошечной звездной системе, окруженной пустотой. А там, в космосе, могли оказаться планеты, которые я бы сделал своими, планеты зрелые и богатые, готовые к тому, чтобы рука человека превратила их бесплодные камни в райские кущи. Планеты, на которых не было никаких Наставников, так мешавших мне здесь. Никто там не стал бы заявлять, что безжизненные кольца из камня, пыли и грязного льда важнее, чем все человеческие души, которые я поселил бы во дворцах, сделанных из тех колец… Радамант! Все это было ложью. Все, что говорил Скарамуш. Но почему он врал?

Несколько минут они молчали. Лицо Фаэтона становилось все печальнее, по мере того как он проникался невероятностью лжи, что сбила его с толку, необъятным временем, о котором он теперь помнил, счастьем иметь память, сознанием масштабов отнятых у него достижений.

Наконец он нашел силы говорить.

— Я как-то спросил тебя, был ли я тогда счастливее, и буду ли я лучше, если верну утраченную память.

— Я сказал вам тогда, что вы будете несчастнее, но лучше.

Фаэтон покачал головой. Гнев и скорбь все еще мучили его. Он не чувствовал, что стал лучше.

Наконец, в ответ на его команду, отданную некоторое время тому назад, заработала одна из систем отражателей на «Фениксе Побеждающем». Поверхность его была мутной, ее покрывали пятна различных выбросов встроенных наномашин. Точки контакта отражателя замигали тысячами мелких огоньков.

Через минуту он с удивлением понял, в чем дело. Ну конечно же! Его скафандр! Командные цепи на мостике корабля пытались открыть тысячи каналов в соответствующих точках его золотых доспехов.

Для этого и были нужны многочисленные схемы его костюма. Это был огромный корабль размером с космическую колонию, сложный, как несколько метрополий, вместе взятых, опутанный сетью из множества разумов, сетью из множества схем. Сам корабль был миниатюрой Золотой Ойкумены. Мостик «Феникса Побеждающего» (как и обслуживавшая его команда) находился вовсе не на корабле, он находился в доспехах Фаэтона. Немыслимая по сложности иерархия системы управления должна была управлять миллиардами потоков энергии, измерениями, снятием нагрузки, давлением и программами — все это и есть обычная ежедневная работа на крупном звездолете.

Фаэтон невольно улыбнулся, он гордился своим кораблем — потрясающим образцом инженерной мысли.

Потом его улыбка погасла: он взглянул на панель состояния у подлокотника кресла и на вспыхнувшем экране смог прочитать только о боли и разрушении. Отражатели показывали присутствие каких-то объектов неподалеку от корабля.

Корабль был разобран не до конца: плиты суперметалла все еще находились в трюмах грузовых кораблей на орбите Меркурия рядом с «Фениксом», они поджидали другие суда, чтобы передать груз. Интеллектуальные системы корабля то ли были отключены, то ли их еще не устанавливали. Рядом с кораблем, как клещи на бегемоте, зависли роботы-краны и грузовые суда с Меркурия. Масса оставшегося на корабле антиводородного топлива была мала, так как почти половина его была выкачана, что было видно на панели состояния.

Тем не менее оставшегося топлива все равно было очень много. Жилые отсеки, равнявшиеся небольшой космической колонии, занимали не более одной десятой процента от общей массы корабля. Объем «Феникса Побеждающего» составлял триста тысяч кубических метров внутреннего пространства, самое легкое и мощное топливо, известное человечеству, было сжато почти до твердого состояния. Однако соотношение топливо — масса с полезной нагрузкой было удивительным, ведь масса корабля была просто невероятной. За каждую секунду в процессе работы корабль потреблял столько энергии, сколько целый город потребляет за год. Такое количество энергии требовалось только для достижения околосветовой скорости.

— Мое топливо распродают! — В голосе Фаэтона непроизвольно зазвучали боль и отчаяние.

— Оно больше не принадлежит вам, сэр. «Феникс Побеждающий» сейчас находится под имущественным управлением, его осуществляет Суд по банкротствам. Ваше соглашение в Лакшми задержало процесс. Вы согласились уничтожить воспоминания о корабле, чтобы остановить его разборку. Но сейчас, когда вы вернули себе память, боюсь, ваши кредиторы заберут корабль.

— Ты хочешь сказать, что теперь у меня нет ни жены, ни отца, ни моего корабля? Ничего нет?

Тишина.

— Мне очень жаль, сэр.

И снова наступила долгая тишина. Фаэтон не мог дышать. У него возникло ощущение, словно захлопнулась крышка гроба. Где бы он ни был, куда бы он ни шел, над всей вселенной нависла душная темнота, огромная, как небо, словно все звезды исчезли, а Солнце превратилось в сингулярность, и эта сингулярность поглотила весь свет, превратив его в ничто.

Он знал теорию, описывающую внутреннюю структуру сингулярности. Внутри нее гравитация такова, что ни один лучик света, ни один звук не могут из нее вырваться. Неважно, насколько велико пространство внутри нее, ровный горизонт образует абсолютную границу, делающую невозможной любую попытку вырваться наружу. Звезды можно видеть, их свет проникает внутрь черной дыры, но все попытки вырваться из нее потребуют затрат бесконечного количества энергии и ни к чему не приведут.

Теоретики также заявляли, что внутри черные дыры иррациональны, все математические константы, описывающие реальность, там не действуют.

Раньше Фаэтон никак не мог себе представить, на что это может быть похоже. Сейчас он понял.

Фаэтон смахнул слезы, которые, к своему стыду, обнаружил на своих щеках.

— Радамант, в чем заключаются четыре стадии скорби?

— Для Основных нейроформ это самоотречение, ярость, переговоры, смирение. У чародеев инстинкты действуют иначе, инвариантные вовсе не скорбят.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.063 с)...