Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нептунец



Фаэтон обратился к великану:

— Простите за беспокойство, сэр, не видели ли вы только что проходившего здесь человека? Он выглядел вот так…

Фаэтон открыл сотый канал, канал общего пользования, и загрузил туда несколько сотен кадров с образами и сенсорной информацией из своих последних воспоминаний, он расположил их на временном общественном файле. Он добавил туда художественную подпрограмму с фоновой музыкой и устными комментариями, а еще немного режиссуры для раскрытия темы и создания единства, после этого отправил файл нептунцу.

У Фаэтона зашевелились волосы на затылке, когда нептунец считывал его имя (он так и не надел маску), потом пришел ответный сигнал по каналу с высокой степенью сжатия. В сообщении говорилось:

— С вами говорит переводчик. Мой клиент пытается передать систему файлов с воспоминаниями и ассоциативными связями, которые вы либо не можете принять, либо я не имею права передавать. Возможно, объем информации больше, чем может воспринять один мозг. Есть ли у вас номенклатурные резервные личности, дублирующие линии или расширения?

Фаэтон послал сигнал опознавания, но нептунец его заблокировал.

— Вы ставите меня в невыгодное положение, сэр. Я обычно не раскрываю местоположения моего мыслительного пространства незнакомцам и, уж конечно, свои восстановительные копии.

Фаэтон хотел получить ответ на свой вопрос и при этом хотел оставаться в рамках приличий, но требование, чтобы он раскрыл свои личные мысли, было чем-то чрезвычайным, почти абсурдным, даже принимая во внимание тот факт, что эксцентричные выходки нептунцев были всем хорошо известны.

— Хорошо. Я попробую передать сообщение моего клиента в линейном формате с помощью слов, но только основной смысл, все дополнительные ассоциации и второстепенные значения, нюансы и коннотации будут утеряны.

— Я постараюсь проявить терпение. Продолжайте.

— Мой первый пакет содержит четыреста единиц, включая многомерные изображения, воспоминания и ассоциации, стихи и инструкции по изменению нервной системы, чтобы создавать новые структуры в мозгу для восприятия эмоций. Эти структуры могут вам пригодиться в дальнейшем для восприятия ощущений (они даже не имеют названий в вашем языке), которые ваш собеседник, возможно, захочет у вас вызвать. Первый пакет содержит также различные детали.

Затем следует контекстуальный пакет из шести тысяч единиц, содержащий тома по искусству, общие знания, воспоминания и реконструированные воспоминания, реальные и ложные, которые помогут ему и вам найти точки соприкосновения, контекст, чтобы вы были в состоянии лучше воспринимать различные ассоциации и специфические особенности нашего мышления. Затем следуют приветствия.

Первая запись основного сообщения содержит формальности по определению времени и идентичности непрерывности для установления вашей личности, то есть являетесь ли вы Фаэтоном, знакомым моего клиента, на самом деле. В случае, если вы — копия, реконструкция либо симуляция, требуется выявить уровень эмоционального и мыслительного соответствия, который будет учитывать мой клиент. Само основное сообщение…

— Простите, — остановил его Фаэтон. — Я знал вашего клиента до того, как он присоединился к вашей Композиции?

Он расширил свое зрение (открыв дополнительные диапазоны волн), чтобы получше рассмотреть несколько мозговых узлов и групп, плававших в ледяной субстанции.

— Посланник Нептуна вошел в эмоциональное состояние третьего порядка сложности с ассоциативным разветвлением, что означает положительный ответ на ваш последний вопрос, но больше он никак не реагирует на ваш вопрос, так как считает его фантастическим, странным и совсем не смешным. — Пауза. — Следует ли мне продолжить изложение эмоциональной реакции или вернуться к главному сообщению из первой группы данных? Процесс пойдет значительно быстрее, если вы сообщите свои командные коды и пароли, чтобы у меня был прямой доступ к вашей неврологической и мнемонической системе. Тогда я смогу вводить файлы напрямую в ваш мозг и изменять ваш темперамент, мировоззрение и философию, чтобы вы смогли понять моего клиента в той степени, в какой он сам этого хочет.

— Конечно нет!

— Мне велели спросить.

— Нельзя ли сделать ваше изложение короче? Тот человек, про которого я спрашиваю, он… он обидел меня, он говорил очень странные вещи. И он… одним словом, я хочу найти его, — сбивчиво объяснил Фаэтон.

— Замечательно. Мой клиент говорит: «Я (он добавляет в качестве приложения трактат на тему значения этого слова, концепцию индивидуальности, библиографическую справку о своем жизненном опыте и изменениях самосознания, чтобы объяснить вам этот термин) приветствую (он также включает комментарии по истории и природе приветствий, их употребление в контексте для разъяснения значения, включая и юридические, связанные с тем, что он нарушает запрет на общение с вами) вас (он ставит условие, что, если вы не тот индивид, которым он вас считает, вся информация должна быть переведена во вторичную цепь памяти и считаться нереальной псевдомнемонической операцией, он требует заверенное печатью и подписью нотариуса подтверждение в виде звукозаписи его меморандума о том, что вы сами инициировали контакт без каких-либо подстрекательств с его стороны)».

— Остановитесь! Вы перевели только первые три слова сообщения, а я уже полностью запутался. Какой запрет был наложен на него? Кем наложен? Человеческая раса уже окончательно сформировалась и стала достаточно мудрой, чтобы отказаться от применения насилия как средства вести дела друг с другом. Есть ли хоть один институт, хоть одна Курия, членство в которых не было бы добровольным и которые существовали бы не на средства от сбора взносов? Наша милиция существует на пожертвования от исторических трастов. Кто же может запретить вашему клиенту разговаривать со мной? Кто ваш клиент? Попросите его снять маску.

— Мой клиент реагирует эмоциональным состоянием четвертого порядка сложности, в гипотетически-предположительном виде он заявляет (я буду краток), что если бы ему запретили разговаривать с вами, то это мог бы быть (это говорится чисто умозрительно) контроль или прослушивание, и если бы нечто подобное было возможно в действительности, то никто не стал бы вмешиваться до тех пор, пока наша беседа ведется в рамках вежливого безобидного разговора. Из миллиона семидесяти четырех тысяч возможных исходов нашего общения, проверенных моим клиентом по прогнозирующим сценариям, более четырнадцати завершаются вмешательством либо какой-то иной реакцией со стороны Аурелианского софотека. Вы желаете изучить полный текст ответа моего клиента, просмотреть сценарии эктраполяции, которые он вычислил, либо вы предпочтете, чтобы я продолжил мои исследования основного сообщения?

Это было просто невероятно. Фаэтон снова надел маску, скрыв даже свое имя и внешность, что послужило сигналом к восстановлению зоны уединения вокруг него.

— Конечно. Никто не будет вмешиваться в нашу частную беседу, так как это было бы слишком бестактно, если только на это нет серьезных причин!

— Мой клиент желает загрузить программу философских вопросов и дебатов, чтобы попытаться убедить вас, что даже в самом просвещенном и цивилизованном обществе мнения людей о том, что есть добро, могут не совпадать. Например (здесь он еще раз напоминает, что говорит чисто гипотетически), те, кто ставит свободу выше, чем мнимую безопасность и здравый смысл, которые так ценят приверженцы соблюдения традиций, вполне могут считать преступления, бунтарство, опасности и сомнения в небольших количествах приемлемыми для общества и могут даже потворствовать этому.

Фаэтон знал греческий, латынь, английский и французский языки, знал с полдюжины мертвых языков, а следовательно, он понимал значение слова «преступление», однако он никогда не слышал, чтобы это слово использовали в его первоначальном значении, а не в качестве метафоры неприемлемой грубости или очень слабой художественной работы. Палеолингвистическая программа интеллекта поместья Радамант подтвердила изначальное значение слова и ввела его в краткосрочную память Фаэтона.

Ему пришлось не один раз прокрутить последнее сообщение, чтобы убедиться, что ошибки нет. Неужели это существо на самом деле считает, что использование насилия или мошенничества против невинных может быть оправданно?

Переводчик настаивал:

— Можете ли вы открыть хотя бы небольшое пространство, куда он мог бы поместить схему разговора на эту тему, которую он приготовил для вас?

— Сэр, простите, если я покажусь вам грубым, но мой основной вопрос, о человеке, который донимал меня, так и остался без ответа. Не могли бы вы вернуться к исходному сообщению и вкратце закончить изложение?

— Вот сокращенное содержание основного сообщения: «Фаэтон, я еще раз приветствую тебя, хотя ты и вошел в тень нашего врага, твоя душа и разум пострадали и ты забыл меня. Однажды, очень надеюсь, мы снова станем единым целым. Сейчас твой разум ущербен, нет у тебя сил, чтобы хранить веру в великую мечту, которая однажды потрясла миры и империи Золотой Ойкумены до самого ее гнилого основания. Ты не можешь поверить в то, как глубоко я и мои товарищи уважаем тебя, несмотря на предательскую слабость воли. Но поверь хотя бы вот чему: ты заперт в лабиринте иллюзий, и все же угрызения совести или глупость наших врагов дают тебе небольшую надежду на побег, крошечную щель, лазейку в непробиваемой тюремной стене.

Ты должен сейчас же отправиться со мной во внешний мир, к далекому Нептуну, во тьму, где власть Солнца и машин Золотой Ойкумены ослабевает. В результате длительной борьбы и споров мы заставили закон Золотой Ойкумены даровать изгнанникам в наших краях такую независимость ума и свободу, о какой нельзя и помыслить здесь. Наши мысли не контролируются тиранией благожелательных машин. Попав туда, ты станешь одним из нас. Твоя душа и память излечатся от страшной травмы. Твое тело изменится, станет похожим на наши, твой разум будет включен в наше всеохватывающее сообщество.

Но ты должен отправиться прямо сейчас, не откладывая. Оставь жену, оставь свою жизнь, свои мечты о богатстве, свой дом-поместье. Оставь все. Скажи «прощай» теплу и солнцу, поехали!»

Мысли Фаэтона разбежались. Все это было так странно. Он знал, что значит слово «враги», это слово означало что-то вроде конкурентов, но злобных и нецивилизованных. Сама мысль, что структура Золотой Ойкумены могла быть враждебной, казалась такой же абсурдной, как железное небо. Фаэтон знал, что такое безумие, из исторических симуляций, так же как знал, что такое кремневый топор или болезнь. Он вполне допускал мысль, что нептунец сошел с ума. Но он был не в состоянии в это поверить.

Итак, мысли отсутствовали. Он не нашел ничего лучшего, чем сказать:

— Если я разбужу мое реальное тело, чтобы уехать за пределы Ноуменальной ментальности, я не смогу уберечь информацию, хранящуюся в моем разуме, записанную на случай физических повреждений. Могут быть потеряны важные части моей жизни, моего опыта, я могу даже лишиться бессмертия и умереть по-настоящему и окончательно.

— Но я же говорю тебе, что ты не умрешь, а сольешься с Тритонской композицией и достигнешь более тонкого, высокого бытия!

Пэры, располагавшие различной скоростью мышления и системами мышления, переваривали, сосредоточенно обдумывали, изучали 9200 прогнозов воздействия следующей Трансцендентальности на грядущее тысячелетие. Они делали это либо напрямую, либо, если у них не было постоянных расширителей умственных возможностей, через вспомогательный разум.

Период ожидания был вырезан из памяти Гелия: он сразу перенесся во времени и ощущениях к следующей стадии обсуждения, для него паузы не было. Возможно, просмотр прогнозов занял часы, возможно, лишь секунды.

Орфей Бесчисленный Утверждающий, являвшийся бесспорным лидером среди пэров, физически не присутствовал на собрании или еще где-либо. Он был старейшим и богатейшим из семерых. Для Гелия он существовал в образе темноволосого бледного юноши, лицо которого было на удивление бесстрастным, а взгляд немигающих глаз был устремлен в себя, словно он поглощен своими мыслями. На нем был длинный черный термоплащ, какие носили на Плутоне, настолько необычный и старомодный, что только на маскараде он не привлекал к себе особого внимания. Высокий воротник доходил до самых ушей, а наплечники были много шире плеч, из-за чего голова казалась маленькой и как будто детской.

Орфей говорил очень тихо.

— Мы приветствуем чувства, высказанные нашим самым молодым пэром. Нам представляется бесспорным, что в оптимальных условиях жизни любое изменение являет собой распад. И Гелий слишком хорошо знает, что хаос, предательство и безрассудство мы можем встретить не только в наших собственных домах, владениях, но даже в сердцах наших близких.

Сначала все молчали. Все глаза были устремлены на Гелия. В комнате повисла неловкая тишина.

Ганнис (или один из них) физически присутствовал в библиотеке Аурелианского дома, где проходило собрание «на самом деле». Он был одет как один из героев мифологии Первой ментальной структуры: на нем были небесно-голубые с белым одежды, остроконечная корона, а вместо скипетра он держал в руке молнию. Он обладал авторским правом на выразительное лицо: черная борода, глубоко сидящие и широко посаженные глаза, высокий царственный лоб. За его спиной, на спинке кресла, слева и справа восседали орел и орлица. Глаза Ганниса пылали хищным огнем так же, как и глаза его птиц, а его рокочущий голос был приятным и бодрым.

Он заговорил, чтобы снять возникшее напряжение:

— Старейшина Орфей! Сейчас ты вскрыл старые раны. Гелий полностью контролирует Фаэтона. Зачем вспоминать эпизод, о котором все мы решили не вспоминать больше никогда? Надеюсь, мы больше не будем говорить об этом.

Орфей заговорил совсем тихо, словно беседовал сам с собой, даже глаза его оставались неподвижными:

— Мы и не говорим. Мы просто отметили, что у Гелия есть серьезная причина, чтобы проявить непреклонный энтузиазм в защите традиций и общепринятой морали.

Орфей был членом маленькой своеобразной школы, очень древней, называемой Школой Вечности, или «Ионитной». Они записывали неизменный, идеализированный образ самих себя в перманентное компьютерное пространство. Этот шаблон регулярно создавал свою оживавшую вслед за тем эманацию или фантом. Новые фантомы поглощали всю информацию, которую собрали предшествовавшие им активированные или живые фантомы с момента появления шаблона, но при этом не воспринимали никаких изменений личности, философии или основных ценностей. Члены этой школы никогда не изменялись, как будто были заморожены.

С большим трудом Курия признала правовой статус ионитов как мыслящих существ, а не как призраков или записей. При этом мнение Курии и общества не всегда совпадало.

(Часть сознания Гелия находилась на другом канале, но тем не менее он увидел, что Орфей отключил сенсорий. Орфей не видел комнаты, беседу он воспринимал в виде текста, а выражение лиц и жесты, сопровождавшие речь, появлялись в виде картинок с текстом, напоминавших игральные карты. Больше никаких объектов или фона. Все остальное скрыто чернотой. Обеспокоенный Гелий снизил параметры изображения и переключил внимание на собственную версию происходящего.)

Фаэтон молчал, пораженный услышанным. Он должен быть изгнан, но он все еще здесь. Все это было так удивительно и странно, как в драме, какие создавала в глубокой виртуальности его жена. Нептунец продолжал:

— Я уже вызвал челнок поверхность — орбита, который отвезет нас на мой корабль «Серное Рок». Одна из возможностей моего основного уровня — вакуумный генератор, он позволит мне лететь, в то время как поверхностные жидкости смогут поддерживать твой жизненный цикл до стыковки с судном в пространстве. Забери свое истинное тело из саркофага, я уверен, что он расположен где-то рядом, потому что материальные здания поместья Радамант здесь неподалеку. Очнись, подойди ко мне, войди в круг моих рук и прижмись лицом к поверхности ледяной субстанции — она разойдется и затем сомкнётся вокруг тебя, удерживая клетки твоего тела, как вакуоль.

Фаэтон пробормотал:

— Но… но… мне понадобится несколько лет, чтобы все привести в порядок, а также создать и вырастить дубликат-парциал для ведения дел в мое отсутствие. В любом случае я не могу покинуть празднования до Окончательной Трансцендентальности в декабре.

— Нет. Ты должен лететь немедленно. Если ты отправишь сообщение или просто какой-либо сигнал, лабиринт снова закроется и уже не останется ни одной лазейки!

Отправиться немедленно? Фаэтон представил себе, как его жена, погруженная сейчас в видения возле усилителя воображения, выйдет из состояния псевдоамнезии и с нетерпением будет искать его, чтобы рассказать о созданных компьютером друзьях, о своих призрачных победах и впечатлениях.

Он будет уже далеко. Нетерпение сменится гневом, потом яростью, она станет искать его среди гуляющей публики, в праздничных городах, бальных залах, игротеках, среди толпы в масках и маскарадных костюмах. Канал определения местонахождения на время празднеств не работает, и пройдет месяцев восемь, а то и больше, прежде чем она поймет, что ее опасения не напрасны, что он не прячется от нее, что его больше нет в этом мире.

Эта мысль отрезвила его. Он рассмеялся.

— Простите меня, сэр, но вы и сами должны понимать, как смешно то, что вы мне предлагаете.

И замолчал. Потому что это вовсе не было смешно. Отправиться на Нептун?

Нептун был одним из самых дальних аванпостов цивилизации, дальше него расположены только два пункта из тех, куда добралось человечество. Самая дальняя точка Золотой Ойкумены находилась в 500 а. е. д., в фокусе гравитационных линз, создаваемых Солнцем. Здесь секция Порфирной композиции (коллективного разума) создала искусственную ледяную планету для своих нужд, а также для путешественников и персонала Обсерватории космических исследований. За пределами этой планеты находились только необитаемые миры. Для изучения воздействия сингулярности в тех местах была создана небольшая колония Лебедь XI, где впоследствии был обнаружен бесконечный источник энергии. Благосостояние, полученное таким образом, позволило колонии вырасти в мощную цивилизацию. Расстояния были так велики, а стоимость перелета такой высокой, что все связи с ними были утеряны. И теперь ее назвали Молчаливой Ойкуменой.

Нептун был намного ближе, чем ближайшая звезда, но все равно невероятно далек. Даже кораблям с высоким коэффициентом полезной загрузки топливных баков требовалось очень много времени на перелет — месяцы, а то и годы.

Это может быть смешно? Об этом нельзя было и подумать.

Во дворце.

— Послушайте! — воскликнул Ганнис, ударив ладонью по столу. — Гелий потратил больше компьютерного времени, чем любой из нас, — миллионы секунд в одиноких занятиях, — на экстраполирование образов, которые может представить Аурелианский разум на декабрьской Трансцендентальности. Его рвение неоспоримо.

Я считаю, что мечта его грандиозна! Прекратить всякое движение в обществе и заморозить его в настоящем состоянии — это замечательно! Ведь когда волны замерзнут, те, кто находится на гребне волны сейчас, к нашему счастью, окажутся наверху айсберга, и уже навсегда. Но все же, прости друг Гелий, позволь высказать свои опасения. Колледж Наставников — моралисты, вечно они вынюхивают, высматривают. Они нам нужны? Или как? Увеличение их власти усилит их влияние на нас, на нас — семерых пэров. И что? Какую чушь о равенстве и братстве придется нам глотать тогда? И я говорю не только от своего имени, я говорю от имени всего своего множества!

Ганнис видел комнату так же, как и Гелий, но, с присущим ему чувством юмора, он внес некоторые уточнения. В видении Ганниса каждый предмет имел две тени: одна была серой, а вторая — черной, так как на востоке он добавил еще одно солнце, маленькое, буквально булавочную головку, от него исходило ослепительное сияние.

Очень тихо, почти шепотом, бесстрастно заговорил Орфей:

— У пэра Ганниса, видимо, есть основания опасаться расспросов о недавних событиях. В результате последних шагов, предпринятых Наставниками, он получил такую выгоду! Удивительное совпадение.

Казалось бы, такое обвинение должно было разозлить Ганниса, но он лишь развел руками и расхохотался.

— Я польщен тем, что вы считаете меня настолько хитрым, чтобы организовать недавнюю катастрофу! Вовсе нет. Боюсь, это слепая удача снова спасла Инженерные сооружения Юпитера. Помните ли вы, как мои неудачные вложения довели меня до такой бедности, что я был вынужден уйти из семерки пэров? Конечно помните, ведь именно вы попросили меня уйти.

Ганнис повернулся к остальным и продолжил:

— Вы не хотели больше иметь дела с забавным, молчаливым, симпатичным, милым стариной Ганнисом, разве не так, любезные пэры? Однако мои прочие личности вернули состояние, построив Основной экваториальный коллайдер на Юпитере. Мы и не подозревали о существовании стабильных элементов тверже алмаза с атомным числом больше девятисот, мало того, стандартная модель показывала, что этого не может быть.

Крисадмантин! Чего только ни делают из этого чудо-металла! Благодаря ему я снова смог вернуться к достойному образу жизни. Остальные, видимо, надеялись на более тяжелые последствия.

Потери сделали меня лучше. Щедрее. Щедрее до безрассудства. Так вот, я щедр и в деньгах, и на советы. Разве моя вина, что меня не послушали? Разве моя вина, что утраченные капиталы так быстро вернулись ко мне? Это — подарок судьбы, которая всегда вознаграждает великодушных. Опытные юристы только помогли мне…

Однако при всей моей щедрости, достойный Гелий, я не знаю, что могу сделать для колледжа Наставников. Контракты и соглашения, которые мы заключаем с нашими клиентами, предусматривают, что мы не ведем дел с теми, кого осуждает колледж Наставников. Это значит, что человек, отвергаемый Колледжем, не может даже войти в здание, на корабль или просто использовать космические лифты, сделанные из моего суперматериала. Вафнир не продает им энергию, Благотворительная композиция отказывает им в понимании и поддержке, Ао Аоэн не продает видений, а Орфей — жизнь. Что еще нужно?

Гелий ответил:

— Софотек Навуходоносор, консультировавший Колледж ранее, отказался оказывать им услуги. Теперь в распоряжении Колледжа слишком мало софотехнологий, и это может быть исправлено. Располагая ресурсами компьютерного времени в достаточных количествах, Наставники располагали бы большим объемом информации о жизни общества. Уважаемые пэры, представляя величайшие денежные состояния всех времен и народов, мы не имеем недостатка в ресурсах и, следовательно, могли бы пожертвовать компьютерное время для колледжа Наставников.

Ганнис развел руками.

— Но зачем так много тратить? Опасные проблемы разрешались…

Гелий мрачно заметил:

— И все же всегда находятся люди, которые не ценят все то, что мы сделали. Есть ли у вас, джентльмены, в архивах слово «враг»?

В саду.

— Что же движет вами? — спросил Фаэтон. — Что все это значит?

— Ограничение, мешавшее мне подойти к вам первым, теперь не позволяет мне коснуться запретной темы. Однако мой юрисконсульт полагает, что, если вы, и только вы, поднимете эту тему, я смогу отвечать на ваши вопросы, не нарушая буквы закона.

— Прекрасно. Имеет ли все это отношение к тому человеку, которого я видел?

— Вы имеете в виду художника по деревьям? Он ничего собой не представляет, он просто сбежал от вас: схватил низко висящую, рекламу и завернулся в нее, как в плащ, чтобы ваш фильтр ощущений не мог его распознать.

Фаэтон подумал, что подобное случается только в комедиях. Только тут он понял, что у художника, вероятнее всего, не было фильтра ощущений, ведь он — пуританин, а потому он не мог спрятаться ни от шума и суеты реклам, ни от грохота музыки. Неудивительно, что он так легко раздражался.

— Он сказал мне, что я сделал что-то позорное или ужасное, что-то, свидетельствующее о ненависти или презрении к Золотой Ойкумене. Это как-то связано с тем, что вы говорили?

— Напрямую.

— Хм. Всем известно, что нептунцы любят экспериментировать, выходя за пределы хорошего вкуса и даже здравого рассудка, их раздражают правила поведения в обществе и хорошие манеры, которые никто не назовет «законами», но которым все мы подчиняемся. Вы произнесли непонятное слово «преступление». Мы с вами готовили какое-то преступление?

— Не преступление. Надо признать, нептунцы действительно часто экспериментируют с необычными формами разума, но мы не сумасшедшие. Мы были партнерами, но наше общее дело не нравилось малодушным людям здесь, на Земле, совсем не нравилось.

— Какая-то проделка, хитрость или, может быть, мошенничество, принятые на Нептуне?

— Вы повторяете обвинения и клевету наших врагов. Тритонская композиция исследует грани интеллектуальных возможностей, будучи свободной от морального давления ваших туповатых машин! Позвольте передать вам собранные мной материалы. У нас мало времени, а нептунская философия отличается некоторой запутанностью, основана на сложных смысловых ассоциациях, понять ее можно только опытным, но не логическим путем.

— Загрузите информацию на полуоткрытый канал, я внимательно прочту ее, когда выдастся свободное время, это даст мне возможность избежать обработки лишней информации при прямом контакте или манипуляции.

— Я не имею права размещать ценную информацию из моего личного жизненного опыта на общедоступных каналах. Это дорого и небезопасно.

— Дорого?

Просто нелепо. Перелет на Нептун, даже если переправлять только разум Фаэтона с облегченной системой жизнеобеспечения, обошелся бы в астрономическую сумму. Фаэтон запросил справочник у поместья Радамант. Взаиморасположение Нептуна и Земли на тот момент было неблагоприятным, то есть сэкономить на расстоянии не получится. Фаэтон подсчитал, что увеличенная полезная нагрузка его веса повлияет на стоимость массы и энергии даже на невысокой орбите. Стоимость в энергетических единицах была примерно равна нескольким тысячам секунд во временных единицах. Короче говоря, такой перелет будет стоить целое состояние.

— Эти расходы ни в какое сравнение не идут с расходами на перелет, предложенный вами.

На мгновение Фаэтону показалось, что ледяное существо начинает таять, — но нет, оно просто изменяло форму, становясь более плоским: оно как бы растекалось в ширину, теряя в высоте, а жидкость в нижней части перетекала в ноги-колонны и, густея, застывала. Фаэтону было видно сквозь лед, как из кристаллов нервной структуры и керамики в каждой «ноге» создавались сложные машины. Лампы, стеклянные шары, изолированные трубки напоминали энергетические батареи и полевые манипуляторы.

— Вы не последовали моему совету и связались с поместьем. Мне нужно исчезнуть, пока меня не обнаружили.

Связался с поместьем? Фаэтон предполагал, что нептунец против прямого контакта с поместьем, он всего-навсего нашел нужный файл в справочнике и сделал подсчеты — это автоматическая операция.

— Но это абсурд! Никому не придет в голову слушать мои личные беседы.

— Даже ваши хваленые софотеки нарушат закон, если посчитают, что это необходимо для достижения высокой цели. Я предлагаю использовать их законы против них. Вам предоставили некоторую свободу на время маскарада, чтобы успокоить вас. Вот что я сделаю: я создам персонаж, одетый в маскарадный костюм, у него будут все файлы, которые мне не удалось вам передать во время нашего разговора. Когда вы найдете в себе силы, чтобы узнать правду и тем самым отказаться от этого мира иллюзий, мой посланец придет к вам.

В глубине бронированного кристалла Фаэтон увидел нечто, напоминавшее по форме человеческое тело, оно постепенно продвигалось к поверхности льда, словно выплывало из-под воды. Кости, мускулатура, нервы, вены уже были на месте, но лицо и шея еще не полностью были покрыты кожей. Открытый череп зиял, как распустившийся костяной цветок, а жилы и нервные волокна еще не заняли свои места. Каналы, похожие на пуповину, соединяли тело с одной из мозговых групп нептунца. И вот у этого безголового существа появился костюм, как будто кто-то невидимый соткал его прямо на теле. Костюм был мешковатый, бесформенный, но было понятно, что это костюм Скарамуша, опереточного персонажа того же времени, что и костюм Арлекина, в который был одет Фаэтон.

— Фаэтон, поехали. Время уходит.

— Простите, сэр, но я не очень доверяю вашим мистификациям и намекам. Я подозреваю, что вы меня обманываете, ваше племя снискало этим печальную известность. Вы даже не сказали мне, как вас зовут!

— Как я могу сказать вам свое имя, если вы даже не помните значения своего собственного!

— Фаэтон? Имя времен Второй ментальной структуры. Так звали мифологического сына бога солнца, решившегося прокатиться на колеснице своего отца… — Фаэтон замолк.

Внутри нептунца в последний раз все забурлило, структурные элементы наконец сформировались и встали на свои места. Порыв ветра — существо включило взлетные генераторы, соединявшиеся с компрессионными двигателями, воздух наполнился жутким шипением и свистом.

В этом грохоте нептунцу не нужно было напрягать голос: он был напрямую присоединен к сенсорию Фаэтона.

— Вы назвали себя в честь полубога, чьи амбиции стали причиной катастрофы: он сжег этот мир. Довольный своей жизнью человек навряд ли выберет себе такое имя. А ведь вы даже не помните, почему вы выбрали именно его, так ведь? Можете себе представить, как много вы не помните? Они не позволили вам сохранить память даже о том, что означает ваше имя.

Фаэтон отскочил назад, потому что из-под ног нептунца стал вырываться вихрь. Его низкая, плоская фигура приняла аэродинамические очертания, с тяжеловесной грацией нос поднялся к небу, и он начал взлет.

Фаэтон настроил фильтры ощущений таким образом, чтобы вместо грохота двигателей слышать только стрекотание насекомых в роще Сатурна. Расширив возможности зрения до максимума, он увидел фигурку в маскарадном костюме, завернутую в нечто вроде кокона, которая отделилась от нептунца при взлете. Он попытался одновременно охватить зрением искусственного человека и подключить аппарат для определения его местонахождения, открыв для этого дополнительные каналы восприятия. Однако протокол, не позволявший определять местонахождение людей и расположение предметов во время маскарада, не давал ему увидеть толком и отбывающий корабль. Фаэтон не смог проследить траекторию падавшего тела.

Корабль нептунца набирал высоту, сверкая, как льдинка, высоко-высоко в небе. Потом свет его мигнул в последний раз и растаял, затерявшись среди множества звезд.

Во дворце.

Колесо Жизни, цереброваскулярный экоисполнитель из Школы Периферийного Духа, а также доверенное лицо по всем авторским правам на биотехнологии, основанные на Пяти Золотых Кольцах математики, представляла собой образец спокойной красоты и степенности. Восседая на троне, сделанном из живых цветов, травы и кустов, в которых копошились десятки птиц и насекомых, она присутствовала физически (насколько это могло относиться к нецентральным спиритуалистам). Ее невероятное одеяние из переплетенных живых тканей спадало с плеч и уходило через окно туда, где покоилось ее сложносоставное тело, включавшее животных и растения.

Цереброваскулярные — нейроформа, чей задний мозг и кора головного мозга соединялись особым способом, который назывался «глобальным», так как вследствие этой особенности они могли моментально устанавливать множественные взаимосвязи. Они мыслили, находясь во вневременной медитации, рассматривая вопрос с разных сторон одновременно. Они избегали таким образом многих теоретических ограничений и парадоксов, присущих линейному мышлению. Тем не менее эта нейроформа была наименее популярна в Золотой Ойкумене — слишком уж они увлекались мистикой и невербальным обменом информацией.

(По мнению экоисполнителя, Гелий не мог понимать ее адекватно. Ее растительные части воспринимали помещение не только с точки зрения движения, давления, освещения, влажности, но и улавливали работу компьютера и движение потоков информации в нем. Птицы и грызуны воспринимали такое множество картинок и звуков в зале собрания, что Гелий был ошеломлен. Их мысли переплетались с инстинктами: вожделение, голод, страх — их было так много и они были настолько острыми, что мозг Гелия был не в состоянии усваивать их или хотя бы определять свои ощущения.)

Колесо Жизни выразила несогласие: подняв руки вверх, она создала шарообразную мини-экосистему, внутри которой плавали микробы, планктон, ярко раскрашенные рыбки, изображенные в виде стрелок. Акулы и цефалоподы со множеством щупалец сражались между собой в безжалостных подводных войнах.

Удерживая больший шар над столом, она разделила его на много мелких, в каждый из которых поместила только один вид. Только один представитель доминировал над остальными, он уничтожал всех конкурентов, а потом умирал сам, оставшись без пищи, теряя таким образом с трудом приобретенное господство. Каждый раз эта единственная доминирующая особь порождала новые формы, продолжая эволюцию.

Заговорил Ао Аоэн, Мастер Фантазий, владелец обширной империи развлечений:

— Я согласен с Колесом Жизни. Гелий рисует нам бледное, бесцветное будущее. Жизнь станет простой и однообразной. Сейчас в нашем обществе еще есть разнообразие, мы еще можем выбирать пути развития. Внутри каждого из нас — целая сеть взаимосвязей, законов мышления; наше сознание опутывает паутина социальных отношений и законов общества. Каждая человеческая личность таит внутри себя своего антипода. Может ли человек быть так прост, чтобы быть понятым, или так сложен, чтобы он мог понять самого себя?!

Гелий ответил трехмерной математической игрой. По правилам этой игры геометрические тела, окруженные свободным пространством, были в состоянии размножаться, но под давлением окружающих тел они изменяли форму.

Он держал сетку на ладони, словно стеклянный куб, и в сжатом времени запускал систему десятки, а может, тысячи раз. Тела поддавались давлению окружающих фигур и образовывали кубы, поглощавшие свободное пространство. Результат все время повторялся, за исключением одного-единственного раза.

Единственным нестандартным случаем была прекрасная система в форме снежинки: восьми- и четырехгранники окружали центральный двенадцатигранник. Потянувшись через стол, Ао Аоэн бережно взял систему удивительно длинными пальцами и осторожно передал Колесу Жизни, из свиты которой тут же прилетели несколько птичек и насекомых, чтобы полюбоваться ею.

— Я хотел бы возразить пэру Колесо Жизни, — сказал Гелий. — Разнообразие в природе — и у животных, и у растений — поддерживается благодаря борьбе за жизнь, а это — неэффективный способ. Разумные существа могут договориться между собой, могут создавать законы и социальные механизмы, чтобы свести борьбу за выживание к мирному соперничеству. Соперничество эффективно, в нем — путь к единообразию. Общество, даже такое разнообразное, как наше, вынуждено соблюдать определенные правила и обычаи, и мы должны навязывать эти правила тем, кто их не соблюдает.

— Именно поэтому между нами существует негласное соглашение никогда не говорить о Фаэтоне… — пробормотал Ганнис.

Чтобы его недовольство не было замечено, Гелий его скрыл в дополнительном файле. И все же он был недоволен.

— Этот аргумент, пэр Гелий, подразумевает, — сказал энергетический магнат Вафнир, — что те, кого общество наймет для борьбы с нарушителями, будут справедливы при применении силы. Согласуется ли это с аркадской простотой и утопическим согласием, в котором мы живем?

Гелий ответил:

— Даже в раю есть воины. И даже в Аркадии люди умирают.

СОЛДАТ

В саду.

Фаэтон еще стоял, вглядываясь в мерцавший на горизонте удаляющийся корабль нептунца, ощущая какие-то невнятные шевеления в ночном воздухе рядом с собой.

Посмотрев повнимательнее, Фаэтон увидел несколько небольших черных шаров, кружившихся на ветру над травой среди мерцавших деревьев. Откуда взялись эти машины-организмы, Фаэтон не понял. Шары то поднимались в воздух, то опускались поближе к земле, кружась возле того места, где только что стоял нептунец.

— Это еще что? — пробормотал Фаэтон.

Часть шаров, упав на землю, покатилась по траве, вверх и вниз по склону холма. Довольно много их сконцентрировалось вокруг того места среди кустов винограда, где Фаэтон впервые увидел нептунца. Они медленно перекатывалась туда-сюда по тропинке, останавливались, чтобы воткнуть в землю тонкий зонд или хоботок. Ближе к Фаэтону, там, откуда взлетел нептунец, шары собрались в группы, образовав несколько четырехугольников с закругленными углами, и принялись изучать почву при помощи все тех же зондов.

Зрелище нельзя было назвать красивым: шары двигались медленно и методично и в то же время слишком быстро и целенаправленно, то есть это совершенно точно не могло быть анимационным танцем, к тому же музыки не было. Если только представление не предназначено для существ с иным сенсорным восприятием. Даже настроив слух, Фаэтон тем не менее не услышал ничего, кроме высокочастотных шифрованных сигналов, исходивших от шаров: треск и прерывистые завывания — ни ритма, ни изящества.

Фаэтон поднял руку и вытянул палец в жесте опознавания, зная, что маскарад блокирует идентификацию. Однако, как ни странно, этого не произошло. Прямо перед его глазами в воздухе повисла иконка, словно распахнулось окно или развернулась пружина, а в прямоугольнике появилось изображение дракона, от которого в разные стороны расходились четыре идеограммы, выполненные в архаическом стиле: «Честь, отвага, стойкость, повиновение».

«Привилегированные войска, самоидентификационная система обнаружения и нейтрализации враждебных организмов. Информация по авторским правам (необходима гарантия соответствия). Общественная собственность. Боевая единица приписана: Главнокомандующий Аткинс двадцать первый, Общая Гуманоформа (значительно расширены боевые возможности), Военная иерархия, Полукомпиляция (охотник за привидениями, боец), Разум боевого порядка, подчиняется Генеральному штабу, Основная нейроформа, вне школы, эра Зеро («создание»)».

Фаэтон улыбнулся: придет же в голову переодеться в костюм Аткинса на маскараде. Аткинс был солдатом, последним солдатом. Фаэтон смутно помнил, что уже очень-очень давно, несколько столетий назад, Аткинс то ли покончил жизнь самоубийством, то ли ушел в запас, то ли был отправлен в музей… что-то в этом роде.

Надо сказать, вкус у человека, выбравшего этот костюм, оставляет желать лучшего. Солдат? Никому не нравится вспоминать те варварские времена. И потом, если Фаэтон правильно понимает основные принципы маскарада, личность и местонахождение могут быть скрыты под маской, но не должны быть искажены до неузнаваемости. И тем не менее кто-то выбрал себе костюм Аткинса. Интересно, не посчитают ли Наставники такой поступок покушением на право собственности?

С другой стороны, может быть разрешена подделка вымышленных персонажей или реальных личностей, чья подлинность уже недоказуема либо авторские права на их воспоминания уже истекли. Наверное, списки можно найти в общественном домене, почему бы и нет? В конце концов, никто ведь не будет против того, что Фаэтон нарядился Арлекином.

Кроме того, Фаэтону было интересно, что же так старательно разыскивают шары? Неужели нептунец (если он был реален) оставил какой-то ключ или хотя бы просто след, по которому можно было бы определить, откуда он прибыл или куда направился?

Что ж, и прекрасно. Если поддельный Аткинс позволил себе так бестактно изображать давно исчезнувшего героя войн, значит, и Фаэтон может нарушить политес. (Это ведь праздник, в конце концов, а потому можно не соблюдать столь тщательно обычные правила приличия.)

Конечно, очень невежливо вторгаться в чужую иконку (окно с изображением дракона, висящее в воздухе), которая все еще находилась у Фаэтона перед глазами, и следовало погасить ее постепенно, чтобы зрение, настроенное на восприятие видеообразов, не пострадало. Кроме того, тем более неприлично было подключиться к чужому каналу связи, подобрать код и затем выяснить, какую именно информацию черные шары передавали на базу. Но эти соображения не остановили Фаэтона.

Он сумел уловить лишь один фрагмент из множества посылаемых сообщений: «…программа подавления-уничтожения информации, более сложная — модуль восемь, — чем может произвести немеханический разум… Софотехнология неизвестного происхождения… …искусственные вирусы введены в ДНК травы в тех местах, где останавливался объект. Ленточное кодирование избыточной информации — неизвестные технологии сжатия информации — трава даст споры микроорганизмов очень сложной систематологии — уровень интеллекта 100 — поиск исходных материалов и создание более крупных структур…»

И еще: «…производит (так как враг сумел обойти гражданские защитные устройства) технологии манипулирования электронами и квантовым состоянием, сравнимые с аналогами, производимыми в Ойкумене, вплоть до позднего периода Пятой ментальной структуры базовые показатели совпадают, затем пути развития расходятся, школы или иные группы, существующие в Золотой Ойкумене, не найдены. Вывод…»

Внезапно все оборвалось:

— Кто это подсоединился к линии, черт подери? Эй вы! Сэр! Прошу прощения, сэр! Но что вы тут делаете?

Окно, висящее в воздухе, изменилось: вместо дракона появилось изображение человека в черном защитном костюме времен Шестой ментальной структуры. Голова в шлеме повернулась к Фаэтону (который успел снова надеть маску), и он вновь почувствовал, как мурашки побежали у него по спине — сигнал от Радаманта, извещающий о том, что его личный файл читают.

Несколько секунд Фаэтон приходил в себя. И наконец нашелся:

— Кто вы такой, сударь, позвольте спросить? И почему вы нарушаете правила маскарада, без каких бы то ни было объяснений?

— Извините, сэр, — ответил человек в покачивавшемся окне. — Я — Аткинс. Действую на основании приказов парциального Парламента Разума боевого порядка. Вы находитесь на охраняемом канале. Можно узнать, что вы здесь делаете?

Во дворце.

Ао Аоэн принадлежал к магической нейроформе. Временные и невербальные доли левого полушария его мозга были соединены с таламусом и гипоталамусом, где располагаются эмоциональные и психические центры. Соответственно, соотношения между сознательным и подсознательным были нестандартными, что давало ему возможность, в отличие от Основных нейроформ, точно корректировать свое поведение в зависимости от ситуации. Он совершал поступки по наитию, на основе интуиции, вдохновения, узнавания образов, всестороннего подхода к вопросам. Он мог придумывать свои сны заранее. А сны были для него всего лишь одной из нескольких ступеней, соединявших царства сознательного и бессознательного, некоторыми он руководил сам, с существованием остальных — мирился.

Он присутствовал физически, его тело, как у кобры, было покрыто невероятно прекрасными узорами. Голова казалась слегка удлиненной из-за лучей-отростков, струившихся по спине словно волосы, отбрасывая тени на плечи. У него было с полдюжины рук и длинные пальцы — около метра, если не больше. Между пальцами и между руками, как крылья у бабочки, помещались перепонки, на которых находился десяток чувствительных мембран. Все это увеличивало чувственное восприятие окружающего по сравнению с обычными нормами.

(Ао Аоэн видел стандартное изображение библиотеки, но несколько видений и полувидений, добавленных к общей картине, придавали всему помещению загадочную, наполненную глубоким символическим смыслом атмосферу. В восприятии Ао Аоэна библиотека была окутана целой сетью линий, символов, астрологических знаков, отражавших истинные или только эмоциональные, а иногда магически-символические связи и истоки. Пэров Ао Аоэн видел так, как они сами себя проецировали, а потому Орфей, не проецировавший своего образа, был лишь черным кубом.)

Ао Аоэн заговорил. Голос его был глуховатым, напоминавшим деревянный духовой инструмент.

— Я вижу структуры внутри структур. Если наше общество, отринув принятые правила, посмотрит со стороны на самое себя с трепетом и пытливым опасением, словно чужестранец, то нам сразу же бросится в глаза, что большая часть нашего населения (населения, измеряемого лишь с информационными целями) — это машинный интеллект софотеков. Оставшаяся часть общества, все наши устремления и все наши усилия напоминают меннонитов, отказывающихся приспосабливаться к Четвертой эре, заповедник вымирающих животных. Софотеки же занимаются лишь абстрактной математикой.

Орфей еле слышно заметил:

— Отвлекаетесь. Ао Аоэн, вы отходите от обсуждаемой темы.

Ао Аоэн удивленно взмахнул руками, и от движения его непомерно длинных перепончатых пальцев зарябило в глазах.

— Все части отражают целое, пэр Орфей. Недосказанность и есть искусство, а потому я не буду объяснять все. Попытки диктовать человечеству пути развития всегда приводили к разрушению, которое в свою очередь влекло за собой гибель слишком самоуверенных пастырей.

Уважаемые пэры, Наставники — частная организация, и их влияние основано лишь на заслуженном общественном признании и уважении. Они не могут позволить себе связываться с нами, презренными плутократами, по крайней мере до тех пор, пока мы, пэры, достаточно богаты, чтобы попирать традиции, игнорировать общественное мнение и, наконец, подкупать Наставников.

Гелий холодно заметил:

— Недавние события подтвердили, что даже самые богатые и отважные, рожденные в поместьях, подвержены их влиянию. Лучшие из нас просто обязаны прислушиваться к общественному мнению, и теперь никто не может позволить себе оскорбить Наставников.

В саду.

Фаэтон почувствовал себя оскорбленным.

Солдат? Это не укладывалось ни в какие рамки. В мире все еще были преступления — компьютерное мошенничество, воровство времени. Преступления обычно совершали юные проказники, не достигшие еще восьмидесяти лет. Их быстро ловили, и каждый раз общественность реагировала очень негативно. Разрешались эти ситуации просто, как правило, они разбирались Наставниками, а в очень редких случаях, когда никто не признавался в содеянном, вмешивалась полиция, существовавшая на пожертвования.

Констебли были неизменно очень вежливы и почтительны. Фаэтон даже и подумать не мог, что кто-то может прочитать без его разрешения какой-нибудь из скрытых файлов (а именной файл был защищен). Возможно, констебль и может это сделать, но только после соответствующего предупреждения и вручения судебного ордера. Этот же человек явно не был констеблем!

Фаэтон произнес:

— Вы можете задавать мне вопросы, мистер Как-вас-там, но я не вижу необходимости отвечать вам. У вас нет никаких прав. И черт возьми! Вы можете хотя бы нормально представить свой образ, не нарушая единства моей сцены?!

Плавающее окно погасло, и рядом с Фаэтоном появилась вооруженная фигура. Трава примялась под черными металлическими ботинками, а через поляну протянулась тень в естественном направлении, но на этом все попытки приспособиться к манориальному видению и закончились. Освещение и очертания окружающих предметов, отражаясь в его нагрудной пластине, искажались до неузнаваемости, не говоря уж про отражение Фаэтона — оно было неровным и колыхалось, если он поворачивал голову.

Шлем распался облаком мелких чешуек, они разлетелись, открыв лицо солдата, и замерли вокруг его головы, словно черный нимб. Без шлема лицо его оказалось совсем обыкновенным и даже непривлекательным. Фаэтон не помнил, какое значение приписывает физиогномика морщинкам вокруг тонких губ или гусиным лапкам в уголках глаз. Мудрость? Мрачность? Решительность? Но коротко стриженные волосы и немигающий взгляд напоминали о многих тысячелетиях воинской традиции, и лицо выглядело более чем похожим на архивные изображения Аткинса.

Один из черных шаров неподалеку от Фаэтона послал сигнал:

— Объект Фаэтон признаков загрязнения не обнаруживает. При проверке журнала обмена информацией и буфера мыслительных файлов получение внешней информации, за исключением низкоуровневого линейного общения, не зарегистрировано. Системы не способны скрывать данные по строению организма или личные воспоминания.

— Что?! — вскричал Фаэтон. — Вы просматривали мои файлы и журналы регистрации без ордера? Без предупреждения? Вы даже не спросили разрешения!

Человек в черных доспехах ответил серьезно, но вместе с тем довольно живо:

— Сэр, мы не были уверены, скомпрометировали вы себя или нет. Но вы чисты. Не рассказывайте об этом никому. У оппозиции могут быть свои структуры на всех общественных каналах, а я не хотел бы, чтобы они узнали, что мы ведем расследование. Не беспокойтесь. Вполне вероятно, что это всего лишь ложная тревога, что-то вроде тренировки. В любом случае, сейчас этим занимаюсь я, и как видите, пока что нет повода для беспокойства. И вы можете идти.

Он оглянулся вокруг, ища глазами собравшиеся чуть в стороне черные шары.

Фаэтон смотрел на него озадаченно. Уж не текст ли это из какой-то пьесы?

— По-моему, вы зашли слишком далеко. Объясните, что здесь происходит?

Человек ответил, не оборачиваясь:

— Сэр, сейчас это не должно вас беспокоить. Если мне потребуется ваша помощь или нам нужно будет продолжить расследование, мы свяжемся с вами. Спасибо за сотрудничество.

— Что все это значит?! Вы не вправе разговаривать со мной таким образом! Вы знаете, кто я?

Мужчина обернулся. Морщинки вокруг его губ слегка скривились, как будто он сдерживал улыбку.

— Сэр, служба не дает мне возможности шутить шутки с памятью. Я не могу позволить себе такую роскошь, сэр. И я уверен… э-э-э… что один из нас точно знает, кто вы такой, сэр. Гм… Однако теперь… — уже не было и намека на улыбку, — теперь я вынужден попросить вас удалиться. Мне приказано проверить территорию.

— Но послушайте! — почти прокричал Фаэтон. Серебристый звук фанфар прервал их.

Во дворце.

Энергетический магнат Вафнир, как и Ганнис, присутствовал физически. Однако для наглядной демонстрации богатства своих огромных владений он записал свое сознание на высокоскоростную энергетическую матрицу, которая возвышалась над столом и сияла как столб пламени. Количество компьютерного времени, расходовавшегося на перерасчет цепей нервных окончаний и формы магнитной оболочки, когда изменялась поверхностная энергия помещения, было невероятно велико. Столб пламени сжигал сотни секунд в секунду.

(Один из аспектов Гелия наблюдал, как видит окружающее Вафнир — эстетическое чувство у Вафнира было на редкость нестандартным. Слова и мысли он видел как ноты или вспышки света, звуки же вибрировали мощно, пронизывающе. Как вибрация шестнадцати сверкающих оттенков или как запахи выражались эмоции и двусмысленности. Пэров Вафнир видел как семь музыкальных шаров, висящих в воздухе и исторгающих говорящее пламя. Огонь Гелия был интенсивного желто-белого цвета, у Ганниса — темно-зеленым и как будто насмешливым, у Орфея напоминал холодную сумрачную фугу.)

— Уважаемые пэры, — заговорил Вафнир. — Гелий предлагает не союз, поддерживающий Наставников. Он предлагает умиротворить их. Он утверждает, что обстоятельства толкают нас на этот шаг.

Гелий произнес:

— У вас есть какие-то возражения? Мы — старшее поколение. Изобретение способа многократно продлевать свою жизнь позволило нам надеяться, что новые поколения не вытеснят нас. Мы подарили человечеству бессмертие, разве теперь мы не вправе потребовать, что взамен нам позволят существовать в тех формах, к которым мы привыкли, жить в обществе и пользоваться учреждениями, которые нам больше нравятся?

— Я не возражаю, — ответил Вафнир. — Просто я хочу, чтобы вещи называли своими именами, без пыли и тумана. Я — один из богатейших людей во Вселенной, я — влиятельный, всеми уважаемый человек. И миллион, и миллиард, и триллион лет спустя я все еще буду здесь, несмотря ни на что. Мы уйдем последними. Когда Земля исчезнет и ночь поглотит звезды, а космос умрет от конечной энтропии, только тогда уйдем мы, самые богатые, те, кто будет располагать наибольшими запасами энергии. Я надеюсь оказаться среди них. Если ценой этого будет необходимость укротить общество, значит, мы должны его укротить, сделать предсказуемым, сломить его дух, убить мечты. И да будет так! Я говорю это, чтобы все мы осознали — мы действуем из эгоистических и низменных соображений.

— Бессмысленно обсуждать вопросы морали, уважаемые пэры, — прошептал Орфей. — В этом мире больше нет ни правильного, ни неправильного. Механический разум наблюдает за нами, он позаботится, чтобы мы не причиняли зла друг другу. Мораль потеряла всякий смысл.

— Все верно, — согласился Ганнис. — Механический разум следит за нами, а за ним следит Разум Земли, ведь так? И они нужны нам, чтобы сохранять наше положение, не правда ли?

Ганнис улучил момент, когда никто не смотрел на него, отослал свою орлицу за окно, а она, распугав всю стаю Колеса Жизни, схватила в когти голубя.

С вершины холма, залитого лунным светом, спускалась величественная фигура, девять парящих в воздухе светильников окружали ее. Женщина, одетая в изумрудно-зеленое платье из воздушной ткани, с изумрудной короной в золотых волосах, заплетенных в тяжелые косы, была прекрасна царственной красотой. На ее добром, полном достоинства лице блуждала печальная улыбка. В руках она держала отягощенную плодами цветущую яблоневую ветвь.

Она была похожа на древних жителей Луны: высокая, стройная, грациозная. Огромные крылья кондора трепетали у нее за спиной.

Похожий на Аткинса человек поступил именно так, как и должен был бы поступить настоящий Аткинс: он вынул из ножен церемониальную катану и отсалютовал, держа острие меча над головой, а гарду — на уровне глаз.

Чтобы не ударить в грязь лицом, Фаэтон изобразил элегантный поклон, изящно отставив ногу и помахав руками — так Арлекин мог бы поклониться королеве Франции.

— Приветствую тебя! — воскликнул Фаэтон. — Если ты — сама аватара Разума Земли, чья безграничная мудрость поддерживает нас, я приветствую тебя и восхваляю в честь всех благодеяний, которыми бесконечный Разум осыпал Землю. Если же ты лишь воздаешь ей почести, украсив себя ее символами, я так же приветствую тебя, склонив голову в честь той, кому эти символы принадлежат.

— Я — лишь ее часть, мне лишь доверена малая толика ее разума. Я — гостья на вашем праздновании. — Она кивнула, глаза ее заблестели, и, тепло улыбнувшись, она продолжила: — Ваш комический персонаж очень правдоподобен, меня так позабавило приветствие, оно так напоминает комическую оперу. Дорогой Фаэтон! Разум Земли много думала о вас в последнее время. Она надеется, что вы будете верны самому себе, своему истинному характеру так же, как вы верны сейчас характеру своего персонажа.

Фаэтон послал запрос об идентификации и, к своему изумлению, обнаружил, что перед ним действительно была аватара Разума Земли, эманация с созвездия Эннеад.

Ему никогда еще не доводилось разговаривать ни с кем из Девяти Разумов, возглавлявших машинный интеллект софотеков. Она же была объединенной ментальной энергией Девяти Разумов, то есть представителем еще более высокого интеллекта.

— Пожалуйста, не надо мне салютовать, я не ваш командир, — сказала аватара Аткинсу. — Мы с вами служим одному делу.

Он снял перчатку с. левой руки и одним точным, верным движением надрезал себе ладонь. Спрятав в ножны испачканный кровью меч, он взглянул на рану и сжал руку в кулак, чтобы остановить кровотечение.

Теперь Фаэтон не сомневался, что это настоящий Аткинс.

— Спасибо, мэм, — поблагодарил Аткинс аватару. — Можете ли вы оказать мне помощь? Если это невозможно, я попросил бы вас удалиться.

Она печально улыбнулась.

— Я могу сделать для вас очень немногое, мистер Аткинс. Для осуществления каких бы то ни было действий даже сверхразум нуждается в информации. Поэтому будет лучше мне оставить вас, чтобы не мешать вам в вашей работе. Однако я располагаю новыми разработками анализа и исследований, и, с вашего разрешения, я могла бы загрузить эти программы в вашу систему. У меня есть санкция Парламента.

— Будьте моей гостьей, мэм.

У черных шаров вдруг начали расти спиралевидные раковины, как у моллюсков, они принялись прясть нити и протягивать их по траве. Светильники, следовавшие за аватарой, покинули свою орбиту и присоединились к черным шарам.

Аватара повернулась к Фаэтону.

— Дорогой сын, в знак уважения к Аткинсу я прошу тебя удалиться. По закону ты не обязан молчать о том, что видел, но есть и моральные обязательства, может быть, более глубокие и непреодолимые. Наши законы и наш образ жизни развивались веками в условиях мира и благополучия, и потому наша цивилизация может противопоставить опасности лишь преданность своих граждан.

Фаэтон ответил:

— Я люблю Золотую Ойкумену и никогда не причиню ей вреда!

Услышав его слова, Аткинс посмотрел на Фаэтона скептически, хмыкнул и отвернулся.

— Не предавай свои принципы, Фаэтон, — сказала аватара, — ты можешь навредить и себе, и нашему миру.

— Навредить? Мадам, прошу вас, объясните мне…

— Твои воспоминания хранятся в архиве, но они не уничтожены. Стоит ли снова брать их бремя на свои плечи, я не могу судить. Может быть, я могла бы дать тебе совет, но свою судьбу ты должен решать сам.

Аватара подошла к нему, положила на плечи свои нежные руки и, наклонившись, поцеловала его в лоб (Фаэтон и не подозревал, какой высокой была лунная красавица, пока она не подошла к нему так близко).

— Примешь ли дар от меня? Я хочу подарить тебе способность летать. Оказанная честь — я имею в виду этот дар — свидетельствует о том, что Машинный Разум не будет следить за тобой с неодобрением, Фаэтон. И еще… он, этот дар, напомнит тебе о твоих мечтах, которые ты должен был оставить.

— Мадам, но этот костюм… он не годится для полетов, мне нужен другой…

И вдруг он почувствовал, как в нем растет какая-то легкость, сначала это чувство он ощутил там, куда его поцеловала аватара, потом оно начало распространяться дальше по телу, к рукам и ногам, как тепло от выпитого вина. Фаэтон заморгал от изумления, оттолкнулся от земли кончиком ботинка и, невесомый, поплыл над травой.

Сначала он закричал от страха, но потом заулыбался и попытался сделать вид, что этот крик был криком радости. В следующую минуту порыв ветра перевернул его вниз головой, как воздушный шарик. Фаэтон ухватился за ветку и, запутавшись в серебристых листьях, радостно засмеялся.

— Очень необычное ощущение, мадам! — выдохнул он. — Но, простите, мне не дают покоя несколько вопросов о странных событиях сегодняшнего вечера, и мне хотелось бы…

Он посмотрел вниз — аватары уже не было. Был только Аткинс: мрачный, по-прежнему в доспехах, он шагал по траве в сопровождении своих черных машин.

Здесь нечего делать. Аткинс ничего не скажет. Он усмехнулся, услышав заявление Фаэтона о его преданности Золотой Ойкумене: Фаэтон не мог вспомнить, что именно он совершил, но, каким бы ни был его проступок, его преступления было достаточно, чтобы честные люди считали его предателем.

Фаэтон отпустил ветку и поплыл по ночному небу. Серебристые сатурнианские деревья еще поблескивали внизу зеркальными листьями, а потом роща затерялась среди теней и полумрака других садов.

Логик Кес Сеннек проговорил ровным монотонным голосом:

— В заявлении, которое только что сделал пэр Вафнир, он называет наши действия «низменными» и «эгоистичными». Я считаю подобное заявление неточным и семантически неверным. Полагаю, что я правильно понял его, и я протестую, поскольку утверждение слишком неточное и стереотипное.

Кес Сеннек присутствовал физически — лысый большеголовый человек в сером однобортном костюме. По левой стороне вдоль застежки кителя шел ряд контрольных точек, ничего лишнего, никаких украшений. Серый цвет лица был адаптирован к источникам света в помещении, так же как и серые глаза. У него была стандартная фигура, правда, усовершенствованная особыми органами и приспособлениями для обитания в условиях нулевой гравитации, а нервная система значительно усилена мониторами, нейтрализаторами и уплотнителями, чтобы поддерживать эмоциональную стабильность и психическое здоровье.

— Если критическое количество людей в обществе объединятся и их действия преднамеренно или случайно приведут к тому, что использование агрессии (в противоположность мирным стратегиям и сотрудничеству) будет представляться целесообразным значительному числу индивидов для достижения того, что на тот момент они будут осознавать как свою цель, возникнут все необходимые условия для распада социального порядка. Напряжение в обществе будет усиливаться пропорционально увеличению числа индивидов, одобряющих агрессию. Под распадом я понимаю как сам факт насилия в обществе, так и то, что люди будут считать насилие единственным средством защиты от неправомерных действий со стороны других людей.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, логичным было бы создать некое единообразие оперативного принятия решений, некую традицию, соблюдение которой будет ценным само по себе, вне зависимости от того, кто эти решения будет принимать. При принятии решений приоритет необходимо отдавать мирному разрешению предполагаемых или действительных конфликтов. Термин «конформизм» может быть вполне уместен при описании предполагаемой структуры принятия решений.

У Кеса Сеннека, принадлежавшего к инвариантной нейроформе, была высокоинтегрированная однокамерная нервная система, то есть у него не было никакого подсознания в общепринятом смысле, имелись только подпрограммы, привычки и рефлексы. Среди жителей Золотой Ойкумены инвариантная нейроформа не пользовалась популярностью, занимая второе место от конца, так как люди, принадлежавшие к этой нейроформе, думали и совершали поступки с удивительным однообразием, так как у инвариантных не может быть эмоциональных проблем или внутренних конфликтов.

Кес Сеннек видел библиотеку совершенно такой, какой она и была на самом деле: ни фильтров, ни изменений. Гелий представлялся ему манекеном-гуманоидом, вдоль шеи Ганниса он видел блеклые крошечные гнезда разъемов и антенн, соединявшие его с общим мозгом, он видел электронную активность, окружавшую питомцев Колеса Жизни и ее псевдорастения. Он видел провода и узлы, вьющиеся между колоннами пламени Вафнира, а также механизмы, производящие эффект электромагнитного поля там, где в действительности покоилось тело Вафнира. Орфей казался Кесу Сеннеку чем-то на колесиках, скелетообразным, с линзами и динамиками. Все это было непривлекательно, неинтересно, бесцветно.

Посторонние звуки, музыка, какие-то возгласы, запахи, долетавшие из окна, так же попадали в зону внимания Кеса Сеннека. И опять Гелий не мог удержаться от раздражения от того, как остальные видели происходящее. Структура мышления Гелия требовала, чтобы чувственные ощущения сортировались по степени их важности, а ощущения низкого уровня важности и вовсе игнорировались. Инвариантный мозг Сеннека воспринимал и фиксировал абсолютно все, оценивая происходящее с нечеловеческой, бесстрастной точностью.

— Действия тех, кто стремится предотвратить войну и насилие, не могут быть названы «низкими» и «эгоистичными», — подвел итог Кес Сеннек, — даже если эти люди во многом преследуют собственные интересы.

— Как и всегда, замечания Кеса Сеннека поражают меня своей точностью, но я не могу согласиться с ними до конца, — отметил Ао Аоэн. — Что же, мы говорим о бескорыстии? Почему никто не произнес вслух, какие именно тайные причины заставили Гелия внести свое предложение? Это мечта, которую все мы хотим уничтожить, возможно, самая великая мечта? Что это за мечта? Кто-нибудь может мне сказать? Разве кто-нибудь за пределами этой комнаты еще помнит о ней?

Никто не ответил. В комнате повисла тишина.

Фаэтон летел в ночной тишине.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.062 с)...