Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Римская империя в период принципиата. Становление и развитие христианства



Принципат (0 % 9 B%D 0 %B 0 %D 1 %82%D 0 %B 8 %D 0 %BD%D 1 %81%D 0 %BA%D 0 %B 8 %D 0 %B 9 _%D 1 % 8 F%D 0 %B 7 %D 1 % 8 B%D 0%BA"лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в 0 %94%D 1 %80%D 0 %B 5 %D 0 %B 2 %D 0 %BD%D 0 %B 8 %D 0 %B 9 _%D 0 %A 0 %D 0 %B 8 %D 0%BC"Древнем Риме в период ранней империи (0 %B 4 %D 0 %BE_%D 0 %BD._%D 1 % 8D."27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей 0 % 9 C%D 0 %BE%D 0 %BD%D 0 %B 0 %D 1 %80%D 1 %85%D 0 %B 8 %D 1 % 8F"монархические и 0 %A 0 %D 0 %B 5 %D 1 %81%D 0 %BF%D 1 %83%D 0 %B 1 %D 0 %BB%D 0 %B 8 %D 0 %BA%D 0 %B 0"республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом0 % 9 F%D 1 %80%D 0 %B 8 %D 0 %BD%D 1 %86%D 0 %B 5 %D 0 %BF%D 1%81"принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, апервого среди равных.

В историографии закрепился титул «0 %98%D 0 %BC%D 0 %BF%D 0 %B 5 %D 1 %80%D 0 %B 0 %D 1 %82%D 0 %BE%D 1 %80_(%D 0 %A 0 %D 0 %B 8 %D 0 %BC%D 1 %81%D 0 %BA%D 0 %B 0 %D 1 % 8 F_%D 0 %B 8 %D 0 %BC%D 0 %BF%D 0 %B 5 %D 1 %80%D 0 %B 8 %D 1 % 8F)&action=edit&redlink=1"император», хотя основные полномочия глава государства имел как 0 % 9 D%D 0 %B 0 %D 1 %80%D 0 %BE%D 0 %B 4 %D 0 %BD%D 1 % 8 B%D 0 %B 9 _%D 1 %82%D 1 %80%D 0 %B 8 %D 0 %B 1 %D 1 %83%D 0%BD"народный трибун и 0 % 9 F%D 1 %80%D 0 %B 8 %D 0 %BD%D 1 %86%D 0 %B 5 %D 0 %BF%D 1%81"принцепс.

Система принципата стала оформляться при 0 % 9 E%D 0 %BA%D 1 %82%D 0 %B 0 %D 0 %B 2 %D 0 %B 8 %D 0 %B 0 %D 0 %BD_%D 0 %90%D 0 %B 2 %D 0 %B 3 %D 1 %83%D 1 %81%D 1%82"Августе, власть которого основывалась на соединении различных 0 % 9 C%D 0 %B 0 %D 0 %B 3 %D 0 %B 8 %D 1 %81%D 1 %82%D 1 %80%D 0 %B 0 %D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80%D 0 %B 0 _(%D 0 %94%D 1 %80%D 0 %B 5 %D 0 %B 2 %D 0 %BD%D 0 %B 8 %D 0 %B 9 _%D 0 %A 0 %D 0 %B 8 %D 0%BC)"магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами 0 %A 1 %D 0 %B 5 %D 0 %BD%D 0 %B 0 %D 1 %82_(%D 0 %94%D 1 %80%D 0 %B 5 %D 0 %B 2 %D 0 %BD%D 0 %B 8 %D 0 %B 9 _%D 0 %A 0 %D 0 %B 8 %D 0%BC)"сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный 0 %A 2 %D 1 %80%D 0 %B 8 %D 0 %B 1 %D 1 %83%D 0%BD"трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: 0 %A 1 %D 0 %B 5 %D 0 %BD%D 0 %B 0 %D 1 %82_(%D 0 %94%D 1 %80%D 0 %B 5 %D 0 %B 2 %D 0 %BD%D 0 %B 8 %D 0 %B 9 _%D 0 %A 0 %D 0 %B 8 %D 0%BC)"сенат, 0 % 9 A%D 0 %BE%D 0 %BC%D 0 %B 8 %D 1 %86%D 0 %B 8 %D 0 %B 8"комиции (народные собрания), 0 % 9 C%D 0 %B 0 %D 0 %B 3 %D 0 %B 8 %D 1 %81%D 1 %82%D 1 %80%D 0 %B 0 %D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80%D 0 %B 0 _(%D 0 %94%D 1 %80%D 0 %B 5 %D 0 %B 2 %D 0 %BD%D 0 %B 8 %D 0 %B 9 _%D 0 %A 0 %D 0 %B 8 %D 0%BC)"магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках прицепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Династия Юлиев—Клавдиев (14— 68 гг.). Тиберий (14—37 гг.). В системе монархических институтов одним из важнейших является порядок передачи власти наследнику, который обязан продолжать политику своего предшественника. Поэтому Август уделял большое внимание выработке процедуры престолонаследия. В 4 г. н. э. пасынок Августа Тиберий был официально усыновлен, получил имя Тиберий Юлий Цезарь и как таковой был объявлен наследником имущества принцепса. Он же получил от сената постоянный проконсульский империй (imperium), был наделен правами трибунской власти. С 6 по 9 г. Тиберий был назначен командующим огромной римской армией в 15 легионов, которая подавляла восстание в Паннонии.
И хотя официального титула престолонаследника не существовало, дарование таких огромных полномочий делало Тиберия в глазах общественного мнения законным преемником высшей власти. Вот почему сразу после смерти Августа сенат без каких-либо возражений и условий утвердил Тиберию практически все те права, которые были у Августа.
Новый принцепс получил высшую власть в возрасте 55 лет. Тиберий, находившийся многие годы при дворе Августа и принимавший активное участие в выработке монархических структур, стал активным продолжателем дела Августа по созданию Империи. Одной из первых радикальных мер Тиберия было прекращение деятельности народных собраний, этого решающего органа республиканского строя. Обширные права народных собраний были, так сказать, поделены между сенатом, в котором теперь происходили выборы магистратов (консулов, преторов и др.), проводились судебные разбирательства, и принцепсом, получившим право издавать законодательные акты.
Расширение прав сената за счет прерогатив народного собрания было в русле общей политики принципата, в рамках которого сенат рассматривался как соучастник верховной власти. Однако именно при Тиберии было сделано многое для того, чтобы огромную власть сената превратить в юридическую фикцию.
При Тиберии стал вырабатываться эффективный механизм укрепления власти принцепса в форме нового толкования древнего закона об оскорблении величия римского народа. Обвинение в таком преступлении грозило самыми строгими наказаниями вплоть до смертной казни. Строгость наказаний по этому закону предопределила в республиканский период небольшой набор обвинений и редкость его применения. Тиберий и его окружение существенно переосмыслили содержание этого закона. Теперь главным объектом защиты стал не римский народ, а принцепс, император, который с правовой точки зрения как бы олицетворял величие римского народа. Вместе с этим резко расширился объем обвинений и диапазон применения этого закона: под его ведение подпадали даже мелкие нарушения и незначительные проступки, такие, как повреждение статуи принцепса, переодевание или драка рядом со статуей Августа, недостаточная похвала о каком-либо мероприятии или речи принцепса, расплата монетами с изображением Августа за утехи в публичном доме и др. Широкое применение этого закона, жестокость наказаний создавали благоприятные условия для доносов, формировали климат страха и подозрительности, практически неизвестный в эпоху Республики. Закон об оскорблении величества стал эффективным средством подавления любой оппозиции, и в первую очередь в сенате. Весьма целесообразной была политика в области финансов. Кто эффективно контролирует финансы, тот и располагает реальной властью. Уже основатели принципата это прекрасно понимали. При Тиберии наблюдается концентрация финансовых средств в руках принцепса. Теперь уже практически все налоги из провинций, как императорских, так и сенатских, поступают в распоряжение императора. Сосредоточение финансов Империи проводилось Тиберием в процессе упорядочения провинциального управления.
Тиберий продолжил политику Августа по ужесточению контроля за деятельностью провинциальной администрации, и прежде всего сенатских провинций. Было организовано несколько процессов против злоупотреблений властью со стороны наместников, а виновные строго наказаны. Продолжался отказ от остатков откупной системы сбора провинциальных налогов и переход к их прямому сбору представителями центральной власти, что не могло не улучшить финансовое положение в провинциях.
Тиберий проводил строгую экономию в расходовании государственных средств за счет сокращения денежных раздач плебсу, пышных театральных представлений. Благодаря расчетливой финансовой политике он сосредоточил в своих руках огромные суммы. Это был мощный рычаг высшей власти, которым Тиберий умело пользовался при различных обстоятельствах. Так, благодаря срочно принятым мерам ему удалось справиться с серьезным финансовым кризисом в 33 г. Кризис был вызван стремлением центральной власти несколько приструнить римских ростовщиков и применить против них древние законы, ограничивающие проценты на занятый капитал. Понимая серьезность намерений правительства, ростовщики потребовали от своих должников возвращения долговых сумм, что вызвало нехватку звонкой монеты. Не имея наличных денег, должники, а среди них были представители среднего и крупного землевладения, стали продавать землю. От большого предложения цены на землю стали падать. В столице сложилась напряженная финансовая ситуация, грозившая социальными осложнениями. Изучив обстановку, Тиберий передал в меняльные конторы 100 млн. сестерциев и тем самым восстановил равновесие на денежном рынке. Энергичное и своевременное вмешательство принцепса в финансовые дела, как правило показало возросшие властные полномочия формирующейся Империи.
В области внешней политики Тиберий продолжал общую линию Августа —укрепление границ, использование преимущественно дипломатических средств вместо военных действий, чем в целом удавалось поддерживать равновесие на растянутых границах Империи. Государственной границей Рима на долгие столетия стала река Рейн, хотя эпизодические походы римских войск на правую сторону Рейна имели место. Воинственный Германик был отозван с германского фронта в 16 г., а в следующем году был направлен в другой горячий регион Империи — на Восток, где осложнилась внешнеполитическая обстановка. Германику удалось улучшить общую ситуацию на Востоке, он договорился о спорных проблемах (главным образом, по армянскому вопросу) с парфянским царем Артабаном, к Империи были присоединены в качестве новых провинций Каппадокия и Коммагена.
Однако Германик вскоре умер, после его смерти во внешней политике Тиберия наступил период известной стабилизации. Он был тем более необходим, что внутри Империи в ряде провинций вспыхнули восстания местного населения.

За 23 года правления Тиберия принципат как монархическая система стал общепризнанным государственным строем и в римском обществе уже не существовало иллюзий о возвращении старого республиканского устройства. Это ярко проявилось в событиях после смерти Тиберия. Тиберий умер в 37 г. и не оставил преемника. Однако образовавшийся вакуум высшей власти сенат и не пытался заполнить возрождением республиканских магистратур. Сенат, преторианская гвардия при поддержке римского плебса провозгласили принцепсом Империи 25-летнего внучатого племянника Тиберия, сына Германика, Калигулу.
Гай Юлий Цезарь Калигула (таково было его полное имя) правил неполных 4 года (37—41 гг.). Опьяненный огромной властью, доставшейся ему неожиданно, Калигула стал рассматривать себя как неограниченного монарха по образцу эллинистических или древневосточных царей. Он распорядился величать себя «господином и богом» (dominus et deus). В отличие от скромных в быту Августа и Тиберия, Калигула установил пышный придворный церемониал, включающий низкие поклоны, целование ног. Желая продемонстрировать свою неограниченную власть и презрение к сенату, юридически считавшемуся соучастником высшей власти, Калигула, помимо унизительного третирования многих сенаторов, открыто, говорил о том, что он хочет назначить римским консулом своего любимого коня. Императорский дворец стал местом оргий, кощунственных святотатств, чудовищных преступлений. Унижая сенаторов, попирая высокий авторитет сената, Калигула вместе с тем раздавал щедрые подарки преторианцам, воинам легионов и городскому плебсу, и это позволяло ему держаться у власти несколько лет. Чтобы предупредить сопротивление сенаторов и всех недовольных, Калигула еще более расширил применение закона об оскорблении величества и всячески поощрял доносы. Его правление показало негативные стороны родившейся императорской власти во всей ее полноте, выявило воочию важнейшие опоры императорской власти — армию, рождающийся государственный аппарат.
Вместе с тем правление Калигулы показало, насколько важное значение в условиях единоличного правления приобретает личный фактор, личность царствующего императора и как это влияет на общий режим власти. Конечно, безумства Калигулы не могли продолжаться долго. Уже в первые годы его правления были составлены два заговора. Третий заговор организовали сами же преторианцы, постоянные свидетели и исполнители чудовищных злоупотреблений Калигулы. В январе 41 г. он был убит. Деспотическое правление Калигулы подорвало веру среди части сенатской аристократии в благодетельность монархической власти. Вот почему сразу же после убийства Калигулы в сенате развернулись дебаты о возможности восстановить республиканский строй и не выбирать принцепса. Выдвигались проекты избрать принцепса из состава сената. Однако в династические споры вмешалась новая влиятельная сила — преторианская гвардия, несущая охрану Рима и императорского дворца. Преторианцы обратились к дяде Калигулы и племяннику Тиберия Клавдию с предложением верховной власти, доставили его в свой укрепленный лагерь и провозгласили принцепсом. Сенат был вынужден уступить вооруженной силе и утвердил этот выбор. Обстоятельства провозглашения Клавдия принцепсом обусловили известную напряженность в отношениях между сенатом и ним. В 42 г. в Далмации против Клавдия вспыхнул мятеж провинциальной армии, численностью в 2 легиона, но мятеж вскоре был подавлен.
Одной из первых задач Клавдия стало устранение напряженности, возникшей между императором и сенатом. И хотя оппозиционные настроения внутри сената Клавдию до конца не удалось искоренить, он смог достичь известного согласия с большинством сенаторов. Используя механизм закона об оскорблении величества, а также прибегая к услугам доносчиков, Клавдий смог устранить целый ряд своих противников. Других он привлекал к себе через избрание на магистратские должности или назначение на выгодные наместничества в провинциях.
Отлично понимая, что римский сенат как юридический соучастник верховной власти является постоянным источником оппозиционных императору настроений, Клавдий принимает смелое решение о расширении состава сената за счет знатных провинциалов. Несмотря на сопротивление его намерению со стороны римско-италийской знати, Клавдию удалось провести через сенат закон, наделяющий правом избрания в него представителей галльского племени эдуев. Тем самым был открыт путь в высший орган государства и аристократии других провинций. Естественно, попавшие в сенат провинциалы стали верной опорой царствующего принцепса.
Другой важной акцией Клавдия, способствующей падению политического влияния сената, была активизация деятельности совета принцепса, учрежденного еще Августом, но собиравшегося редко и носившего характер частного собрания друзей принцепса. Теперь совет принцепса собирался часто и там обсуждались важнейшие государственные дела. Совет принцепса кроме небольшого числа видных сенаторов включал целый ряд высших императорских чиновников, префектов и даже отпущенников, т. е. отличался от сената более смешанным составом, но зато целиком зависимого от императора. Занимаясь решением множества дел по управлению огромной Империей, Клавдий понимал слабость существующего исполнительного аппарата власти как в центре, так и в провинциях и предпринял энергичные меры к его укреплению. Для целей более эффективного управления были созданы три особых ведомства, своего рода «министерства»: ведомство ab epistulis («относительно писем»), ведающее подготовкой указов и распоряжений императора, ведомство a rationibus («относительно финансов»), управлявшее огромным имуществом императора и императорской казной, и alibellis («относительно жалоб»), обрабатывающее жалобы и предложения, поступающие в императорский дворец, и снабжавшее императора ценной информацией о положении в Империи и деятельности ее администрации. Во главе этих ведомств стояли преданные Клавдию и связанные с ним клиентскими узами умные и энергичные отпущенники — Нарцисс, Паллант, Полибий. Ведомства, в свою очередь, состояли из отделов и подотделов, в основном были заполнены отпущенниками и рабами императора или своих руководителей и были организованы по иерархическому признаку, создавая первую систему государственных бюрократических структур. Формально эти ведомства считались управленческими структурами внутри familia Caesaris, т. е. его рабского персонала и личного императорского имущества, но вскоре стали рассматриваться как государственные учреждения, деятельность которых распространяется на всю Империю. Деятельность этих ведомств не только обеспечивала управление огромной Империей и делала его более профессиональным, но и создавала новую правящую группу, новый правящий орган рядом с сенатом и сенатскими органами управления. Как показывает дальнейшая история, именно с организации этих ведомств началось разрастание обширного бюрократического аппарата Империи. При Клавдии полномочия и функции императорских прокураторов были расширены, они получили важное в юридическом отношении право выносить судебные решения, а их статус приблизился к положению традиционных римских магистратов.
Общим результатом политики Клавдия было укрепление и упорядочение монархических структур в государственном управлении, возрастание роли императора, его совета, непосредственно подчиненных ему административных органов, при одновременном оттеснении от кормила реальной власти сената. Тем не менее Клавдию удалось сохранять в целом более или менее спокойные отношения с римским сенатом.
В социальной политике Клавдий следовал примеру основателя династии Августа. Для спокойствия городского плебса Клавдий не жалел сил, чтобы снабдить Рим продовольствием. Для приема груженных хлебом кораблей, прибывающих из провинций, был перестроен и расширен римский порт Остия, а в его обширных складских помещениях могли храниться большие запасы зерна и другого продовольствия. Был построен новый так называемый Клавдиев водопровод, который улучшил снабжение миллионного города водой. Значительные средства тратились на организацию гладиаторских боев, травлю зверей, театральные представления. В 47 г. с большим великолепием были организованы так называемые Столетние игры, хотя с момента последних Столетних игр (17 г. до н.э.) не прошло еще ста лет.
Провинциальная знать, поддерживала его общую политику. Удачной была и внешняя политика Клавдия. К Империи было присоединено несколько новых провинций. Сложными, но в целом спокойными были отношения Рима с постоянным восточным противником Империи — Парфянским царством.
Нерон (54—68 гг.). Преемный сын Клавдия.мСразу же после смерти Клавдия Нерон был представлен как законный наследник. Преторианцы отнесли его в своей лагерь и провозгласили принцепсом. Естественно, неопытный юноша, не мог управлять государством сам и предоставил это сложное дело своему воспитателю, крупному философу и знатному вельможе Аннею Сенеке и опытному политику Афраннию Бурру. Сенека и Бурр, проводили политику согласия между действиями принцепса и сената. От имени Нерона было объявлено о восстановлении древних обязанностей сената, о стремлении принцепса предоставить сенату ведение многих дел, не вмешиваться в управление сенатских провинций, не преследовать сенаторов по закону об оскорблении величества, отказаться от услуг доносчиков.
Эти жесты императора привели к возрастанию законодательной активности сената в 50-х годах: один сенатус-консульт следовал за другим, в сенате обсуждается множество дел, начиная от подготовки войны с Парфией до размеров гонораров адвокатам, о конфликтах между отпущенниками и патронами, о наказании рабов. Вместе с тем Нерон проявлял сдержанность в получении наград, присуждаемых ему сенатом.
Оказывая внешние почести сенату как высшему органу власти, вместе с тем новые правители продолжали сосредоточение важных функций в недрах монархических структур. Особенно это касалось финансовых дел: так, контроль за сенатской казной — эрарием, перешел в руки императорских префектов. Практически сбор всех налогов все более сосредоточивался в руках императорской администрации. Эффектной мерой по демонстрации своей власти над сенаторами была серия процессов над наместниками, уличенными в коррупции и вымогательствах, главным образом сенатских провинций.
От имени Нерона проводились щедрые раздачи в виде денежных сумм, продовольствия, устройство театральных представлений и гладиаторских боев. Кроме устройства многочисленных традиционных празднеств установил особо пышные многодневные празднества в свою честь, названные Нерониями.
Резкий перелом в политике наступил после 62 г., когда умер Афранний Бурр, а Сенека был вынужден отойти от государственных дел. К руководству страной пришла новая группа, во главе с префектом претория Офонием Тигеллином. Изменился и сам Нерон. Теперь это был достаточно зрелый 25-летний человек, твердо уверовавший в неограниченный характер своей власти, деспотическим замашкам которого стал потакать новый префект претория. Особенно пагубное влияние на поведение Нерона оказали два страшных преступления, которые он совершил: убийство своей матери Агриппины, которая, по существу, и привела его к власти, и своей жены Поппеи Сабины. Вместо осуждения злодеяний, раболепный сенат принес свои «поздравления» Нерону по случаю избавления от опасности. Нерон понял, что ему как носителю высшей власти все дозволено. С 62 г. начался террористический период правления, сопровождавшийся казнями, ссылками, унижениями, конфискациями, опять расцвело доносительство. Естественно, это не могло не вызвать сопротивления сената, недовольство стало распространяться и в провинциях. Как страстный любитель театральных представлений, Нерон тратил громадные суммы на различные празднества, состязания, игры, во время которых столичному плебсу устраивались щедрые раздачи, он наладил снабжение Рима продовольствием, и это создавало ему известную популярность в народе. Однако эта популярность была подорвана страшным пожаром Рима в 64 г., бушевавшим девять дней. Поползли слухи, что виновником пожара был сам Нерон, желающий отстроить Рим по новому плану. Чтобы пресечь эти слухи, Нерон приказал возложить вину на членов одной из религиозных сект — это была первая христианская община в Риме,— которые были подвергнуты жестоким наказаниям.
Популярность Нерона падала, недовольство сената и провинций росло. В этой обстановке был составлен опасный заговор сенаторов во главе с Кальпурнием Пизоном (65 г.). Заговор был раскрыт, его участники казнены. Однако положение принцепса продолжало ухудшаться, отношения с сенатом были испорчены. Щедрые раздачи и обилие дорогостоящих празднеств, огромное строительство опустошали государственную казну, что приводило к росту налогов, увеличению конфискаций. Теперь объектом доносов стали просто богатые люди. После осуждения их имущество переходило в казну, причем солидный процент от него получали доносители. Рост социальной напряженности в обществе, несогласие в верхних эшелонах власти между принцепсом и его аппаратом и сенатом, ухудшение финансового положения Империи дополнялось недовольством провинций. Еще в 59—61 гг. пришлось подавлять опасное восстание местных племен в Британии, во главе которых стояла царица племени иценов Боудикка. В середине 60-х годов началось брожение в Иудее, которое вскоре переросло в восстание. На его подавление также пришлось выделять крупные военные силы. Очень сложными были отношения с Парфией. Римляне были вынуждены уступить парфянам в армянском вопросе и признать армянским правителем парфянского царевича, хотя по договоренности свою корону новый правитель Армении должен был получать из рук Нерона и в городе Риме (66 г.).
Постепенно Нейрон оказывался в политической изоляции. Даже верные ему преторианцы были недовольны волюнтаризмом и непродуманностью его политики, скандальным поведением как главы государства. Зашаталась вера в императора даже в римской армии. В 68 г. поднял флаг восстания против Нерона наместник Лугудунской Галлии Юлий Виндекс. Хотя верные Нерону легионы рейнской армии подавили мятеж Виндекса, последовало новое возмущение испанских легионов, которые провозгласили императором своего командующего знатного римского аристократа и влиятельного сенатора Сервия Сульпиция Гальбу. Получив известие о движении испанских легионов на Рим, преторианцы присягнули Гальбе на верность как новому принцепсу, а сенат объявил Нерона врагом отечества. Нерон бежал из Рима и на одной из кампанских вилл покончил жизнь самоубийством.
Нерон оказался последним представителем первой императорской династии — династии Юлиев — Клавдиев, правившей около 100 лет. Династия Юлиев — Клавдиев стала строительницей нового социально-политического порядка, в котором старая римско-италийская аристократия растворилась в более широком слое имперской знати. Вместе с тем эта самая аристократическая династия стала своего рода связующим звеном между сенатской Республикой Рима и Средиземноморской империей. Отсюда большая преемственность между рождающимися монархическими структурами и республиканскими традициями, идеями, образом жизни, постепенность преодоления последних, их включение в новый имперский порядок.
Однако при всей медленности, постепенности, учете республиканских традиций династия Юлиев — Клавдиев последовательно и неуклонно формировала имперские структуры и монархические порядки, новое средиземноморское общество, были выработаны основы той политики, которой последующие династии следовали около двух столетий. Ко времени смерти Нерона принципат стал социально-политической системой, сформированной в своих основных частях. Следующие династии лишь достраивали здание.
Правление династии Флавиев. Веспасиан Флавий (69—79 гг.). Основатель новой династии Тит Флавий Веспасиан, выходец из средней по своему достатку семьи, был опытным политиком и полководцем. Он управлял разными провинциями, командовал легионами, избирался консулом, а за успехи в завоевании Британии был удостоен императором Клавдием триумфальных украшений. Хорошо представляя себе положение в государстве, Веспасиан и его преемники наметили и проводили продуманную политику укрепления Империи. Получив власть из рук легионов и во время междоусобной борьбы, т. е. в чрезвычайных обстоятельствах, Веспасиан предпринял ряд мер по приданию своему правлению, так сказать, легитимного характера.
С этой целью Веспасиан ежегодно принимал традиционную должность консула, исполнял полномочия цензора, скрупулезно отмечал провозглашение императором по случаю различных побед (старый республиканский обычай), охотно коллекционировал благоприятные божественные знамения, которые предрекали ему высшую власть.
Но более важное значение имели его меры по сбалансированию разных сил, которые определяли прочность верховной власти: сенат, преторианская гвардия, армия и провинции. Прежний состав преторианской гвардии, выросший до 16 тыс. человек, поддерживавший Вителлия, был расформирован. Новая гвардия была укомплектована из сторонников нового императора и доведена до своего нормального состава — около 10 тыс. человек. Из рейнской армии были удалены все сторонники Вителлия, а некоторые легионы были передислоцированы в другие области. На Востоке три отдельные легионные группировки были объединены в одну армию и ее численность возросла с 4 до 6 легионов, размещенных в Сирии.

Отношения с сенатом, первоначально настороженные, постепенно нормализовались. В 69 г. сенат принял «закон о верховной власти Веспасиана», по которому ему даровались все те права, которыми пользовались принцепсы династии Юлиев — Клавдиев, начиная с Августа. Стремясь обезопасить себя от возможной оппозиции в сенате и пополнить его состав за счет способных людей и своих сторонников, Веспасиан принял в 73 г. полномочия цензора и провел пересмотр списка сената, исключив из него своих противников и запятнавших себя сенаторов. В сенат были включены кроме потомков старой римско-италийской аристократии представители италийских муниципальных кругов и даже целый ряд наиболее отличившихся провинциалов. Включение знатных провинциалов в состав римского сената было частью более масштабной политики новой династии по отношению к провинциям. Гражданская война 68—69 гг. показала возросшую политическую роль провинций и необходимость оформления этой роли. В отличие от своих предшественников Юлиев — Клавдиев, Веспасиан даровал римское гражданство целым муниципиям и городам. Особенно активно раздавались права римского и латинского гражданства жителям западных романизированных провинций, в частности Испании. Естественно, новые граждане, не могли не поддерживать новую династию. Стабилизировав свою власть в качестве главы государства, Веспасиан провел ряд важных мероприятий по укреплению экономического и социального положения в Империи. Особое внимание он уделял решению накопившихся проблем в сельском хозяйстве и общему оздоровлению финансов. После радикальных реформ Августа аграрный вопрос не стоял на повестке дня как первостепенный. Однако ситуация ко времени Веспасиана изменилась. Распространение латифундиального землевладения, неустойчивость средних товарных вилл, трудности мелких земледельцев создавали определенную напряженность. Вместе с тем при демобилизации разбухшей во время гражданской войны 68—69 гг. армии и необходимости наделения ветеранов участками земли требовалось вмешательство императора в аграрную ситуацию. Положение усугублялось растущей конкуренцией провинций, особенно западных, в которых в связи с романизацией начала распространяться культура винограда, что представляло определенную опасность для италийских хозяев.
Для решения возникших проблем Веспасиан предпринял ряд мер. Одной из важнейших стало проведение общеимперского земельного кадастра, предполагавшего тщательный учет всех категорий земельных владений, выявление излишков земельных площадей, на которые можно было вывести демобилизованных ветеранов. При проведении этого кадастра было выявлено и возвращено в казну большое количество общественной земли, ранее захваченной частными лицами, главным образом крупными землевладельцами. Веспасиан уступил по доступной цене те земли, которые было трудно вернуть в казну. Как опытный политик, Веспасиан понимал, что невозможно остановить распространение латифундиального землевладения, и потому считал малоэффективными меры по его насильственному задержанию. Более того, продажа части общественных земель объективно укрепляла именно крупное землевладение. Но Веспасиан стремился поощрять развитие мелкого и среднего землевладения за счет выведения демобилизованных ветеранов на землю и поддержки их хозяйства. Осевшие на провинциальных землях ветераны создавали крепкие хозяйства, а их новые владельцы пополняли городскую верхушку многих муниципиев, составляя верную опору Империи.
Особое внимание Веспасиан уделял укреплению финансового положения Империи, подорванного во время расточительного правления Нерона и опустошительной гражданской войны.Веспасиан оказался мастером в изобретении различных источников денежных поступлений. Об одном из них — продаже захваченных участков общественной земли — уже отмечалось. Другим и главным источником пополнения государственных финансов было упорядочивание налоговых поступлений с провинций, в результате которого целый ряд налогов был увеличен в два раза. Большинство прежних решений об освобождении от налогов тех или иных провинциальных городов было пересмотрено. освобождение от налогов было отменено. Показателем его изобретательности в поисках новых поступлений был налог на отхожие места. В целом Веспасиан если и не собрал 40 млрд. сестерциев, однако укрепил финансовое положение настолько, что мог провести ряд очень крупных и дорогостоящих построек.
Показателем известной стабилизации внутренней обстановки в Империи было спокойное решение порядка престолонаследия после смерти Веспасиана. Сенат без особых проблем провозгласил и утвердил принцепсом старшего сына Веспасиана Тита, вскоре умершего от болезни (79—81 гг.), а затем младшего сына Веспасиана Домициана (81—96 гг.). Тит и Домициан продолжали политику своего отца. Так, при Домициане были приняты дополнительные меры для стабилизации сельского хозяйства Италии, вступившей в полосу застоя. Желая оградить италийских виноделов от конкуренции владельцев виноградников, Домициан в законодательном порядке запретил расширять виноградные посадки в провинциях. Вместе с тем Домициан довел до конца аграрные мероприятия своего отца по стабилизации общей аграрной обстановки. Стремясь снять известное напряжение вокруг возвращения в казну захваченных общественных земель в колониях, он издал указ о безвозмездном даровании этих земель владеющим ими лицам.

Домициан повысил плату всем категориям воинов в полтора-два раза. Соответственно было повышено жалование центурионам, преторианцам, вигилам, воинам вспомогательных войск, что потребовало громадных затрат. Уже к концу 80-х годов императорская казна опустела, а финансовое положение Империи резко ухудшилось. Желая пополнить казну за счет новых поступлений, Домициан начал преследование наиболее богатых сенаторов, обвиняя их в оппозиционных настроениях. Вновь был включен механизм пресловутого закона об оскорблении величества, поощрялось и стало процветать доносительство, начались казни и конфискации. Лояльные отношения между принцепсом и сенатом были нарушены. Действия императора стали подвергать критике.
Правда, эта критика велась в скрытой форме абстрактных рассуждений о тирании, жестокостях древних тиранов, хотя ее реальный объект был очевиден. Стремясь подавить эту философскую оппозицию, Домициан выслал большую часть философов из Рима, в том числе такого знаменитого ритора и философа, как Дион Хрисостом. Однако философская критика действий Домициана была поддержана среди множества сенаторов. Рост оппозиционных настроений заставил Домициана позаботиться об укреплении своей власти и придания ей деспотического характера. Так, он ввел в придворный церемониал названия «господин и бог» (dominus et deus), характерные для древневосточных царей. К тем правам, которыми пользовались его отец и брат, он прибавил права постоянного цензора. Торжественное облачение триумфатора, пурпурный плащ стали его постоянной одеждой. Пышный придворный церемониал должен был свидетельствовать об особом могуществе его власти.
Нарастание внутренних противоречий дополнялось неудачной внешней политикой, особенно на дунайском фронте. Здесь в конце I в. к северу от Дуная сложилось сильное Дакийское царство, во главе которого стоял энергичный царь Децебал. Децебалу удалось отразить походы римских наместников и даже заключить почетный мир с Империей (89 г.), по которому Домициан должен был выплачивать некоторые суммы денег, а Децебал обязывался не треножить римские границы и даже защищать их от набегов других варварских племен на Дунае, в частности сарматов, роксоланов. Некоторой компенсацией неудач на дунайском фронте были завоевания в Британии, где римляне практически захватили весь остров, кроме Шотландии.
Деспотические замашки Домициана, тяжелое финансовое положение, преследования сенаторов усиливали оппозицию как в сенате, так и в преторианской гвардии, которая вылилась в серию заговоров. Один из них увенчался успехом, в 96 г. потерявший всякую популярность правитель был убит в собственном дворце. Со смертью Домициана прекратилась династия Флавиев.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА (I — II ВВ.) Проблема происхождения христианства. Проблема возникновения христианства, так же как и происхождение любой другой мировой религии, является одной из сложнейших и дискуссионных во всемирной истории. В науке до сих пор продолжаются ожесточенные споры по всем основным вопросам происхождения христианства — об историчности Иисуса Христа как основателя новой религии, о времени и месте его жизни и проповеди, составе первой христианской общины, первых обрядах и основах вероучения. Ключевой здесь является проблема историчности или легендарности Иисуса Христа как основателя новой религии. Еще в XIX в. в историографии сформировались две научные школы — мифологическая и историческая. Мифологическая школа признавала образ Иисуса Христа в Евангелиях мифическим, созданным искусственно авторами Евангелий много десятилетий спустя после предполагаемого времени существования Иисуса (Б. Бауэр, Д. Робертсон и др.). Историческая школа (Ю. Вельгаузен, А. Гарнак, Р. Эйслер) придерживалась того взгляда, что в основе евангельских рассказов лежит реальное историческое содержание, что Иисус Христос был реальным проповедником, который жил в первой половине I в. н. э., и был основателем первой общины христиан, создателем основных положений нового вероучения. Обожествление реального Иисуса, введение в рассказ всех элементов чудесного и сверхъестественного, мифологизация его образа, придание ему черт божества, каковым он и выступает в евангельских преданиях, произошло много позже смерти реального основателя. Ученые как мифологической, так и исторической школ провели самый детальный источниковедческий анализ евангельского предания, изложенного в канонических книгах Нового Завета, с привлечением всех имеющихся источников, раскрыли его связи с иудейской религией, античной философской мыслью, восточными культами, т. е. показали глубокие корни возникающей новой религии.
Особым направлением в изучении раннего христианства, в том числе и его происхождения, стала марксистская школа, долгие годы господствовавшая в советской историографии. В рамках марксистского направления центральный вопрос как мифологической, так и исторической школы — был или не был евангельский Иисус Христос реальным лицом, является ли местом рождения первой христианской общины Палестина или какой-либо другой район Восточного Средиземноморья — при всей его важности не рассматривается как ключевой вопрос древнейшего христианства. Часть советских историков признает историчность Иисуса Христа и его проповеднической деятельности в Палестине в первой половине I в. н. э. (С. С. Аверинцев, А. Ч. Козаржевский, И. С. Свенцицкая), многие считают его мифологизированным образом (А. Б. Ранович, С. И. Ковалев, Г. М. Лившиц и др.). Более важное значение придается проблеме формирования христианства как нового вероучения, его культа, организации, социальному составу раннехристианских общин, общим социально-политическим и культурно-религиозным условиям, в которых это формирование происходило, и в пределах не только маленькой Палестины, но и всего средиземноморского общества и мирового Римского государства в I—II вв. Представители марксистской школы делают значительно большие акценты на связи нового вероучения и рождающейся христианской церкви с культурными и религиозными античными традициями, чем на собственно восточные и тем более только иудейские традиции и идеи в их ветхозаветном виде.
Зародившись в первой половине I в. н. э. на территории маленькой римской провинции Палестины как одна из местных иудейских сект, главой и основателем которой мог быть исторический Иисус, проповедовавший идеи покаяния, близкого конца мира, божественного суда, добра и любви к людям, новое вероучение стало распространяться среди низших и обездоленных слоев населения Восточного Средиземноморья и к середине I в. н. э. проникло в Рим. Распространение первохристианства проходило через миссионерскую деятельность фанатичных последователей основателя новой религии, из которых особой активностью выделялись Петр, Иоанн и Павел. Проповедь новых религиозных идей пала на подготовленную почву. Римское общество, достигшее наивысшего раскрытия рабовладельческих отношений, переживало сложный период своей истории. Римское средиземноморское общество I — II вв. было обществом разительных контрастов: бесправия рабов и деспотизма господ, безумной роскоши и ужасающей нищеты, могущества власти и безропотной покорности, материального благосостояния и нравственного опустошения. Экономическое процветание, известный социальный порядок, который поддерживался железной рукой царствующих императоров, культурный подъем сочетались с бездушным культом богатства, чрезмерного потребления, размыванием моральных ценностей, ростом зависти и жестокости в отношениях между людьми, нравственным вырождением, что нашло яркое выражение в сценах знаменитого романа Петрония «Сатирикон», написанного в 60-х годах I в. В обществе зрело сопротивление господствующему образу жизни со стороны обездоленных масс эксплуатируемого народа — рабов, крестьян и ремесленников, рождалась внутренняя неудовлетворенность образованных людей того времени, выражавшаяся в критике бездуховного потребления, рабовладельческой морали, бесчеловечной жестокости, трагического раздвоения мира преуспевающего богатства и мира духовного опустошения.
В ходе распространения первохристианских идей среди различных слоев населения происходило формирование нового учения, разрыв его религиозно-идеологических связей с иудаизмом, разработка его богословия через использование положений вульгаризированной греческой философии, римского стоицизма, традиций иранской (религия Митры), греческой и римской религий. Зародившись в Палестине как одна из отколовшихся сект иудаизма, первохристианство стало превращаться в новую религиозную систему лишь на просторах Средиземноморской империи и после включения в состав своего культа и богословия целого ряда греко-римских религиозных идей. К концу I в. христианство уже окончательно выделилось из круга религиозных представлений иудейства, к началу II в. сложилась в основных чертах евангельская традиция происхождения новой религии, были составлены главные книги будущего Новозаветного канона, Евангелия, Деяния апостолов, Послания и Апокалипсис, хотя их сведения в единый комплекс еще не произошло.
Лишь к концу II в. был определен список 23 книг (из 27), т. е. большая часть будущего собрания канонических произведений Нового Завета. На окончательное формирование новозаветной традиции во II в. оказала большое влияние огромная теоретическая работа древнейших христианских писателей, которые были вынуждены защищать новое вероучение от нападок античных авторов (Лукиана, Цельса, Цецилия), полемизировать с представителями близких ранним христианам религиозно-философских течений, таких, как гностицизм и докетизм. В ходе этой яростной литературной полемики рождалось христианское богословие, сквозь призму которого приводились к окончательной редакции произведения будущего Новозаветного канона. Параллельно отрабатывались организационные принципы рождающегося объединения существующих в разных городах Империи христианских общин, будущей христианской церкви.
Основные положения христианского вероучения и культа. Христианство предложило принципиально новую систему религиозных воззрений, которые сформировались под влиянием многих предшествующих религиозных идей, и прежде всего иудаизма. Суть этих общих воззрений такова. Согласно христианскому вероучению единый Бог-Вседержитель, вечный и неизменный, своим словом создал космос — весь видимый мир, растения, животных и первых людей Адама и Еву. В момент творения весь мир, в том числе прародители людей Адам и Ева, жили простой безмятежной жизнью, в мире не было зла и преступлений. Однако Адам и Ева в определенный момент их райской жизни совершили грехопадение, вкусив запретный плод от древа познания, предложенного им антагонистом Бога Сатаной, принявшим вид Змея. Вкусив плод познания, Адам и Ева стали знать, что такое добро и зло, и тем самым была создана принципиальная возможность приобщиться к злу. Как нарушившие божественный запрет, они были изгнаны из райского сада и стали добывать хлеб свой насущный в поте лица своего. Их потомство, отягощенное грехопадением прародителей, все более и более уклонялось с пути добра и милосердия. Люди стали совершать преступления,красть, убивать, грабить, лжесвидетельствовать. Суровым предупреждением греховному человечеству был всемирный потоп, но и после него люди продолжали совершать преступления. Во времена Моисея между избранным народом — древними евреями и Богом был заключен особый договор — Завет о выполнении божественных правил, но люди постоянно уклонялись от их выполнения. Милосердный Бог стал посылать в мир своих посланцев — пророков, которые обличали преступления людей, призывали их к покаянию и выполнению божественных заповедей, но люди не слушали пророков, они их даже преследовали и все более и более погружались в пучину преступлений, поскольку над ними лежало проклятие первородного греха. Чтобы прийти на помощь людям, освободить их от основы основ их заблуждений —первородного греха, Бог послал на землю своего сына как органическую свою часть, которая воплотилась в конкретного человека, родившегося от девы Марии в семье иудейского плотника Иосифа в 4 г. до н. э. в городе Вифлееме. Иисус Христос рассматривается как богочеловек, соединяющий в себе всю полноту божественной природы, «не имеющей начала дней», и всю конкретность человеческой личности с конкретным рождением, подверженный всем человеческим страданиям и умерший конкретной смертью в 30 г. н. э. Как кон кретный земной человек, Иисус рождается, растет, мужает и в свои зрелые годы начинает проповедь в разных местах Палестины, в Галилее, Десятиградии, Иудее, Южной Финикии. Он творит чудеса, говорит о краткости земной жизни, предстоящем Страшном суде над грешниками, о необходимости покаяния и подготовки к вечному блаженству в загробном мире, о выполнении своего долга, внутреннем совершенствовании, воспитании любви и милосердия ко всем людям, в том числе и врагам своим. Вокруг Иисуса образуется группа из его учеников, из которых 12 являются самыми близкими, получившими название апостолов. В 30 г. Иисус был схвачен и осужден синедрионом и римским прокуратором на казнь и был распят на кресте. Распятие и страдание Иисуса Христа на кресте стали самой дорогой искупительной жертвой, которую принес Бог, чтобы спасти человечество от его первородного греха. После своего распятия Иисус воскрес, явился своим ученикам и затем, сбросив свою телесную оболочку, вознесся на небо, слившись со своим отцом. В ближайшем будущем Иисус должен вновь прийти в земной мир, чтобы устроить Страшный суд, покарать грешников и утвердить тысячелетнее царство справедливости для божьих избранников.
После страданий и смерти Иисуса Христа человеческий род весь, а не только еврейский народ, освободился от первородного греха и получил возможность свободно исполнять заповеди любви, красоты и милосердия, готовить себя к Страшному суду и наступлению вечного блаженства через внутреннее самосовершенствование. Необходимость следования заповедям Иисуса Христа и получение за это вечного небесного блаженства — это Новый Договор, Новый Завет, который пришел на смену прежнему договору, Ветхому Завету, заключенному Богом с пророком Моисеем и народом Израиля.
В христианском вероучении можно отметить ряд принципиально новых религиозных идей по сравнению с другими религиозными системами. Прежде всего в новом учении прокламировался не местный, национальный или племенной, а космополитический характер. Новое учение исходило из принципиального положения о единстве всего рода человеческого, вытекало из понятия единого для всех народов Бога, и понятие избранности, приближения, слияния с божеством связывало не с племенной принадлежностью, а с выполнением главных заповедей христианства и верой в Иисуса Христа. В христианстве дано было более полное и философицированное понятие божества, чем до сих пор. Божество понималось как абсолют могущества, разума, добра и милосердия. Божество — это грозная и карающая сила, но оно прежде всего абсолют разума, добра и милосердия. Выдвижение на первый план именно этих сторон предполагало принципиальную близость Бога к человеку, и прежде всего человеку малому. Люди в силу слабости человеческой природы постоянно заблуждаются, совершают проступки (даже ближайший ученик Иисуса Христа апостол Петр трижды в один вечер отрекался от своего учителя), но Бог в силу своей абсолютной доброты и благости прощает их терпеливо и заботливо и наставляет на истинный путь. Согласно христианскому вероучению, земная жизнь, пребывание в человеческой плоти заполнены страданием, преступлениями, злом. В земной жизни трудно противостоять злу. Однако земная жизнь — это не вся жизнь конкретного человека, поскольку он есть творение божие, носитель божественности, и, если человек не утратил ее своим греховным существованием, после смерти он может приобщиться к божеству, к вечной жизни около Бога. Поэтому основной заповедью и принципом христианства является не жизнь земная, не стремление провести ее в роскоши, довольстве и наслаждении, а подготовка себя к жизни вечной, загробному блаженству. В связи с этим все земные ценности — власть, богатство, удовольствия, слава —не имеют значения, более того, они порочны в своей основе, поскольку обладание ими связано со страданием, болезнями, преступлениями. А раз земная жизнь порочна и греховна, ее нужно прожить так, чтобы подготовить себя к жизни вечной, очиститься от пороков, быть равнодушным или даже враждебным к удовольствиям, власти, богатству, главное внимание обратить на внутреннее воспитание своей души как частицы божественного начала в человеке, заняться самосовершенствованием, вести добродетельную жизнь, воспитывать в себе чувства любви, добра и милосердия ко всем людям как божественным творениям. В раннехристианской этике центр тяжести смещался с внешних сторон образа жизни, включая соблюдение обрядов, на что обращалось главное внимание во многих античных и восточных религиях (особенно в иудейской), на чистую добродетельную жизнь, внутреннее самоусовершенствование. Направленность на внутреннее слияние с божеством, отказ или равнодушие к внешним благам смогли решить глубокое противоречие между необходимостью жить в сложном и противоречивом мире, выполнять многочисленные обязанности — будь это раб, ремесленник, торговец, чиновник или сенатор — с возможностью исповедовать свои религиозные убеждения.
Важнейшим нравственным положением евангельского учения было провозглашение принципа, изложенного в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». В этом положении провозглашалась великая мысль о том, что страждующие, смиренные, плачущие, обиженные — это люди, менее отягощенные грехом, пороками и гордостью и потому более внутренне подготовленные к Царству Небесному, чем богатые, властные, эгоистичные люди. «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Это нравственное положение прямо апеллирует к человеку трудящемуся, человеку обездоленному, к социальным низам, давая им духовную надежду на будущий реванш за их тяжелую и несправедливую долю в этом мире.
Вместе с тем в этих положениях социальные и нравственные мотивы настолько тесно переплетены, что апелляция к бедным и страждущим не противопоставлена призыву и к людям иного социального положения: ведь «алчущие и жаждущие правды, плачущие и кроткие» могли быть в различных общественных слоях. Эти этические положения раннего христианства обеспечивали ему поддержку в первую очередь трудящегося населения Империи, но были притягательны и для других социальных слоев Империи, что сделало общественную базу новой религии поистине массовой.
Одним из центральных положений нового учения стал призыв к покорности власть предержащим и тесно связанное с этим положение о непротивлении злу насилием. Эти основополагающие принципы христианской морали исходили из реалистического учета сложившейся в Римской империи ситуации, в частности практической невозможности или малой реальности открытого выступления против могучей римской власти и ее полумиллионной прекрасно обученной армии со стороны разрозненных и еще малочисленных христианских общин, и, конечно, ориентировали первых христиан на пассивное поведение по отношению к властям и налагаемым на них обязанностям. Однако эти положения имели и более глубокий моральный смысл. Прежде всего они ориентировали на ценность внутренней жизни, нравственное самосовершенствование, внутреннюю свободу личности, до которой не могли дотянуться длинные руки местной и центральной администрации, укрепляли внутреннюю убежденность личности, освящали неприятие существующих порядков, противостояли всем принятым моральным и нравственным ценностям чуждого им общества, делали первых христиан, при всей их внешней покорности, стойкими противниками существующего режима, как режима греховного. В условиях могучей Империи, в сущности говоря, это была самая правильная тактика противостояния первых христиан, принятия ненасильственных методов борьбы, и эта тактика в конечном итоге привела к победе христианства, превратила его из гонимой религии в религию господствующую.

Главные положения раннехристианского учения определяли особенности культовых действий первых христиан и организационную структуру ранних общин. Первые христиане отказались (да на первых порах и не имели материальных средств) от пышных празднеств, огромных жертвоприношений, театрализованных представлений, грандиозных шествий. Они предпочитали тихие собрания в уединенных местах на окраинах городов или около кладбищ, в подземных сооружениях, катакомбах; старались собираться вечером после трудового дня или ранним утром, когда становилось малолюдно, тихо и спокойно. На этих собраниях они слушали чтение отрывков из имеющихся священных текстов, особенно из Евангелий, внимали проповеди какого-либо вдохновенного проповедника, часто пришлого, которого считали наделенным божественной благодатью (харизмой), тихо пели гимны-псалмы, совершали скромную трапезу-ужин, на которой вкушали немного хлеба, запивая его вином,— обычный ужин скромного земледельца того времени. По мере создания евангельской традиции трапеза-ужин стала восприниматься как единение верующих с Христом через поедание частички его тела (хлеба) и крови (красное вино). Члены общины называли себя братьями и сестрами.
Во II—III вв. стали строить особые молельные дома, символом которых становился крест, на котором распяли Христа. С конца III в. молельный дом стал принимать форму хорошо известного в римской архитектуре здания базилики, обычно трехнефного сооружения с особым пьедесталом около одной из длинных сторон здания. Но для цели богослужения традиционная форма базилики была переработана, ее интерьер перестроен. Из этой перестроенной формы впоследствии был выработан особый тип христианского храма, но с сохранением прежнего античного названия «базилика». В I—II вв. каких-либо статуй или изображений Иисуса Христа, Богоматери еще не было, поскольку считалось, что передать в конкретном образе абсолютную божественность невозможно, а традиции передачи земного облика Иисуса Христа еще не сложилось. Первые его изображения появляются в III в. Они обычно носят сугубо символический характер. Так, Иисус Христос изображался в виде очень молодого человека-пастуха, символ пастыря верующих, несущего на плечах заблудшую овцу как символ согрешившего человека. Популярными изображениями стали символ рыбы, поскольку греческое написание рыбы ιχθυσ считалось зашифрованным обозначением имени Иисус Христос сын Божий Спаситель.
Лишь в IV в. появляются первые портретные изображения Иисуса Христа в образе молодого мужчины с нимбом вокруг головы в розовом хитоне и Богоматери с младенцем на руках, которые в последующие столетия стали прототипами их многочисленных воспроизведений как в скульптуре, так и в живописи. Первые символические изображения рисовали обычно на стенах катакомб, позднее — на деревянных досках и называли их греческим термином έίκον, т. е. иконами, дословно — изображением. По традиции, заимствованной у язычников, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады.
С рубежа II—III вв. начинается новый этап в развитии христианского вероучения и христианской церкви.

28. кризис римской империи в III веке.

Время: «Под кризисом III-его века понимают время от убийства Коммода, последнего из императоров династии Юлиев–Клавдиев и до окончания эпохи «Солдатских императоров», продолжавшуюся с 235 по 284 год после Р.Х. Кроме того этот период включает в себя правление династии Северов в течение около 40 лет до убийства императора Александра Севера».

193-235 гг. – правление Северов

• 212 г. – constitutio Antoniani (эдикт Каракаллы).

• 235-284 гг. – солдатики правят

Очень кратко, черты кризиса:

утрачена стабильность и преемственность власти (у кого легионы – у того и империя),

• отсутствие контакта императора с сенатом и народом,

• «комплексы временщика», каждый работает на себя, законы разных императоров противоречат друг другу,

• разорительные войны,

• частая порча монеты,

• невыгодная торговля: деньги обесценились + большой риск из-за кучи разбойников на дорогах => натуральный обмен,

• умер культ императора, а ничего нового пока не придумали, кризис нравственный и ментальный,

не забыть! Крупные рабские восстания на Сицилии

Кризис империи в III в. В III в. Римская империя переживала тяжелый политический, социальный и экономический кризис. В политической сфере он выразился в частой смене императоров,правивших по несколько лет, если не месяцев; многие из них не были коренными римлянами. От Рима периодически отпадали провинции, наместники которых считали себя новыми Августами. Власть либо становилась предметом денежного торга, либо достигалась путем физического насилия. Армия практически вышла из-под контроля: осознав себя как социальную силу, солдаты возводили на престол тех, кто обещал выполнить их непомерные требования. Империя фактически распадалась.

С другой стороны, шло угасание городской культуры. Исчезало сословие обеспеченных горожан, жизненно необходимое для городского устройства. В упадок пришло городское производство и торговля, размеры полисов сокращались, о чем свидетельствуют и археологические данные. Денежная система разрушалась. Теперь центр экономической деятельности переместился в сельскую местность, произошла натурализация хозяйства при резком социальном расслоении. На фоне обнищания множества горожан выделилось сословие крупных землевладельцев, магнатов, обладавших огромными земельными наделами, латифундиями, и нанимавших для их обработки экономически зависимых, но лично свободных работников, колонов. Колон получал жилье, участок земли и необходимые орудия производства, за что выплачивал магнату часть урожая. Магнаты обносили свои поместья стенами, строили в них роскошные виллы, устраивали ярмарки, набирали вооруженную охрану, добивались освобождения своих владений от государственных налогов. Такого рода поместья становились новыми центрами социальной жизни, подготавливавшими переход к феодальным отношениям эпохи средневековья.

С другой стороны, к III в., едва успев оформиться, практически выдохлась национальная культура и римский народ как таковой исчез. Космополитизм превратился в неотъемлемую часть мировоззрения граждан, поскольку синкретизм раннеимператорской эпохи не заложил основ гражданского единения жителей империи. Государство пожирало самое себя.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...