![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
550. Как Св. Писание учит относиться к родителям?
Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и закону гражданскому (см. 2 Мак. 12, 43–44; Иер. 35, 18–19).
Святой Иоанн Дамаскин так пишет о поминовении родителей и ближних в Слове об усопших:
«Итак, прежде наступления страшного часа будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять прошения своих тварей, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто-либо подвизается ради только спасения своей собственной души, но когда делает сие и ради ближнего: ибо чрез это земнородный восходит к богоподражанию (испрашивая даров для других, как милости для себя самого), исполняет меру совершенной любви, получает отсюда блаженство и вместе с душою ближнего и для собственной души делает превеликое добро…
Господу то особенно и приятно, чтобы каждый старался помогать ближнему; Милосердый того и хочет, чтобы каждый из нас благотворил другому и в жизни, и по смерти. Иначе Господь не дал бы нам случая совершать поминовение усопших при бескровном жертвоприношении, также совершать третины, и девятины, и сорокодневные, и годовые памяти и службы, — что без всякого прекословия Кафолическая и Апостольская Церковь и ее благочестивые чада содержат непоколебимо и несомненно…
Великий Афанасий в слове об усопших говорит следующее: “Приносящий жертву за усопшего должен иметь в мыслях то же, что имеющий малолетнего сына слабого и немощного и с верою приносящий за него во храм Божий свечи и фимиам с елеем: все это сжигает за отрока отец, а не сам отрок держит и приносит (как бывает с отрицаниями и обетами при Божественном возрождении). Также должно представлять себе, что и усопший сам держит и приносит свечи, елей и все дары, приносимые для спасения его; и таким образом благодатью Божией не суетны будут усилия к достижению того, к чему он стремится с верою, так как благоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы богоугодно учредили литургии, молитвы и годичные воспоминания об умерших, каковое обыкновение распространяется от востока солнца до запада, на севере и юге в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих”» (55).
551. Насколько тяжек грех непочтения к родителям?
Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в Законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21, 16).
552. Почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия?
Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.
553. Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия?
Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог дает особую силу благословению родителей (см. Быт., гл. 27). «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершенную добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном.
554. Почему в заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители?
В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители естественно к нам ближе всех.
555. Кого, кроме родителей, следует нам почитать?
В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.
556. Кто для нас может быть вместо родителей?
Вместо родителей для нас являются: отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь (ныне это до некоторой степени относится к существующей власти. — Ред.) есть отец, а подданные — дети Государя и отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях.
557. Как Св. Писание говорит о почтении к Государю (власти)?
Св. Писание так говорит о почтении к Государю (то же самое должно относить к ныне существующей власти. — Ред.): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 1–2); «…потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 5); «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Прит. 24, 21); «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21); «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17).
558. Как далеко должна простираться наша любовь к Государю (власти) и отечеству?
Наша любовь к Государю (власти) и отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15, 13).
559. Как Св. Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным?
Св. Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13, 17).
560. Как Св. Писание говорит о почтении к старшим по возрасту?
В Св. Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; стариц — как матерей; молодых — как сестер» (1 Тим. 5, 1–2). «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца, и бойся [Господа] Бога твоего» (Лев. 19, 32).
561. Как Св. Писание говорит о почтении к благодетелям?
Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2, 51).
562. Кого еще следует почитать подобно родителям?
Есть еще начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. судьи; те, кому Государь (власть) вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. начальники военные.
563. Как Св. Писание говорит о почтении к начальствующим?
В Св. Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «…отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13, 7).
564. Св. Писание так говорит о подчиненности служителей и рабов господам:
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф. 6, 5‑6). «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пет. 2, 18).
565. Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми?
Св. Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).
566. Как Св. Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?
Св. Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2–3).
567. Как Св. Писание говорит об обязанности начальствующих и владеющих?
Св. Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4, 1).
568. Как следует поступать, когда требуют от нас противного Св. Писанию?
Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или Закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19). И следует претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.
569. Как называется добродетель, которую требует от нас пятая заповедь?
Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.
Вопросы к занятию:
1. Как Св. Писание учит относиться к родителям?
2. Насколько тяжек грех непочтения к родителям?
3. Почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия?
4. Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия?
5. Почему в заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители?
6. Кого, кроме родителей, следует нам почитать?
7. Кто для нас может быть вместо родителей?
8. Как Св. Писание говорит о почтении к Государю?
9. Как далеко должна простираться наша любовь к Государю и отечеству?
10. Как Св. Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным?
11. Как Св. Писание говорит о почтении к старшим по возрасту?
12. Как Св. Писание говорит о почтении к благодетелям?
13. Кого еще следует почитать подобно родителям?
14. Как Св. Писание говорит о почтении к начальствующим?
15. Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми?
16. Как Св. Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?
17. Как Св. Писание говорит об обязанности начальствующих и владеющих?
18. Как следует поступать, когда требуют от нас противного Св. Писанию?
19. Как называется добродетель, которую требует от нас пятая заповедь?
Урок 45. О любви:
Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!