Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О происхождении человека



111. Что говорит Св. Писание о сотворении мира?

Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была неоформленна и пуста. Затем Бог постепенно сотворил:

в первый день бытия мира — свет;

во второй день — твердь, или видимое небо;

в третий — вместилища вод на земле, сушу и растения;

в четвертый — солнце, луну и звезды;

в пятый — рыб и птиц;

в шестой — живущих на суше животных и, наконец, человека.

Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает «покой» (см. Быт. 2, 2).

По словам преподобного Ефрема Сирина:

«Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (13).

112. Такими ли сотворены видимые твари, как они выглядят сейчас?

Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении все было «добро зело», т.е. чисто, прекрасно и безвредно.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет:

«Бог в начале, прежде чем насадил Рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир был от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его» (14).

Святитель Василий Великий пишет также:

«Вам и диким зверям, и птицам — плоды, говорит (Писание), а также зелень и травы… Однако мы видим, что многие из животных не питаются плодами. В самом деле, какой плод себе для пропитания берет пантера? А каким плодом можно накормить льва?

Но все же эти (существа) питались какими-то плодами, предназначенными законом природы. Когда же человек отклонился (от закона) и вышел за предназначенные ему пределы, Бог после потопа, зная неумеренность людей, позволил им употреблять в пищу все: “все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все” (Быт. 9,3). Этим разрешением и остальные живые существа получили беспрепятственный выбор в еде.

Итак, с того времени лев пожирает мясо, коршуны выжидают падаль. А ведь в те времена, когда родились животные, коршуны еще не выискивали (этого) на земле. Ведь еще ничто из того, что получило от Бога свое назначение и существование, не умерло, и коршуны не могли этим насыщаться. И в природе не было раздора, ибо она пребывала в полном цветении; охотники еще не губили (животных), ибо такого занятия (как охота) у людей еще не было. И звери никого не терзали, ибо не были плотоядны… Но все жили, как лебеди, и кормились на лугах… Каким было первое творение, таким должно быть впоследствии восстановление. Человек возвращается к своему прежнему состоянию, отвергая порок, эту многосуетную жизнь, рабство души у житейских забот; отбросив все это, он снова обращается к райской жизни, избавленной от рабства плотским страстям, к жизни свободной в непосредственной близости к Богу, к жизни ангелоподобной» (15).

113. Какова особенность сотворения человека?

Бог во Святой Троице сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввел Адама в Рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену — Еву (см. Быт. 2, 21–22).

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет:

«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом — как нового Ангела, поклоняющегося Богу, — сотворил его смешанным из двух природ, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и умопостигаемым, как середину между величием и ничтожеством; сотворил его в одно и то же время духом и плотию: духом по благодати, плотию — в предупреждение гордости; духом — затем, чтобы он оставался неизменным и прославлял Благодетеля, плотию — затем, чтобы страдал и, страдая, памятовал о том, кто он, и, впадая в гордость, вразумлялся; сотворил его живым существом, которое направляется здесь, т.е. в настоящей жизни, и которое переселяется в иное место, т.е. в век будущий; сотворил его — что составляет предел тайне — в силу свойственного ему тяготения к Богу, превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в божественную сущность» (16).

114. В чем состоит образ Божий?

Образ Божий состоит, по объяснению апостола Павла, «в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Преподобный Иоанн Дамаскин говорит:

«Выражение: по образу — указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека. Душа была создана вместе с телом, а не так, как пустословил Ориген, будто сначала была сотворена душа, а потом тело» (17).

115. Что такое дыхание жизни?

Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное. По классическому определению преподобного Иоанна Дамаскина,

«Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу. Все это душа получила естественно по благодати Создавшего, по которой получила и бытие, и определенную природу» (18).

116. Что такое Рай?

Слово «рай» означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия подобным саду.

117. Как мы понимаем Рай, в котором пребывали первые люди?

Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище, а для души — духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божьего творения (см. свт. Григория Богослова, Слово 38, 42; прп. Иоанна Дамаскина, «Точное изложение Православной веры», кн. 2, гл. XII, ст. 3).

«Решив из видимой и невидимой природы создать по образу и подобию Своему человека — чтобы он был как бы некоторым царем и начальником всей земли и того, что на ней, — Бог приготовил для него как бы некоторый дворец, где обитая, он проводил бы блаженную и довольную жизнь. Это и был божественный Рай, насажденный руками Божиими в Эдеме, — хранилище веселия и всякой радости, ибо слово Эдем означает наслаждение. Он находился на востоке, возвышаясь над всею землею. В нем было совершеннейшее благорастворение. Тончайший и чистейший воздух окружал его; вечно цветущие растения украшали его. Он был насыщен благовонием, наполнен светом и превосходил всякое представление чувственной прелести и красоты. Это была подлинно божественная страна и достойное жилище для созданного по образу Божию. Ни одно неразумное животное не обитало в Раю: в нем жил один только человек, создание божественных рук… Некоторые представляли себе Рай чувственным, другие духовным. Мне же кажется, что соответственно тому, как человек был создан вместе и чувственным, и духовным, так и священнейший его удел был вместе и чувственным, и духовным, и имел две стороны; ибо телом человек, как мы сказали, обитал в божественнейшем и прекраснейшем месте, душою же жил в месте, несравненно более высоком и несравненно более прекрасном, имея жилищем обитавшего в нем Бога и облекаясь в Него, как в светлую ризу, покрываясь Его благодатию и наслаждаясь, подобно какому‑нибудь новому Ангелу, только сладчайшим плодом Его лицезрения и питаясь им; это и справедливо названо древом жизни, ибо сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию. То же самое назвал Бог и всяким древом, сказав: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2, 16), “ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1, 16–17)» (19).

118. Что такое дерево жизни?

Дерево жизни — это дерево, питаясь плодами которого тело человека было бы безболезненно и бессмертно. Преподобный Иоанн Дамаскин добавляет:

«Под древом жизни можно разуметь также то величайшее познание, которое мы почерпаем из рассмотрения всего чувственного, и тот путь, которым мы через это познание восходим к Родоначальнику, Творцу и Причине всего существующего» (20).

119. Почему Ева создана из ребра Адама?

Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом, и чтобы благодаря этому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.

120. Каково предназначение человека?

Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.


Вопросы к занятию:

1. Что говорит Св. Писание о сотворении мира?

2.Такими ли сотворены видимые твари, как они выглядят сейчас?

3. Какова особенность сотворения человека?

4. В чем состоит образ Божий?

5. Что такое дыхание жизни?

6. Что такое Рай?

7. Как мы понимаем Рай, в котором пребывали первые люди?

8. Что такое дерево жизни?

9. Почему Ева создана из ребра Адама?

10. Каково предназначение человека?


Урок 11. О вере:





Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...