Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для постепенного изменения темпа используются следующие обозначения:
Ritenuto — задерживая | Accelerando — ускоряя |
Ritardando — запаздывая | Stringendo — ускоряя |
Allargando — расширяя | Stretto — сжимая |
Rallentando — замедляя |
При возвращении прежнего темпа ставятся обозначения: a tempo — в темпе. Однако все эти темповые обозначения весьма относительны. Если автор или редактор хотят указать точный темп исполнения, они указывают темп по метроному. Современный метроном был изобретен И. Н. Мельцелем в 1816 году. Он основан на принципе маятника, который качается под действием часового механизма тем быстрее, чем ближе грузик к его оси, и тем медленнее, чем дальше грузик от оси маятника. Метроном представляет собой пирамидообразную коробку, к нижней части которой прикреплен маятник, качающийся в вертикальной плоскости. В этой плоскости, параллельной маятнику, помещена шкала, цифры которой указывают, сколько ударов в минуту делает при качании маятник. В нотной записи метроном обозначается либо полно: метрическая доля = 60… Метроном при исполнении произведения никогда не используется, а используется лишь при черновой работе, при разучивании. Отклонения от темпа называются агогикой. Связанные с фразировкой и максимально выразительным исполнением, агогические отклонения часто действуют в сочетании с изменениями динамики. Так, например, crescendo нередко связывается с небольшим ускорением, diminuendo — с небольшим замедлением темпа. Эти небольшие агогические изменения темпа должны в целом уравновешивать друг друга: в противном случае они грозят искажением авторского замысла и послужат не выразительности исполнения, а безвкусице. Некоторые агогические отклонения могут, однако, фиксироваться в авторском тексте при помощи различных терминов.
Meno mosso — менее подвижно | a piacere — по желанию |
piu mosso – более подвижно | con moto — с движением |
rubato — более свободное в метроритмическом отношении исполнение | non tanto — не очень |
Molto — очень | |
Assai — весьма |
Значение темпа в музыке необычайно велико, Одно и то же произведение, исполненное значительно скорее или значительно медленнее, чем задумано композитором, может быть воспринято совершенно по-другому.
Интервал
Интерва́л (от лат. Intervallum — промежуток, расстояние, разница) — музыкальное соотношение двух ступеней, то есть звуков, имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной.
Классификация интервалов
Интервалы классифицируются:
1. По ширине (количеству заключённых в них ступеней). Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте: прима(1), секунда(2), терция(3), кварта(4), квинта(5), секста(6), септима(7), октава(8), нона(9), децима(10), ундецима(11), дуодецима(12), терцдецима(13), квартдецима(14), квинтдецима(15).
Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, не рассматриваются как самостоятельные и не имеют названий.
2. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Определение качества интервала самостоятельно невозможно и служит дополнением к определению его ширины.
Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы;
Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;
Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике)
Дважды увеличенными могут быть примы и кварты;
Дважды уменьшёнными могут быть квинты и октавы
По способу воспроизведения составляющих их звуков интервалы бывают двух видов: мелодические и гармонические.
Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся порознь, то есть последовательно друг за другом, причем в зависимости от того, в каком порядке будут взяты звуки интервала, он может быть восходящим (при движении от основания к вершине) или нисходящим (при движении от вершины к основанию).
Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!