![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
![]() |
Бемоль указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть понижена на полутон.
![]() |
Дубль-бемоль указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть понижена на целый тон (на два полутона).
![]() |
Бекар отменяет действие диеза и бемоля. Бекар указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна исполняться так, как она расположена на нотном стане, независимо от других знаков альтерации.
Знаки альтерации бывают двух видов:
Ключевые: это знаки диез и бемоль, которые ставятся при ключе на определенных линиях нотного стана, либо между ними. Они указывают на то, что все ноты во всех тактах музыкального произведения, которые оказались с ключевыми знаками на одной линии или между линеек нотного стана, должны повышаться (диез) или понижаться (бемоль) на полутон. Ключевые знаки альтерации определяют тональность.
Случайные: это знаки диез и бемоль, которые появляются в отдельных тактах. Они указывают на то, что все ноты в пределах такта, находящиеся с этими знаками на одном уровне, должны звучать на полутон выше (диез) или ниже (бемоль).
Цвет нот (чёрный или белый, то есть незакрашенный) и палочки, приставленные к ним (называемые штилями), указывают на их длительность. Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля) и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со штилем), восьмая (чёрная, штиль которой на конце имеет «хвостик»), шестнадцатая (восьмая, но с двумя «хвостиками») и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная; она зависит от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой, понятно, автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот. Также к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незакрашенным прямоугольником со штрихами возле углов.
Па́уза (англ. rest) — перерыв в звучании музыки, указанный с помощью специального знака, выражающего длительность этого перерыва.
Нота | Длительность | Пауза |
![]() | Бревис или «двойная». Длительность: R × 8 | ![]() |
![]() | Семибревис или «целая». Длительность: R × 4 | ![]() |
![]() | Половинная или «вторая». Длительность: R × 2 | ![]() |
![]() | Четвертная. Длительность: R | ![]() |
![]() | Восьмая Длительность: R / 2 | ![]() |
![]() | Шестнадцатая Длительность: R / 4 | ![]() |
![]() | Тридцатьвторая Длительность: R / 8 | ![]() |
![]() | Шестьдесятчетвертая Длительность: R / 16 | ![]() |
![]() | Стодвадцатьвосьмая Длительность: R / 32 | ![]() |
Группировка длительностей
Если бы музыка записывалась современными нотными знаками, точно отображающими как звуковысотную, так и метроритмическую ее стороны, но без строгого соблюдения правил группировки длительностей, то такую запись (особенно в многоголосии) практически было бы невозможно прочесть с листа. Именно в целях упорядочения записи ритма, правильного соотнесения ритмических единиц друг с другом, четкого графического отображения метрической пульсации и существуют определенные правила группировки, значительно облегчающие восприятие нотного текста с первого взгляда.
Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертей и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. Это ребро иногда называют вязкой. В современной нотописи встречается объединение нот из разных тактов, а также не подряд идущих нот.
![]() | Сгруппированые ноты. Вязка соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. |
![]() | Фразировочная лига связывает ноты, которые обозначают звуки различной высоты. Лига указывает, что соседние звуки должны исполняться на одном дыхании. Переход между ними должен быть максимально сглажен. |
![]() | Глисса́ндо – скольжение. Этот знак указывает на то, что переход от одной ноты к другой должен осуществляться скольжением по всем нотам, которые находятся между объединенными звуками. |
Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: 1) берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот.
![]() | Связующая лига указывает на то, что связанные ноты должны исполняться как одна непрерывная. При этом длительность этой непрерывной ноты складывается из простой суммы длительностей связанных лигой нот. |
2)для продления ноты на половину её звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.
![]() | Точка Точка рядом с нотой указывает на то, что нота должна звучать наполовину дольше указанной длительности. |
Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.
![]() | Трио́ль – знак, указывающий на то, что длительность нот уменьшается и в сумме совпадает с длительностью двух нот. |
Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!