Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU 764 страница



ФЕДОРОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ нефтяное

в Российской Федерации, Тюменская обл., вблизи Сургута (Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция). Открыто в 1971. Залежи на глубине 1,8-2,3 км. Начальный дебит скважин 17-310 т/сут. Плотность нефти 0,86-0,90 г/см3.

ФЕДОРЧЕНКО Софья Захаровна (1880-1959)

русская писательница. Автор документальной книги записей "Народ на войне" (ч. 1, 1917, ч. 2, 1925, ч.3, 1983; переиздана в 1990).

ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович (р. 1932)

российский дирижер, народный артист СССР (1980). С 1959 художественный руководитель и главный дирижер оркестра русских народных инструментов Центрального телевидения и радиовещания, с 1974 - Большого симфониого оркестра Центрального телевидения и радиовещания, с 1992 - Российской телерадиокомпании "Останкино". Государственная премия СССР (1989).

ФЕДОСЕЕВ Николай Евграфович (1869-98)

один из первых российских марксистов-теоретиков. С 1888 организатор социал-демократических кружков в Поволжье. Погиб в ссылке.

ФЕДОСЕЕВ Петр Николаевич (р. 1908)

российский философ, академик (1960), вице-президент (1962-67 и 1971-99) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1978). Работы в области исторического материализма и теории научного коммунизма. Ленинская премия (1983). Золотая медаль им. К. Маркса АН СССР (1981).

ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Лидия Николаевна (р. 1938)

российская актриса, народная артистка России (1984). В 1974-93 в Театре-студии киноактера. В кино с 1955. Большой удачей актрисы стал ее творческий союз с В. М. Шукшиным, в фильмах которого она создала яркие образы простых русских женщин: "Странные люди" (1969), "Печки-лавочки" (1972), "Калина красная" (1973). Снималась также в фильмах: "Из жизни отдыхающих" (1980), "Демидовы" (1983), "Крейцерова соната" (1987), "Шапка" (1990), в телефильмах: "Виват, гардемарины!", "Вечный муж", "Петербургские тайны" и др.

ФЕДОСЕЕВЦЫ

старообрядческое согласие в беспоповщине, возникло в России в кон. 17 в. Основатель - Феодосий Васильев. Проповедовало непримиримость к государству и официальной православной церкви, строгий аскетизм и безбрачие. Позже часть федосеевцев (см. Поморцы) признала возможность и даже необходимость брака (новожены). Тогда же из федосеевцев выделилась аристовщина. Небольшие группы федосеевцев существуют в Российской Федерации.

ФЕДОСЕЕНКО Павел Федорович (1898-1934)

военный пилот-аэронавт, командир стратостата "Осоавиахим-1". Рекорды СССР по продолжительности и высоте полета аэростата в 1922-31, мировые рекорды в 1933, 1934. Погиб в аэрокатастрофе.

ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА

вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино. Возникновение производства из папье-машеПроизводство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.Лукутинская фабрикаПосле смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину 19 в., когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют "лукутинскими". Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них - С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.Особенности федоскинской миниатюрыФедоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются "сканью" (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), "цировкой" (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), "шотландкой" (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен - ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных - Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.Федоскинская артельВ мае 1910 десять мастеров учредили "Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных". Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х гг. оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко. В 1930-50-х гг. художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий - "скань", "цировка", "шотландка", "малахит", роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришелся лишь на конец 1950-х гг.Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскина внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества - природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются как на фабрике, так и в небольших мастерских, а также художниками, работающими самостоятельно. Среди них - Г. И. Ларишев, А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев, Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов и др.В 1931 при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950-80-х гг. школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.Литература:Василенко В. М., Артамонов М. Федоскино. М.; Л., 1935.Яловенко Г. В. Федоскино. М., 1959.Уханова Е. И. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Л., 1964.Чижов М. С. Среди миниатюристов. Л., 1982.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

ФЕДОСОВ Евгений Александрович (р. 1929)

российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), Герой Социалистического Труда (1983). Труды по анализу и синтезу сложных многоуровневых систем управления. Ленинская премия (1976).

ФЕДОСОВА Ирина Андреевна (1831-99)

сказительница. Ее плачи-импровизации ("О старосте", "О писаре" и др.) записаны русскими фольклористами, в т. ч. Е. В. Барсовым.

ФЕДОТОВ Александр Васильевич (1932-84)

заслуженный летчик-испытатель СССР (1966), генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытных сверхзвуковых самолетов, в т. ч. МиГ-21, Е-266. Мировой рекордсмен - высота полета 37 650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании самолета.

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951)

российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала "Новый град" (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека ("Святые Древней Руси", "Русское религиозное сознание", т. 1-2, сборник статей "Лицо России" и др.).

ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916-57)

российский спортсмен (футбол), заслуженный мастер спорта (1940). Чемпион СССР (1946-48). В 1964 учрежден переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР по футболу (с 1992 - России).

ФЕДОТОВ Леонид Гаврилович (1847-94)

российский изобретатель, специалист в области взрывчатых веществ. Один из авторов проекта первого в России пироксилинового завода, пущенного в 1881. Создал конструкцию ручной пироксилиновой гранаты. В 1890-91 вместе с Д. И. Менделеевым и И. М. Чельцовым участвовал в разработке бездымного пороха для русского флота.

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52)

российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851-52).

ФЕДОТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815

Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], российский художник. По праву может считаться основоположником реализма в русском изо-искусстве 19 в., где в пору Федотова господствовали романтические тенденции.Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни ("Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка", "Бивуак лейб-гвардии Павловского полка", 1841-42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки ("Брань под Смоленским (кладбищем)", около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи, но затем всецело отдается "страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни" (из "Записки П. А. Федотова о его жизни", написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова, но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта, а также голландской бытовой живописи "золотого" 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.Творческое кредо. Живописный "анекдот"Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели "Передняя частного пристава накануне большого праздника" (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку ("Следствие кончины Фидельки", "Бедной девушке краса - смертная коса"; обе - там же). В первой картине маслом ("Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", 1846, там же) - сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, - ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) "ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости", - иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель "не зябнет", господствует в "Сватовстве майора" (1848, там же) и "Завтраке аристократа" (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего "антигероев" картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая "облагородиться", выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине "Разборчивая невеста", написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам, разрушил этот замысел.Эволюция стиля художникаНо чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине "Вдовушка" (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский "физиологический очерк", характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина "Анкор, еще анкор!" (1851-52, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в "Игроках" (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, - сперва обстоятельно-описательному [акварель "Прогулка" (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели ("Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит "Портрет Н. П. Жданович за клавесином" (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) "смехом сквозь слезы" стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников.Литература:Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. М., 1969.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М., 1973.Загянская Г. А. П. А. Федотов. М., 1977.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. Л., 1985.М. Н. Соколов

ФЕДОТОВ Сергей Александрович (р. 1931)

российский ученый, академик РАН (1992). Труды по сейсмичности Земли и долгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии.

ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна (1846-1925)

российская актриса, педагог, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Ведущая актриса Малого театра (1863-1905). Играла в пьесах А. Н. Островского (Катерина - "Гроза" и др.) и У. Шекспира (Беатриче - "Много шума из ничего", Катарина - "Укрощение строптивой" и др.).

ФЕДОТОВА КОСА

низменная песчаная коса на северном побережье Азовского м. (Украина). Длина ок. 50 км, ширина ок. 5 км. Южная, расширенная ее часть называется Бирючий о-в.

ФЕДОТЬЕВ Павел Павлович (1864-1934)

российский химик-технолог и металлург, один из создателей отечественной алюминиевой и магниевой промышленности, член-корреспондент АН СССР (1933). Труды по технологии минеральных веществ, технической электрохимии и электрометаллургии.

ФЕДР (Phaedrus) (ок. 15 до н. э. - ок. 70 н. э.)

римский баснописец; писал на латинском языке. Переложения традиционных эзоповских басен (см. Эзоп) с сильной моралистической окраской.

ФЕДРА

в греческой мифологии дочь критского царя Миноса, жена Тесея, воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей, Федра покончила с собой.

ФЕДРОВИ Павел Яковлевич (1902-84)

летчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943). Участник Гражданской, Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В 1934-40 летчик-испытатель опытных истребителей Як. Летал на самолетах св. 300 типов.

ФЕДЧЕНКО Алексей Павлович (1844-73)

российский естествоиспытатель. Путешествуя по Ср. Азии (1868-71), собрал материал по ее флоре, фауне, физической географии и этнографии. Труды по паразитологии и энтомологии. Открыл Заалайский хр. Погиб на Монблане.

ФЕДЧЕНКО ЛЕДНИК

в Зап. Памире, в Таджикистане. Длина 77 км; ширина от 1700 до 3100 м. Начало на северном склоне Язгулемского хр.; протекает вдоль восточного склона хр. Академии Наук. Толщина льда в средней части до 1000 м. На высоте 4169 м гидрометеорологическая станция им. академика Н. П. Горбунова. Назван по имени А. П. Федченко.

ФЕДЧЕНКО Ольга Александровна (1845-1921)

российский ботаник, член-корреспондент Российской АН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1906). Совместно с мужем - А. П. Федченко путешествовала по Ср. Азии (1868-71). Труды по флористике и географии растений.

ФЕДЫНСКИЙ Всеволод Владимирович (1908-78)

российский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1968). Труды по гравиметрии, разведочной геофизике, геологической интерпретации геофизических данных. Государственная премия СССР (1951).

ФЕДЬКО Иван Федорович (1897-1939)

командарм 1-го ранга (1938). В Гражданскую войну командующий армией на Сев. Кавказе, дивизией, группой войск. В 30-х гг. командующий армией, войсками ряда ВО. С 1938 заместитель наркома обороны СССР. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

ФЕДЬКОВИЧ Осип-Юрий Адальбертович (1834-88)

украинский писатель. Жил в Зап. Украине. Лирические стихи, поэмы ("Лукьян Кобылица", 1865), повести, рассказы, пьесы.

ФЕДЮНИНСКИЙ Иван Иванович (1900-77)

генерал армии (1955), Герой Советского Союза (1939). В Великую Отечественную войну командующий рядом армий, заместитель командующего войсками Волховского и Брянского фронтов. В 1951-54 заместитель и 1-й заместитель главнокомандующего Группой советских войск в Германии. В 1954-65 командующий войсками ряда ВО.

ФЕЕРИЯ (франц. feerie

от fee - фея, волшебница),..1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в...2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (1888-1948)

французский кинорежиссер. Был близок движению Народного фронта (с сер. 30-х гг.). Фильмы: "Новые господа" (1928), "Большая игра" (1934), "Пансион "Мимоза" (1935), "Героическая кермесса" (1935) и др.

ФЕЙДО Жорж (1862-1921)

французский драматург, пользовавшийся широкой популярностью. Водевили "Дамский портной" (1887), "Дама от "Максима" (1899), "А ты не гуляй нагишом" (1912) и др.

ФЕЙДТ (Вейдт) (Veidt) Конрад (1893-1943)

немецкий и американский киноактер. Снимался в фильмах: "Кабинет доктора Калигари", "Багдадский вор", "Мужчины в ее жизни" и др. С 1933 работал в Великобритании и США.

ФЕЙЕ Октав (1821-90)

французский писатель. Автор пользовавшихся популярностью романов из великосветской жизни.

ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пауль (Пол) (р. 1924)

американский философ науки. Родился в Австрии. С 1952 в Великобритании, с 1958 в США. В концепции "эпистемологического анархизма" обосновывает плюрализм в методологии научного познания и тезис о несоизмеримости теорий (ученый может выдвигать свои собственные теории, игнорируя критику). Наука, по Фейерабенду, иррациональна, не отличается от мифа и религии и является одной из форм идеологии. Фейерабенд резко критиковал позитивистскую методологию.

ФЕЙЕРБАХ Ансельм (1829-80)

немецкий живописец. Стремился возродить монументальное искусство в огромных полотнах на темы античных легенд ("Ифигения", 1862).

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (1775-1833)

немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права, составитель Баварского уголовного уложения 1813.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804-72)

немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "религии любви" (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).

ФЕЙЕРВЕРК (нем. Feuerwerk

от Feuer - огонь и Werk - дело, работа),..1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д...2) В переносном смысле - стремительный поток, обилие чего-либо (напр., фейерверк слов).

ФЕЙЕРВЕРКЕР (от нем. Feuer - огонь и Werker - работник)

..1) звание унтер-офицеров в артиллерии русской и некоторых иностранных армий; в русской артиллерии (19 - нач. 20 вв.) звания старшего и младшего фейерверкеров соответствовали званиям старшего и младшего унтер-офицеров в др. родах войск;..2) звание старших подофицеров в ракетных войсках и артиллерии вооруженных сил Польши.

ФЕЙНБЕРГ Евгений Львович (р. 1912)

российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1966). Труды по распространению радиоволн, акустике, физике атомного ядра, элементарных частиц, космических лучей. Государственная премия СССР (1983).

ФЕЙНБЕРГ Самуил Евгеньевич (1890-1962)

российский пианист и композитор, заслуженный деятель искусств России (1937), доктор искусствоведения. Профессор Московской консерватории (с 1922). Государственная премия СССР (1946).

ФЕЙНИНГЕР (Feininger) Лайонел (1871-1956)

немецкий и американский художник. Уроженец США, много работал в Германии, в 1938 окончательно вернулся на родину. Примыкал к экспрессионизму, активно сотрудничал с "Баухаузом". В его живописи и графике, для которых характерны мотивы полуфантастической архитектуры удлиненных, "готических" пропорций, авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма.

ФЕЙНМАН (Feynman) Ричард Филлипс (1918-88)

американский физик-теоретик, один из основателей квантовой электродинамики. Создал новую, 3-ю форму квантовой механики в виде функциональных интегралов по траекториям (1948). Разработал (1949) т. н. метод диаграмм Фейнмана в квантовой теории поля. Предложил партонную модель нуклона (1969), теорию квантованных вихрей. Нобелевская премия (1965, совместно с С. Томонагой и Дж. Швингером).

ФЕЙРА-ДИ-САНТАНА (Feira de Santana)

город на северо-востоке Бразилии, штат Баня. 340 тыс. жителей (1991). Мясохладобойные, кожевенные, керамические предприятия.

ФЕЙСАЛ ибн Абд аль-Азис ас-Сауд (1906-1975)

король Саудовской Аравии с 1964. Убит.

ФЕЙСАЛАБАД (б. Лайалпур)

город на северо-востоке Пакистана, в Пенджабе. 1,75 млн. жителей (1981, с пригородами). Транспортный узел. Крупный торгово-промышленный центр в районе хлопководства. Хлопчатобумажная, швейная, пищевая, химическая промышленность; машиностроение и металлообработка. Ремесла.

ФЕЙТ (Fut

Fijt) Ян (1611-61), фламандский живописец. Декоративно-эффектные, тонкие по колориту натюрморты и анималистические картины ("Фрукты и попугай", 1645).

ФЕЙХОА

род деревьев и кустарников семейства миртовых. 2 вида. Выращивают фейхоа Селлова в Средиземноморье, Индии, США, в Азербайджане, Грузии, Крыму. В плодах с запахом земляники и ананаса - сахароза, органические кислоты, иод. Употребляют в пищу в основном свежими. Урожайность 60-90 ц с 1 га.

ФЕЙХО-И-МОНТЕНЕГРО (Feijoo y Montenegro) Бенито Херонимо (1676-1764)

испанский просветитель, писатель-энциклопедист. Монах ордена бенедиктинцев. Сборник трактатов "Универсальный критический театр" (1726-39).

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион (1884-1958)





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...