![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что требуется от учащихся при выполнении этого задания: зная, какими бывают изобразительно - выразительные средства языка, восстановить пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: изобразительно - выразительные средства русского языка.
1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении
Название тропа | Что понимается под этим тропом | Пример употребления этого тропа в художественном тексте |
ЭПИТЕТ | Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. | Сквозьволнистые туманы пробирается луна, напечальные пол льет печально свет она. (А. С. Пушкин) |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям. | Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь завоет, тозаплачет, как дитя (А. С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов) |
СРАВНЕНИЕ | Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. | Лед неокрепший на речке студёной,словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
МЕТАФОРА | Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. | Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костер заката. (И Бунин) (Небеса прозрачны как стекла = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката) |
МЕТОНИМИЯ | Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: | Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин), то есть город - порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира. |
А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; | Я три тарелки съел (И. А. Крылов) Выпил всю бутылку. | |
Б) имя автора заменяет название его произведения; | Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева. | |
В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте; | Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) | |
Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека. | Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский) | |
СИНЕКДОХА | Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: | |
А) единственное число употребляется вместо множественного числа; | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) | |
Б) множественное число употребляется вместо единственного числа; | Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин) | |
В) родовое понятие вместо видового; | Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский) | |
Г) видовое понятие вместо родового. | Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь) | |
ГИПЕРБОЛА | Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. | Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В. Маяковский) В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский). |
ЛИТОТА | Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) |
ИРОНИЯ | Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И. Крылова) |
ПЕРИФРАЗА | Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. | Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные). Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов). |
2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность | ||
АНТИТЕЗА | Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. | Ты и убогая, Ты и обильная, Ты могучая, Ты и бессильная, Матушка - Русь! (Н. Некрасов) |
ИНВЕРСИЯ | Обратный порядок слов. | Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов) |
ГРАДАЦИЯ | Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. |
А) ВОСХОДЯЩАЯ | Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. | Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой) |
Б) НИСХОДЯЩАЯ | Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. | Все грани чувств, все грани правды Стёртыв мирах, в годах, в часах (А. Белый) |
ОКСЮМОРОН | Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. | Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ | Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. | А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая. |
АНАФОРА | Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. | Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов) |
ЭПИФОРА | Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. | Я не знаю,где граница Между Севером и Югом, Я не знаю,где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именнотитулярный советник (Н. Гоголь) |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС | Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. | Что день грядущий нам готовит? |
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ | Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам. | Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин) |
ЭЛЛИПСИС | Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. | Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский) |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР | Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. | Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! |
ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ | Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. | Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно. |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Ю. Лермонтов) В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. (А.С. Пушкин) |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Перечисляемые действия, предметы, признаки. | Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький) |
3. Звукопись – игра звуками для усиления выразительности.
АССОНАНС | Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. | Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Некрасов) |
АЛЛИТЕРАЦИЯ | Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. | Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин) |
Примечание:
1)Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства – это тропы, а синтаксические – фигуры речи.
2)В широком смысле к средствам выразительности также относятся:
Синонимы – близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка - Русь! (Н. А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называютрушником, белку -векшей, зайца -ушканом, волка –бирюком.
Алгоритм выполнения задания В8:
1.Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.
2.Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
3.Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.
4.В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).
5.Перенесите ваш ответ в бланк ответов № 1:
• каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными на бланке образцами;
• цифры при перечислении отделяйте запятыми;
• каждую запятую ставьте в отдельную клеточку;
• при записи ответов пробелы не используются.
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!