Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU 623 страница



РЕННЕР Карл (1870-1950)

один из лидеров австрийской Социал-демократической партии и 2-го Интернационала, идеолог австромарксизма. В 1918-20 федеральный канцлер Австрии, выступал за присоединение Австрии к Германии. В 1938 одобрил захват Австрии и Судетской обл. Чехословакии Германией. После освобождения Австрии в 1945 глава Временного правительства. В декабре 1945-50 президент Австрии.

РЕННИН (химозин

сычужный фермент), пищеварительный фермент, вырабатываемый в сычуге (отделе желудка) молодых жвачных животных. Расщепляет пептиды. Издавна используется в сыроварении.

"РЕНО" (Renault)

государственная автомобильная компания Франции. Основана в 1895. Объем продаж 27,1 млрд. дол., чистая прибыль 1,5 млрд. дол., выпуск автомобилей 1,65 млн. шт. (47% производства в стране, 1987), число занятых 182 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).

РЕНО (Renault) Луи (1843-1918)

французский юрист и дипломат. Принимал участие в подготовке Гаагских конвенций. Член Международного третейского суда в Гааге. Труды по международному праву. Нобелевская премия мира (1907, совместно с Э. Монетой).

РЕНОВАЦИЯ (от лат. renovatio - обновление

возобновление), экономический процесс замещения выбывающих в результате морального и физического износа средств производства. Источником реновации служит амортизационный фонд.

РЕНОМЕ (франц. renommee)

мнение, установившееся о ком-либо, репутация.

РЕНТА (нем. Rente

от лат. reddita - возвращенная), доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый рантье в форме процента с предоставляемого в ссуду капитала, а землевладельцем - в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду земельного участка.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (от нем. rentabel - доходный

прибыльный), показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств.

РЕНТГЕН

внесистемная единица экспозиционной дозы рентгеновского и гамма-излучений, определяемая по ионизующему действию их на воздух; назван в честь В. Рентгена; обозначается Р. Дозе в 1 Р соответствует образование 2,083·109 пар ионов в 1 см3 воздуха или 1,61·1012 пар в 1 г воздуха. 1Р = 2,57976·10-4 Кл/кг.

РЕНТГЕН (Рентген) Вильгельм Конрад (1845-1923)

немецкий физик. Открыл (1895) рентгеновские лучи, исследовал их свойства. Труды по пьезо- и пироэлектрическим свойствам кристаллов, магнетизму. Нобелевская премия (1901).

РЕНТГЕНОВСКАЯ АСТРОНОМИЯ

раздел внеатмосферной астрономии, исследующий рентгеновское излучение космических объектов.

РЕНТГЕНОВСКАЯ КАМЕРА

прибор для исследования и контроля атомной структуры веществ, в котором создаются условия дифракции рентгеновских лучей на исследуемом образце и регистрируется на фотопленке дифракционная картина. Применяется в рентгеновском структурном анализе, рентгенографии материалов и рентгеновской топографии.

РЕНТГЕНОВСКАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ

методы исследования атомной структуры по рентгеновским спектрам. Для получения рентгеновских спектров исследуемое вещество бомбардируют электронами в рентгеновской трубке либо возбуждают флуоресценцию исследуемого вещества, облучая его рентгеновским излучением.

РЕНТГЕНОВСКАЯ СЪЕМКА

фотографическая или видеомагнитофонная регистрация теневого изображения различных объектов, получаемого при просвечивании их рентгеновскими лучами. Осуществляется прямым методом - светочувствительный материал экспонируется непосредственно в рентгеновских лучах и косвенным - изображение, образованное на флюоресцирующем экране, переснимается на фотопленку или записывается на магнитофонную ленту.

РЕНТГЕНОВСКАЯ ТОПОГРАФИЯ

исследует дефекты в строении почти совершенных кристаллов (см. Дефекты в кристаллах) путем изучения дифракции на них рентгеновских лучей.

РЕНТГЕНОВСКАЯ ТРУБКА

электровакуумный прибор для получения рентгеновских лучей. Простейшая рентгеновская трубка состоит из стеклянного баллона с впаянными электродами - катодом и анодом (антикатодом). Электроны, испускаемые катодом, ускоряются сильным электрическим полем в пространстве между электродами и бомбардируют анод. При ударе электронов об анод их кинетическая энергия частично преобразуется в энергию рентгеновского излучения.

РЕНТГЕНОВСКИЕ ЛУЧИ

не видимое глазом электромагнитное излучение с длиной волны 10-5 - 102 нм. Проникают через некоторые непрозрачные для видимого света материалы. Испускаются при торможении быстрых электронов в веществе (непрерывный спектр) и при переходах электронов с внешних электронных оболочек атома на внутренние (линейчатый спектр). Источники - рентгеновская трубка, некоторые радиоактивные изотопы, ускорители и накопители электронов (синхротронное излучение). Приемники - фотопленка, люминесцентные экраны, детекторы ядерных излучений. Рентгеновские лучи применяют в рентгеновском структурном анализе, медицине, дефектоскопии, рентгеновском спектральном анализе. Открыты в 1895 В. Рентгеном.

РЕНТГЕНОВСКИЙ ГОНИОМЕТР

прибор для рентгеновского структурного анализа. Регистрирует одновременно направление дифракционных лучей и положение образца.

РЕНТГЕНОВСКИЙ ДИФРАКТОМЕТР

прибор для рентгеновского структурного анализа, в котором используются фотоэлектрические приемники излучения. Измеряет интенсивности и направления дифракционных пучков.

РЕНТГЕНОВСКИЙ МИКРОСКОП

прибор для исследования микроскопического строения объектов с помощью рентгеновского излучения. В проекционном (теневом) рентгеновском микроскопе объект (напр., ботанический срез) располагается вблизи точечного источника рентгеновского излучения; расходящийся пучок просвечивает образец и формирует на удаленной от него фотопленке увеличенное изображение.

РЕНТГЕНОВСКИЙ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ (рентгеноструктурный анализ)

совокупность методов исследования атомной структуры вещества с помощью дифракции рентгеновских лучей. По дифракционной картине устанавливают распределение электронной плотности вещества, а по ней - род атомов и их расположение. В рентгеновском структурном анализе исследуют структуру кристаллов, жидкостей, белковых молекул и др.

РЕНТГЕНОВСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЕ

электромагнитное излучение космических тел в диапазоне энергий фотонов от 100 эВ до 105 эВ, регистрируемое рентгеновскими телескопами. Существуют дискретные источники и диффузный фон космического рентгеновского излучения. К галактическим источникам относятся преимущественно нейтронные звезды и, возможно, черные дыры, шаровые звездные скопления, к внегалактическим источникам - квазары, отдельные галактики и их скопления.

РЕНТГЕНОГРАММА

зафиксированное на фотопленке изображение объекта, возникающее при взаимодействии рентгеновских лучей (их поглощении, отражении, дифракции) с веществом.

РЕНТГЕНОГРАФИЯ

в медицине (скиаграфия) - метод рентгенодиагностики, заключающийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

РЕНТГЕНОГРАФИЯ МАТЕРИАЛОВ

область материаловедения, основана на рентгеновских методах изучения структур материалов. В рентгенографии материалов исследуют кристаллическую структуру, фазовый состав и его изменения, состояние деформированных или подвергнутых другому воздействию материалов.

РЕНТГЕНОДЕФЕКТОСКОПИЯ

основана на поглощении рентгеновских лучей, проходящих через контролируемый материал. Применяют в основном для выявления раковин, грубых трещин, ликвационных включений в литых и сварных изделиях.

РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКА

в медицине - распознавание заболеваний на основе данных рентгенологических исследований (рентгеноскопии, рентгенографии).

РЕНТГЕНОКОНТРАСТНЫЕ СРЕДСТВА

различные химические вещества, которые при введении в организм улучшают изображение исследуемого объекта (увеличивая или уменьшая поглощение рентгеновских лучей и создавая контрастность рентгеновского изображения). Наряду с "тяжелыми" (сульфат бария, препараты иода) применяются "легкие" рентгеноконтрастные средства (воздух, кислород и др.).

РЕНТГЕНОЛОГИЯ

область медицины, изучающая применение рентгеновского излучения для исследования строения и функций органов и систем, рентгенодиагностики заболеваний.

РЕНТГЕНОСКОПИЯ

один из основных методов рентгенодиагностики, заключающийся в получении (обычно на рентгеновском экране) изображения исследуемого объекта.

РЕНТГЕНОТЕРАПИЯ

применение рентгеновского излучения для лечения опухолевых и других заболеваний; вид лучевой терапии.

РЕНУАР (Renoir) Жан (1894-1979)

французский кинорежиссер. Сын О. Ренуара. Фильмы: "Жизнь принадлежит нам", "На дне" (оба 1936), "Великая иллюзия" (1937), "Марсельеза" (1938), "Французский канкан" (1954), "Завтрак на траве" (1959), "Пришпиленный капрал" (1962), телефильм "Маленький театр Жана Ренуара" (1969) и др. Для Ренуара характерны соединение жизненного правдоподобия с поэтическим восприятием мира, в изобразительных и цветовых решениях - ориентация на традиции импрессионистской живописи.

РЕНУАР Огюст (1841-1919)

французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия ("Мулен де ла Галет", 1876, "Ж. Самари", 1877).

РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1815-1903)

французский философ, глава т. н. неокритицизма (французской версии неокантианства). Основной тезис гносеологии Ренувье - "нет объекта без субъекта" (материи - без сознания) - получил развитие в имманентной философии и эмпириокритицизме. Этика Ренувье - один из истоков персонализма.

РЕНЬЕ (Regnier) Анри Франсуа Жозеф де (1864-1936)

французский писатель. В близкой к символизму поэзии (сб. "Как во сне", 1892, "Зеркало часов", 1910) сочетание декоративности с подлинной влюбленностью в земную красоту. Роман "Героические иллюзии Тито Басси" (1916), "Грешница" (1920) и др. эстетизируют быт французской знати 17-18 вв. Рассказы.

РЕНЬЕ Матюрен (1573-1613)

французский поэт. В сборнике "Сатиры" (1608-13) даны картины жизни французского общества на рубеже 16 и 17 вв.

РЕНЬО (Regnault) Анри Виктор (1810-78)

французский физик и химик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1848). Определил физические константы многих газов, паров, жидкостей и твердых тел.

РЕНЬЯР (Regnard) Жан Франсуа (1655-1709)

французский драматург. Комедии положений "Любовные безумства" (1704), "Единственный наследник" (1708). Автобиографический роман "Провансалка" (издан 1731).

РЕОБАЗА (от греч. rheos - течение

поток и basis - основание), наименьшая сила постоянного электрического тока, вызывающая при достаточной длительности действия возбуждение в живых тканях. Реобаза, как и хронаксия, характеризует возбудимость тканей.

РЕОВИРУСЫ

семейство РНК-содержащих вирусов. Размножаются в цитоплазме клеток насекомых, птиц, млекопитающих и высших растений.

РЕОЛОГИЯ (от греч. rheos - течение

поток и...логия), изучает процессы, связанные с необратимыми остаточными деформациями и течением различных вязких и пластичных материалов (неньютоновских жидкостей, дисперсных систем и др.).

РЕОМЮР (Reaumur) Рене Антуан (1683-1757)

французский естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1737). Труды по регенерации, физиологии, биологии колоний насекомых. Предложил температурную шкалу, названную его именем.

РЕОМЮРА ШКАЛА

температурная шкала, один градус которой равен 1/80 разности температур кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении, т. е. 1 °R - 5/4 °С. Практически вышла из употребления. Предложена Р. Реомюром (1730).

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

преобразование, переустройство, напр. изменение структуры и функций учреждений, организаций и др.

РЕОСТАТ (от греч. rheos - течение

поток и...стат), устройство для регулирования напряжения и тока в электрической цепи, основная часть которого - проводящий элемент с активным электрическим сопротивлением, значение которого можно изменять плавно или ступенями в соответствии с заданными условиями.

РЕОСТАТНЫЙ ДАТЧИК

измерительный преобразователь в виде реостата, сопротивление которого изменяется (вследствие перемещения подвижного контакта) пропорционально измеряемой величине (линейному или угловому перемещению). Применяется в следящих электроприводах, как датчики перемещения и др.

РЕПА

двулетнее травянистое растение рода капуста семейства крестоцветных. Овощная (собственно репа) и кормовая (турнепс) культура (в корнеплодах сахароза, витамин С, каротин), на всех континентах; в Российской Федерации главным образом в Нечерноземной зоне, урожайность до 350 ц с 1 га.

РЕПАРАЦИИ (от лат. reparatio - восстановление)

в международном праве - вид материальной международно-правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в мирном договоре. См. также Контрибуция.

РЕПАРАЦИЯ

свойственный клеткам всех организмов процесс восстановления природной структуры ДНК, поврежденной при нормальном биосинтезе ДНК в клетке или в результате воздействия физическими или химическими агентами. Осуществляется специальными ферментными системами клетки. Ряд наследственных болезней (напр., пигментная ксеродерма) связан с нарушениями систем репарации.

РЕПАРТИМЬЕНТО (исп. repartimiento - распределение)

одна из форм зависимости индейского населения в испанских колониях в Америке, заключавшаяся в распределении между колонистами земель вместе с проживавшим на них коренным населением. В Мексике репартимьенто называли также принудительную трудовую повинность.

РЕПАТРИАЦИЯ (от ср.-век. лат. repatriatio - возвращение на родину)

возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за ее пределами вследствие войны, а также эмигрантов.

РЕПАТРИАЦИЯ ЗАЙМОВ

возвращение в страну облигаций займов, размещенных среди иностранных держателей за границей. Осуществляется путем скупки этих облигаций выпустившим их государством или его гражданами.

РЕПЕЙНИК

то же, что лопух.

РЕПЕЛЛЕНТЫ (от лат. repellens - отталкивающий

отвращающий), химические препараты из группы пестицидов, отпугивающие насекомых, клещей, грызунов, птиц. Наиболее часто применяют репелленты против кровососущих насекомых, мух и клещей.

РЕПЕР

в геодезии - знак пункта с известной абсолютной высотой - металлический диск с выступом (или с отверстием - марка), закрепляемый в стенах долговременных сооружений, или бетонный монолит, заложенный в грунт.

РЕПЕР (франц. repere) в пространстве (на плоскости)

совокупность трех (двух) векторов с общим началом, не лежащих в одной плоскости (на одной прямой) и взятых в определенном порядке.

РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ

в термометрии - первичные воспроизводимые температурные точки, каждой из которых присвоена определенная температура. На реперных точках построена Международная практическая температурная шкала.

РЕПЕРТУАР (от позднелат. repertorium - список)

совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия "современный репертуар", "классический репертуар".

"РЕПЕРТУАР И ПАНТЕОН"

российский театральный ежемесячный журнал, 1839-56, Санкт-Петербург (менял название: первое - "Репертуар русского театра", последнее - "Пантеон").

РЕПЕРТУАРНЫЕ ТЕАТРЫ (Repertory theatres)

английские драматические театры кон. 19-20 вв. с репертуаром из нескольких пьес. Называются так и во многих других странах в отличие от театров, играющих одну и ту же пьесу, пока спектакль делает сборы.

РЕПЕРФОРАТОР (от ре... и перфоратор) в телеграфии

устройство для пробивания отверстий в бумажной ленте в соответствии со знаками телеграфного кода, поступающими от телеграфного передатчика. Используют на телеграфных станциях для переприема телеграмм.

РЕПЕТЕКСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

в Туркмении, в 70 км к юго-западу от Чарджоу, в Вост. Каракумах. Основан в 1928. Площадь 4600 га. Закрепленные бугристые пески с зарослями белого и черного саксаулов; барханно-грядовые пески. Тарантул, фаланга, песчаный скорпион. 23 вида пресмыкающихся, в т. ч. серый варан, сцинковый геккон. Первый пустынный биосферный заповедник (с 1978).

РЕПЕТИЦИЯ (от лат. repetitio - повторение)

1) основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).2) Быстрое повторение одного и того же звука на клавишных и некоторых других инструментах.3) Свойство фортепианной механики, обеспечивающее извлечение быстро повторяющегося звука; различают фортепиано с простой (6-8 ударов/с) и с двойной (ок. 12 ударов/с) репетицией.

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930)

российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).

РЕПИН Илья Ефимович [24 июля (5 августа) 1844

Чугуев, ныне Харьковская область Украины - 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области], российский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 - в Куоккале, в своем имении "Пенаты". Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок."Бурлаки на Волге"Уже религиозные картины, исполненные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе - Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа - уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию - общей драматической задаче. "Бурлаки на Волге" (1870-73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов - в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым в 1870 году - картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры - народных типов - и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги.Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. "Я человек 60-х годов,... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов", - свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880); и добавляет: "окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры". Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых "узоров", чутко воспринимая веяния и импрессионизма, и символизма. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова, то "Мира искусства", но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом.Главная картина парижского периода ("Садко в подводном царстве", 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана. Но художник стремится закрепить успех "Бурлаков" в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни - таких, как "Проводы новобранца" (1879, там же) и "Вечорницi" (1881, Третьяковская галерея). Итогом этих поисков стал новый шедевр - "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, там же). "Вся Русь" как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной "соборности" мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в "никуда", в некий незримый, но явственно ощутимый тупик.Тема революцииРастущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого стал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах "Отказ от исповеди" (1879-85), "Не ждали" (1884), "Арест пропагандиста", 1880-92; все - Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов - борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в "Не ждали") - психологической пластикой персонажей и "говорящих" деталей. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад ("Прием волостных старшин Александром III", 1885, там же; несколько портретов Николая II, 1890-е гг).Исторические мотивыОсовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому ("Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре", 1879, там же), насилия и страха ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885, там же), сокрушительного, победного веселья ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына - настоящая "картина-триллер", говоря современным языком, - производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.ПортретыЧрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции ("Мужичок из робких", 1877, Нижегородский художественный музей; "Мужик с дурным глазом" и "Протодиакон", - оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры ("Н. И. Пирогов", "М. П. Мусоргский", 1881; "П. А. Стрепетова", 1882; все - там же; портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные ("Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты ("Славянские композиторы", 1871-72, Московская консерватория; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901-03, совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, Русский музей). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера ("Графиня Луиза Мерси дАржанто", 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных ["Осенний букет" (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой].Особенности стиля Репина. ГрафикаРеализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в "Государственном Совете") и модерн, - эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, - от иллюстраций к "Запискам сумасшедшего" Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901; И. С. Остроухова, 1913; все - там же). Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников -Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову.ИтогиСтранная картина "Какой простор!" (1903, Русский музей) - с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, - удивляет своим загадочным аллегоризмом. В 1917 Репин пишет новый вариант "Бурлаков" под названием "Быдло империализма" (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих "Пенатах", он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом, и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, "Голгофу" (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И. И. Бродский и К. И. Чуковский). Чуковский после смерти художника выпускает в 1937 сборник его мемуаров и статей об искусстве ("Далекое близкое"), неоднократно затем переиздававшийся.Литература:Грабарь И. Э. И. Е. Репин. М., 1963-64. Т.1-2.Лясковская О. А. И. Е. Репин. М., 1982.Чуковский К. И. И. Репин. М., 1983.И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985.И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994.Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996.М. Н. Соколов

РЕПИН Николай Петрович (1796-1831)

декабрист, штабс-капитан. Член Северного общества декабристов. Осужден на 8 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1831 на поселении в Иркутской губ. Художник-акварелист.

РЕПИНО (до 1948 Куоккала)

поселок городского типа в Российской Федерации, Ленинградская обл., на побережье Финского зал., в 40 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция. 4,2 тыс. жителей (1993). Климатическая курортная местность. Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты".

РЕПЛИКА (от лат. replico - возражаю)

1) краткое замечание, возражение, ответ.2) Возражение стороны на судебном процессе.3) В литературе, театре, кино - компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого.4) В изобразительном искусстве реплика - авторское повторение художественного произведения, незначительно отличающееся от оригинала.

РЕПЛИКАЦИЯ (от позднелат. replicatio - повторение) (ауторепродукция

аутосинтез, редупликация), удвоение молекул ДНК (у некоторых вирусов РНК) при участии специальных ферментов. Репликацией называется также удвоение хромосом, в основе которого лежит репликация ДНК. Репликация обеспечивает точное копирование генетической информации, заключенной в молекулах ДНК, и передачу ее от поколения к поколению.





Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...