![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Личность, гражданское общество и правовое государство
Право собственности
Вопрос
Важнейшим элементом, скрепляющим гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность.
Для зрелой правоспособной личности, радеющей об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина. Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции "государство — гражданское общество".
Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность за свои поступки как перед гражданами, так и перед государством и его законами. Статус гражданина позволяет самосознанию отдельной личности возвыситься с уровня частного лица до уровня "государственного человека", "юридического человека", имеющего представление о разнице между законом и правом и знающего цену тому и другому.
Гражданское общество не только исповедует философию и мораль частной жизни, но и активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру. Помогая гражданину осознать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, способных активно влиять на жизнь государства.
Гражданин, сознающий ценность собственной личности, находит для своей потребности в сохранении личной автономии юридическое выражение в доктрине либерализма, в идее гражданских свобод и естественных прав человека на социальное самоопределение.
Антропосоциология либерализма исходит из презумпции изначальной добропорядочности человека, из веры в способность людей достойно распорядиться своей свободой, из уверенности в том, что государство и личность должны рассматриваться как равновеликие ценности.
Либерализм — это позиция принципиального антиэтатизма. Свою практическую задачу он видит в том, чтобы с помощью теоретических средств оберегать индивидуальную свободу от неправомерных вторжений в ее пространство представителей государственных властей, официальных институтов.
Гражданин с развитым политико-правовым сознанием способен предпринимать практические усилия по созданию специальных средств для проведения либеральной идеи в жизнь -парламента, демократических партий, свободной печати и т. д. Через них у индивида как частного лица, представляющего отдельные корпорации гражданского общества, появляется возможность играть роль и выполнять функции гражданина и активно воздействовать на государство, ограничивая при необходимости его властные прерогативы, не допускать их гипертрофии.
Гражданин — это лицо, которое имея возможность жить для себя, обладая правом вести приватное существование в кругу близких, тем не менее принимает сознательное решение активно участвовать в практике налаживания и совершенствования консенсуально-конструктивных отношений между гражданским обществом и государством.
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.
Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.
Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.
Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества.
Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.
В России в конце XIX — начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели — Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. Но после революции сформировавшаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. прошлого века проблема правового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.
Вопрос Право собственности. Понятие и содержание.
Право собственности (в объективном смысле) – система правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, не изъятым из оборота. 2 точки зрения: Толстой - правовой институт, Суханов - подострасль.
Право собственности (в субъективном смысле) – это юридически обеспеченная возможность для лица, присвоившего вещь на законных основаниях владеть, пользоваться и распоряжаться.
Содержание образует следующие правомочия:
Владение – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над вещью;
Пользование - это юридически обеспеченная возможность эксплуатировать вещь, извлекать из нее полезные свойства для себя;
Распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определять юридическую судьбу вещи.
Владение бывает законное (титульное) и незаконное. Незаконное делится на добросовестное (владелец не знает и не должен знать о незаконности своего владения) и недобросовестное (владелец знает или должен знать).
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!