![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Наиболее распространенным и универсальным методом абсолютной градуировки электроакустических преобразователей является метод, основанный на использовании принципа взаимности. Различают метод взаимности в цилиндрической волне, в плоской волне, в трубе, в малой камере, в дифузном поле.
Метод взаимности в цилиндрической волне — это градуировка, проводимая в специальных условиях, когда между излучателем и гидрофоном распространяются только цилиндрические волны. Такое условие выполняется между двумя длинными параллельными линейными или тонкими цилиндрическими преобразователями. Расстояние между двумя линиями должно быть достаточно малым, чтобы гидрофон находился в ближнем поле излучателя, где звуковая энергия распространяется с двумерным расхождением. Звуковое давление на линейном гидрофоне меняется от точки к точке, но давление, усредненное вдоль линии, обратно пропорционально расстоянию d.
При методе взаимности в плоской волне градуировка проводится в особых условиях, когда между излучателем и гидрофоном распространяются только плоские бегущие волны. Это условие выполняется, например, между двумя большими поршневыми преобразователями, показанными. Расстояние между двумя преобразователями должно быть достаточно мало, чтобы гидрофон находился в ближнем поле излучателя. В ближнем поле большого поршневого преобразователя звук распространяется нерасходящимся, или коллимированным, пучком. Хотя звуковое давление изменяется от точки к точке, среднее давление в любой плоскости, параллельной излучающей поверхности поршня, одинаково. Следовательно, звуковая энергия в ближнем поле распространяется- в форме плоских бегущих волн.
На рис. 2.11 буквами Р, Т и Н обозначены три преобразователя, необходимые при градуировке методом взаимности в трубе: Р — излучатель, Т — взаимный преобразователь и Н — гидрофон. Второй излучатель Р' используется как активный управляемый импеданс для создания бегущей волны в трубе. Для градуировки гидрофона проводятся три измерения, уже известные из рис. 2.5 и соотношения (2.17). Два из них, Р-+Т и Р-+Н, производятся с установкой, представленной на рис. 2.11, а. Звук исходит из Р, распространяется в виде плоских бегущих волн, минуя Н, и попадает на Т. При надлежащем выборе амплитуды и фазы сигнала в Р' по отношению к сигналу в Р волны, попадающие на Т, не отражаются; вся звуковая энергия поглощается преобразователем Т или часть ее проходит дальше и поглощается Р'. Измерение Т-*-Н производится с установкой, показанной на рис. 2.11,6. Теперь звук исходит из Т. Плоские бегущие волны распространяются в обоих направлениях и поглощаются Р и Р'. В этом случае Р и Р' действуют как волновые сопротивления акустических передающих линий.
Термин «малая камера» используется в акустике применительно к малой полости, осуществляющей акустическую связь- между излучателем (или громкоговорителем) и гидрофоном. Такая камера обычно мала по сравнению с длиной звуковой волны в среде, заполняющей ее, а ее стенки имеют высокий акустический импеданс. Поэтому давление практически одинаково во всем объеме камеры и равно звуковому давлению, создаваемому излучателем.
Малая камера подобна малым камерам для градуировки сравнением, о которых говорилось в разд. 2.2.3. Однако имеется важное отличие, которое заключается в том, что при первичной градуировке гидрофонов акустическая масса m (рис. 2.3 и 2.4) должна быть устранена, чтобы давление, воздействующее на гидрофон, было равно давлению, создаваемому возбудителем. С этой целью камеры делаются очень малых размеров, так что гидрофоны вводятся туда лишь частично; при этом диафрагмы преобразователей образуют часть стенок камеры.
Предположим, что у нас имеется реверберационная камера с хорошими диффузными характеристиками, т. е. с многими симметричными отражающими поверхностями, так что установившийся уровень звукового давления одинаков везде, за исключением области вблизи излучателя. Поместим в камеру обычный излучатель Р, взаимный преобразователь Т и гидрофон Н. Пусть излучатель работает в некотором фиксированном режиме. Звуковое давление в камере будет возрастать до тех пор, пока звуковая мощность, рассеиваемая в стенках камеры, станет, равна мощности, создаваемой в камере излучателем. В этом установившемся режиме звуковое поле в каждой точке камеры можно считать состоящим из двух частей: 1) звукового поля Ри создаваемого непосредственно излучателем, и 2) диффузного
Три преобразователя можно разместить так, чтобы преобразователи Г и Я принимали только диффузное звуковое поле Pdf, создаваемое излучающим преобразователем (Р или Т), т. е. выполнить требование pdf^pt- Влияние давления прямого поля pf можно уменьшить, увеличивая размеры камеры, что позволяет, кроме того, увеличить расстояние между преобразователями. Давление pdf можно увеличить, выбирая камеру с малым коэффициентом поглощения стенок, или с большим временем реверберации.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!