Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методологические принципы социального познания



План:

1. Определение методологии, составляющие методологии.

2. Уровни методологии: философская, общенаучная, специально-научая.

3. Определение социологической методологии и ее структура.

4. Основные познавательные процедуры при изучении социальных явлений: описание, объяснение, прогнозирование.

5. Базовые методологические принципы социологического исследования: объективность, фальсифицируемость, эмпиризм, скептицизм.

Полный ответ:

Методология (с греч. «методос» – путь вслед за чем либо и «логос» - мысль, знание) – учение о методах, исходных принципах и эффективных способах познания

Методология включает анализ и изложение:

Уровни методологии:

  1. философская методология (изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая и познание научное). Совпадает с гносеологической, но гносеология концертирует внимание на анализе знаний, а методология на процессуальных характеристиках познавательного знания
  2. общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках
  3. специально-научная методология, т.е. методология конкретных наук: биологии, физики, социологии и т.д.

Социологическая методология – учение о системе онтологических предпосылок, принципы, подходов, методов, объясняющих структуру социального знания, способы его получения, его приращение, развитие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки, представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущности, назначения, возможности и границ научного социологического познания

Структура социологической методологии включает семь основных разделов:

  1. Онтологические и гносеологические предпосылки социологического познания
  2. Принципы социологического познания
  3. Основные способы понимания и объяснения социальной действительности, т.е. основные парадигмы развития социологического знания
  4. Основные подходы и методы, используемые в социологическом познании
  5. Структура социологического знания, виды социологических знаний
  6. Логика социологического исследования, последовательность и взаимосвязь процедур получения социальных знаний
  7. Проблемы использования знаний в общественной практике

Методология определяет логику социального исследования, т.е. последовательность и взаимосвязь познавательных процедур, используя которые социолог может получить научные знания об изучаемых социальных явлениях. К основным исследовательским процедурам (приемам) обычно относят описание, объяснение и прогнозирование

Описание – процесс закрепления и передачи информации, полученной в результате как эмпирического, так и теоритического изучения объективно существующих социальных явлений. Ученый должен стремится от простых форм описания к сложным. Основные методы описания: группировка, типологизация, обобщение, систематизация. В результате осуществления процедур описания может быть создана эмпирическая модель объекта, т.е. такая модель, которая даст исследователю целостное описание закономерностей, относящихся к исследуемому объекту.

Объяснение – это раскрытие на основе теории и эмпирических данных сущности объекта путем демонстрации того, что объект подчиняется определенным закономерностям или совокупности.

Социологического объяснение – сложное и комбинированное объяснение социального явления.

Объяснение включает в себя:

  1. Explanans, т.е. совокупность положений, суждений, объясняющих изучаемый объект;
  2. Explanandum, т.е. совокупность положений, суждений, отображающих объясняемое явление.

Между 1 и 2 существует логическое отношение следования, либо индуктивное (распространение частных результатов отдельного исследования на другие схожие социальные феномены), либо дедуктивное (распространение общих знаний социальных законов и закономерностей на конкретные ситуации).

Прогнозирование – познавательная деятельность, имеющая целью выявление перспектив развития социальных явлений, деятельность, направленная на установление возможных вариантов вмешательства людей в «естественное», неконтролируемое изменение социальных процессов. Существует два основных типа прогнозирования: поисковое (генетическое) – является установление будущих состояний объекта на основе знаний о динамике его прошлых состояний и настоящего состояния, и нормативное (телеологеское) – дает характеристику желаемых будущих состояний объекта и путей и средств, позволяющих придать прогнозируемому объекту желаемые качества.

Существуют базовые методологические принципы научного социального знания, среди которых можно выделить:

Объективность исследователя, ненормативность. Исследователь не должен подходить к изучению проблемы тенденциозно, он должен стремиться абстрагироваться от своих мировоззренческих установок и идейно-политических предпочтений. Обобщение, анализ, и интерпретация фактов не должна включать моральных оценок. Оценки можно давать исходя из эффективности, целесообразности, но не из моральных устоев и аксиологических ориентаций исследователя.

Фальсифицируемость. Возможность проверки результатов исследования. В качестве доказательств своих положений ученый должен представить аргументы, которые могли бы быть критически рассмотрены научным сообществом. Карл Поппер считал, что любое научное положение следует попытаться опровергнуть. И только в том случае, если это не удалось, его можно отнести к научному факту.

Эмпиризм, подтверждение теоретических положений фактическим материалом. Этот принцип связан с предыдущими. Любой исследователь должен опираться на фактический материал, причем на всю совокупность фактов. Можно из всего массива информации отобрать только те факты, которые подтверждают умозаключения исследователя, это также будет тенденциозностью, хотя порой неосознанной. Необходимо использовать всю совокупность фактического материала. При этом оценка событий (теоретическая интерпретация) должна вытекать из изученных фактов, а не предшествовать их изучению.

Скептицизм. Критический подход к выводам и аргументам ранее проведенных исследований.

Помимо этого, при изучении общества, социальному ученому необходимо учитывать особенности изучаемого объекта, а именно, его сложность, многофакторность, динамичность и двойственность его природы (см. вопрос 1).

  1. Понятие парадигмы в социологии. Основные парадигмы современной социологии.

План:

1. Понятие «парадигма» в работе Куна.

2. Три признака парадигмы.

3. Мультипарадигмальность в социологии.

4. Основные парадигмы в социологии: макросоциологические концепции, микросоциологические концепции, интегративная парадигма.

Полный ответ:

Парадигма – это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательских проблем.

Понятие «парадигма» (от греч. «парадигма» - пример, образец) в социологию было введено американским историком и социологом науки Томасом Куном (1922–1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля служили в Античности и Средневековье непререкаемым образцом постановки и решения проблем при изучении природных явлений, а в Новое время их заменили в качестве образца труды Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Смена парадигмы приводит к тому, что ученые видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Можно даже сказать, что после научной революции они имеют дело с иным миром.

Ситуация в современной социологии несколько отличается от модели развития науки, предложенной Куном.

Руководствуясь данным им определением, можно выделить три главных признак а существования парадигмы:

1) наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений;

2) наличие классиков, труды которых служат образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений;

3) наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем.

В социологии существует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими тремя признаками. На этом основании некоторые исследователи считают, что социология находится в кризисе, переживает период научной революции. Однако другие исследователи полагают, что одновременное существование множества парадигм не является свидетельством кризиса, что социология – это мультипарадигмальная наука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии для социологии впервые обосновал в середине 1970х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер.

Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы созданные раньше не исчезают, а увеличивающееся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.

Из общего множества парадигм, существующих в современной социологии, можно выделить основные, наиболее часто применяемые в социологических исследованиях и привлекающие наибольшее число ученых:

1. Макросоциологические парадигмы (объективистская): социальные явления рассматриваются как объективно существующие, не зависящие от идей и мнений членов общества. В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание уделяют выявлению социальных структур, определению характера их взаимодействия. К макросоциологическим парадигмам относят:

- Теорию структурного функционализма (Герберт Спенсер), которая акцентирует внимание на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы, преодоления дисфункциональности в деятельности социальных институтов.

- Теорию конфликта, которая считает движущей силой социального прогресса конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон. Причины и характер такого противоборства объясняются по-разному, поэтому существуют различные версии конфликтологической парадигмы. Основоположник теории социального конфликта Маркс рассматривал общество как целостность, состоящую из классов, интересы которых не совпадают, что порождает классовый конфликт, который должен быть разрешен с помощью социальной революции; Социология конфликта Р. Дарендорфа основана на тезисе о том, что каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Существование конфликтующих групп связано с наличием у одних возможности властвовать и господствовать над другими, поэтому и структурирование общественных групп основано на отношениях господства и подчинения.

- Социологизм Дюркгейма.

2. Микросоциологические парадигмы: общество интерпретируется как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируется внимание на специфичности социального поведения человека. Эта парадигма трактует социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей.

К данным парадигмам относятся:

- Теория социального действия немецкого социолога Макса Вебера. Социальными он называет такие действия, которые содержат субъективно подразумевающийся смысл, доступный пониманию других индивидов. Действия и взаимодействия людей всегда сознательны, опосредованы определенными мотивами или намерениями;

- Теория символического интеракционизма (Джордж Мид), которая исходит из того, что в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и происходит становление индивидуального сознания. Люди наделяют воздействующие на них стимулы значением и реагируют на эти значения или символы;
- Теория социальной феноменологии (Альфред Щюц), которая акцентирует внимание на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений;
- Этнометодологическая парадигма (Гаральд Гарфинкель), которая при анализе общества акцентирует внимание на методах, используемых индивидами для воспроизводства социальной жизни. Упорядоченность межличностных взаимодействий достигается с помощью принятия на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их взаимодействия.

3. Выделяют также третью группу парадигм в социологии – интегральную, которая пытается бесконфликтно совместить две предыдущие группы парадигм.

К данной парадигме можно отнести концепцию Питирима Сорокина, который рассматривает общество в контексте его культурно-обусловленных взаимоотношений с индивидами и группами; концепцию П.Бурдье, называвшего себя структурным конструктивистом или конструктивным структуралистом, Э.Гидденса с его теорией структурацией.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...